Семинар-практикум на тему " Обобщение и систематизация изученного о предложениях с однородными членами"
методическая разработка (русский язык, 8 класс) на тему
Разработка урока по русскому языку в 8 классе " Обобщение и систематизация изученного по теме "Предложения с однородными членами". Форма урока - семинар-практикум. На уроке класс делился на группы: докладчики, исследователи и аналитический отдел. Использовались следующие виды учебной деятельности: работа со словарём, составление плана работы семинара, анализ стихотворения абсурдного истолкования без знаков препинания для мотивации изучения пунктуации, доклады учащихся, цифровой диктант, взаимопроверка, составление и анализ таблицы-вывода, исследовательско-практическая работа, работа в тетради с параллельным выполнением задания на интерактивной доске. Творческое домашнее задание с продолжением темы урока. К разработке урока прилагается демонстрационный материал для интерактивной доски.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnorodnye_chleny.doc | 75 КБ |
odnorodnye_chleny.p.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ№4 г. Навашино Нижегородской области
Разработка урока по русскому языку
Семинар-практикум по теме «Обобщение и систематизация
изученного о предложениях с однородными членами»
Учитель I категории Милицкая О.Н.
Цели урока:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать материал по указанной теме;
- совершенствовать пунктуационные навыки учащихся, учить выполнять пунктуационный анализ предложений;
Развивающие:
- совершенствовать умение обобщать, сравнивать, делать выводы;
- формировать умение самостоятельно подбирать материал к докладу, давать оценку выступающему;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе и родному языку;
- воспитывать стремление правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, выступая перед аудиторией.
Оборудование: интерактивная доска, диск с демонстрационным материалом, карточки с домашним заданием. (Приложение)
Ход урока
№ | Вид работы | Работа детей | Работа учителя | ||||||||
I | Оргмомент. Сообщение темы урока. - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок: семинар-практикум по теме «Предложения с однородными членами». Запишите число и тему в тетрадь. | Запись в тетрадь числа и темы урока | Слайд№1 | ||||||||
II | Деление класса на группы:
| ||||||||||
III | Лексическое значение слова «семинар-практикум» - Давайте узнаем в Словаре иностранных языков значение слов «семинар» и «практикум». Семинар – особая форма групповых занятий по учебному предмету или теме при активном участии учащихся, которое заключается в сообщениях, обсуждениях вопросов. Практикум – вид практических занятий по какому-либо учебному предмету. Такой вид работы предопределяет активную практическую работу. Цели нашего семинара-практикума – обобщить и систематизировать материал по теме, совершенствовать пунктуационные навыки. | Доклад ученика | Слайд№2 | ||||||||
IV | Мотивация изучения пунктуации - Назовите раздел языкознания, который мы сейчас изучаем. (Синтаксис) - Назовите языковую единицу, о которой идёт речь. (Предложение) - Какой раздел языкознания содержит правила постановки знаков препинания? (Пунктуация) - А так ли важно ставить знаки препинания? Послушайте пример абсурдного истолкования смысла, если нет запятых: Кисель там варят из резины Калоши делают из глины Кувшины лепят пирожки… - Расставьте запятые правильно, прочтите, соблюдая интонацию. - Поскольку мы убедились в важности роли знаков препинания, в необходимости правильно их использовать в предложении, давайте вспомним, какие знаки препинания употребляются в предложениях с однородными членами. Для этого составим план работы нашего семинара. | Ответы детей. Чтение | Слайд№3 | ||||||||
V | План работы семинара
А) понятие об однородных членах предложения; Б) однородные и неоднородные определения; В) роль сочинительных союзов при однородных членах предложения; Г) обобщающие слова при однородных членах предложения; 2. Исследовательско-практическая работа. | Слайд№4 | |||||||||
VI | Актуализация опорных знаний Работа по плану: 1а) С примерами из художественных произведений; Б) аналогично Докладчики отвечают, рецензенты дают оценку ответам. Цифровой диктант - Опираясь на знания и умение разграничивать однородные и неоднородные определения, выполним цифровой диктант. Образуйте две колонки «О» и «Н». Туда мы будем записывать только порядковый номер предложения. (Запись предложений в цифровом варианте)
Давайте обменяемся тетрадями и выполним взаимопроверку. О Н 1,4, 7, 9 2,3,5,6,8 1в) Выступление докладчика с примерами - Сейчас я буду диктовать примеры, а исследователи пояснять наличие или отсутствие знаков препинания. 1. С утра я убегаю на пруд или в рощу. 2. Вечером степь то розовеет, то становится синей. 3. Мороз крепчал и щипал лицо. 4. Птицелов должен знать не только птичьи голоса, но и повадки птиц. 5. Люблю я бешеную младость, и тесноту, и блеск, и радость. 6. Успехи мои были медленны, но благонадёжны. Составление и анализ таблицы-вывода
-Исключительно большое значение для развития логического мышления и формирования пунктуационных навыков имеет изучение обобщающих слов в предложениях с однородными членами. (Заслушаем докладчика по вопросу 1г) | Работа докладчиков Работа в тетради Взаимопроверка Работа аналитического отдела Докладчик | Слайд№5 Слайд№6 | ||||||||
VII | Исследовательско-практическая работа - Давайте проанализируем, где чаще всего мы можем встретить предложения с обобщающими словами при однородных членах предложения? Послушаем исследователей. - Для ответа на наш вопрос обратимся к стилистике, важному разделу языкознания, изучающему особенности разных типов речи. Находим такие предложения 1. В деловом стиле: На заседании присутствовали Иванов, Петров…- все члены профсоюза.
Для составления смеси нужно взять мяту, валериану…- успокоительный сбор.
Поднялось солнце и залило волнами света и тепла водную гладь и потопленный лес. Лиловый сумрак на рассвете бледнеет, линяет и превращается в слепую туманную дымку. Над полями и лесами, над широкими реками и голубыми озёрами летят птицы… - Вопрос аналитическому отделу: для чего здесь использованы однородные члены предложения? ( Для передачи динамики событий, для точного описания происходящего. Предложения «неравнодушны» к стилю речи, жанру высказывания, задаче автора.) Работа в тетради. - Запишите, расставьте знаки препинания, объясните. (Если позволяет время можно записать и расставить знаки в тексте на доске) Вся природа: дерево в сквере, ромашковая поляна, кустарники среди домов нового микрорайона – всё это принадлежит нам. Бездушно спиленный тополь, затоптанный сад, «безмерный» букет лесных цветов, выловленная в речушке рыба – всё это удар по запасам природных богатств.
Все богатства русского пейзажа В полное владенье нам даны: Вьюжных зим серебряная пряжа, Кружево весеннее весны. Цените слух, цените зренье, Любите зелень, синеву – всё, что Дано нам во владенье Двумя словами: « Я живу!»
| Ответ аналитического отдела | Слайд№7 Слайд№8 Слайд№9 | ||||||||
VIII | Итоги урока. Оценка работ. - Итак, сегодня все хорошо потрудились: вспомнили теорию вопроса и тренировались применять правила на практике. Особенно хотелось бы отметить работу… | ||||||||||
IX | Домашнее задание - На дом вы получаете творческое задание: мини-сочинение на тему «Всё в лесу может обернуться сказкой». Вы продолжите работу урока: тема природы в предложениях с однородными членами и обобщающими словами. Посмотрите на возможные вступления, а последние предложенные строки могут быть эпиграфом: 1. Вообще всё в лесу: каждый замшелый пень и каждый рыжий муравей-разбойник, который тащит, как похищенную прелестную принцессу, маленькую мошку с прозрачными крылышками, - всё это может обернуться сказкой. (К.. Паустовский) 2. На другой день ни свет ни заря я устремился в лес. Непролазный, оплетённый долгими травами ольшаник походил не то на джунгли, не то на дно схлынувшего моря. (Ю. Нагибин) Счастья ли полон, Плачу ли я, Ты – благодатная тайна моя…лес. | Раздать карточки с заданием Слайд№10 | |||||||||
X | Завершение урока - Урок окончен. Отдыхаем. |
Предварительный просмотр:
Семинар - (лат. seminarium – рассадник) – особая форма групповых занятий по учебному предмету или теме при активном участии учащихся, которые заключается в сообщениях, обсуждениях вопросов.
Практикум – (греч. praktikos – деятельный) вид практических занятий по какому-либо учебному предмету.
Кисель там варят из резины
Галоши делают из глины
Кувшины лепят пирожки…
План семинара
- Общий обзор теоретического материала по вопросу:
а) понятие об однородных членах предложения;
б) однородные и неоднородные определения;
в) роль сочинительных союзов при однородных членах предложения;
г) обобщающие слова при однородных членах предложения;
- Исследовательско-практическая работа.
Правильные ответы
О | Н |
1, 4, 7, 9 | 2, 3, 5, 6, 8 |
Запятая ставится между однородными членами | Запятая не ставится между однородными членами |
1. Перед противительными союзами [, а ] [, но ] [, зато ] | 1. Соединенными одиночными соединительными или разделительными союзами: [ и ] [ или ] |
2. Перед повторяющимися союзами [, и , и ] [ни , ни , ни ] [то , то ] | |
3. Перед второй частью двойных союзов [как , так и ] |
1. В деловом стиле:
На заседании присутствовали: Иванов, Петров…
2. В научном стиле:
Для составления смеси нужно взять: мяту, валериану…
3. В художественном стиле:
Поднялось солнце и залило волнами света и тепла водную гладь и потопленный лес. Лиловый сумрак на рассвете бледнеет, линяет и превращается в слепую туманную дымку. Над полями и лесами, над широкими реками и голубыми озерами летят птицы …
Вся природа дерево в сквере ромашковая поляна кустарники среди домов нового микрорайона все это принадлежит нам. Бездушно спиленный тополь затоптанный сад «безмерный» букет лесных цветов выловленная рыба в речушке все это удар по запасам природных богатств.
Все богатства русского пейзажа
В полное владенье нам даны
Вьюжных зим серебряная пряжа
Кружева зеленые весны.
Цените слух цените зренье
Любите зелень синеву все что
Дано нам во владенье
Двумя словами: «Я живу!»
Счастья ли полон,
Плачу ли я,
Ты – благодатная тайна моя…
1. Вообще все в лесу: каждый замшелый пень и каждый рыжий муравей-разбойник, который тащит, как похищенную прелестную принцессу, маленькую мошку с прозрачными крылышками, - все это может обернуться сказкой.
К. Паустовский
2. На другой день ни свет ни заря я устремился в лес. Непролазный, оплетенный долгими травами ольшаник походил не то на джунгли, не то на дно схлынувшего моря.
Ю. Нагибин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие с использованием элементов здоровьесберегающих технологий в 7 классе по теме "Обобщение и систематизация изученного по теме «Деепричастие»
Урок русского языка в 7 классе по теме "Обобщение и систематизация изученного по теме "Деепричастие"....
Конспект повторительно-обобщающего урока в 7 классе. Тема: «Обобщение и систематизация изученного по теме «Деепричастие»
Цель урока: учащиеся должны уметь- распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов;- безошибочно писать суффиксы в деепричас...
Сценарий урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему "Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя прилагательное"
Урок русского языка в 6 классу на тему "Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя прилагательное"...
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя прилагательное"
Урок разработан в соотвествии с новыми ФГОС ООО. Дидактический материал характеризуется тематическим единством ("Почему надо любить малую родину", "Что особенно привлекает в родном городе?")...
Урок русского языка и литературы в 6 классе на тему "Обобщение и систематизация изученного по теме "Глагол"
Данный урок - один из четырёх уроков обобщения. Основной акцент поставлен на постоянные морфологические признаки. На уроке применены следующие технологии : здоровьесберегающая, коллективного сот...
Материалы к уроку русского языка в 6 классе по теме "Обобщение и систематизация изученного по теме «Морфемика. Орфография".
Папка содержит конспект урока, презентацию и лист контроля для урока русского языка в 6 классе по предложенной теме....
Открытый урок на тему: "Обобщение и систематизация изученного по теме "Предлог". Формирование читательской грамотности".
Открытый урок на тему: "Обобщение и систематизация изученного по теме "Предлог". Формирование читательской грамотности"....