"Обобщение и систематизация изученного по местоимению"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Данный урок проводится после изучения темы"Местоимение". Материал расчитан для детей 6 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_mestoimeniyu.doc | 208 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 6 классе
«Обобщение и систематизация изученного о местоимении»
Ход урока
Цели урока:
образовательные: повторить и систематизировать полученные знания о местоимении, уметь отличить местоимение от других частей речи, выделить параметры местоимения как самостоятельной части речи; формировать умение правильно использовать местоимения в речи;
развивающие: развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать), активизировать мышление учащихся, развивать зрительную память через нестандартный подход к возникающей проблеме, вырабатывать умение практического применения полученных знаний, активизировать самостоятельную деятельность, развивать познавательную активность;
воспитательные: создавать положительную культурно-речевую среду, атмосферу комфортного доверительного общения, воспитание коммуникативности, интереса к предмету, привитие культуры общения.
оборудование: презентация, сигнальные карты для игры «Светофор», раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы, оценочный лист.
- Доброе утро, ребята!
Сегодня утром каждый из вас перешагнул порог своей школы. У кого-то из вас хорошее настроение, у кого-то, может быть, немного грустное. Чтобы учебный день прошёл успешно и принёс вам радость, мы начнём урок с эмоциональной зарядки.
(встаньте, пожалуйста, и повторяйте движения за мной)
Здравствуй, мир! Это я,
А вокруг страна моя!
Солнце в небесах горит,
И у ног земля лежит!
Там леса, и тут поля,
Здесь друзья, и здесь друзья!
Я легко к земле нагнусь,
К каждой травке прикоснусь,
Влево, вправо повернусь,
По округе пробегусь.
Стал я бодрый и весёлый,
Здравствуй же, родная школа!
Здравствуй, город самый лучший!
Здравствуй, край, родной, могучий!
Здравствуй же, страна моя!
Здравствуй, мир!
Проснулся я!
Молодцы! А теперь улыбнитесь друг другу и, заряженные хорошим настроением, займите свои места.
-- Проверим, кто из вас был самым внимательным: словом какой части речи закончилась наша эмоциональная зарядка? (Местоимением Я)
Слово учителя: Ребята, мы завершаем сегодня тему Местоимение . .
Сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию. Но экскурсия эта не совсем обычная. Она поможет нам лучше познакомиться с городом, который мог бы существовать в вымышленной стране Морфологии.
Что же такое экскурсия?
Экскурсия-это поездка, посещение чего-нибудь с образовательной или увеселительной целью.
Вы уже догадались, о каком вымышленном городе идет речь?
(Это город Местоимений)
С какой же целью мы совершим экскурсию?
( Мы совершим экскурсию с образовательной целью).
- Да, ведь наша цель - во время экскурсии привести в систему все то, что мы уже знаем о правилах и законах тех жителей, которые населяют этот город.
Как вы уже заметили, сегодня нам предстоит серьезная работа в группах.
Вспомним, почему местоимения получили такое название?
Слайд о происхождении местоимения
Да,интересная часть речи-местоимение. Послушайте, как она про себя рассказывает.
Слайд
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена.
-Сколько предложений в этом тексте?
-Прочитайте 2 предложение, запишите его. Что можете о нем сказать?
Сколько грамматических основ в этом предложении?
-Какие местоимения здесь встречаются, какого они разряда?
Учитель: Эти слова и будут эпиграфом к сегодняшнему уроку
По ходу экскурсии не забывайте вести путевые заметки - записи в своих тетрадях.
Как знающие путешественники мы должны все знать о стране, в которую предстоит ехать: обычаи, традиции, нравы и законы. Вот мы уже у ворот города. Здесь нас встречает консультант-экскурсовод, который проведет обзорную экскурсию по городу..
На доске – карта города Местоимений.
Экскурсовод : Город это большой, он занимает третье место после существительного и глагола. По статистике из 30 самых частых слов - 12 местоимений.
Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет их (презентация ученика)
Как Вы уже поняли из рассказа экскурсовода, в городе Местоимений 9 главных улиц, также есть микрорайон Корректоров, Парк отдыха, проспект Крылова и переулок Тестов. Если вы случайно отстанете от группы, то не переживайте. Как и в любом городе, в городе местоимений есть справочное бюро (учитель), куда вы всегда сможете обратиться за помощью.
Учитель: Для экскурсии по городу вы получили маршрутные листы
Итак, отправляемся в путь
Первое задание – «Точный адрес».
Вам потребуется распределить здания (местоимения) в соответствии с их местонахождением (названием улицы). (На столах у учащихся 9 листов с местоимениями. Учитель называет улицу, группа поднимает лист с нужными местоимениями).
После выполнения задания учитель раздает маршрутные листы.
Учитель: В конце урока подсчитывается средний бал.
Улица Выборочная
Слайд. Игра «Светофор»
- Местоимение - это часть речи, которая указывает на предмет, признак, но не называет их.
( самостоятельная, количество) - жёлтый
- Местоимение у тебя – личное в род. падеже – зелёный
- Мой, твой, наш, ваш – определительные местоимения - красный
- У меня нет ошибки в предложении: О этих событиях написано много интересного. – красный
- Вы можете назвать личное местоимение 1 лица, ед. ч. дательного падежа – мне
- Местоимение себя – возвратное, не имеет формы имен. падежа – зелёный
- Вопросительные местоимения можно перепутать с относительными – жёлтый
- собери слово: возьми приставку из слова приусадебный, корень – тяжесть, суффикс из слова сделать, суффикс из слова удивительный, окончание в слове отрицательные, вы получите название разряда местоимений. – притяжательные
- составь слово: первый слог – личное местоимение1л, мн ч, второй- указательное местоимение жр, ед.ч, третий – личное местоимение 1л, ед.ч – мытая
- составь слово: буква алфавита, стоящая после С, глагол есть в 1 лице, ед.ч, наст. времени – тем
Отправляемся на следующую улицу. Какую? Узнаем по стихотворению
Слайд
Где-нибудь холод, а где-нибудь град.
Кто-то болеет, и где-то грустят.
Где-нибудь в дождик. Пути развезло.
В чем-то кому-нибудь не повезло.
Только за тьмой наступает рассвет,
А за зимою –весенний расцвет.
Думай назло неудачам непрошеным:
Что-нибудь скоро случится хорошее.
С.М. Бондаренко
Учитель: Какие замечательные и жизнеутверждающие стихи. Скажите, пожалуйста, а что еще интересного для нас с вами в этом стихотворении? ( неопределенные местоимения). И на какой улице нашего города местоимений мы с Вами находимся? ( улица Неопределенная). По соседству с ней располагается улица Отрицательная.
Какое правило нужно знать, чтобы не ошибиться в написании данных местоимений?
Слайд
(Неопределенные местоимения с приставкой кое- и суффиксами –то, -либо, -нибудь пишутся через дефис. Если кое- отделяется от местоимения предлогом, то пишется отдельно.
НиктО-Некто (под ударением –ни-, без ударения –не-)
Если ни и не отделяются от местоимения предлогом, то они в отрицательных местоимениях пишутся раздельно.
Ни у кого. Не с кем
Учитель: Так как эта тема достаточно сложная, я проверю ваши знания с помощью раздаточного материала.
-Перепишите слова, вставьте и объясните правописание местоимений
Наше путешествие продолжается. Повернув направо, мы заглянем в микрорайон Корректоров. Это задание по культуре речи. Проверим свою слуховую память.
Слайд
Музыка
Песенка о притяжательных местоимениях А. Хайта
Как-то раз во дворе из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошел, крикнул возмущенно:
« Так съедите вы у пса весь обед евонный!»
Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки!»
Детям надо наполнять ихние желудки.»
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
« Слушать я уже устал ейные упреки.
Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,
И такая дребедень происходит кажный день.»
И у нас во дворе слышал я однажды,
Как ребята говорят: «ихний», «ейный», «кажный»
Учитель: Ребята, какие местоимения нельзя употреблять в своей речи?
(Евонный – его, ихние – их, ейные – её, кажный – каждый)
Парк Отдыха
1 группа
назовите 5 фразеологизмов и объясни их смысл
( не чуять под собой ног, держать себя в руках, на тебе лица нет, сам себе на уме, )
2 группа
назовите 5 пословиц или поговорок, в которых употребляются местоимения.
( На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Не кричи о себе, пусть другие о тебе тихо скажут
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
К чему рук не приложит, все кипит.
Каков привет, таков ответ. – объясни - ( на невежливое обращение отвечают невежливо)
Имей свое лицо – объясни – (все люди непохожи друг на друга, у них разные взгляды, интересы. Про город мы тоже можем сказать: «У него свое лицо». Как интересно ходить по улицам, площадям , каждая из которых хороша по-своему.)
3 группа
назовите 5 телепередач, в которых употребляются местоимения. Укажите разряд этих местоимений.
«Сам себе режиссер»
«Пока все дома»
«Жди меня»
«Вы очевидец»
«Самый умный»
«Эти забавные животные»
«Кто хочет стать миллионером»
«Наш сад»
«Своя игра»
А теперь давайте заглянем на аллею Творчества. Но здесь идут восстановительные работы.
В данный текст о путешествии на месте пропусков нужно вставить подходящее по смыслу местоимение.
Слайд
...(Мы)…. долго ждали…(этот)…день. Из Москвы вылетели на скоростном самолете и через…(несколько)…часов были уже на месте. …(Нас)… ослепило яркое солнце.
…(Мы)… побывали в …(самых)… знаменитых местах города, бродили по …(его)…окрестностям. …(Наше)… путешествие останется...(самым)...ярким воспоминанием жизни.
Увидеть …(весь)… мир… (своими)… глазами – …(наше)… заветное желание. … Надеюсь, …когда – нибудь… оно исполнится.
Перекресток Игровой
Задание в группах. Меняемся листами с другой командой, ответы на слайде.
Задание
Впишите по горизонтали слова, соответствующие определениям, и в выделенной строке вы прочитаете название части речи.
1.Принадлежащий мне. 2. Возвратное местоимение в дательном падеже. 3. Определительное местоимение, синоним местоимений каждый, любой. 4. Вопросительное местоимение: какой по порядку. 5. Указательное местоимение, антоним местоимения этот. 6. Отрицательное местоимение: ни ты, ни я, ни он. 7. Определительное местоимение: именно, как раз. 8. Неопределенное местоимение, синоним местоимения кто – то . 9. Принадлежащий нам. 10. Личное местоимение 3 –го лица множественного числа. 11. Неопределенное местоимение: неизвестно что.
Итог урока
Учитель: Конечно, не по всем улицам города Местоимений мы прогулялись. Но с основными правилами и законами жителей этого города мы познакомились.
Возьмите свои маршрутные листы и подсчитайте среднее количество баллов в вашей группе. А теперь каждая группа сдает свои маршрутные листы учителю. Учитель озвучивает оценки за урок.
Как вы думаете, достиг ли урок своей цели?
Понравилась ли вам форма проведения урока?
Хотели ли вы, чтобы такие игровые уроки мы проводили чаще?
Песня из «Бременских музыкантов» ( Ничего на свете лучше нету….)
Личные
Возвратные
Вопросительные
Относительные
Неопределенные
Отрицательные
Притяжательные
Указательные
Определительные
Мне
Себя
Сколько?
Каков
Некто
Ничей
Свое
Тот
Всякий
м | ||||||||
е | ||||||||
с | ||||||||
т | ||||||||
о | ||||||||
и | ||||||||
м | ||||||||
е | ||||||||
н | ||||||||
и | ||||||||
е |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку "Обобщение и систематизация изученного по теме деепричастие"
Презентация к обобщающему уроку в 7 классе по теме деепричастие. этот урок может помочь в подготовке к контрольному диктанту по этой теме....
Семинар-практикум на тему " Обобщение и систематизация изученного о предложениях с однородными членами"
Разработка урока по русскому языку в 8 классе " Обобщение и систематизация изученного по теме "Предложения с однородными членами". Форма урока - семинар-практикум. На уроке класс делился на группы: до...
Обобщение и систематизация изученного о глаголе
Первый урок из трех, запланированных на повторение раздела "Глагол". Различные формы проверки степени усвоения материала позволяют составить объективную картину качества знаний учеников, а включение и...
Урок-путешествие с использованием элементов здоровьесберегающих технологий в 7 классе по теме "Обобщение и систематизация изученного по теме «Деепричастие»
Урок русского языка в 7 классе по теме "Обобщение и систематизация изученного по теме "Деепричастие"....
Урок русского языка в 6 классе "Обобщение и систематизация изученного о местоимении"
Урок систематизации и обобщения знаний после изучения раздела "Местоимения". Содержит презентацию....
Обобщение и систематизация изученного по теме "Глагол" в 5 классе
Учитель русского языка и литературы I кв. категории Оспанова Гульнар Ашмухановна средней школы № 10 г. Жезказгана Карагандинской области Республики Казахстан. В 2010 год...
«Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное» (русский язык 6 класс, 2 часа)
Данный урок русского языка по теме «Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное» (2 часа) ориентирован на работу по учебнику «Русский язык. 6 класс» авторов М.Т. Баранова, Т.А. Л...