«Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное» (русский язык 6 класс, 2 часа)
план-конспект урока русского языка (6 класс) на тему

Данный урок русского языка по теме «Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное» (2 часа) ориентирован на работу по учебнику «Русский язык. 6 класс» авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибабы.

            Урок планировался с учетом тех знаний, которыми должны были овладеть учащиеся в процессе изучения названной темы, и выдержан по принципу нарастания трудностей – вначале проводится закрепление на уровне наблюдения за именем прилагательным, затем на уровне самостоятельного распознавания и применения.

            Проверка знаний, умений и навыков учащихся по теме осуществляется путем проведения различных видов работ:

Ø      орфографический и графический диктанты;

Ø      перфокарта;

Ø      тестовые задания (составленные учителем и учащимися);

Ø      игры «Грамматический бой» и «Найди слово»

разнообразные формы контроля:

Ø      взаимопроверка;

Ø      самопроверка;

и различные формы работы:

Ø      фронтальный опрос;

Ø      индивидуальный опрос;

Ø      групповая работа.

С целью усиления внутрипредметных связей, формирования синтаксических и словообразовательных навыков проводится синтаксический разбор предложения, определяются способы образования слов.

Эффективной формой контроля является тестовая проверка. Степень новизны заключается в том, что в урок включены тестовые задания, которые целенаправленно подготавливают обучающихся к сдаче экзамена по русскому языку в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе. А составление тестов в группах и самостоятельно, проведение подготовленными учащимися опроса по теме позволяет удовлетворить их потребность в деловом общении, самооценке.

            Все это формирует познавательный интерес, умственную активность и творческую самостоятельность учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме "Имя прилагательное" в 6-м классе

Маловецкая Елена Александровна, учитель русского языка и литературы

Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка 


Объявление 

Ход урока

1. Слово учителя

Учитель: Мы живём с вами в большом городе на Волге. Нашу реку называют по-разному: и красавица Волга, и Волга-матушка, и кормилица.

– Как вы думаете, а почему народ дал нашей реке такие эпитеты?

– Что такое эпитет?

– А давайте подумаем, какие эпитеты можно подобрать, характеризуя наш город? (Большой, красивый, зелёный, молодёжный, научный, военный, рыбный, многоэтажный, волжский и т.д.)

Можно много говорить о своём городе. Упоминали о нём и великие русские писатели и поэты, а простой народ слагал легенды о памятных местах нашего города. Вот мы сегодня и послушаем несколько легенд о нашем городе, при этом повторим изученные орфограммы по теме “Имя прилагательное”.

2. Работа с предложением

Тех камней нет уж давно, берег в бетон оделся, а три стерлядки на саратовском гербе так и красуются.

– А о каких камнях идет речь, может быть, кто-нибудь вспомнит? (Так заканчивается “Легенда о трёх стерлядках”, которые изображены на Саратовском гербе. Детям она известна по 5 классу).

– Сделайте синтаксический разбор предложения.

– Со словом “саратовский” произведите все известные вам виды разборов (фонетический, морфемный, морфологический, словообразовательный).

– Итак, вы доказали, что слово “саратовский” – это имя прилагательное. А что вы знаете об имени прилагательном.

3. Фронтальный опрос об имени прилагательном

Учащиеся рассказывают о прилагательном, используя в качестве доказательств своих высказываний означенную выше легенду.

(1)Было это очень давно. (2)Подружились как-то три брата-близнеца с тремя сестрами, миленькими стерлядками. (3)Плавают друг к другу в гости.

(4)Большая река наша Волга, да облюбовали рыбы место вот здесь, рядом с нашим будущим городом Саратовом. (5)Чудные места! (6)Долины подводные от трав ломятся. (7)Родники прозрачные кожицу ласкают. (8)Пляжи мелководные солнышком прогреваются, песочком отборным золотятся. (9)И в пище недостатка нет. (10)Ну и прижились тут стерлядки и осетры.

(11)Лет сто прошло, и решили рыбы свадьбу сыграть. (12)Говорят осетры: „Дорогие наши стерлядки! (13)Уплываем мы в моря далёкие, в глубины чёрные за вкусными припасами на стол свадебный да за гостями почётными. (14)А вы столы-отмели готовьте да нас поджидайте". (15)И уплыли.

(16)Плыли три друга и доплыли до моря Хвалынского. (17)Месяц по морю ныряли. (18)Полные торбы всякой снеди насобирали. (19)Богатых гостинцев и подарков своим невестам приготовили: жемчуга всякие, ожерелья коралловые, нахвостники янтарные. (20)Гостей стали созывать...

(21)Долго ждали женихов стерлядки. (22)Скучали одни... (23)А на ту пору щуки появились. (24)Безобразничают. (25)Напали на сестёр. (26)Пасти зубастые разевают — сейчас проглотят. (27)Мечутся по дну стерлядки, на поверхность выпрыгивают, осетров на помощь зовут. (28)А женихи далеко уплыли. (29)Не слышат. (30)Совсем выдохлись рыбки красные, а в зубы щукам не даются. (31)Прижали их хищники к берегу — стерлядкам деваться некуда.

(32)Собрали они последние силы и выскочили из воды. (33)Гордые были. (34)Упали на песок и в камни превратились. (35)Потом люди долгие годы видели три камня, похожих на стерлядок, на волжском берегу. (36)Лежат себе треугольным крестом. (37)А люди в память о верных стерлядках легенды сложили и на гербе изобразили. (38)Тех камней нет уж давно, берег в бетон оделся, а три стерлядки на саратовском гербе так и красуются.

4. Используя легенду о трёх стерлядках, выпишите прилагательные, распределив их по трём разрядам (не более 4 примеров на каждый вид):

Качественные

Относительные

Притяжательные

миленькими

подводные

 

большая

мелководные

 

чудные

отборным

 

прозрачные

свадебный

 

– Прилагательных какого вида нет в данном фрагменте? (Притяжательных)

– Используя данную легенду (тексты есть у учащихся), приведите примеры притяжательных прилагательных (можно изменять форму слова).

5. Орфографическая работа

Посмотрите на относительные прилагательные. С помощью каких суффиксов они образованы? Давайте вспомним, когда в прилагательных пишется одна, а когда две буквы Н.

Песчаный, каменный, зелёный, кожаный, почётный, треугольный, гостиный, золочёный, ветреный, деревянный.

– Скажите, какое прилагательное является “лишним”? (золочёный).

– Почему? (оно отглагольное.) Вспомните о правописании Н в суффиксах отглагольных прилагательных.

– Подберите к данным прилагательным существительные, но так, чтобы получившиеся словосочетания отражали бы тематику нашего урока – Легенды о Волге, о Саратове.

6. Какие орфограммы в правописании имён прилагательных вам ещё знакомы?

  1. Правописание суффиксов -К-/ -СК- имен прилагательных;
  2. Правописание Ь в притяжательных прилагательных;
  3. Дефисное и слитное написание имен прилагательных.

– Давайте разделимся на 3 группы:

  1. первая – придумает перфокарту на правописание суффиксов -К-/ -СК- имен прилагательных,
  2. вторая – орфографический диктант на дефисное и слитное написание имен прилагательных,
  3. третья – цифровой диктант на правописание Ь в притяжательных прилагательных.

7. Работа с тестовыми заданиями 

  1. Укажите (цифрами), сколько прилагательных содержатся в предложениях 1–10.
  2. Из предложений 7–8 выпишите словосочетания с относительными прилагательными.
  3. Из предложения 35 выпишите прилагательное, правописание суффикса в котором зависит от конечного согласного основы.
  4. Укажите способ словообразования прилагательного “подводные” (предложение 6).
  5. В каком значении употреблено прилагательное “богатых” в предложении 19:

А) дорогой;
Б) пышный;
В)

  1. Образуйте все возможные степени сравнения от прилагательного “прозрачные” (предложение 7).
  2. Как бы писалось качественное прилагательное из предложения 4, если к нему присоединить частицу НЕ. Графически объясните почему.
  3. Прослушайте ещё одну легенду об одном из самых любимых мест нашего города. Найдите в тексте сказки 3 орфографических, 2 пунктуационных и 1 грамматическую ошибки. 

СКАЗКА О СОКОЛОВОЙ ГОРЕ

Давным-давно на вершине горы рос могучий дуб. Зелёным богатырём высился он над Волгой. А на самой верхушке дуба свили себе гнездо соколы.

На месте нынешнего Саратова стояло тогда три домика деревяных, да лабаз заезжих купцов. Рыбачили, приторговывали понемногу первые жители. Места богатые, всё больше семей оставались здесь жить.

И вот резвятся как-то дети на берегу. „А я знаю, как в угольки играть. Давайте поиграем", — предложил один. Все согласились.

Мальчик принёс угольки из печки, а старый дедушка спал на завалинке и ничего не слышал.

Начали дети угольки с места на место палочками перекидывать. Искрятся угольки, дымные струйки над ними вьются. Интересно и весело! А женщины на берегу мужей встречают с рыбалки, не видят что дети огнём забавляются, на дедушку надеются.

Вдруг один уголёк упал на домотканную рубашку годовалой Алёнушки. Вспыхнуло платьице на девочке. Крик. Гам. Испугались малыши. Взрослые с берега услыхали, но были далеко. Только сдавленный стон материнский в волнах захлебнулся.

Неожиданно из-за облаков камнем упал сокол. Схватил горящую девочку, поднял её в воздух, понёсся к Волге. Осторожно окунул её в воду и устремился с девочкой к людям. Опустил ребёнка возле матери и взвился в небо.

И вдруг все увидели, что сокол горит. Шлейф дыма тянется за сильной птицей. Видно, огонь переметнулся на перья. Жалость и ужас охватил всех. А сокол, объятый пламенем, полетел к горе. И все видели, как он упал огненым клубком в своё гнездо. Всю ночь полыхал дуб на горе. Лишь печальный реек огнища да женский плач разносились над Волгой. ...Люди в память об отважной птице назвали гору возле Саратова Соколовой.

Домашнее задание

Попробуйте придумать свою легенду о каком-нибудь известном месте Саратова или Саратовской области. Это может быть парк “Липки”, Малиновый родник на Кумысной поляне, Казачий остров, Глебучев овраг и другие любимые места саратовцев. Только не забудьте, что мы повторяем с вами тему “Имя прилагательное”.

Работа с текстом (см №)

Текст

Мамаев Курган

(1) Эта высота издавна называется «Мамаевым курганом», одна из легенд связывает с именем татаро-монгольского хана Мамая, который, по преданию, во время пребывания в поволжских степях разбил на этом холме свой лагерь.

(2) Еще одна, более прозаичная, говорит о том, что до войны в Сталинграде курган называли «бугром» – именно так переводится слово «мамай» с тюркского языка.

(3) Но знаменит он не легендами, а недавним героическим прошлым. В дни Сталинградской битвы Мамаев Курган (в официальных сводках его называли высотой 102,0) был местом самых тяжелых, кровопролитных сражений.

(4) Невиданные в истории по своему упорству и жестокости бои за эту высоту шли 140 суток, здесь было разгромлено много танковых дивизий гитлеровцев.

(5) На высоте 102 происходила величайшая битва, изменившая ход Второй мировой войны, курган превратился в огромную усыпальницу для сотен тысяч наших соотечественников и солдат немецко-фашистских войск.

(6) После битвы Мамаев Курган называли железным, потому что больше, чем земли, было на его склонах металла – разорванных танковых башен, разбитых орудий, обгоревших машин, искореженных самолетов, осколков снарядов и авиабомб.

(7) В первую послевоенную весну курган не зазеленел – на сгоревшей земле не выросла даже трава.

(8) На месте тяжелейших боев был воздвигнут мемориал, посвященный величайшему событию в истории нашей Родины.

(9) Над созданием памятника-ансамбля работал большой творческий коллектив под руководством народного художника СССР, скульптора Е.В. Вучетича (открыт 15 октября 1967 года).

(10) Историко-мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом Кургане представляет собой сложный архитектурно-скульптурный ансамбль.

(11) Символом и визитной карточкой Волгограда является центральная композиция Мамаева Кургана, одна из самых больших и известных в мире скульптур – «Родина-мать зовет», высотой 52 метра и весом 8 тысяч тонн, длина меча – 33 метра.

(12)  Меч скопирован с подлинного, принадлежавшего русскому князю Гавриилу Псковскому.

(13) На сегодняшний день на Мамаевом кургане перезахоронены останки 34 505 воинов – защитников Сталинграда, а также 35 Героев Советского Союза – участников Сталинградской битвы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя прилагательное"

Разработка урока на тему "Имя прилагательное". Для 5-6 класса...

Презентация к уроку «Обобщение и систематизация знаний по теме имя прилагательное в 6 классе»

Тема урока «Обобщение и систематизация знаний по теме имя прилагательное»2 урока по данной теме  в 6 классе.Данная презентация поможет педагогу в интересной игровой форме провести обобщение и сис...

Урок по русскому языку в 6 классе. Обобщение и систематизация знаний по теме "Имя прилагательное".

Тип урока: обобщение На данном уроке учитель может обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном. Поработать над развитием мышления, памяти, связной речи учащихся, навыков сам...

Сценарий урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему "Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя прилагательное"

Урок русского языка в 6 классу на тему "Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя прилагательное"...

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя прилагательное"

Урок разработан в соотвествии с новыми ФГОС ООО. Дидактический материал характеризуется тематическим единством ("Почему надо любить малую родину", "Что особенно привлекает в родном городе?")...

Урок русского языка и литературы в 6 классе на тему "Обобщение и систематизация изученного по теме "Глагол"

Данный урок - один из четырёх уроков обобщения. Основной акцент поставлен на постоянные морфологические признаки. На уроке применены  следующие технологии : здоровьесберегающая, коллективного сот...