"Сложноподчинённое предложение"
тест по русскому языку (9 класс) на тему
проверить знания; закрепить орфографические и пунктуационные навыки, умения анализировать текст, составлять схемы предложений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testy.docx | 14.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий тест по теме «Сложноподчиненное предложение»
Вариант 1.
1. Укажите верное утверждение.
А) Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним.
Б) Придаточное предложение всегда стоит после главного предложения.
В) Придаточное предложение не может стоять в середине главного предложения.
2. Найдите лишнее предложение (знаки препинания не расставлены).
А) Березки словно девочки босые стоят в снегу.
Б) Когда Мария увидела ребят сердце ее зашлось от жалости к ним.
В) Сознание того что чудесное было рядом с вами приходит поздно.
3. Найдите сложноподчиненное предложение.
А) Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.
Б) В ком добра нет, в том правды мало.
В) Живопись Левитана, считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России.
4. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным времени.
А) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.
Б) Мы узнали, когда был создан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
В) Я помню тот день, когда впервые побывал в театре.
5. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное предложение с придаточным места.
А) Это и была школа, куда меня направили.
Б) Я знал, куда меня направили.
В) Я приехал туда, куда меня направили.
6. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным условия.
А) Если у нас ничего не выйдет, я уеду вместе со всеми.
Б) За то время, пока рабочий разбирался с гайками, цех опустел.
В) Он так испугался, что не заметил бегущего на помощь отца.
7. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
А) Чуть только тучка закроет солнце, лес сразу становится угрюмым.
Б) Огонёк, что виднелся вдали, потух.
В) Надо будет встать с места, пока не включат свет.
8. Назовите сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени.
А) Левитан стремился писать так, чтобы был ощутим воздух, обнимающий своей прозрачностью каждую травинку, каждый лист и стог сена.
Б) Чем скорее догорал огонь, тем виднее становилась лунная ночь.
В) Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное.
9. В каких предложениях придаточное занимает интерпозицию? (Знаки пре-пинания не расставлены.)
А) Впервые я услышал как шелестит лист падающий поздней осенью с дерева.
Б) Нынче в пять часов утра когда я открыл глаза в окно моей комнаты повеяло запахом цветов.
В) Должно быть каждый из нас подумал о мерцающих звездах о лесных ручь-ях которые бегут под буреломом.
10. Укажите СПП с однородным подчинением.
А) Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне, что ты часто ходишь на дорогу в старомодном ветхом шушуне.
Б) Чем ближе подходит катер, тем светлее казалась ему ночь, хотя всякий на-звал бы эту темноту кромешной.
В) Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.
11. Определите тип подчинения придаточных предложений.
Когда наступало первое тепло, не было дня с самого моего раннего детства, чтобы я не ходил играть в ближний сад медицинской академии.
А) Однородное.
Б) Параллельное (неоднородное).
В) Последовательное.
12. Найдите СПП с несколькими придаточными.
А) Одни только грачи, состарившиеся в степи, покойно носились над травой или же равнодушно, ни на что не обращая внимания, долбили клювами черст-вую землю.
Б) Тихо, как умеют только звери, медведь сидел возле неподвижной челове-ческой фигуры, едва видневшейся на склоне сугроба.
В) Как ни была она взволнована, она не могла не ответить, что немцы не рас-полагают здесь зенитной артиллерией.
13. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
А) Для того чтобы правдиво сыграть любую роль, прежде всего нужно найти зерно художественного образа.
Б) Особенно мне нравится ночное пение соловья, когда над головой светят звезды и все в лесу примолкает.
В) На задаваемые вопросы Дерсу объяснял, что если в тихую погоду туман поднимается кверху, непременно надо ждать затяжного дождя.
14. Укажите правильный вариант постановки знаков препинания в предложении
Я подумал (1) что (2) если в сию решительную минуту не переспорю стари-ка (3) то уже впоследствии трудно будет освобождаться от его опеки (4) так досаждавшей мне.
А) 1,2,3,4, Б) 1,3,4, В) 1,2,3.
Вариант 2.
1. Укажите неверное утверждение.
А) В СПП части неравноправны (одна подчиняется другой).
Б) В СПП части связываются при помощи союзов или союзных слов.
В) Союзы и союзные слова не являются членами предложения.
2. Найдите лишнее предложение (знаки препинания не расставлены).
А) За окном ничего нет кроме фонарей.
Б) Чуть брезжило когда нас разбудили.
В) Бесшумно скользя в темноте он пролез через заборчик в сад и уже собирал-ся выйти на улицу.
3. Найдите сложноподчиненное предложение.
А) Кто пахать не ленится, у того хлеб родится.
Б) Мост снесло во время половодья, и нам пришлось делать большой крюк.
В) Аист, говорит народное поверье, стережет счастье, не подпуская беду.
4. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным места.
А) Я знаю, где ты был.
Б) Мы любим дом, где любят нас.
В) Там, где кончался лесок, ярко-зеленой оградой стояли бойкие, задорные кусты терна и крушины.
5. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении Надо поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес.
А) придаточное времени,
Б) определительное,
В) условное.
6. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным причины.
А) Андрей почувствовал, что кто-то дёргает его за рукав.
Б) Он полез в нагрудный карман гимнастёрки, где в плоской коробочке лежал шприц.
В) Колпак, наверное, был закреплён, потому что по физическим законам ему полагалось упасть.
7. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное предложение с придаточным цели.
А) Чтобы не стоять неподвижно, она повернулась и стала медленно снимать шубу.
Б) Они медленно пошил вниз, где их уже ждали
В) Их нет, так что пока можно отдохнуть.
8. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным условия.
А) Надо будет встать с места, пока не включат свет.
Б) Наконец, он оказался на таком месте, откуда было всё видно.
В) Раз уж так вышло, выясним наши отношения.
9. В предложении: Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. - придаточное предложение стоит:
А) перед главным предложением,
Б) после главного предложения,
В) в середине главного предложения.
10. Укажите СПП с последовательным подчинением.
А) Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне по-святим души прекрасные порывы!
Б) Ночь была так черна, что в первые минуты, пока глаза не притерпелись, приходилось ощупью отыскивать дорогу.
В) Когда все части снова были оттянуты к шоссе, пришло известие, что ко-мандир ранен в голову.
11. Укажите СПП с однородным подчинением.
А) Я подошёл к остановке, где никого не было, потому что автобус только что отошёл.
Б) Вопрос не в том, кто виноват, а вопрос в том, что теперь делать.
В) Произошло такое, о чём Давыдов долго не мог забыть и что время от време-ни заставляло его содрогаться.
12. Найдите СПП с несколькими придаточными.
А) Лодка едва двигалась по воде, и это было заметно лишь по тому, как тихо плыли в обратную сторону зеленые берега.
Б) И где бы ни жил я, что бы ни делал, пред Родиной я вечно в долгу.
В) В жаркие июльские дни, когда город, окруженный со всех сторон степями, изнывал от солнца и уличной трескотни, здесь приятно чувствовалась тишина и прохлада.
13. Найдите СПП с пунктуационными ошибками.
А) Я сказал, что пошутил, и, подойдя к своей постели, юркнул с головой под одеяло.
Б) В темноте я проверил, опущены ли шторы затемнения, и зажег свет.
В) Я приду и если вы что-нибудь не поняли, объясню вам.
14. Укажите правильный вариант постановки знаков препинания в предложении
Оказалось (1) что (2) хотя доктор и говорил очень складно (3) и долго (4) ни-как нельзя было передать того (5) что он сказал.
А) 1,2,4,5, Б) 1,4,5, В) 1,5.
Вариант 3.
1. Укажите неверное утверждение.
А) Части СПП связаны сочинительной связью.
Б) Придаточное предложение может стоять впереди главного, после него, мо-жет разрывать главное.
В) В СПП выделяются главное и придаточное предложение.
2. Найдите лишнее предложение (знаки препинания не расставлены).
А) Дальние горы казались как бы вырезанными из картона.
Б) Посмотри как тихо позолоту август рассыпает на полях.
В) В зеркальных окнах плыло только что поднявшееся солнце.
3. Найдите сложноподчиненные предложения.
А) Охотник, вздрогнув, быстро оглянулся, потому что в кустах он услышал какой-то шум.
Б) Во времена Владимира Мономаха половцев отогнали от южных границ Руси, однако и позднее не раз приходилось русичам отражать их набеги.
В) Из чащобы все время доносились неясные шорохи, и поэтому мальчики долго не могли успокоиться.
4. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным места:
А) Я рассказал, где прошло мое детство.
Б) Я поехал туда, где прошло мое детство.
В) Я побывал в городе, где прошло мое детство.
5. Определите вид придаточного в сложноподчиненном предложении Когда командир не робеет, бойцы за ним в огонь и в воду пойдут.
А) сравнительное,
Б) условное,
В) придаточное места.
6. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным:
А) Неизвестно, смогу ли я его остановить.
Б) А ещё через пару минут, когда впереди замигали фонари, эта мысль стала главной.
В) Вёл он себя так, словно и правда говорил что-то приятное.
7. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным:
А) Может быть, если гости заблудились, мы пойдём их встречать?
Б) Все согласятся, что Новый год – самый лучший праздник, правда же?
В) Все эти картины развёртываются передо мной по обе стороны тропинки, которая ведёт вглубь.
8. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным цели:
А) Гоголя мы узнаем в ту пору нашей жизни, когда каждая страница жизни равноценна для нас пережитому событию.
Б) Чтобы не заблудиться в лесу, собирая грибы, я беру с собой компас.
В) Небо на востоке стало темнеть, хотя солнце еще не ушло за горизонт.
9. В предложении: Только исследуя какой-нибудь клочок нашей земли, можно понять, как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги - придаточное предложение стоит:
А) перед главным предложением,
Б) после главного предложения,
В) в середине главного предложения.
10. Определите тип подчинения придаточных предложений
С самого начала вы должны так поставить дело, чтобы дети сами вам рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось вам рассказать, чтобы они были заинтересованы в вашем знании.
А) Однородное.
Б) Неоднородное (параллельное).
В) Последовательное.
11. Укажите СПП с параллельным подчинением.
А) Слышно было, как над полем пел жаворонок и как вдали куковала кукушка.
Б) Он быстрыми шагами спустился в овраг, где протекал небольшой гремучий ручей, который безмолвно сливался с Сурою.
В) Когда, утомленные ходьбой, они воротились в свою каморку, из штаба при-слали вестового, сообщившего, что связь налажена.
12. Найдите СПП с несколькими придаточными.
А) Я ждал ее рассказа и молчал, боясь, что, если я спрошу ее о чем-либо, она опять отвлечется в сторону.
Б) Ночь была так черна, что, вплотную столкнувшись, нельзя было видеть друг друга.
В) О соловьях рассказано так много, что трудно сказать новое, никому не известное.
13. Найдите СПП с пунктуационными ошибками.
А) Я надел перчатки, чтобы не обжечь руки, и, сняв кастрюлю с керосинки, слил воду.
Б) Мы не думали, что он убежит так далеко и, поджидая его, стали кидать камнями по реке.
В) Федька нахлобучил фуражку, всунул книги за пазуху, чтобы не промокли, и ушел.
14. Укажите правильный вариант постановки знаков препинания в предложении
Когда человек нам не нравится (1) мы найдем любые поводы (2) отказать ему в помощи (3) но (4) если он нам нравится (5) мы всегда убедим себя (6) что ему необходимо помочь.
А) 1,3,5,6, Б) 1,3,4,5,6, В) 1,2,3,4,5.
Вариант 4.
1. Укажите неверное утверждение.
А) Союзные слова не только прикрепляют придаточное предложение к главному (или другому придаточному), но и являются членами придаточного пред-ложения.
Б) Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы обстоятельств.
В) Придаточные определительные отвечают на вопросы косвенных падежей.
2. Найдите лишнее предложение (знаки препинания не расставлены).
А) Ни стрелы не летали ни пушки не гремели.
Б) Березы распустились дубы же стояли обнаженные.
В) В лесу было тихо потому что главные певцы улетели.
3. Найдите сложноподчиненные предложения:
А) Я слышал, что воду считали вещей силой.
Б) Школьники мало читают, и вследствие этого понизилась грамотность.
В) Стали блестеть, как мокрые, на солнце листочки тополей.
4. Найдите придаточное определительное:
А) Мест, где не ступала бы нога человека, теперь не найдешь.
Б) Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне.
В) Везде, где солнце светит, товарищи у нас.
5. Найдите придаточное изъяснительное:
А) Ты рада, что ты дома?
Б) Куда река пошла, там и русло будет.
В) Аэродром, где приземлился самолет, был недалеко от центра.
6. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное предложение с придаточным следствия:
А) Раз мы начали говорить, то лучше договорить до конца.
Б) Я сильно устал, так что не мог идти дальше.
В) Когда я подъехал к перевозу, уже вечерело.
7. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное предложение с придаточным времени:
А) Если ты что-нибудь делаешь, делай хорошо.
Б) Когда читаешь книгу, обращайся с ней аккуратно.
В) Яхта изменила курс, так как попала в туман.
8. Определите вид придаточного предложения в сложноподчиненном предло-жении Я люблю роман, потому что написал его по внутренней необходимости.
А) придаточное причины,
Б) придаточное условия,
В) придаточное места.
9. В каком СПП придаточное предложение занимает постпозицию по отноше-нию к главному (знаки препинания не расставлены):
А) Когда на темно-красных ветках появляются белые комочки сережек верба особенно красива.
Б) Впервые я услышал как шелестит лист падающий поздней осенью с дерева.
В) Сознание того что чудесное было рядом с вами приходит поздно.
10. Определите тип подчинения придаточных предложений.
Он в испуге схватил сына за руку и смотрел ему в глаза, стараясь убедиться, что это он, что это не лукавый призрак.
А) Однородное.
Б) Неоднородное (параллельное).
В) Последовательное.
11. Укажите СПП с последовательным подчинением.
А) Жанна выходит на улицу посмотреть, не тише ли стало море, не светает ли и горит ли лампа на маяке.
Б) Поезд уходил в 7 часов вечера, так что Михаил мог успеть пообедать, хотя дел ещё было много.
В) Палка, которую я вытачивал, получилась чёрная и блестящая, как если бы она была из чёрного дерева.
12. Найдите СПП с несколькими придаточными.
А) Гимназия, где я учился, располагалась напротив Евразийского национального университета.
Б) Я накинул на плечи шинель, потому что, несмотря на теплый день, озяб от холода и усталости, и пошел искать машину.
В) Одни только грачи, состарившиеся в степи, покойно носились над травой или же равнодушно, ни на что не обращая внимания, долбили клювами черствую землю.
13. Найдите СПП с пунктуационными ошибками.
А) Я подумал, что, если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно будет освобождаться от его опеки, так досаж-давшей мне.
Б) Я думаю, что, когда заключённые увидят лестницу, многие захотят бежать.
В) А женщина всё говорила и говорила о своих несчастьях, и, хотя слова её были привычными, у Сабурова от них вдруг защемило сердце.
14. Укажите правильный вариант постановки знаков препинания в предложении
Мы сидели неподвижно (1) и тишина была такая (2) какая подобает кладбищу (3) так что (4) если падал инструмент (5) или трещал огонь (6) то звуки эти раздавались гулко и резко.
А) 1,2,3,4,6, Б) 1,2,3,6, В) 2,3,4,6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сложноподчинённые предложения с придаточными предложениями определительными»
конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе....
Виды сложноподчинённых предложений.Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными-ознакомление
Открытый урок в 9 классе...
"Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова"
Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме " Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные...
Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
Урок открытия нового знания.Расширение понятия о СП.Введение понятия "СПП"....
Урок-пресс-конференция «Журналисты о…сложноподчинённом предложении». Итоговый урок по теме «Сложноподчинённое предложение»
Урок-пресс-конференция по русскому языку «Журналисты о…сложноподчинённом предложении»Итоговый урок по теме «Сложноподчинённое предложение»Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о сложнопод...
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "«Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных предложений в сложноподчинённых предложениях» с презентацией
Урок закрепления знаний по теме "Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных". Цель урока - подготовиться к выполнени...
Презентация к уроку русского языка в 9 классе "Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными"
Данная презентация предназначена для работы на уроке русского языка в 9 классе по теме "Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточ...