Урок русского языка по теме "Употребление фразеологизмов в речи"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

 Урок русского языка по теме "Употребление фразеологизмов в речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Употребление фразеологизмов в речи

Цели урока:

  1. Обучающая: учить опознавать фразеологизмы, понимать их смысл, уместно употреблять в речи;
  2. Развивающая: развитие речи, обогащение словарного запаса, развитие логического мышления, активизация познавательной деятельности на основе упражнений;
  3. Воспитательная: воспитание любви к русскому языку, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Задачи:

  1. Научить распознавать фразеологические обороты, отличать их от свободных сочетаний слов.
  2. Выявить их эмоционально-выразительные достоинства.
  3. Использовать фразеологизмы в устной и письменной речи.

Знать:

  1. Языковую единицу, изучаемую в этом разделе (фразеологизм = идиома).
  2. Подбирать синонимы, антонимы к фразеологическим оборотам.

Уметь:

  1. Находить фразеологизмы в предложении и в тексте.
  2. Определять лексическое значение общеупотребительных фразеологизмов.
  3. Пользоваться фразеологическим словарём.
  4. Использовать фразеологизмы для создания большей выразительности в речи.

Ожидаемые результаты: урок познакомит учащихся с фразеологическими оборотами, благодаря которым речь школьников станет более выразительной, образной, интересной, яркой. Учащиеся повысят уровень своих знаний, обогатят свой словарный запас, проникнутся в тайны истории и происхождения слов.

Приобретаемые навыки детей: учащиеся научатся распознавать устойчивые выражения, будут стараться их запомнить, чтобы обогатить свою речь, чтобы их речь была эмоциональной, логичной, лаконичной.

Ход урока:

Развитие неречевых процессов

Этапы урока

                       Содержание урока

I. Оргмомент

Эмоциональный настрой.

Запись числа, темы урока на индивидуальных листах

Развитие логического мышления, памяти

II. Введение в тему

Постановка проблемы

Из приведенного ряда зачеркните слова, объединенные сферой употребления. Объясните свой выбор.

Телек, тусовка, повесить нос, водила (жаргонизмы)

Концы в воду, бурак, хата, кочет (диалектизмы)

Ботфорты, отлегло на сердце, лапотник, лучина (устаревшие слова)

Лузгать, гладить по шерсти, кляча, воняет (эмоционально окрашенные слова)

Менеджер, Интернет, ноутбук, наступать на пятки (неологизмы)

Скальпель, шито-крыто, карбюратор, зубило ( профессионализмы)

- Что у нас на доске  осталось незачеркнутым? (фразеологизмы)

III. Сообщение темы и целей урока

Правильно, ребята. Это фразеологизмы. Сегодня на уроке мы будем учиться опознавать фразеологизмы, понимать их смысл и уместно употреблять в речи.

В ходе выполнения заданий мы постараемся доказать, что фразеологизмы делают нашу речь более яркой, выразительной и красивой.

Активизация мыслительной деятельности

IV. Актуализация опорных знаний

- Давайте вспомним, что называется фразеологизмами? (устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению)

  • Фразеологизм можно заменить одним словом: рукой подать – близко, спустя рукава – плохо.
  • Фразеологизмы состоят из двух, трёх и более слов (ломать голову, держать ушки на макушке).
  • Фразеологизмы всегда нужно понимать в переносном смысле. Например, хоть глаза выколи – это значит «темно», а выкалывание глаза тут ни при чем.
  • Во фразеологизмах нередко используются устаревшие слова: беречь как зеницу ока, бить баклуши.
  • По происхождению фразеологизмы бывают исконно русские и заимствованные.
  • Фразеологизмы делают нашу речь ярче и выразительнее. Например, вместо очень красивый можно употребить ни в сказке сказать, ни пером описать.
  • Фразеологизмы делают нашу речь более краткой и понятной. Так, вместо предложения Саша, перестань баловаться и заниматься не тем, чем нужно можно сказать: Саша, перестань валять дурака.
  • Значение фразеологизма можно узнать из фразеологического словаря.

Развитие логического мышления

Активизация мыслительной деятельности

Развитие логического мышления, самоконтроля

Коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнения в сравнении, развитие самоконтроля

Развитие внимания, самоконтроля

Развитие наблюдательности, воображения

V. Тренировочные упражнения

Творческая физминутка

«Назови одним словом»

  1. Бить баклуши (бездельничать)
  2. Плыть по течению (покорно подчиняться)
  3. Мало каши ел (бессильный)
  4. Закидывать удочку (намекать)
  5. Набрать в рот воды (молчать)
  6. Смотреть сквозь пальцы (не обращать внимание)
  7. Родиться в рубашке (быть счастливым)
  8. Утереть нос (победить)
  9. Сжечь свои корабли (решиться)
  10. Пустое место (ничтожество)
  11. Без царя в голове (глупый)
  12. Семи пядей во лбу (умный)
  13. Играть в кошки-мышки (обманывать)
  14. Делать из мухи слона (преувеличивать)
  15. Держать ушки на макушке (быть осторожным)

Вывод: фразеологический оборот равен по значению слову, можно заменить словами, близкими по смыслу.

«Четвертый лишний»

  1. Хоть пруд пруди

Кот наплакал*

Тьма-тьмущая

Яблоку негде упасть.

  1. Во все лопатки

Сломя голову

Черепашьим шагом*

В мгновенье ока

3) Слово в слово

Тютелька в тютельку

Вилами по воде писано*

Комар носа не подточит

4) Попасть впросак

Попасть на седьмое небо*

Попасть в переделку

Попасть в переплёт

Вывод: разные фразеологизмы могут иметь одно значение.

«Найди и замени». Найдите фразеологические обороты и замени синонимами.

  1. Бываешь, ешь шоколад, измажешь руки и потом пальчики оближешь. Я уху сварил – пальчики оближешь.
  2. Слоны на арене развесили уши и опустили хобот. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, собираемся идти.
  3. Малыш сломал игрушечного кота и потерял голову куклы. Братишка мой потерял голову от счастья.
  4. Собака убежала в лес, и там волк съел собаку. «Пойдём обязательно! Он, говорят, такой рыбак хороший, в этом деле собаку съел».
  5. Мы рыбачили на озере, и нам попались на удочку несколько сазанов. Но вот мы попались на удочку. Отшагали 5 километров, а нашего приятеля не оказалось дома. Уехал, говорят, в гости к родственникам.
  6. Этот кусок я увидел не в своей тарелке, а у брата. Ну, мы, конечно, не в своей тарелке, не знаем, что делать. Но дед нас успокоил.

Вывод: фразеологизмы имеют переносное значение, устойчивое выражение, можно заменить синонимами.

«Найди пару» Подбери антонимы.

  1. Заваривать кашу – расхлёбывать кашу.
  2. Жить душа в душу – как кошка с собакой.
  3. Коломенская верста – от горшка два вершка.
  4. Хоть иголки собирай – ни зги не видно.
  5. Сидеть сложа руки – не покладая рук.
  6. Повесить нос – воспрянуть духом.
  7. По чайной ложке – одним духом.
  8. Чуть свет – на ночь глядя.

Вывод: фразеологизмы образуют антонимические пары.

«Рассели слова по домикам». Определить значение фразеологизмов.

1 команда Фольклор Мифология древнего мира История.

Кануть в Лету, казанская сирота, положить в долгий ящик, посеять зубы дракона, рожки да ножки, искать жар-птицу, молочные реки и кисельные берега, кричать во всю Ивановскую, по щучьему велению, за тридевять земель, при царе Горохе, у разбитого корыта, вавилонское столпотворение, метать громы и молнии, ахиллесова пята, ящик Пандоры, Дамоклов меч, Прометеев огонь, муки Тантала, провалиться в тартарары.

2 команда Медицина  Военное дело Искусство

Переменить декорации, плясать под чужую дудку, сойти со сцены, играть первую скрипку, надеть маску, танцевать на вулкане, позолотить пилюлю, поставить диагноз, через час по чайной ложке, в здоровом теле здоровый дух, выкурить трубку мира, сложить головы, держать порох сухим, перейти в наступление, встретить в штыки, сорвать маску, сложить оружие, дать бой, понюхать пороху, на два фронта.

Вывод: по происхождению фразеологизмы бывают исконно русскими 9фольклор, история), заимствованными.

«Распредели по группам». Укажи фразеологизмы, которые обозначают а) свойства и качества человека; б) действия и поведение человека; в) формулы речевого этикета.

  1. Вставлять палки в колеса
  2. В добрый час
  3. Два сапога пара
  4. Душа нараспашку
  5. Маячить перед глазами
  6. Лёгок на ноги
  7. Добро пожаловать
  8. счастливого пути
  9. Мелкая сошка
  10. Браться за ум
  11. Семи пядей во лбу
  12. Ни пуха ни пера
  13. Ломать голову
  14. Сесть в калошу
  15. Без царя в голове
  16. Белая ворона.

Вывод: фразеологизмы можно использовать при характеристике качеств человека, его поведения.

«Лучший переводчик»

Найди соответствия

Мухи не обидит              қыл өтпестей татулық

Хоть глаз выколи           қоян жүрек

Заячья душа                    төбесі көкке жеткендей

Водой не разольешь       қой аузынан шөп алмас

Кот наплакал                    көзге көргісіз

Вывод: устойчивые сочетания слов есть и в других языках.

«Кто быстрее?». Подобрать к каждой букве по фразеологизму.

К – кануть в Лету

О – обетованная земля

С – сорвать маску

М – мозолить глаза

О – от корки до корки

С – сбросить иго

В – вилами по воде писано

О – обвести вокруг пальца

С – сложить голову

Т – тютелька в тютельку

О- от горшка два вершка

К – коломенская верста

«Трансформированные фразеологизмы»

  1. Тянуть бегемота за хвост. (кота)
  2. Водить за ухо (нос)
  3. Как верблюд на новые ворота (баран)
  4. Убить двух слонов (зайцев)
  5. Родиться в комбинезоне (рубашке)
  6. Посеять кости дракона (зубы)
  7. Дуется как заяц на крупу (мышь)
  8. Десяти пядей во лбу (семи)
  9. Бензином не разольёшь (водой)
  10. Крутиться  как ёжик в колесе (белка)

Вывод: фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, поэтому нельзя опустить или вставить другое слово.

Шарады

1 команда

Водить за нос, ходить петухом, носить камень за пазухой.

2 команда

Намылить шею, смотреть на мир сквозь розовые очки, обвести вокруг пальца.

«Мешок чудес»

Назвать фразеологизм на данный предмет.

  1. Чайная ложка
  2. рог
  3. камень
  4. голова
  5. мышь
  6. мыло
  7. медведь
  8. галоша
  9. решето
  10. заяц
  11. глаз
  12. ухо
  13. белка
  14. нитки
  15. маска.

VI. Итог урока

Тема урока «Употребление фразеологизмов в речи». Для чего мы употребляем их в речи? (Фразеологизмы делают нашу речь яркой, выразительной, образной, эмоциональной)

Используя глаголы, составьте предложения о теме урока

Повторяли

Узнали

Вспоминали

Составляли

Слушали

Запомнили

VII. Аргументированная оценка за урок.

VIII. Домашнее задание.

Составить краткий словарик перифраз с цветовыми прилагательными, найти в рассказе 10 фразеологизмов, сочинить юмористический рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Фразеологизмы"

Презентация поможет организовать повторение темы "Фразеологизмы" в 10-11 классах....

конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 5 класс

Это урок с использованием информационно-коммуникационных технологий, игровой технологии, метода проектов...

конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 5 класс

Это урок с применением игровой технологии, метода проектов, ИКТ...

Конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" для 5 класса

Урок предназначен для учащихся 5 класса, содержит различные задания для ознакомления с новым материалом....

Проект урока русского языка по теме «Фразеологизмы» с использованием технологии «Диалогового взаимодействия»

Проект урока с использованием технологии «Диалогового взаимодействия». Конспект урока русского языка по теме «Фразеологизмы»Цели урока:образовательные:- активизировать знания учащихся, связанные ...