11 класс Синонимика простых и сложных предложений. Подготовка к ЕГЭ.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Материалы урока знакомят с явлениями синтактической синоимии, помогут подготовиться к выполнению задания ЕГЭ по замене СПП с придаточным определительным простым предложением с причастным оборотом. С презентацией
Скачать:
Предварительный просмотр:
11 класс. Синонимика простых предложений с обособленными определениями и придаточных предложений.
Цель урока: 1) расширить представления обучающихся о синонимических синтаксических конструкциях;
2)развивать навыки обучающихся в использовании синонимических конструкций в речи;
3)подготовка кЕГЭ.
Оборудование: Элементы презентации.
Ход урока.
I Сообщение темы и цели урока.
Цель: расширить представления о синонимических синтаксических конструкциях; на примере синонимики простых предложений с обособленными определениями и придаточных предложени поупражняться в её использовании; продолжать подготовку к ЕГЭ.
- Оформление тетрадей.
Слайд№1
Тема урока (запись).
Эпиграф (устно).
II
- Словарная работа: объяснить правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени.
Лечащий врач, стелющийся над рекой (туман), недорого стоящие (книги), брезжущий рассвет, встречаемый в пути, ожидаемый результат, слышимый издалека
- найти словосочетания со способом связи слов согласование, управление, примыкание.
2.Синтаксический разбор предложения.
Даже берёзы и рябины стояли сонные в окружавшей их знойной истоме.
- назовите условия обособления определений.
- перестройте предложение, чтобы определение стало
обособленным.
- попробуйте перестроить предложение, чтобы оно стало сложным.
( Даже берёзы и рябины стояли сонные в знойной истоме, которая окружала их.)
Это не что иное, как синтаксические синонимы.
III
1.Слово учителя.
Русский язык поражает разнообразием синонимических синтаксических конструкций, способных выражать тонкие смысловые оттенки.
Слайд №2
Синтаксические синонимы – это конструкции (словосочетания и предложения), разные по строению, но близкие по смыслу.
- Познакомимся с некоторыми случаями проявления синтаксической синонимии.
Слайд №3
-разбор первой пары словосочетаний (NB способ связи слов).
-Даже этот (далеко не полный!) перечень синтаксических синонимов показывает их разнообразие, способность выразить самые тонкие смысловые оттенки и стилистические различия.
Изучение синонимических рядов развивает языковое чутьё, способствует развитию речи, так как учит выбирать самые точные слова и предложения для выражения мыслей и чувств.
- Наблюдения.
А) Остановимся подробнее на синонимике простых предложений с обособленными определениями и придаточных предложений.
Слайд №4
- Какие предложения более лаконичны? имеют окраску книжного стиля?
-Замена СПП с придаточными определительными простым предложением с обособленным определением - причастным оборотом целесообразна для придания речи лаконичности, окраски книжного стиля.
-Кроме того, замена рекомендуется, чтобы устранить повторение который (см. пример на слайде), избежать двусмысленности, которая может в связи с этим возникнуть.
Б) Но всегда ли возможно заменить придаточную определительную часть СПП обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
Слайд №5
- Поупражняемся.
Слайд №6
Используя памятку, объясните невозможность синонимической замены.
- Работа с тестами.
IV Подведём итоги.
- Слайд №7
- Анализ работы учащихся на уроке.
- Оценки.
V Домашнее задание.
Слайд №8
Приложения
I вариант
а) | б) | в) | г) | д) | |
завис…щий от условий | я | я | ю | я | я |
стел…щийся туман | я | ю | ю | ю | я |
бор…щийся за свободу | я | ю | я | я | ю |
стро…щийся дом | я | я | ю | ю | я |
1. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в), г) или д), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:
2.Выберите предложения, в которых причастный оборот не выделяется запятыми (знаки препинания не расставлены ).
А. Синеет даль с её угрюмым лесом окутанным синей мглой. ( Ф. Тютчев .)
Б. Наполненный дичью ягдташ немилосердно резал мне плечо.(И. Тургенев.)
В. И сизый дым с ветвей его бежал по зелени грозою освежённый.(Ф. Тютчев.)
Г. Есть и у жёлтой осени своё щемящее сердце очарование.( А. Сурков.)
3. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
- Есть чувства в человеческой душе, которыми она гордиться вправе.
- Дикое, пустынное впечатление производит глубокая горная ложбина, которая растянулась вдоль бурной реки.
- И мальчики, которые приходили в гости к Ане, тоже должны были выслушивать эти наставления.
- Ветер перелистывал книгу, которую забыли на окне.
II вариант
а) | б) | в) | г) | д) | |
держ…щий первенство | а | а | у | у | а |
клокоч…щий поток | а | у | а | у | у |
та…щий на солнце | я | ю | я | ю | ю |
жал…щий больно | я | я | ю | я | ю |
1.Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в), г) или д), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:
2. Выберите предложение, в котором причастный оборот выделяется запятыми (знаки препинания не расставлены ).
А. Свернувшиеся и почерневшие от мороза листья шуршат под сапогами. ( И. Бунин.)
Б. Широкая река огибала равнину уходящим от меня полукругом. (И. Тургенев.)
В. Мёртвая тишина стояла над землёй мягко черневшей в звёздном свете. (И. Бунин.)
Г. На поседевшей от росы траве остаются следы. (З. Воскресенская.)
3. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом ?
- Густой туман, который нахлынул волнами из ущелий, покрывал долину.
- Направо висели над нашими головами груды снега, которые готовы были при первом порыве ветра оборваться в ущелье.
- Золотая полка - это та, на которую ставят любимые книги.
- При лунном освещении лес, который окружал нашу поляну. Казался гигантскими водорослями.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
5. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание А19 «Пунктуация в простом и сложном предложениях»
Данный лингвистический практикум поможет выявить степень сформированности у старшеклассников умения проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложения,а именно: умения различать просто...
Урок русского языка в 5 классе (конспект)" Простые и сложные предложения"
Урок проводится после изучения темы "Сложные предложения"...
Подготовка к ЕГЭ. Двоеточие в простом и сложном предложении.
На уроке повторяются и обобщаются случаи постановки двоеточия в предложении.Прилагается презентация...
Презентация у уроку русского языка 5 класс. Тема :Простые и сложные предложения
Данная презентация соответствует уроку по теме :Простые и сложные предложения 5 класс. Урок-путешествие....
Урок русского языка. Обучение на дому.8 класс.«Словосочетание. Простое и сложное предложение»
Цель урока: закрепление умений различать простое и сложное предложения, различать типы словосочетаний Задачи урока: - закрепить знание отличительных признаков простого и сложного предложений...
конспект урока русского языка"Простое и сложное предложение. Знаки препинания в конце и внутри сложного предложения" 6 класс
Конспект урока русского языка 6 класс...
Конспект урока в 11 классе: "Знаки препинания в простом и сложном предложениях. Подготовка к ЕГЭ"
Конспект урока в 11 классе: "Знаки препинания в простом и сложном предложениях. Подготовка к ЕГЭ"...