Урок русского языка по теме "Употребление наклонений глагола" 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Воронина Елена Юрьевна

Урок систематизации и обобщения материала по теме с учётом требований ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_v_6.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 6 «в» классе по теме «Наклонения глагола»

Учитель Воронина Е.Ю.

МБОУ СОШ № 8 им. П.А.Щипанова города Кузнецка

Автор УМК:  Предметная  линия учебников Т.А. Ладыженской,  М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой.  5-9 классы – М.: Просвещение,  2013.)

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

 Тема урока: Наклонения глагола.

Цель урока (для учителя):повторить все сведения о наклонениях глаголов ,научить различать наклонения глагола и правильно использовать их в речи, воспитывать уважительное отношение к великому прошлому России, стремление быть патриотом.

Планируемые результаты (для учащихся).

1. Личностные: 1. Воспринимать речь учителя и одноклассников; 2. Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание больше узнать; 3. Аргументировано оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; применять правила сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; 4. Проявлять устойчивый познавательный интерес к изучению русского языка.

2. Метапредметные:

 -познавательные: 1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, устанавливать закономерности, выявлять причины и следствия простых явлений ( выполнение продуктивных заданий) 2. Выделять главное. 3. Проводить наблюдение над языковыми единицами.

 –  регулятивные: 1. Самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей и устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. 2. Выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- коммуникативные: 1. Формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога; 2. Высказывать и обосновывать свою точку зрения; 3. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения.

3. Предметные: 1. Систематизировать знания о наклонениях глагола,; 2. Отработать умения различать наклонения глагола; 3. Тренироваться в употреблении глаголов разных наклонений в различных речевых ситуациях.

Название технологических этапов урока, их содержание.

                                                                                  Ход урока

                    УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Орг. момент.

Приветствие.

Слушают, настраиваются на учебную деятельность.

Личностные УУД:

1. Положительное отношение к уроку.

  1. Мотивирование (подготовка к учебной деятельности)

Цель: организовать направленное внимание на начало урока; создание положительного настроя учащихся на урок.

Настрой на работу.

Слушают, настраиваются на учебную деятельность.

Личностные УУД:

1. Положительное отношение к уроку, осознание необходимости работать на уроке.

  1.  Актуализация знаний

Цель: повторить и обобщить сведения о глаголе

Лингвистическая игра.

- Глаголы обозначают …действия предметов

- Начальная форма глагола называется …инфинитив )

- Инфинитив имеет окончания…-ти, -ть, нулевое.

-Глаголы, имеющие суффикс (постфикс) - ся (- сь), называются…возвратными.

- Что является формальным показателем глагола прошедшего времени…суффикс –л-   

- Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени? …по лицам и числам

- Как изменяются глаголы прошедшего времени?...по числам, в ед.ч. по родам

- Какие глаголы называются переходными?

- Что вы знаете о правописании НЕ с глаголами?

- Какие виды глагола вы знаете?

- Как определяется вид глагола?

Скажите, всё ли мы вспомнили о глаголе? (нет).

-О чём мы не сказали? (о наклонении глаголов).

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока? (Наклонение глагола.)

- Какие наклонения вы знаете? (усл., изъяв., пов.)

-Сформулируйте учебные задачи на урок? (Повторить сведения о наклонениях глаголов, их правописании, и учиться употреблять их в своей речи)

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока.

Ставят перед собой цели на урок.

Познавательные УУД:

1. Вспоминать и отвечать на вопросы.

Коммуникативные УУД: 1.Умение строить ответ на вопрос за ограниченное количество времени.

Предметные УУД: 1.Повторить основные сведения о глаголе как части речи.

Регулятивные УУД: 1.Высказывать предположения на основе наблюдений. 2.Высказывать цели учебной деятельности 3.Планировать деятельность.

  1. Обобщение и систематизация знаний.

А) Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.

-Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Как вы думаете, почему вы разделены на три группы? (т.к. наклонений у глагола три – изъяв, усл., пов.)

Работа в группах.

 В каждой группе у вас есть лидер, который будет координировать вашу работу.

-У вас у каждого есть лист самооценки, где вы должны оценить свою работу на каждом этапе урока.

А сейчас я прошу лидеров взять задания для работы в группе. Вы посмотрели свои задания. Как вы думаете, на что нужно будет обратить внимание при характеристике наклонений (на значение, морфологические признаки, образование, правописание, привести примеры) 

- на эту работу вам отводится пять минут. Первая группа в случае затруднения обращается ко мне, вторая работает с памятками, а третья работает самостоятельно.

- Мы повторили все сведения о наклонениях глаголов. Подумайте, что между ними общего? (все обозначают действие).

- А в чём разница? ( одни глаголы обозначают действия, которые происходят на самом деле, другие обозначают действия, которые произойдут только при определённом условии, третьи – действия, которые кто-то требует или просит выполнить.)

- Мы повторили теоретические сведения о наклонениях глаголов. Предположите, как наша работа должна быть построена дальше? (Мы должны закрепить знания на практике)

Составляют план, схему, кластер о наклонениях глаголов. Представляют свою работу для остальных групп, ведут записи во время рассказа одноклассников.

Регулятивные УУД: 1.Высказывать предположения на основе наблюдений.

2.Высказывать цели учебной деятельности 3.Планировать деятельность.

4. Строить высказывание в соответствии с планом.

Познавательные УУД: 1.Представлять информацию в разных формах (кластер, план, схема).

Коммуникативные УУД: 1.Осваивать культуру общения, умение слушать другого.

Предметные УУД:

1. Вспомнить все теоретические сведения о наклонениях глаголов.

2.Выявить  особенности глаголов в разных  наклонениях.

             Б) Воспроизведение на новом уровне.

- Перед вами текст.

- Прочитайте его.

-Скажите, о чём этот текст? ( об ужасах войны, о раненых, которые героически переносят боль и страдания).

- Сейчас вы выпишите из данного текста все глаголы, объясните их правописание, укажите, в каком наклонении они употреблены.

-Коллективная проверка.

- Глаголы какого наклонения не встретились в тексте? (условного)

- Мы говорили сейчас о героических защитниках Севастополя 1855 года. Это отрывок из произведения Толстого «Севастопольские рассказы». Но герои они были, есть и будут во все времена. И следующая часть нашей работы – это творческая работа, которая тоже будет связана с темой героизма.

Выполняют письменное задание, объясняют правописание и форму наклонений глаголов.

Регулятивные УУД:

1. Строить высказывание в соответствии с планом.

 2. Контроль выполнения задания в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

1. Развивать умение слушать другого. 2.Умение строить монологическое высказывание.

  1. Применение знаний в новой ситуации.

- Прошу подойти лидеров и взять задания для групп.

1группа – восстановить деформированный текст, определить наклонения глаголов.

2 группа – познакомиться с текстами о героях России и составить свой рассказ о современно герое, используя глаголы всех наклонений.

3 группа – написать обращение – призыв к будущим поколениям на тему «Памяти героев»

- Первая группа в случае затруднения обращается ко мне, вторая работает с консультантом, а третья работает самостоятельно.

 творческая работа в группах.

- Во время выступления каждой группы остальные следят за правильностью ответа, оценивают их работу.

Работают над восстановлением деформированного текста; создают письмо на основе текстов одной тематики; составляют памятку по заданию.

Коммуникативные УУД: 1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, правильно используя речевые средства для решения коммуникативных задач. Познавательные УУД: 1.Формирование логических действий. Предметные УУД:

1. Использование коммуникативно- эстетических возможностей глаголов разных типов наклонения в построении текста.

  1. Контроль усвоения, обсуждение ошибок и коррекция.

Сейчас я предлагаю всем проверить, насколько вы хорошо усвоили данную тему, поработав с тестом. Пять заданий, за каждый правильный ответ один балл.

1. В чём причина разного написания одного и того же глагола? 

а)разные наклонения

б) разный вид

в)разное время

2. В каком предложении в глаголе следует писать е? 

а) Выбер..те книгу о Великой Отечественной войне.

б)Когда выбер..те, прочитайте её.

в) Дополн….те свои знания из других источников.

3. В каком глаголе нет  окончания - ТЕ? 

а) Как вы много зна…те о защитниках Отечества! 
б) Помн..те ветеранов!
в) Сход..те в музей Боевой Славы.

4. В изъявительном наклонении употреблён глагол: 

а) поздравил бы

б) вспомни

в) будем гордиться

5. В каком предложении правописание окончания глагола зависит от его спряжения? 

а) Вспомните о героях афганской войны!

б) Примите поздравления.

в) Если вы поздравите ветерана, он будет счастлив.

Выполняют тестовую работу, взаимопроверку и проверку по ключу. Исправление ошибок.

Коммуникативные УУД: 1. Способность правильно соотносить вопрос и предлагаемый ответ.

Познавательные УУД: 1.Формирование логических действий. Предметные УУД:

1. Использование знаний о глаголах разных типов наклонения.

  1. Рефлексия.

- Достигли ли мы с вами тех целей, которые ставили в начале урока?

Какой вид работы вам показался самым интересным?

А где это может пригодиться вам в жизни?

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения относительно заинтересовавших видов работы и актуальности урока.

Регулятивные УУД: 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2.Определять степень успешности своей работы. Познавательные УУД:

1. Выделять главное Личностные УУД: 1.Понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

  1. Домашнее задание.
  1. Повторить теоретический материал.
  2. Поработать с текстами разных стилей,  выяснив роль наклонений             глаголов в этих текстах.  

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

Личностные УУД:

1. Понимать значение работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и биологии в 6 классе "Употребление наклонения" "Химический состав растений"

Интегрированный урок русского языка и биологии в 6 классе " Употребление наклонения" " Химический состав растений"Учитель русског языка : Винокурова Н.М.Учитель биологии : Журавлева Л.В....

Разработка урока русского языка по теме "Наклонения глаголов" 6 класс

Цель урока: знакомство с наклонениями глаголов. Задачи урока: дать понятие наклонения глаголов; научить отличать наклонения глаголов; научить образовывать наклонения глаголов; повторить...

Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.

Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...

Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 5 классе «Язык и человек»

Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с понятиями «язык», «речь», «слово»;  учить работать со словарём; развивать навыки анализа и обобщения; воспитывать бережное отношение к родному яз...

Разработка урока русского языка "Диалектные слова" в 6 классе с видео-фрагментом урока

Урок литературы в 11 классе дает полное представление об отношении А.А. Ахматовой к поэзии Б. Пастернака....

Разработка урока русского языка "Диалектные слова" в 6 классе с видео-фрагментом урока

Разработка урока русского языка "Диалектные слова" в 6 классе...

Урок русского языка и литературы в 10 классе "Активный и пассивный словарный состав русского языка"

Урок разработан на основе технологии интерактивного обучения. Данная разработка включает в себя: паспорт урока, технологическую карту и приложения к уроку....