Урок русского языка по теме "Употребление наклонений глагола" 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок систематизации и обобщения материала по теме с учётом требований ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_v_6.docx | 25.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 6 «в» классе по теме «Наклонения глагола»
Учитель Воронина Е.Ю.
МБОУ СОШ № 8 им. П.А.Щипанова города Кузнецка
Автор УМК: Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2013.)
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Тема урока: Наклонения глагола.
Цель урока (для учителя):повторить все сведения о наклонениях глаголов ,научить различать наклонения глагола и правильно использовать их в речи, воспитывать уважительное отношение к великому прошлому России, стремление быть патриотом.
Планируемые результаты (для учащихся).
1. Личностные: 1. Воспринимать речь учителя и одноклассников; 2. Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание больше узнать; 3. Аргументировано оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; применять правила сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; 4. Проявлять устойчивый познавательный интерес к изучению русского языка.
2. Метапредметные:
-познавательные: 1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, устанавливать закономерности, выявлять причины и следствия простых явлений ( выполнение продуктивных заданий) 2. Выделять главное. 3. Проводить наблюдение над языковыми единицами.
– регулятивные: 1. Самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей и устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. 2. Выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- коммуникативные: 1. Формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога; 2. Высказывать и обосновывать свою точку зрения; 3. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения.
3. Предметные: 1. Систематизировать знания о наклонениях глагола,; 2. Отработать умения различать наклонения глагола; 3. Тренироваться в употреблении глаголов разных наклонений в различных речевых ситуациях.
Название технологических этапов урока, их содержание. | Ход урока | УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
| Приветствие. | Слушают, настраиваются на учебную деятельность. | Личностные УУД: 1. Положительное отношение к уроку. |
Цель: организовать направленное внимание на начало урока; создание положительного настроя учащихся на урок. | Настрой на работу. | Слушают, настраиваются на учебную деятельность. | Личностные УУД: 1. Положительное отношение к уроку, осознание необходимости работать на уроке. |
Цель: повторить и обобщить сведения о глаголе | Лингвистическая игра. - Глаголы обозначают …действия предметов - Начальная форма глагола называется …инфинитив ) - Инфинитив имеет окончания…-ти, -ть, нулевое. -Глаголы, имеющие суффикс (постфикс) - ся (- сь), называются…возвратными. - Что является формальным показателем глагола прошедшего времени…суффикс –л- - Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени? …по лицам и числам - Как изменяются глаголы прошедшего времени?...по числам, в ед.ч. по родам - Какие глаголы называются переходными? - Что вы знаете о правописании НЕ с глаголами? - Какие виды глагола вы знаете? - Как определяется вид глагола? Скажите, всё ли мы вспомнили о глаголе? (нет). -О чём мы не сказали? (о наклонении глаголов). - Сформулируйте тему сегодняшнего урока? (Наклонение глагола.) - Какие наклонения вы знаете? (усл., изъяв., пов.) -Сформулируйте учебные задачи на урок? (Повторить сведения о наклонениях глаголов, их правописании, и учиться употреблять их в своей речи) | Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока. Ставят перед собой цели на урок. | Познавательные УУД: 1. Вспоминать и отвечать на вопросы. Коммуникативные УУД: 1.Умение строить ответ на вопрос за ограниченное количество времени. Предметные УУД: 1.Повторить основные сведения о глаголе как части речи. Регулятивные УУД: 1.Высказывать предположения на основе наблюдений. 2.Высказывать цели учебной деятельности 3.Планировать деятельность. |
А) Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. | -Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Как вы думаете, почему вы разделены на три группы? (т.к. наклонений у глагола три – изъяв, усл., пов.) Работа в группах. В каждой группе у вас есть лидер, который будет координировать вашу работу. -У вас у каждого есть лист самооценки, где вы должны оценить свою работу на каждом этапе урока. А сейчас я прошу лидеров взять задания для работы в группе. Вы посмотрели свои задания. Как вы думаете, на что нужно будет обратить внимание при характеристике наклонений (на значение, морфологические признаки, образование, правописание, привести примеры) - на эту работу вам отводится пять минут. Первая группа в случае затруднения обращается ко мне, вторая работает с памятками, а третья работает самостоятельно. - Мы повторили все сведения о наклонениях глаголов. Подумайте, что между ними общего? (все обозначают действие). - А в чём разница? ( одни глаголы обозначают действия, которые происходят на самом деле, другие обозначают действия, которые произойдут только при определённом условии, третьи – действия, которые кто-то требует или просит выполнить.) - Мы повторили теоретические сведения о наклонениях глаголов. Предположите, как наша работа должна быть построена дальше? (Мы должны закрепить знания на практике) | Составляют план, схему, кластер о наклонениях глаголов. Представляют свою работу для остальных групп, ведут записи во время рассказа одноклассников. | Регулятивные УУД: 1.Высказывать предположения на основе наблюдений. 2.Высказывать цели учебной деятельности 3.Планировать деятельность. 4. Строить высказывание в соответствии с планом. Познавательные УУД: 1.Представлять информацию в разных формах (кластер, план, схема). Коммуникативные УУД: 1.Осваивать культуру общения, умение слушать другого. Предметные УУД: 1. Вспомнить все теоретические сведения о наклонениях глаголов. 2.Выявить особенности глаголов в разных наклонениях. |
Б) Воспроизведение на новом уровне. | - Перед вами текст. - Прочитайте его. -Скажите, о чём этот текст? ( об ужасах войны, о раненых, которые героически переносят боль и страдания). - Сейчас вы выпишите из данного текста все глаголы, объясните их правописание, укажите, в каком наклонении они употреблены. -Коллективная проверка. - Глаголы какого наклонения не встретились в тексте? (условного) - Мы говорили сейчас о героических защитниках Севастополя 1855 года. Это отрывок из произведения Толстого «Севастопольские рассказы». Но герои они были, есть и будут во все времена. И следующая часть нашей работы – это творческая работа, которая тоже будет связана с темой героизма. | Выполняют письменное задание, объясняют правописание и форму наклонений глаголов. | Регулятивные УУД: 1. Строить высказывание в соответствии с планом. 2. Контроль выполнения задания в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: 1. Развивать умение слушать другого. 2.Умение строить монологическое высказывание. |
| - Прошу подойти лидеров и взять задания для групп. 1группа – восстановить деформированный текст, определить наклонения глаголов. 2 группа – познакомиться с текстами о героях России и составить свой рассказ о современно герое, используя глаголы всех наклонений. 3 группа – написать обращение – призыв к будущим поколениям на тему «Памяти героев» - Первая группа в случае затруднения обращается ко мне, вторая работает с консультантом, а третья работает самостоятельно. творческая работа в группах. - Во время выступления каждой группы остальные следят за правильностью ответа, оценивают их работу. | Работают над восстановлением деформированного текста; создают письмо на основе текстов одной тематики; составляют памятку по заданию. | Коммуникативные УУД: 1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, правильно используя речевые средства для решения коммуникативных задач. Познавательные УУД: 1.Формирование логических действий. Предметные УУД: 1. Использование коммуникативно- эстетических возможностей глаголов разных типов наклонения в построении текста. |
| Сейчас я предлагаю всем проверить, насколько вы хорошо усвоили данную тему, поработав с тестом. Пять заданий, за каждый правильный ответ один балл. 1. В чём причина разного написания одного и того же глагола? а)разные наклонения б) разный вид в)разное время 2. В каком предложении в глаголе следует писать е? а) Выбер..те книгу о Великой Отечественной войне. б)Когда выбер..те, прочитайте её. в) Дополн….те свои знания из других источников. 3. В каком глаголе нет окончания - ТЕ? а) Как вы много зна…те о защитниках Отечества! 4. В изъявительном наклонении употреблён глагол: а) поздравил бы б) вспомни в) будем гордиться 5. В каком предложении правописание окончания глагола зависит от его спряжения? а) Вспомните о героях афганской войны! б) Примите поздравления. в) Если вы поздравите ветерана, он будет счастлив. | Выполняют тестовую работу, взаимопроверку и проверку по ключу. Исправление ошибок. | Коммуникативные УУД: 1. Способность правильно соотносить вопрос и предлагаемый ответ. Познавательные УУД: 1.Формирование логических действий. Предметные УУД: 1. Использование знаний о глаголах разных типов наклонения. |
| - Достигли ли мы с вами тех целей, которые ставили в начале урока? Какой вид работы вам показался самым интересным? А где это может пригодиться вам в жизни? | Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения относительно заинтересовавших видов работы и актуальности урока. | Регулятивные УУД: 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2.Определять степень успешности своей работы. Познавательные УУД: 1. Выделять главное Личностные УУД: 1.Понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
|
| Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. | Личностные УУД: 1. Понимать значение работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка и биологии в 6 классе "Употребление наклонения" "Химический состав растений"
Интегрированный урок русского языка и биологии в 6 классе " Употребление наклонения" " Химический состав растений"Учитель русског языка : Винокурова Н.М.Учитель биологии : Журавлева Л.В....
Разработка урока русского языка по теме "Наклонения глаголов" 6 класс
Цель урока: знакомство с наклонениями глаголов. Задачи урока: дать понятие наклонения глаголов; научить отличать наклонения глаголов; научить образовывать наклонения глаголов; повторить...
Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.
Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...
Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 5 классе «Язык и человек»
Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с понятиями «язык», «речь», «слово»; учить работать со словарём; развивать навыки анализа и обобщения; воспитывать бережное отношение к родному яз...
Разработка урока русского языка "Диалектные слова" в 6 классе с видео-фрагментом урока
Урок литературы в 11 классе дает полное представление об отношении А.А. Ахматовой к поэзии Б. Пастернака....
Разработка урока русского языка "Диалектные слова" в 6 классе с видео-фрагментом урока
Разработка урока русского языка "Диалектные слова" в 6 классе...
Урок русского языка и литературы в 10 классе "Активный и пассивный словарный состав русского языка"
Урок разработан на основе технологии интерактивного обучения. Данная разработка включает в себя: паспорт урока, технологическую карту и приложения к уроку....