№ | Тема урока. | Кол-во часов. | Тип урока. | Элементы содержания. | Планируемые результаты освоения материала. | Вид контроля. Словарная работа. | Дата проведения. |
|
|
|
|
|
|
|
| План. | Факт. |
Введение. Русский и родной языки как явление национальной культуры. (1ч.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | Русский и родной языки как явление национальной культуры. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом.
| Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе. Русский язык – национальный язык русского народа, явление национальной культуры. | Понимать роль русского языка как средства общения в межнациональном коллективе, бережно и сознательно относиться к языкам как национальным ценностям. | Устное сообщение на тему «Мой язык – моя культура». С.Р. Монография эффективный билингвальный-двуязычный целостный | I четверть
01.09
|
|
Повторение и систематизация изученного 6 классе. (1 ч.) + Текст (2 ч.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | Повторение пройденного в 6 классе. Морфология. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Прямое и переносное значение слова. Основные способы образования слов в русском языке. Правописание морфем. Имя существительное. Глагол. Вид глагола. Правописание окончаний глаголов I и II спряжения. Имя прилагательное. Правописание прилагательных. Количественные и порядковые числительные, их правопи сание. Местоимения. | Знать: части речи, их морфологические и грамматические признаки. Уметь: опознавать части речи; определять функцию в предложении и тексте, употреблять в речи. | Заполнить таблицу «Части речи» своими примерами.
С.Р. в заводях, осока, мольберт, холст, улитка. | 02.09 |
|
3 | Текст. (14 часов) Развитие речи. Текст. Типы речи: повествование, описание, рассуждение.
Текст 14/1 | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Текст как речевое произведение. Основная мысль текста. Микротема текста. Типы речи: повествование, описание, рассуждение, их ком позиционные особенности. Сложный план. Повторить сведения о тексте и его комплексном анализе. | Знать: основные признаки текста, типы речи. Уметь: анализировать текст, определять его типовую принадлежность; создавать тексты различных типов речи. | Работа с текстами. | 05.09 |
|
4 | Развитие речи. Стили речи. Разговорный и книжные стили: научный, официально-деловой, публицистический, художественный. Текст 14/2
| 1 | Комбинированный урок. | Стили речи. Разговорный и книжные стили. Сфера их употребления и жанровые разновид ности. Стиль художественной литературы. Повторить изученные стили языка, познакомить с особенностями публицистического стиля. | Знать: стили речи, их признаки, особенности. Уметь: определить стилевые особенности текста; аргументировано доказывать. | Работа с текстом.
С.Р. Этика, эстетика, эрмитажный, полотно, анатом. | 08.09 |
|
Лексика. Фразеология. Культура речи. (4 ч.) + Текст (1 ч.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 | Лексика и фразеология. Повторение знаний о лексике. Исконно русские и заимствованные слова. | 1 | Комбинированный урок. | Многозначные слова и омонимы. Синонимы и антонимы. Контекстуальные синонимы и антонимы. Синонимические ряды. Умение использовать названные лексические пласты с уче том знания сферы их употребления и стиля речи. Исконно русские слова. Заимствованные слова. Причины появления заимствованных слов в русском языке. | Знать: понятия лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы. Уметь: подбирать синонимы и антонимы к слову; различать многозначные слова и омонимы; работать со словарями и другой справочной литературой; устанавливать заимствованные слова и подбирать к ним синонимы; определять по этимологическому словарю или словарю иностранных слов, из какого языка заимствовано слово; объяснять значения заимствованных слов, появившихся в последнее время. | Словарный диктант.
С.Р. Око памятник сухопутный рукописи менеджер | 09.09 |
|
6 | Неологизмы и устаревшие слова.
| 1 | Урок ознакомления с новым материалом.
| Понятие о неологизмах, устаревших словах. Неологизмы. Устаревшие слова (архаизмы и историзмы). Причины устаревания слов в языке. Стилистическое исполь зование устаревших слов и неологизмов. Словари иностранных слов.
| Знать: неологизмы и устаревшие слова; причины выхода из общего употребления слов . Уметь: находить неологизмы, появившиеся в связи с развитием науки, техники, искусства, общества; определять, по образцу каких слов, имеющихся в языке, образованы неологизмы; находить устаревшие слова; разграничивать историзмы и архаизмы; подбирать синонимы к архаизмам.
| Работа с разными текстами (по истории и стихотворения).
С.Р. Дьяк, кафтан, ланиты, уста, перст, чело, око. | 12.09 |
|
7 | Общеупотребительные слова. Профессиональные слова, термины. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Общеупотребительные слова. Профессиональные слова. Ис пользование профессиональных слов в художественной лите ратуре. Терминологическая лексика, сфера ее использования. | Уметь: устанавливать профессиональные слова, разграничивать общеупотребительные и профессиональные слова; устанавливать зависимость между употреблением терми нологической лексики и стилем речи.
| Тестирование. (сб. тестов)
С.Р. Катет, гипотенуза | 15.09 |
|
8 | Фразеологические обороты. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Фразеологизмы, их значение и грамматическое строение. Синтаксическая роль фразеологизмов. Фразеологизмы-синони мы и фразеологизмы-антонимы, Многозначность и омонимия фразеологизмов. Фразеологизмы разговорные и книжные. Сти листически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Исто ки фразеологизмов. Фразеологические словари.
| Уметь: уместно употреблять фразеологизмы в устной и пись менной речи; подбирать к фразеологизмам синонимы и антонимы; пользоваться фразеологическим словарем.
| Самостоятельная работа по упр. 36,38.
С.Р. Сломя голову, тёртый калач, от корки до корки | 16.09 |
|
9 | Развитие речи. Сложное синтаксическое целое и абзац.
Текст 14/3. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Понятие о сложном синтаксическом целом и абзаце. Совпадение и несовпадение абзаца со сложным синтаксическим целым. Разбор текстов. | Знать: понятия сложное синтаксическое целое, абзац; их отличие. Уметь: правильно определять сложное синтаксическое целое и абзац.
| Выполнение упр.42.
С.Р. Непременно, отступление | 19.09 |
|
Словообразование. Культура речи. (2 ч.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 | Морфологические способы образования слов в русском языке.
| 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Морфологические способы образования слов в русском язы ке (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение). Морфемный и словообразовательный анализ слова.
| Знать: основные способы образования слов (морфологические и неморфологический способы). Уметь: соотносить слово с исходным и выявлять словообразующие морфемы; производить словообразовательный разбор. | Выборочный диктант.
С.Р. Созидательный, процветание залог, инвестиция | 22.09 |
|
11 | Неморфологический способ образования слов в русском языке | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Неморфологический способ образования слов в русском языке (переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие).
| Знать: основные способы образования слов (морфологический и неморфологические ). Уметь: устанавливать случаи перехода слов из одних частей ре чи в другие; разграничивать морфологические и неморфологический способы образования слов. | Тестирование. | 23.09 |
|
Морфология и орфография. Имя существительное и его употребление в речи. (7 ч.)+ Текст. (1 ч.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 | Имя существительное. Образование существительных с помощью суффиксов.
| 1 | Комбинированный урок. | Определение рода существительных с помощью разных средств: морфологических, синтаксических, словообразовательных. Падежи существительных. Текстообразующая роль существительных. Основные способы образования имен существительных. Образование существительных с помощью суффиксов и их правописание. Правописание суффиксов -чик, -щик. | Знать: морфологические признаки имени существительного, его роль в предложении; род, число, падеж, типы склонения имен существительных; образование существительных с помощью суффиксов; правописание суффиксов. Уметь: образовывать существительные различными способа ми и правильно употреблять их в устной и письменной речи. | Выполнение упр. 70.
С.Р. Заготовка, птиц обрабатывали, прорубь, обрядовая песня | 26.09 |
|
13 | Образование существительных с помощью приставок. Знакомство c «репортажем». | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Образование существительных с помощью приставок (друг — недруг, порядок — беспорядок). Правописание приставок бес-, без-,низ-, нис-, из-, ис-, с-, рас-, раз-.
| Знать: образование существительных с помощью приставок; правописание приставок на –з-, -с-; понятие репортаж. Уметь: грамотно писать существительные с приставками на –з- и –с-; образовывать существительные с помощью приставок. | Словарный диктант.
Помост, репортаж | 29.09 |
|
14 | Образование существительных с помощью приставок и суффиксов. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Образование существительных с помощью при ставки и суффикса (стакан — подстаканник).
| Знать: способ образования слов с помощью приставок и суффиксов; правописание слов с приставками и суффиксами. Уметь: образовывать существительные различными способа ми и правильно употреблять их в устной и письменной речи; различать способ образования: приставочный, суффиксальный и приставочно-суффиксальный.
| Морфемный разбор слов.
Подрамник, нарукавник, в специальных сосудах | 30.09 |
|
15 | Образование существительных путём сложения полных или сокращённых основ. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Образование существительных путём сложения пол ных или сокращенных слов (теплоход, РФ, РТ). Слитное и дефисное написание сложных существительных.
| Знать: способы образования слов путём сложения полных или сокращённых основ; правописание таких слов. Уметь: образовывать существительные различными способа ми и правильно употреблять их в устной и письменной речи; правильно писать (слитно и раздельно) сложные су ществительные; различать сложные слова.
| Выполнить упр. 86, стр.41
С.Р. Вещмешок, заночевать, баснописец | 03.10 |
|
16 | Повторение и систематизация изученного. Морфологический разбор существительных. | 1 | Урок закрепления изученного | Иметь представление о словообразовательном гнезде как группе однокоренных слов, расположенных в определенном порядке, который показывает последовательность образования родственных слов друг от друга. Иметь представление об основных способах неморфологического образования слов; переход слова одной части речи в другую, сращения частей словосочетания в одно слово. | Знать способы образования слов с помощью морфем: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, сложение с одновременным присоединением суффикса. Уметь построить цепочку однокоренных слов и на ее основе определить морфемное строение слов.
| Тестирование.
С.Р. Маланка, Котлище,подснежник, рысак, борозда | 06.10 |
|
17 | №1 Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений. | Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков. | Уметь: применять полученные знания; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; осуществлять письменный речевой самоконтроль; развивать способность к самооценке.
| Контрольный диктант №1. | 07.10 |
|
18 | Развитие речи. Работа над ошибками. | 1 | Урок применения знаний и умений. | Анализировать контрольную работу и осуществлять работу над ошибками. Выполняя анализ контрольной работы, развивать навыки самоорганизации, самоконтроля, саморазвития. | Знать: орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем. Владеть навыками самостоятельной работы и самоконтроля; навыками анализа языковых явлений и фактов. | Разборы. Словарный диктант. | 10.10 |
|
19 | Развитие речи. №1 Репортаж.
Текст 14/4. | 1 | Урок закрепления изученного. | Работа с газетными статьями. Нахождение текстов репортажа. Работа с текстом: составление плана, выделение смысловых частей, написание репортажа. | Уметь: составлять репортаж на тему «Народные праздники»; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст. |
| 13.10 |
|
Имя прилагательное и его употребление в речи. (10 ч.)+ Текст. (1 ч.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 | Имя прилагательное. Повторение. Образование качественных прилагательных. | 1 | Комбинированный урок. | Степени сравнения имен прилагательных, их образование и изменение. Склонение полных прилагательных в единственном и мно жественном числе. Правописание падежных окончаний при лагательных. Правописание букв о и е в окончаниях прилага тельных после шипящих. Оазование качественных прилагательных с помощью суффиксов -н-, -к- (умный, жаркий); приставок пре-, без-, не-(премудрый, безвредный, небольшой). II. | Знать: морфологические признаки имени прилагательного: общее грамматическое значение; признаки каждого разряда прилагательных, их значение; синтаксическую роль; образование качественных прилагательных с суффиксами –н-, -к-, приставками без-, не-, при-, пре-; значение приставок не-, без-. Уметь: образовывать качественные прилагательные с помощью указанных суффиксов и приставок; правильно произносить и писать слова, образованные при помощи суффиксов -н-, -к- и приставок пре-, без-, не.
| Выборочный диктант.
Набухли, очертила огонек жизни | 14.10 |
|
21 | Развитие речи. Работа над ошибками. Суффиксы прилагательных -оньк, -еньк. | 1 | Комбинированный урок. | Работа над ошибками в репортажах. Суффиксы прилагательных -оньк-, -еньк-. Условие выбора суффиксов.
| Знать: условия выбора –оньк или –еньк. Уметь: находить орфограмму в морфеме и применять правила; образовывать прилагательные с суффиксами -оньк-, -еньк- и употреблять их в устной и письменной речи. | Самостоятельная работа по карточкам.
Надуется, заплетены, тугая коса | 17.10 |
|
22 | Образование относительных прилагательных. | 1 | Комбинированный урок. | Образование относительных прилагательных при помощи суффиксов -и-, -ов-, -ск-, -ан- (-ян-), -онн-(-енн-): кирпичный, медовый, майский, кожаный, глиняный, авиационный, государст венный; приставок пред-, при-: предмайский, пришкольный. Одна и две буквы в в суффиксах прилагательных. | Знать: об образовании с помощью суффикса -к- качественных прилагательных, с помощью суффикса -ск- относительных прилагательных. Уметь: образовывать относительные прилагательные с помощью указанных суффиксов и приставок; правильно произносить и писать слова с суффиксами -н-, -ов-, -ск-, -ая- (-ян-), -они- (-енн-) и приставками пред-, при-; различать на письме суффиксы -к- и -ск-. | Словарный диктант.
Модельер мельчайший мозолистый I.
| 20.10 |
|
23 | Развитие речи. №1 Изложение. «Во поле берёза стояла». Текст 14/5. | 1 | Урок применения знаний и умений. | Работа с текстом упр.115. Составление плана, пересказ текста по плану. Работа над изложением. | Уметь: составлять план, определять тип и стиль речи текста, подробно его излагать; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст. | Изложение №1.
Задушевные Очарование протяжно | 21.10 |
|
|
24 | Развитие речи. Работа над ошибками. Образование притяжательных прилагательных.
| 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Работа над ошибками. Работа со справочниками. Образование притяжательных прилагательных от одушевленных существительных при помощи суффиксов -ин/-ын, -ов/-ев, -ий: сестрин, отцов, лисий. Правописание притяжа тельных прилагательных, образованных от имен собственных (пальто Нины — Нинино пальто). | Знать: способы образования притяжательных прилагательных. Уметь: образовывать притяжательные прилагательные от су ществительных - названий животных и птиц, употреблять их в устной и письменной речи в прямом и переносном значе ниях в различных падежных формах; правильно писать притяжательные прилагательные, обра зованные от имен собственных. | Работа над ошибками.
Зарекомендовать обоняние писк рацион портретный очерк | 24.10 |
|
25 | Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. | Знать: условия выбора н и нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных; опознавать слова с орфограммой,; смысловое значение суффиксов -ин-, -ан-, -ян-; -н- и -нн- в краткой и полной форме прилагательных. Уметь: применять правила на письме. | Объяснительный диктант.
Портретный очерк, монисто оторочено жестяной | 27.10 |
|
26 | Правописание не с прилагательными. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Правописание не с прилагательными слитно: 1)если можно заменить синонимом; 2) без не не употребляется. Раздельно: 1) если есть противопоставление с а; 2) если есть слова: совсем не, далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не. | Знать: условия выбора написания не с именами прилагательными. Уметь: образовывать прилагательные с не; условия выбора слитного или раздельного написания не; употреблять в речи прилагательные с не (нетруд ный) и прилагательные без не (антонимы) для выражения противопоставления. | Самостоятельная работа по упр. 138.
Палитра, холст, камин | 28.10 |
|
27 | Сложные имена прилагательные, их образование и правописание. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Сложные имена прилагательные, их образование и пра вописание (желто-синий, юго-западный; железнодорожный).
| Знать: образование и правописание сложных прилагательных. Уметь: правильно произносить и писать сложные прила гательные (слитно или через дефис) в связной речи. | Тестирование.
Калина, щитовидные растения | II четверть
10.11 |
|
28 | Переход имён прилагательных в существительные. Повторение прилагательного.
| 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Неморфологический способ образования слов. Переход имен прилагательных в существительные. Синтаксическая функция таких слов.
| Уметь: распознавать и употреблять омонимичные прила гательные и существительные с учетом синтаксической функ ции слов. (В Чистополе находится часовой завод. Часовой охра няет границу.) | Распределительный диктант.
С.Р. Просьба, водяная саркофаг, атрибут, затворить. | 11.11 |
|
29 | №2 Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений. | Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков. | Уметь: применять полученные знания; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; осуществлять письменный речевой самоконтроль; развивать способность к самооценке.
| Контрольный диктант №2. | 14.11 |
|
30 | Развитие речи. Работа над ошибками. Правописание прилагательных.
| 1 | Урок применения знаний и умений. | Анализировать контрольную работу и осуществлять работу над ошибками. Выполняя анализ контрольной работы, развивать навыки самоорганизации, самоконтроля, саморазвития. | Знать: орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем. Владеть навыками самостоятельной работы и самоконтроля; навыками анализа языковых явлений и фактов. | Тестирование. | 17.11 |
|
Местоимение и его употребление в речи. (5 ч.)+ Текст. (2 ч.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
31 | Местоимение. | 1 | Комбинированный урок. | Значение и морфологические признаки местоимений. Син таксическая роль местоимений. Склонение местоимений: мес тоимения, изменяющиеся как существительные (личные, воз вратное, вопросительные); как прилагательные (притяжатель ные, указательные, относительные, определительные); как чис лительные. | Знать: о соотнесенности местоимения с грамматическими именами; об употреблении местоимений для связи предложений в тексте, цепной связи, о связи в сложноподчиненных предложениях. Уметь: находить местоимения в речи, определять их роль в тексте, правильно употреблять. | Синтаксический разбор предложений.
С.Р. Благородные понятия, ассоциация, содрогнуться. | 18.11 |
|
32 | Неопределенные местоимения. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Неопределенные местоимения (некто, нечто, кто-то, что-то, чей-то, какой-то, кто-нибудь, чей-нибудь, какой-нибудь, кое-что). Их значение, изменение и роль в предложении. | Знать: об отличительном признаке неопределенных местоимений, образовании, написании. Уметь: образовывать неопределенные местоимения, соотносить их с существительными и прилагательными, правильно произ носить и писать в связной речи; производить синонимическую замену. | Выполнение упр.159, стр.74.
С.Р. Освоение, собкор, интервью | 21.11 |
|
33 | Отрицательные местоимения. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Отрицательные местоимения (никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего), их значение. Изменение и роль в пред ложении. Приставки ни- и не- в отрицательных местоимениях никого, некого; ни в чём, ни от кого, не с кем, не на кого. | Уметь: образовывать отрицательные местоимения; правильно употреблять падежные формы отрицательных местоимений в устной и письменной речи; пользоваться местоименной заменой как средством меж фразовой связи; переводить предложения с отрицательными местоиме ниями с приставками не- и ни- с русского на родной язык.
| Выборочный диктант.
С.Р. Вильнул рулём Жнивьё Откос батарея | 24.11 |
|
34 | Развитие речи. № 2 Интервью. Текст 14/6. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Работа с газетными статьями. Нахождение текстов интервью. Работа с текстом: составление плана, выделение смысловых частей, написание интервью. | Уметь: писать сочинение в жанре интервью; собирать материал (брать интервью) самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст. | Интервью. | 25.11 |
|
35 | Морфологический разбор местоимений. | 1 | Урок закрепления изученного. | Морфологический разбор местоимения. Повторение и систематизация изученного.
| Уметь: производить устный и письменный разбор мес тоимения; находить местоимения, объяснять их синтаксическую роль в предложении. | Тестирование.
С.Р. Транслировать, назойливо. | 28.11 |
|
36 | Развитие речи. №2 Изложение. «Лучшие стихи»
Текст 14/7.
| 1 | Урок применения знаний и умений. | Работа с текстом упражнения 172. Составление плана, пересказ текста по плану. Работа над изложением. | Уметь: составлять план, определять тип и стиль речи текста, подробно его излагать; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст. | Изложение №2. | 01.12 |
|
37 | Объяснительный диктант. Повторение местоимений. | 1 | Урок применения знаний и умений. | Местоимения, их морфологические признаки, синтаксическая роль, употребление в речи; отработать умение находить в тексте местоимения. | Знать: разряды и основные признаки местоимений; основные типы орфограмм, порядок действий при решении орфографических задач. Уметь: обосновывать свой выбор. | Объяснительный диктант. С.Р. Взрыхлить Изрубцованный наперегонки набрякли, скованный | 02.12 |
|
Имя числительное и его употребление в речи. (10 ч.)+ Текст (1 ч.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
38 | Имя числительное. | 1 | Комбинированный урок. | Роль числительных в речи. Сочетание количественных числительных, обозначающих целые числа, с существительными. Сочетание порядковых чис лительных с существительными. Прописные буквы в датах, обозначающих праздники. | Знать: признаки числительного как части речи, отличие числительного от других частей речи. Уметь: находить числительные в тексте; различать простые, сложные и составные числительные. | Намолачивая, жатва | 05.12 |
|
39 | Склонение числительных сорок, девяносто, сто. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Разряды числительных. Склонение числительных сорок, девяносто, сто; падежные формы. Сочетание существительных с числительными.
| Знать: разряды числительных, их значение, нормы изменения. Уметь: определять разряд количественных числительных, правильно писать и употреблять падежные формы количественных числительных; употреблять в устной и письменной речи чис лительные в различных падежных формах, правильно сочетая их с существительными. | Работа по карточкам.
С.Р. Стрижка гривы. | 08.12 |
|
40 | Склонение числительных от 50 до 80, от 200 до 900. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Скло нение числительных от 50 до 80, от 200 до 900. Сочетание существительных с числительными. | Знать: склонение и правописание сложных числительных. Уметь: склонять сложные числительные; употреблять в устной и письменной речи чис лительные в различных падежных формах, правильно сочетая их с существительными. | Склонение числительных по упр.178. | 09.12 |
|
41 | Склонение составных количественных числительных. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Склонение составных количественных числительных. Склонение всех числительных в составном числительном.
| Знать: склонение и правописание составных числительных. Уметь: правильно произносить, писать и употреблять в устной и письменной речи составные числительные в нуж ной форме. | Творческий диктант.
С.Р. приплод | 12.12 |
|
42 | Собирательные числительные | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Собирательные числительные, их образование с помощью суффиксов -ер-, -ой- (пят~ер-о, дв-ой-э). Собирательные числи тельные оба (обе). Сочетание собирательных числительных с существительными и их склонение.
| Знать: значение собирательных числительных; особенности их сочетаемости с существительными. Уметь: сочетать собирательные числительные с существительными; употреблять в устной и письменной речи соби рательные числительные. | Выполнение упр.191, стр.91.
С.Р. Яства. | 15.12 |
|
43 | Дробные числительные. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Дробные числительные, их значение и изменение. II. Умение употреблять дробные числительные в речи в различных падежных формах (к трем пятым, с тремя пяты ми и т. д.).
| Знать: о функции, составе, особенностях склонения дробных числительных; что не всякое слово, обозначающее часть от целого, – числительное (слова с пол-, полу-). Уметь: употреблять в речи дробных числительные в различных падежных формах, правильно сочетая их с существительными. |
С.Р. Ихтиолог Белые леггорны мелиоратор | 16.12 |
|
44 | Составные порядковые числительные. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Составные порядковые числительные, их склонение. Употреблять в устной и письменной речи простые (восемнадцатый), сложные (восьмидесятый) и составные (сто двадцать пятый) числительные. | Знать: об изменении порядковых числительных, согласовании их с существительными, назначении в речи; сложные прилагательные, в состав которых (первая основа) входит числительное Уметь: разграничивать количественные и порядковые числительные, использовать в речи. | Составить таблицу о числительных
С.Р. Летописец , авантюрист, умопомрачительные, акробатические, экспериментатор | 19.12 |
|
45 | Развитие речи. Официально-деловой стиль. Деловые бумаги. Заявление. Текст 14/8.
| 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Познакомить учащихся с формой и планом составления заявления; развитие устной и письменной речи учащихся. | Знать: отличительные особенности официально-делового стиля, особенности составления заявления. Уметь: создавать текст заявления. | Заявление. Акт, доверенность. Книга «Деловые бумаги». | 22.12 |
|
46 | Морфологический разбор имени числительного. | 1 | Урок закрепления изученного. | Морфологический разбор имени числительного. Повторение и систематизация изученного.
| Знать: особенности склонения числительных; схему морфологического разбора. Уметь: производить устный и письменный разбор име ни числительного; употреблять в речи числительные в различных падежных формах. | Объяснительный диктант. Тесты.
С.Р. Ландшафт крутолобые, заповедники, | 23.12 |
|
47 | №3 Контрольный диктант по теме «Имя числительное». | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений. | Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков. | Уметь: применять полученные знания; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; осуществлять письменный речевой самоконтроль; развивать способность к самооценке. | Контрольный диктант №3. | 26.12 |
|
48 | Развитие речи. Работа над ошибками. | 1 | Урок применения знаний и умений. | Анализировать контрольную работу и осуществлять работу над ошибками. Выполняя анализ контрольной работы, развивать навыки самоорганизации, самоконтроля, саморазвития. | Знать: орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем. Владеть навыками самостоятельной работы и самоконтроля; навыками анализа языковых явлений и фактов. | Объяснительный диктант. | 29.12 |
|
Глагол и его употребление в речи. (11 ч.)+ Текст. (3 ч.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
49 | Глагол. | 1 | Комбинированный урок. | Глагол и его употребление в речи. Инфинитив. Видовые формы в инфинитиве. Их сочетатель ные особенности. Видо-временные формы глагола и их роль в организации текста .Переходные и непереходные глаголы. Правописание безударных окончаний глаголов I и II спря жения. Разноспрягаемые глаголы (повторение). | Знать: ранее известные признаки глагола: спряжение, время, число, род, виды; особенности функционирования глаголов в речи, тематические группы глаголов. Уметь: находить глаголы; определить инфинитив по личной форме глагола, грамотно писать глаголы. | Выборочный диктант. | III четверть
12.01 |
|
50 | Основа глагола. Основа настоящего времени. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Две основы глагола. Образование основ настоящего времени (путём отделения окончаний 3 л. Мн. Ч. В форме наст. или будущего простого времени). Образование различных форм. | Знать: грамматическое значение глаголов настоящего времени; основу настоящего времени.Уметь: выделять у глаголов две основы; основу настоящего (буду щего простого) времени (читай-ут, пиш-ут, рисуй-ут) и обра зовывать от них соответствующие глагольные формы. | Составить таблицу.
С.Р. Напоказ | 13.01 |
|
51 | Основа неопределенной формы. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Две основы глагола. Образование основ неопределенной формы путем отделения суффиксов –ть, -ти. Образование форм: прош. времени, сослагательного наклонения, будущего составного вр., форм причастий и деепричастий. | Знать: грамматическое значение глаголов настоящего времени; основу неопределенной формы. Уметь: выделять у глагола основу неопределенной фор мы (чита-ть, писа-ть, рисова-тъ) и обра зовывать от них соответствующие глагольные формы. | Составить таблицу.
С.Р. Монолог, придерживался | 16.01 |
|
52 | Виды глагола. | 1 | Комбинированный урок. | Восстановление в памяти знаний о совершенном и несовершенном виде глагола; совершенствование навыков употребления видовых пар глагола в речи с учетом смысла текста.
| Знать: о соотнесении вида и времени глагола; что глаголы несовершенного вида имеют форму всех трех времен, совершенного – только двух (прошедшего и простого будущего); способы образования видовых пар. Уметь: определять вид глагола по вопросу. | Составление предложений.
С.Р. Почетный титул, гуманизм, фельетон, памфлет, риторический вопрос. | 19.01 |
|
53 | Развитие речи. Публицистический стиль. Ключевые предложения.
Текст 14/9.
| 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Дать характеристику публицистическому стилю. Работа с таблицей. Работа с тестами, с газетными статьями. Анализ текста. Основная мысль текста. Функция стиля. Особенности стиля. | Знать: стилевые черты, языковые средства, сферу употребления публицистического стиля. Уметь: отличать публицистический стиль от других стилей речи; строить высказывание в публицистическом стиле. | Работа с текстами. Составление текста.
Стр.99,98 | 20.01 |
|
54 | Образование видовой пары с помощью ударного суффикса -а- (-я-) | 1 | Комбинированный урок. | разграничивать и правильно произносить видовые формы глаголов, различающиеся ударным суффиксом –а(-я) | Знать: образование видовой пары с помощью ударного суффикса -а- (-я-). Уметь: образовывать парные глаголы совершенного и несовершенного вида с данными суффиксами; объяснять разницу в грамматическом значении вида. | Образование видовых пар. | 23.01 |
|
55 | Чередование звуков при образовании видов глагола.
| 1 | Комбинированный урок. | Ударение (нарезать — нарезать, посыпать — посыпать) и чередование звуков (собрать — собирать, ответить — отве чать) как дополнительные средства выражения видовых раз личий, сопровождающие суффиксацию. Чередование звуков при образовании видов глагола. Суффикс –ыва-, -ива- и чередование звуков в основах глагола –а-(-я), -ю.
| Знать: что чередование в корне – один из способов изменения вида. Уметь: правильно произносить и писать глаголы с чередующимися гласными и согласными в речи; разграничивать и правильно произносить видовые фор мы глаголов, различающиеся ударным суффиксом -а- (-я-): срезать — срезать. | Таблица, карточки | 26.01 |
|
56 | Правописание гласных в суффиксах -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-). | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Правописание гласных в суффиксах -ова- (-ева-), -ыва-(-ива-): беседую — беседовать, рассказываю — рассказывать. Формирование умения употреблять в речи глаголы совершенного и несовершенного вида; совершенствование навыков правописания суффиксов–ова- (-ева-), -ыва- (-ива-). | Знать: правописание суффиксов в глаголах, способ действия при выборе гласной в суффиксе. Уметь: применять правила правописания суффиксов. равильно произносить и писать глаголы с чередующи мися гласными и согласными; —
| Составить схему.
С.Р. Шествовать. | 27.01 |
|
57 | Безличные глаголы | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Безличные глаголы. Их значение и употребление в пред ложениях с одним главным членом.
| Знать: о безличных глаголах, их лексическом значении, форме употребления; односоставные предложения с одним главным членом – сказуемым, выраженным глаголом; правописание слов с -ться, -тся. Уметь отличать безличные глаголы от личных, употреблять безличные глаголы в речи; заменять личные предложения безличными.. | Перевод на татарский язык.
С.Р. Смеркается, лихорадит, першит | .30.01 |
|
58 | Урок-практикум. Разбор глагола. | 1 | Урок закрепления изученного. | Морфологический разбор глагола. Устный и письменный разбор глагола. Взаимосвязь между отдельными категориями глагола (вид и время, время и наклонение, время и лицо или род). Повторение и систематизация изученного.
| Знать: порядок морфологического разбора с учетом новых характеристик; основной блок орфограмм глаголов, морфологический и морфемный разбор глаголов. Уметь производить морфологический разбор глагола. | Тестирование. | 02.02 |
|
59 | №4 Контрольный диктант по теме «Глагол». | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений. | Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков. | Уметь: применять полученные знания; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; осуществлять письменный речевой самоконтроль; развивать способность к самооценке. | Контрольный диктант №4. | 03.02 |
|
60 | Развитие речи. Работа над ошибками. | 1 | Урок применения знаний и умений. | Анализировать контрольную работу и осуществлять работу над ошибками. Выполняя анализ контрольной работы, развивать навыки самоорганизации, самоконтроля, саморазвития. | Знать: орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем. Владеть навыками самостоятельной работы и самоконтроля; навыками анализа языковых явлений и фактов. | Объяснительный диктант. | 06.02 |
|
61 62 | Развитие речи. ( №3) Сочинение по картине Л.А.Фаттахова «Пока мама не видит».
Текст 14/10,11.
| 2 | Урок применения знаний и умений. | Использовать и расширять круг языковых и речевых средств текстов описательного характера. Работа по картинам. Беседа. | Знать: признаки текста, особенности текста-описания, композиционные признаки текста-описания. Уметь: составлять устные и письменные рассказы по сюжетным картинкам; использовать в речи глаголы; создавать собственный текст на заданную тему. | Сочинение №3. | 09.02 10.02 |
|
Причастие и его употребление в речи. (13 ч.)+ Текст (1 ч.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
63 | Причастие. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Причастие. Значение и грамматические признаки при частия (общие с глаголом и прилагательным). Синтаксическая роль причастия. | Знать: морфологические признаки глагола, присущие причастиям; грамматические признаки причастия, сходные с грамматическими признаками глагола и прилагательного. Уметь: определять глагольные признаки у причастий; определять в причастиях признаки прилагательных; устанавливать связь причастий с определяемыми существительными; разграничивать причастия и прилагательные.
| Составить таблицу.
С.Р. Распасться, колодец, бадья, грёзы | 13.02 |
|
64 | Действительные и страдательные причастия. Образование действительных причастий настоящего времени. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Причастия действительные (читающий книгу ученик) и страдательные (читаемая учеником книга), зависимость их образования от переходности-непереходности глагола. Причас тия настоящего и прошедшего времени, зависимость их обра зования от вида глагола. Образование действительных причастий настоящего времени. Условия выбора гласной в суффиксах этих причастий: (читают — читающий, клеют — клеющий; строят — строящий, видят - видящий).
| Знать: значение действительных и страдательных причастий; способы образования действительных причастий настоящего времени. Уметь: разграничивать действительные и страдательные при частия; устанавливать взаимосвязь образования причастий с ви дом и переходностью-непереходностью глагола; правильно писать гласные у(ю) и а(я) в суффиксах при частий настоящего времени.
| Составить таблицу.
С.Р. провинциалы
| 16.02 |
|
65 | Образование страдательных причастий настоящего времени. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Образование действительных и страдательных причастий настоящего времени. Условия выбора гласной в суффиксах этих причастий: (читаем — читаемый, решаем — решаемый; видим — видимый, гоним - гонимый).
| Знать: способ образования страдательных причастий; взаимосвязь правописания суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего време ни со спряжением глагола. Уметь: определять глагол (его вид), от которого образовано причастие; выделять в глаголах настоящего времени основу и обра зовывать от нее действительные причастия настоящего времени; правильно писать гласные е и и в суффиксах страдатель ных причастий настоящего времени.
| Составить таблицу.
С.Р. Палисадник | 17.02 |
|
66 67 | Образование действительных и страдательных причастий прошедшего времени. | 2 | Урок ознакомления с новым материалом. | Образование действительных и страдательных причастий прошедшего времени. Чередование звуков при образовании стра дательных причастий прошедшего времени (украсить — укра шенный, затратить — затраченный). Изменение места уда рения в причастиях, образованных от глагола с ударной глас ной (собрать — собранный, узнать — узнанный). Гласные перед суффиксом -вш- (решав ший, решивший); гласные перед нн (доказа-тъ, доказа-л — доказа-нн-ый, изучи-ть, изучи-л — изуч-енн-ый; развеша-ть, развеша-л - развеша-нн-ый, развеси-ть, развеси-л —развеш-енн-ый; встрети-ть,встрети-л — встреч-енн-ый, но воплоти-ть, во-плоти-л — воплощ-ённ-ый). | Знать: правила правописания суффиксов -енн-, -нн-; правописание гласной перед суффиксом действительного причастия прошедшего времени. Уметь: определять глагол (его вид), от которого образовано при частие; выделять в глаголах несовершенного и совершенного ви да основу неопределенной формы и образовывать от нее действительные и страдательные причастия прошедшего времени; правильно писать гласные перед суффиксами и перед нн; производить морфемный анализ действительных и стра дательных причастий настоящего и прошедшего времени. | Составить таблицу.
С.Р. Хвоинки, крона, под тенистым пологом | 20.02 24.02 |
|
68 | Развитие речи. (№4) Сочинение по картине К.Е.Маковского «Дети бегущие от грозы».
Текст 14/12.
| 1 | Урок применения знаний и умений. | Использовать и расширять круг языковых и речевых средств текстов описательного характера. Работа по картинам. Беседа. | Знать: признаки текста, особенности текста-описания, композиционные признаки текста-описания. Уметь: составлять устные и письменные рассказы по сюжетным картинкам; использовать в речи глаголы; создавать собственный текст на заданную тему.
| Сочинение №4. | 27.02 |
|
69 | Полные и краткие страдательные причастия | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Полные и краткие страдательные причастия. Морфоло гические и синтаксические признаки кратких причастий.
| Знать: особенности образования и изменения кратких причастий. Уметь: образовывать краткие формы страдательных причас тий; употреблять краткие формы страдательных причастий прошедшего времени в устной и письменной речи; различать краткие прилагательные и причастия.
| Творческая работа | 01.03 |
|
70 | Правописание нн в полных и н в кратких страдательных причастиях. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Правописание нн в полных и н в кратких страдательных при частиях (прочитанная книга — книга прочитана). Правописание н и нн в причастиях и прилагательных, образованных от глагола ( варить — варенный, варёный; ко сить — кошенный, кошеный). | Уметь: правильно писать одну и две буквы н в суффиксах крат ких и полных страдательных причастий прошедшего времени; разграничивать совпадающие по форме причастия и при лагательные; правильно писать одну и две буквы н в суффиксах при частий и прилагательных. | Словарный диктант.
С.Р. Печеные яблоки, кошеная трава. | 02.03 |
|
71 | Склонение причастий.
| 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Склонение причастий. Правописание падежных окон чаний. Склонение прилагательных и причастий.
| Знать: условия выбора окончаний причастия, сопоставлять с условиями выбора окончаний прилагательного; навыки правописания окончаний причастий. Уметь: устанавливать зависимость падежного окончания при частия от рода, числа и падежа существительного; употреблять падежные формы причастия в устной и письменной речи; редактировать текст, в котором используются причастия. | Сочинение по картине К.Е.Максимова «Пионы».
С.Р. Аристократ, трепетные. | 05.03 |
|
72 | Причастный оборот. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Причастный оборот. Порядок слов в причастном оборо те. Порядок слов в предложениях с причастным оборотом. Зна ки препинания в предложении с причастным оборотом. Место причастного оборота по отношению к определяемому слову, границы причастного оборота в пред ложении. Нормы согласования причастия с определяемыми словами.. | Знать: понятие о причастном обороте, его место по отношению к определяемому слову, правила выделения его запятыми. Уметь: отличать причастный оборот от одиночного причас тия; строить предложения с причастными оборотами в роли обособленного и необособленного определения, правильно их выделять запятыми на письме; заменять причастный оборот, стоящий после определя емого слова, придаточным предложением. | Конструирование предложений с постпозитивным и препозитивным причастными оборотами
С.Р. Зелёный массив Вымощенная Исцеляющая сила
| 09.03 |
|
73 | Не с причастиями. | 1 |
| Правописание не с причастиями. Сходства правописания не с причастиями с другими частями речи. | Знать: правила правописания не с причастиями, условия ее выбора. Уметь: различать прилагательные и причастия, избирательно применять орфографические правила; правильно употреблять причастия с не (слитно и раздельно) на письме. | Выборочный диктант.
С.Р. Сени. Линованная тетрадь | 12.03 |
|
74 | Переход причастий в имена существительные и прилагательные. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Переход причастий в имена существительные и прила гательные. Неморфологический способ образования слов. признаки перехода причастий в имена прилагательные: отсутствие зависимых слов, употребление в переносном значении, степень сравнения.
| Знать: способы разграничения причастий и прилагательных, образованных от глагола. Уметь: распознавать и употреблять омонимичные при частия и прилагательные (блестящие способности — блестя щие бусы), причастия и существительные (присутствующие в классе ученики — присутствующие в классе).
| Самостоятельная работа по упр. 320, стр.145.
С.Р. Линованная тетрадь | 15.03 |
|
75 | Синтаксическая роль причастий. Морфологический разбор. | 1 | Комбинированный урок. | Синтаксическая роль причастий. Использование причас тий для лаконичного, сжатого изложения мысли. Причастия как принадлежность письменной речи. Стилис тическое употребление причастий. Видо-временную соотнесенность употребляемых в предложении причастий с формой глагола-сказуемого. Морфологический разбор причастия.
| Знать: синтаксическую роль причастий; грамматические признаки причастий, порядок морфологического разбора причастий. Уметь: использовать причастие в роли согласованного определения; использовать причастный оборот в роли согласованного обособленного определения; производить устный и письменный морфологический разбор при частия. | Работа с научной литературой с целью подготовки сообщения на заданную тему.
С.Р. Заманчивый Белёсый, Зной помолившиеся | 16.03 |
|
76 | Урок-зачет. Повторение причастий. | 1 | Комбинированный урок. | Повторение и систематизация изученного материала. Образование причастий. Виды причастий. Правописание причастий. Синтаксическая роль причастий.
| Знать: морфологические признаки причастия, орфографию причастия. Уметь: использовать изученную часть речи в устной и письменной практике; применять изученные орфографические правила.
| Тестирование. | 19.03 |
|
Деепричастие и его употребление в речи. (7 ч.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
77 | Деепричастие. Значение и основные грамматические признаки деепричастия. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Деепричастие. Значение и грамматические признаки дее причастий (общие с глаголом и наречием). Синтаксическая роль деепричастий. Связь деепри частия с подлежащим. Замена сочетание глагола с деепричастием однородными глаголами-сказуемыми. (Услышав голоса, я вышел на крыль цо. — Я услышал голоса и вышел на крыльцо).
| Знать: понятие о деепричастии как самостоятельной части речи, нормы употребления деепричастий в речи; глагольные и наречные признаки деепричастия. Уметь определять глагольные признаки деепричастий; дока зывать отсутствие у них форм словоизменения; находить деепричастия в тексте, определять постоянные и непостоянные признаки деепричастий, употреблять деепричастия в речи.
| Словарный диктант.
С.Р. Рассекать, выправка перепонки хлюпкая дорога | 22.03 |
|
78 | Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного вида. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Образование деепричастий несовершенного (говоря, слы ша) вида при помощи суффикса –а (-я). Глаголы, которые не могут образовать деепричастия несовершенного вида: пить, лить, шить, вить, бить, писать, ждать, резать и др.
| Знать: способы образования деепричастий несовершенного вида. Уметь: устанавливать вид глагола, от которого образовано дее причастие; выделять в глаголе настоящего времени основу и обра зовывать от нее деепричастия несовершенного вида; образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид. | Составить таблицу.
С.Р. Вить, ястребок
| 23.03 |
|
79 | Деепричастия совершенного вида. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Образование деепричастий совершенного (сказав, услышав) вида при помощи суффиксов –в, -вши, -ши (после согласного). Образование деепричастий совершенного вида с суффиксами –а,-я: прочтя, пройдя.
| Знать: способы образования деепричастий совершенного вида. Уметь: устанавливать вид глагола, от которого образовано дее причастие; выделять в неопределенной форме глагола основу и обра зовывать от нее деепричастия совершенного вида. | Составить таблицу.
С.Р. Растопырив выгнув , пригнув | IV четверть
02.04 |
|
80 | Деепричастный оборот. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Деепричастный оборот. Порядок слов в деепричастном обороте. Место деепричастного оборота в предложении. Знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. использовать конструкции с деепричастиями и деепричастными оборотами в речевой практике. Деепричастные обороты как синонимы к придаточным предложениям. | Знать: понятие о деепричастном обороте; правила выделения его запятыми. Уметь: находить деепричастия, деепричастные обороты, определять их границы, применять пунктуационные правила при деепричастных оборотах; строить предложения с деепричастиями и деепричаст ными оборотами в роли обособленного обстоятельства, правиль но их интонировать и выделять запятыми на письме. | Творческая работа по карточкам.
С.Р. Опальный поэт | 05.04 |
|
81 | Не с деепричастиями. Морфологический разбор деепричастий.
| 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Правописание частицы не с деепричастием. Частица не с дее причастием и предлоги несмотря на (Я шел, не смотря по сторонам. — Несмотря на трудности, мы продолжали поход). Морфологический разбор деепричастия.
| Знать: правило правописания не с деепричастиями. Уметь: сопоставлять правописание не с деепричастиями, причастиями и глаголами; правильно употреблять частицу не с деепричас тиями в письменной речи; отличать частицу не с дее причастием от предлогов несмотря на; производить устный и письменный морфоло гический разбор деепричастий | Объяснительный дктант.
С.Р. Негодуя, недоедать. | 06.04 |
|
82 | Синтаксическая функция деепричастий. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Синтаксическая функция деепричастий. Особенности употребления деепричастий в речи. Деепричастия несовершен ного вида, указывающие на то, что действия, обозначенные деепричастием и глаголом-сказуемым, происходят одновре менно (Он шел, напевая любимую песню). Деепричастия совер шенного вида, обозначающие действие, предшествующее дейст вию глагола-сказуемого (Дочитав книгу, я поставила ее в шкаф) или следующее за ним (Я вышел, хлопнув дверью), | Уметь: использовать деепричастие и деепричастный оборот в ро ли обособленного второстепенного члена предложения; соотносить видо-времен-ные формы глагола-сказуемого и деепричастия для обозначения одновременности или раз новременности действий; потреблять в письменной речи деепричастия несовер шенного и совершенного вида; использовать деепричастия и деепричастные обороты как синонимы к придаточным предложениям. | Тестирование. | 09.04 |
|
83 | №5 Контрольный диктант по теме «Деепричастие». | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений. | Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков. | Уметь: применять полученные знания; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; осуществлять письменный речевой самоконтроль; развивать способность к самооцеке. | Контрольный диктант №5. | 12.04 |
|
Наречие и его употребление в речи. (10 ч.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
84 | Развитие речи. Работа над ошибками. Наречие. Смысловые группы наречий. | 1 | Комбинированный урок. | Наречие. Значение и грамматические признаки наречия. Морфологические признаки наречий. Синтаксическая роль наречий. Роль наречий в речи. Смысловые группы наречий. Обстоятельственные наре чия: времени (всегда, однажды), места (налево, здесь), причины (со зла, сгоряча), цели (нарочно, назло). Определительные наре чия: образа действия (громко, по-новому), меры и степени (очень, вдвое). Местоименные наречия (где, куда, когда, там и др.). | Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий. Уметь: правильно ставить вопросы к наречиям, определять их значение и роль в предложении; употреблять разные по смысловому значению наречия в устной и письменной речи; разграничивать одинаковые по звучанию и написанию наре чия и существительные (пошла утром — наречие, ранним ут ром — существительное) по значению и синтаксической функции.
| Выборочный диктант.
С.Р. Напоказ, вскачь, невзначай, сгоряча. | 13.04 |
|
85 | Степени сравнения наречий. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Степени сравнения наречий. Образование сравнительной и превосходной степени наречий. Различение простой срав нительной степени наречия и прилагательного. | Знать: способы образования сравнительной и превосходной степени наречия, синтаксическую роль в предложении. Уметь: образовывать степени сравнения наречий, различать прос тые формы сравнительной степени наречий и прилагательных; правильно употреблять наречия в форме сравнительной и превосходной степени в устной и письменной речи.
| Составить таблицу.
С.Р. Духовная культура | 16.04 |
|
86 | Наречия, образованные от качественных прилагательных с помощью суффиксов. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Способы образования наречий: образование их с помо щью суффиксов (гордый — гордо), приставок (всегда — навсег да, светло — засветло), приставок и суффиксов (дружеский -по-дружески, ручной — вручную), сложением (полушутя, вполголоса). Образование от качественных прилагательных при помощи суффиксов –о,-е,-и. Правописание о (под ударением) и е (без ударения) после шипящих. | Знать: образование наречий от качественных прилагательных с помощью суффиксов. Уметь: устанавливать способы образования наречий, правильно соотнося наречия с другими частями речи, с наречиями; определять морфемный состав наречий; условие выбора о и е на конце наречий после шипящих. | Словообразовательный анализ.
С.Р. Притиск, иронический | 19.04 |
|
87 | Образование наречий от полных прилагательных, числительных и местоимений. Их правописание. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Образование наречий от полных прилагательных и местоимений при помощи приставки по- и суффиксов –и, -ому (-ему). От числительных - приставкой в-,во- и суффикса -ых, -их. Их правописание через тире. Различие наречия с приставкой по и прилагательное с предлогом по. | Знать: способы образования наречий от полных прилагательных, числительных и местоимений; их правописание Уметь: устанавливать способы образования наречий, правильно соотнося наречия с другими частями речи, с наречиями; определять морфемный состав наречий.
| Словарный диктант.
С.Р. Вручную, наудалую | 20.04 |
|
88 | Образование наречий от кратких прилагательных. Их правописание. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Образование наречий от кратких прилагательных с приставками из-, до-,с-,на-,за-,в- и суффиксами –а,-о. Правописание в конце суффикса а, если приставки из-, до-, с-; суффикс -о, если приставки на-,за-,в-. | Знать, что выбор суффикса наречия связан с определенной приставкой. Уметь отличать наречия от существительного с предлогом. | Самостоятельная работа упр. 383, стр.175. С.Р. Прополка изысканно доподлинно | 23.04 |
|
89 | Сложные наречия и их правописание. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Способы образования наречий путем сложения (полушутя, вполголоса). Их правописание: через тире, если 1)повторение слов,2) сочетание однокоренных слов, 3) сочетание слов-синонимов; слитно, если из разных слов. | Знать: образование и правописание сложных наречий. Уметь: применять изученные правила при написании наречии; использовать в речи сложные наречия. | Написать небольшое сочинение –рассуж-дение «За что я люблю своё село».
С.Р. День-деньской, нежданно-негаданно, подобру-поздорову. | 26.04 |
|
90 | Правописание не с наречиями. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Правописание не наречиями на о и е. Правописание других частей речи с не.
| Знать: условия выбора слитного и раздельного написания не с наречиями. Уметь: грамотно писать не с наречиями; соотносить правила написания не с наречиями с другими частями речи.
| Составлений предложений по схеме.
С.Р. Плести, неразлучно | 27.04 |
|
91 | Отрицательные наречия. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Правописание наречий. Не и ни с наречиями (негде — нигде). Одна и две буквы я в на речиях на -о, -е (интересно, искренне). Сложный случай: когда рядом с прилагательным есть наречие меры и степени типа очень некрасивый, то не не “отрывается” от слова, а пишется слитно.
| Уметь: правильно произносить и писать наиболее употребитель ные наречия в составе предложений; разграничивать наречия с приставками не- и ни- по зна чению и произношению; переводить наречия с не- и ни- с русского на родной язык | Перевод на татарский язык.
С.Р. Податливый, ребром ладони | 30.04 |
|
92 | Мягкий знак на конце наречий после шипящих.
| 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Буква ь в конце наречий после шипящих. | Знать: правила написания ь на конце наречий после шипящих. Уметь: различать части речи с шипящей на конце, употреблять или не употреблять ь после шипящих в наречиях.
| Составить текста-рассуждения о правописании ь в конце наречий.
Тип речи. Рассуждение .(с183) | 03.05 |
|
93 | Морфологический разбор наречий. Зачёт. | 1 | Комбинированный урок. | Синтаксическая функция наречий. Текстообразующая роль наречий. Морфологический разбор наречий. Повторение и систематизация изученного.
| Знать: порядок морфологического разбора наречия. Уметь: употреблять наречия в роли обстоятельств и несогласо ванных определений; подбирать к наречиям синонимы и антонимы; составлять с наречиями словосочетания и употреблять их в связной речи; употреблять наречия как средство межфразовой связи в качестве общего второстепенного члена для нескольких пред ложений; производить устный и письменный разбор наречий. | Тестирование. | 04.05 |
|
Служебные части речи и их употребление в речи. (10 ч.)+ Текст (2 ч.)
Предлог. (3 ч.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
94 | Служебные части речи. Предлог. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Служебные части речи: предлог, союз, частица, назна чение их в речи. Особенности служебных частей речи, отличие их от знаменательных частей речи. Отличие служебных час тей речи друг от друга. Частотность служебных частей речи. Предлог как служебная часть речи. Назначение пред логов в речи. Разряды предлогов по происхождению: непроизводные и производные. Переход других частей речи в предлоги (в те чение, в продолжение, вследствие, несмотря на, благодаря и др.).
| Знать: отличия служебных и самостоятельных частей речи; формировать представление о предлоге как служебной части речи; морфологические признаки предлога. Уметь: отличать служебные части речи от знаменатель ных частей речи и распознавать их в тексте; разграничивать предлоги и омонимичные им час ти речи с учетом их смыслового значения (временные, пространственные, причинные, целевые и др.).
| Творческий диктант.
С.Р. Веротерпимость, злаковые культуры. | 07.05 |
|
95 | Предлоги с существительными, числительными и местоимениями в косвенных падежах. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Разряды предлогов: пространственные (в, на, под, около, у, к и др.); временные (к, до, перед, через, в течение и др.); причинные (от, из-за); целевые (на, для). Многозначность предлогов, употребление их с разными падежными формами. Синонимия (лекарство от гриппа — лекарство против гриппа) и антонимия (войти в дом — выйти из дома) предлогов. | Знать: нормы употребления предлогов в речи и соблюдать их. Уметь: опознавать предлоги, определять их значение и функ цию как служебной части речи, выражающей зависимость существительного, местоимения или числительного от других слов в словосочетании; употреблять в речи предлоги с именами существитель ными, местоимениями в различных падежах; правильно произносить и раздельно писать предлоги с последующими словами; разграничивать предлоги и омонимичные им приставки; употреблять предлоги-синонимы и предлоги-антонимы. | Синтаксический разбор предложений.
С.Р. Золотой фонд, несомненно | 10.05 |
|
96 | Употребление и правописание предлогов. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Раздельное и слитное написание производных предлогов. Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вслед ствие. Дефисное написание двойных предлогов из-за, из-под, по-над. Текстообразующая роль предлогов. Морфологический разбор предлога. Повторение и систематизация изученного. | Знать: условия слитного и раздельного написания производных предлогов. нормы употребления предлогов в речи и соблюдать их. Уметь: правильно писать производные предлоги; писать двойные предлоги; использовать предлоги как средство межфразовой связи в тексте; переводить предложения и тексты-миниатюры, содержа щие разные по значению и написанию предлоги, с русского на родной язык и обратно; производить устный и письменный разбор пред лога. | Тестирование.
С.Р. Капитанская рубка, могучий лайнер, бурильщик | 11.05 |
|
Частицы. (2 ч.)+ Текст. (1 ч.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
97 | Частица. Формообразующие частицы.
| 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Частицы как служебная часть речи. Разряды частиц по значению: отрицательные, модальные. Частицы формообразующие.
| Знать: особенности частицы как служебной части речи; семантику частиц, их функции в речи и языке; разряды частиц. Уметь: опознавать частицы и их значение в предложениях и текстах; употреблять частицы в речи для выражения различных смысловых оттенков. | Работа с текстом. | 14.05 |
|
98 | Модальные частицы и отрицательные частицы. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Смысловые значения модальных частиц. Отрицательные частицы. Правописание частиц не и ни. Повторение и систематизация изученного. Текстообразующая роль частиц.
| Знать: разряды частиц. Уметь: выразительно читать предложения с модальными части цами; разграничивать значение и написание частиц не и ни; переводить с русского на родной язык предложения с частицами не и ни; правильно писать частицу не с разными частями речи; использовать частицы как средство межфразовой связи предложений.
| Составить таблицу. | 17.05 |
|
99 | Развитие речи. Тип речи - повествование. Рассказ.
Текст 14/13.
| 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Рассказ – как один из видов повествования. Хронологическая последовательность событий. Нарушение последовательности событий. | Знать: основные признаки текста, типы речи; особенности текста- рассказа, композиционные признаки рассказа. | Анализ текста «Спаситель». | 18.05 |
|
Союз. (2 ч.) + Текст. (1 ч.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
100 | Союз. Союзы сочинительные и подчинительные. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Союз как служебная часть речи. Значение и роль союзов в предложении. Деление союзов по функции: сочинительные и подчинительные. Разряды сочинительных союзов: соединительные (и, да, не только... но и, как... так и), противительные (а, но, да, зато), разделительные (или, либо, то... то, не то... не то). Разряды подчинительных союзов: изъяснительные, причин ные, целевые, временные, условные, сравнительные, уступи тельные. Одиночные и повторяющиеся союзы, знаки препинания перед ними.
| Знать: о признаках союза как служебной части речи, его роли в предложении; разряды (группы) сочинительных и подчинительных союзов, правила употребления в предложениях. Уметь: опознавать и употреблять сочинительные союзы в пред ложениях с однородными членами и в сложносочиненных предложениях; опознавать и употреблять подчинительные союзы в сложноподчиненных предложениях; использовать подчинительные союзы для выражения вре менных, условных, целевых, причинных, изъяснительных отно шений; правильно ставить знаки препинания перед одиночными и повторяющимися союзами; ставить запятые между однородными членами предложе ния, связанными союзами; ставить запятые в сложносочиненном и сложноподчи ненном предложениях. |
| 21.05 |
|
101 | Простые и составные союзы и их правописание.
| 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Деление союзов по составу: простые и составные. Правописание составных союзов. Отличие составных союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами, союза также от наречия с частицей. Текстообразующая роль союзов. Морфологический разбор союза. Повторение и систематизация изученного.
| Знать: классификация союзов по строению на простые и сложные; правописание союзов. Уметь: правильно писать составные союзы; разграничивать при письме составные союзы и сходные с ними сочетания местоимений и наречий с частицами; пользоваться в речи союзами-синонимами; употреблять сочинительные союзы в начале сложного синтаксического целого; употреблять союзы для связи предложений в тексте; производить устный и письменный разбор союза. | . | 24.05 |
|
102 | Развитие речи. Официально-деловой стиль. Докладная записка.
Текст 14/14.
|
| Отличие союзов чтобы, зато, тоже, также от местоимений и наречий. | Формировать чёткое представление о докладной записке; отработать схему создания докладной записки. Книга «Деловые бумаги» | Знать: признаки официально-делового стиля. Уметь: создавать докладную записку | Докладная записка | 25.05 |
|
Междометие и его употребление в речи. (1 ч.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
103 | Междометие. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Значение междометий и их роль в речи. Интонационное выделение междометий. Дефис в междометиях. Запятая и восклицательный знак при междометиях. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.
| Знать: информацию о междометии как части речи. соблюдать нормы употребления междометий в речи. Уметь: опознавать междометия в текстах разных стилей и употреблять их в устной и письменной речи; выразительно читать предложения и тексты с междометиями; ставить знаки препинания в предложениях с междометиями; разграничивать междометия и звукоподражательные слова.
| Синтаксический разбор предложений. | 28.05 |
|
Повторение. (2 ч.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
104 | №6. Контрольный диктант. | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений. | Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков. | Уметь: применять полученные знания; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; осуществлять письменный речевой самоконтроль; развивать способность к самооценке. | Контрольный диктант №6. | 31.05 |
|
105 | Повторение | 1 |
| Повторение и обобщение полученных знаний за год; обучение умению приводить в систему языковые явления. | Знать: изученный материал.Уметь: применять полученные знания по русскому языку | Тестирование. |
|
|