Обобщение и систематизация изученного по теме "Глагол" в 5 классе
план-конспект урока русского языка (5 класс) по теме

 

   Учитель русского языка и литературы I кв. категории Оспанова Гульнар Ашмухановна средней школы № 10 г. Жезказгана Карагандинской области Республики Казахстан.

   В 2010 году разработала презентацию и провела урок русского языка: «Обобщение и систематизация изученного по теме: «Глагол»» в 5 классе с казахским языком обучения с целью повышения мотивации к обучению русскому языку и расширению кругозора учащихся. На уроке использовала  ИКТ, РКМЧП (Синквейн, написание эссе, диаграмму Венна), технологию уровневой дифференциации (1,2,3 уровни), межпредметные связи с географией, казахским и английским языками, методы обучения: частично-поисковый (задания № 1-6; диаграмма Венна), творческий (эссе).

Задачи урока были таковыми:

Образовательные: знать определение глагола, неопределённой формы глагола; уметь определять время, лицо, число глагола;

Развивающие: самостоятельное и творческое мышление; художественное, образное воображение; эстетический и языковой вкус; культуру речи;

Воспитательные: чувство солидарности и дух соревнования, интерес к предмету;

Социализирующие: применять полученные знания в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы первой кв. категории Оспанова Гульнар Ашмухановна

Средняя школа № 10 г. Жезказган Карагандинская область Казахстан

Класс: 5

Грамматическая тема: Обобщение и систематизация изученного по теме: «Глагол».

Лексическая тема: Друг детства.

Цель: закрепить и обобщить полученные знания по теме: «Глагол».

Задачи:

Образовательные: знать определение глагола, неопределённой формы глагола; уметь определять время, лицо, число глагола;

Развивающие: самостоятельное и творческое мышление; художественное, образное воображение; эстетический и языковой вкус; культуру речи;

Воспитательные: чувство солидарности и дух соревнования, интерес к предмету;

Социализирующие: применять полученные знания в повседневной жизни.

Наглядность: сувениры, карточки.

М/п связи: с географией, англ.яз., каз.яз.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Методы обучения: частично-поисковый, творческий

Технологии: ИКТ, РКМЧП, технология уровневой дифференциации

Формы урока: урок-путешествие, групповая

учебник «Русская речь » для 5 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения издательства “Атамура” 2010 г     Авторы Жанпеисова У.А., Кожакеева Ш.Т.

Ход урока.

I. Инициализация урока.

II. Постановка цели урока. Слово учителя.

- Здравствуйте уважаемые учителя, родители и ребята! “На свете нет ничего лучше путешествий!” – так воскликнул однажды знаменитый французский писатель Жюль Верн. Вас тоже, ребята, сегодня ждет необычное путешествие. Все мы знаем как безбрежен Океан знаний, особое место в нём занимает остров «Русский язык». Мы должны преодолеть сегодня очень сложные препятствия: рифы, стихийные бедствия, чтобы достичь этого острова. Возможно, не всем командам удастся это сделать. Победителем окажется команда, ответившая на большую часть  вопросов и заданий. Оценивать ваши ответы будет компетентное жюри, за каждый положительный ответ получаете по золотой монете. В путь отправляются команды: «Бригантина», «Алые паруса», «Дельфин».

Приветствие капитанов. Девизы.

III. Проверка знаний.

Блиц –опрос – тайфун.

1. Какие разделы языкознания вы знаете?

2. Какой раздел языкознания вы изучаете?

3. Что изучает морфология?

4. Что такое глагол?

5. Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы….

6. Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы….

7.Глаголы будущего времени отвечают на вопросы….

8. Глагол в неопределённой форме отвечает на вопросы…

9. В личных окончаниях глаголов, стоящих в форме 2- го лица единственного числа настоящего и будущего времени, на конце пишется ….

IY. Обобщение и систематизация знаний

Первое препятствие. Цунами.

Задание № 1 «Бригантина»
Вставьте пропущенные буквы

1) Как ты хорошо поё…!

2) Скажи, ты пойдё… играть вместе с нами?

3) Почему ты на меня так сердито смотри…?

Задание № 2 «Алые паруса»

Выберите из данных слов глаголы, стоящие в неопределённой форме, и подчеркните их.

Ходит, играет, говорит, шутит, сидит, смотрит, ходить, играть, говорить, шутить, сидеть, смотреть.

Задание № 3 «Дельфин».

Вставьте пропущенные буквы

1) Ты попроси… у своей подруги кассету?

2) Ты хоче… мороженое?

3) Ты купи… мне куклу?

Задание № 4 Соедините линиями имена существительные
с соответствующими глаголами.

Солнце                   смеялись

Девочка                  смеялся

Мальчик                 смеялась

Ребята                     смеялось

Задание № 5 Соедините линиями в правильном порядке

1-лицо                         ты проверяешь тетрадь

2-лицо                         она просит помощи

3-лицо                         я пишу письмо

Задание № 6 Соедините линиями в правильном порядке

Настоящее время                     играл                    споёт

Прошедшее время                    сидит                  смеётся

Будущее время                        смотрел                станцует

Второе препятствие. Шторм .

Работа с учебником. Чтение рассказа В.Драгунского «Друг детства»

Определить тему и основную мысль произведения.

Третье препятствие. Штиль.

- Ребята, как звучат слова «игрушка», «кукла» на казахском и английском языках? Составьте предложения с этими словами на трёх языках.  

Экскурсия в музей игрушки мира.

Экскурсовод – ученица.

Кукла Барби – традиционная американская  игрушка. Официальное рождение Барби состоялось в 1959 году. Ее первая профессия – манекенщица, но за 50 лет  Барби освоила десятки профессий.

В американском городе Сан-Франциско есть музей Барби, где хранится коллекция ее одежды, обуви и аксессуаров. Барби стали называть «Мисс кукла Мира» или красивая кукла планеты.

Очаровательный мышонок покорил сердца не одного поколения детей в разных странах. Веселые мультики о приключениях малыша Микки любят не только ребята, но и взрослые. Когда Уолт Дисней в 1928 году снял фильм «Пароходик Вилли», он и не подозревал о шумном успехе, который обрушится на придуманного им озорного мышонка.

Теперь Микки-Маус, сказочный персонаж и герой множества мультфильмов, поселился и в «Музее игрушки стран мира». И ему, похоже, у нас очень нравится!

Плюшевые мишки… Даже  слова эти такие мягкие и уютные,  вызывают улыбку и хорошее настроение.  Хорошее настроение дарят нам мишки уже более 105 лет.

Teddu-Bear - герой английских сказок, комиксов и мультфильмов, самая известная игрушка в Англии. В разных странах открыто более 20 музеев плюшевых медведей.

 Посмотри на карту мира! Казахстан занимает огромную территорию от предгорий Южного Урала до гор Тянь-Шаня, от Каспийского моря до равнин Западной Сибири. Эта кукла – носитель культуры казахского народа, является сувениром для многих туристов и  напоминает о гостеприимстве, широкой души и щедрости солнечного Казахстана.

Матрёшка – румяная кукла-крестьянка в цветастом платке и ярком сарафане. Её назвали матрёшкой от распространённого в старину женского имени Матрёна. В настоящее время она является знаменитым русским сувениром.

«Мы матрешки, мы сестрички,
Мы толстушки невелички.
Как пойдем плясать и петь,
Вам за нами не успеть…»

Четвёртое препятствие. Риф

Напишите пятистишие (игрушка)

Конкурс капитанов. Карточки в сувенирах-матрёшках, которых выбирают капитаны.

Задание: определить, к какой части речи относятся выделенные слова, и подчеркнуть те, которые являются существительными.

Карточка 1 «Бригантина»

Рой пчел кружится над цветущей липой.
Рой яму глубже!
Вода перестала течь.
В лодке открылась течь.
Не плачь из-за пустяков.
Из соседней комнаты послышался плач ребенка.

Карточка 2 «Алые паруса»

Мы будем печь хлеб.
Печь топится.
На полке кусок мыла.
Мама мыла дочку.
Строй дома!
Дети встали в строй.

Карточка 3 «Дельфин»

Мы стали работать лучше.
Коньки сделаны из стали.
Кошка пила молоко.
Пила хорошо наточена.
Варя шила платье.
У Сережи нет шила.

Творческое задание.

Напишите эссе «Моя любимая игрушка»

Y. .Итог. Диаграмма Венна.

YI. Д/З: пересказать содержание рассказа В.Драгунского «Друг детства»; выписать глаголы, указать время, число, лицо.

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе "Обобщение и систематизация изученного о местоимении"

Урок систематизации и обобщения  знаний после изучения раздела "Местоимения".  Содержит презентацию....

«Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное» (русский язык 6 класс, 2 часа)

Данный урок русского языка по теме «Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное» (2 часа) ориентирован на работу по учебнику «Русский язык. 6 класс» авторов М.Т. Баранова, Т.А. Л...

Конспект урока по русскому языку в 9 классе Обобщение и систематизация изученного по теме «Сложносочинённое предложение»

Обобщение и систематизация знаний по теме "Сложносочинённые предложения" в 9 классе. Работа в группах...

Конспект повторительно-обобщающего урока в 7 классе. Тема: «Обобщение и систематизация изученного по теме «Деепричастие»

Цель урока: учащиеся должны  уметь-  распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов;- безошибочно писать суффиксы в деепричас...

Конспект урока по русскому языку с использованием дидактических игр в 7 классе по теме « Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного»

Урок предназначен для обобщения и систематизации изученного по теме "Деепричастие" в 7 классе. Тип урока- урок-практикум....

Урок русского язык в 8 классе . « Обобщение и систематизация изученного по теме « Односоставные предложения».

Урок русского язык в 8 классе .« Обобщение и систематизация изученного по теме « Односоставные предложения»....