Учебный проект по теме "Словообразование" в 6 классе
проект по русскому языку (6 класс) на тему
Данный проект поможет усвоить материал одного из сложнейших разделов программы. Проект реализуется на уроках русского языка в 6 классе и занятиях кружка "Занимательная грамматика".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnyy_proekt.docx | 30.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный проект
Тема: «Словообразование»
Творческое название
«Раз дощечка, два дощечка…»
Аннотация
Данный проект поможет усвоить материал одного из сложнейших разделов русского языка – «Словообразование».
Название проекта взято из детской песни. Проведена параллель: когда строится дом, используется дощечка за дощечкой, когда строится слово, используется морфема за морфемой.
Проект реализуется на уроках русского языка и на занятиях кружка «Занимательная грамматика».
Участники проекта – учащиеся 6 класса.
Вид проекта – краткосрочный (2 недели).
Основной вопрос проекта: «Как делаются слова?»
Вопрос учебной темы: «Как образуются слова в русском языке?»
Дидактические цели:
- формирование умения в определении словообразовательных моделей;
- приобретение навыков работы с дополнительной литературой, материалами Интернета, работы в группе, работы с родителями, библиотекарем;
- развитие умения видеть суть проблемы;
- применение знаний, умений и навыков в нестандартных ситуациях.
Методические задачи:
- выявить уровень фактического владения навыками морфемного и словообразовательного разбора;
- создать базу для изучения нового материала;
- упрочить умения в словообразовательных понятиях (способы словообразования).
Темы исследований.
- «Дощечки», из которых состоят слова (морфемы).
- Строительная работа морфем.
- Приставки в гостях у корня –ш- и суффикса –л-(приставочный способ).
- «Смыслиночки» - суффиксы (суффиксальный и бессуффиксный способы).
- Копилки слов. (Словари).
- «За столом» у приставок и суффиксов (приставочно-суффиксальный способ).
- Всегда вместе (способ сложения).
Результаты:
- Презентация «Раз морфема, два морфема, будет…словечко».
- Кроссворд из терминов с ключевым словом «Словообразование».
- Тест по теме.
- Рисунки-шутки.
- Реклама «Ехал-ехал… и ПРИехал!»
- Обложка книги «Русский – это интересно!»
Этапы и время подготовки проекта.
| Обсуждение и выбор темы | 1-ый урок темы, 10 минут |
| Деление на группы | 2-ой урок темы, 5 минут |
| Выдвижение гипотезы | 3-ий урок темы, 5 минут |
| Выбор творческого названия проекта | 4-ый урок темы – проверка задания на дом, 5 минут |
| Составление плана | Обобщающий урок темы, 20 минут |
| Нахождение источников информации: Работа с дополнительной литературой в кабинете русского языка, в домашней библиотеке с родителями; в Интернете с родителями; в сельской и школьной библиотеках по каталогу и с библиотекарем | Внеурочное время |
| Встречи с учителем | По необходимости в дополнительное время |
Практический выход и защита проекта
- Урок русского языка.
- Выступление на занятии кружка «Занимательная грамматика».
- Выступление перед пятиклассниками на классном часе.
- Участие в школьном конкурсе учебных проектов.
- Участие в «Смотре знаний» (перед учителями школы, родителями, гостями).
Выводы участников проекта.
1. Мы изучили 5 способов образования новых слов.
2. Это очень широкая и интересная тема, к ней можно возвращаться еще и еще.
3. Словообразование связано с другими разделами, без понимания способов образования слов нельзя «двигаться» дальше в изучении русского языка.
4. Мне понравилось искать интересные материалы в библиотеке, Интернете, в кабинете, в домашней библиотеке.
5. Оказывается, русский язык – это интересно, а не «темный лес» и не «каша в голове»!
6. Я понял, что родители – мои помощники (а раньше отмахивались от моих просьб!)
Выводы учителя.
- Проект достиг цели – контрольный тест все учащиеся выполнили на «4» и «5», вызван интерес к теме, к предмету.
- Испытывала удовлетворение от работы над проектом, от общения с учениками, узнавая их в неофициальной обстановке.
( Оказывается, мои ребята так талантливы!)
Информационные ресурсы.
- Учебник. ФГОС. Русский язык. 6 класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и другие. М., Просвещение, 2014.
- С.И. Львова. Русский язык. 6 класс. За страницами школьного учебника. М., Дрофа, 2007.
- Л.А.Шкатова. Подумай и ответь. Занимательные задачи по русскому языку. М., Просвещение, 1989.
- Г.Г .Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая. Секреты орфографии. М.. Просвещение, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка учебного проекта для 8 класса по теме "Книги в нашей жизни"
вводная презентация для проектной деятельности учащихся...
Учебный проект ученицы 6 класса МАОУ СОШ №19, пос Пироговский, Косовой Виолетты "Математика, астрономия, искусство" по теме "Координатная плоскость", 6 класс.
В проекте я постараюсь рассказать и показать как по известным координатам определить положение точки на плоскости. Но это было бы слишком просто и поэтому мне захотелось эту тему из матема...
Учебный проект для 6 класса по региональной программе «Биологическое краеведение» на тему: «Многообразие природных сообществ по Тверской области»
Проект ориентирован на обучающихся 6 класса по региональной программе «Биологическое краеведение».В результате самостоятельных исследований по основополагающему и проблемным вопросам обучающиеся...
Учебный проект в 5 классе. Раздел -" Кулинария"
Проектной деятельностью в полном объеме учащиеся начинают овладевать в 5 классе, на уроках технологии. Задача данной работы - введение в проектную деятельность на примере разработки проекта по кулинар...
Учебный проект в 5 классе. Раздел -" Кулинария"
Проектной деятельностью в полном объеме учащиеся начинают овладевать в 5 классе, на уроках технологии. Задача данной работы - введение в проектную деятельность на примере разработки проекта по кулинар...
Учебный проект в 5 классе по теме « Времена года»
Учебный проект в 5 классепо теме « Времена года»...
Выступление на районном семинаре "Работаем по новым стандартам. ФГОС второго поколения".Тема:" Учебный проект для 5 классов. Сказки Г.Х.Андерсена."
Идея данного проекта возникла из-за отсутствия хорошего материала в учебном планировании и учебнике по творчеству Г.Х.Андерсена и из желания учащихся сделать театрализованное представлени...