Урок русского языка по теме "Употребление фразеологизмов в речи"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Урок русского языка по теме "Употребление фразеологизмов в речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Употребление фразеологизмов в речи
Цели урока:
- Обучающая: учить опознавать фразеологизмы, понимать их смысл, уместно употреблять в речи;
- Развивающая: развитие речи, обогащение словарного запаса, развитие логического мышления, активизация познавательной деятельности на основе упражнений;
- Воспитательная: воспитание любви к русскому языку, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
Задачи:
- Научить распознавать фразеологические обороты, отличать их от свободных сочетаний слов.
- Выявить их эмоционально-выразительные достоинства.
- Использовать фразеологизмы в устной и письменной речи.
Знать:
- Языковую единицу, изучаемую в этом разделе (фразеологизм = идиома).
- Подбирать синонимы, антонимы к фразеологическим оборотам.
Уметь:
- Находить фразеологизмы в предложении и в тексте.
- Определять лексическое значение общеупотребительных фразеологизмов.
- Пользоваться фразеологическим словарём.
- Использовать фразеологизмы для создания большей выразительности в речи.
Ожидаемые результаты: урок познакомит учащихся с фразеологическими оборотами, благодаря которым речь школьников станет более выразительной, образной, интересной, яркой. Учащиеся повысят уровень своих знаний, обогатят свой словарный запас, проникнутся в тайны истории и происхождения слов.
Приобретаемые навыки детей: учащиеся научатся распознавать устойчивые выражения, будут стараться их запомнить, чтобы обогатить свою речь, чтобы их речь была эмоциональной, логичной, лаконичной.
Ход урока:
Развитие неречевых процессов | Этапы урока | Содержание урока |
I. Оргмомент | Эмоциональный настрой. Запись числа, темы урока на индивидуальных листах | |
Развитие логического мышления, памяти | II. Введение в тему Постановка проблемы | Из приведенного ряда зачеркните слова, объединенные сферой употребления. Объясните свой выбор. Телек, тусовка, повесить нос, водила (жаргонизмы) Концы в воду, бурак, хата, кочет (диалектизмы) Ботфорты, отлегло на сердце, лапотник, лучина (устаревшие слова) Лузгать, гладить по шерсти, кляча, воняет (эмоционально окрашенные слова) Менеджер, Интернет, ноутбук, наступать на пятки (неологизмы) Скальпель, шито-крыто, карбюратор, зубило ( профессионализмы) - Что у нас на доске осталось незачеркнутым? (фразеологизмы) |
III. Сообщение темы и целей урока | Правильно, ребята. Это фразеологизмы. Сегодня на уроке мы будем учиться опознавать фразеологизмы, понимать их смысл и уместно употреблять в речи. В ходе выполнения заданий мы постараемся доказать, что фразеологизмы делают нашу речь более яркой, выразительной и красивой. | |
Активизация мыслительной деятельности | IV. Актуализация опорных знаний | - Давайте вспомним, что называется фразеологизмами? (устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению)
|
Развитие логического мышления Активизация мыслительной деятельности Развитие логического мышления, самоконтроля Коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнения в сравнении, развитие самоконтроля Развитие внимания, самоконтроля Развитие наблюдательности, воображения | V. Тренировочные упражнения Творческая физминутка | «Назови одним словом»
Вывод: фразеологический оборот равен по значению слову, можно заменить словами, близкими по смыслу. «Четвертый лишний»
Кот наплакал* Тьма-тьмущая Яблоку негде упасть.
Сломя голову Черепашьим шагом* В мгновенье ока 3) Слово в слово Тютелька в тютельку Вилами по воде писано* Комар носа не подточит 4) Попасть впросак Попасть на седьмое небо* Попасть в переделку Попасть в переплёт Вывод: разные фразеологизмы могут иметь одно значение. «Найди и замени». Найдите фразеологические обороты и замени синонимами.
Вывод: фразеологизмы имеют переносное значение, устойчивое выражение, можно заменить синонимами. «Найди пару» Подбери антонимы.
Вывод: фразеологизмы образуют антонимические пары. «Рассели слова по домикам». Определить значение фразеологизмов. 1 команда Фольклор Мифология древнего мира История. Кануть в Лету, казанская сирота, положить в долгий ящик, посеять зубы дракона, рожки да ножки, искать жар-птицу, молочные реки и кисельные берега, кричать во всю Ивановскую, по щучьему велению, за тридевять земель, при царе Горохе, у разбитого корыта, вавилонское столпотворение, метать громы и молнии, ахиллесова пята, ящик Пандоры, Дамоклов меч, Прометеев огонь, муки Тантала, провалиться в тартарары. 2 команда Медицина Военное дело Искусство Переменить декорации, плясать под чужую дудку, сойти со сцены, играть первую скрипку, надеть маску, танцевать на вулкане, позолотить пилюлю, поставить диагноз, через час по чайной ложке, в здоровом теле здоровый дух, выкурить трубку мира, сложить головы, держать порох сухим, перейти в наступление, встретить в штыки, сорвать маску, сложить оружие, дать бой, понюхать пороху, на два фронта. Вывод: по происхождению фразеологизмы бывают исконно русскими 9фольклор, история), заимствованными. «Распредели по группам». Укажи фразеологизмы, которые обозначают а) свойства и качества человека; б) действия и поведение человека; в) формулы речевого этикета.
Вывод: фразеологизмы можно использовать при характеристике качеств человека, его поведения. «Лучший переводчик» Найди соответствия Мухи не обидит қыл өтпестей татулық Хоть глаз выколи қоян жүрек Заячья душа төбесі көкке жеткендей Водой не разольешь қой аузынан шөп алмас Кот наплакал көзге көргісіз Вывод: устойчивые сочетания слов есть и в других языках. «Кто быстрее?». Подобрать к каждой букве по фразеологизму. К – кануть в Лету О – обетованная земля С – сорвать маску М – мозолить глаза О – от корки до корки С – сбросить иго В – вилами по воде писано О – обвести вокруг пальца С – сложить голову Т – тютелька в тютельку О- от горшка два вершка К – коломенская верста «Трансформированные фразеологизмы»
Вывод: фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, поэтому нельзя опустить или вставить другое слово. Шарады 1 команда Водить за нос, ходить петухом, носить камень за пазухой. 2 команда Намылить шею, смотреть на мир сквозь розовые очки, обвести вокруг пальца. «Мешок чудес» Назвать фразеологизм на данный предмет.
|
VI. Итог урока | Тема урока «Употребление фразеологизмов в речи». Для чего мы употребляем их в речи? (Фразеологизмы делают нашу речь яркой, выразительной, образной, эмоциональной) Используя глаголы, составьте предложения о теме урока Повторяли Узнали Вспоминали Составляли Слушали Запомнили | |
VII. Аргументированная оценка за урок. | ||
VIII. Домашнее задание. | Составить краткий словарик перифраз с цветовыми прилагательными, найти в рассказе 10 фразеологизмов, сочинить юмористический рассказ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме "Фразеологизмы"
Презентация поможет организовать повторение темы "Фразеологизмы" в 10-11 классах....
конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 5 класс
Это урок с использованием информационно-коммуникационных технологий, игровой технологии, метода проектов...
конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 5 класс
Это урок с применением игровой технологии, метода проектов, ИКТ...
Презентация к уроку русского языка "Интересно о фразеологизмах"
История возникновения фразеологизмов...
Конспект урока русского языка на тему: «Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари».
Обобщающий урок по теме «Русская фразеология»....
Конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" для 5 класса
Урок предназначен для учащихся 5 класса, содержит различные задания для ознакомления с новым материалом....
Проект урока русского языка по теме «Фразеологизмы» с использованием технологии «Диалогового взаимодействия»
Проект урока с использованием технологии «Диалогового взаимодействия». Конспект урока русского языка по теме «Фразеологизмы»Цели урока:образовательные:- активизировать знания учащихся, связанные ...