Доклад "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНыЕ СРЕДСТВА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА"
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему
Художественные изобразительные средства на уроках русского языка и литературы
Н.Л ОГАНЕСЯН
ФГОУ средняя школа N 21 МОРФ г. Ереван, nina.oganesyan58@gmail.com
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_konferentsiyu_5.docx | 31.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественные изобразительные средства на уроках русского языка и литературы
Н.Л ОГАНЕСЯН
ФГОУ средняя школа N 21 МОРФ г. Ереван, nina.oganesyan58@gmail.com
Изучение средств выразительности на уроках русского языка и литературы имеет огромное эстетическое и практическое значение. Перед учителями стоит задача стилистического изучения языка, т.е. изучение языка в его употреблении, как материала, из которого создается литературное произведение.
Анализ словесной ткани произведения позволяет глубже понять его истинное содержание, его истинную идею, вооружает учащихся знаниями, необходимыми для самостоятельного толкования смысла и эстетических качеств художественного текста.
Конечно, изучение изобразительных средств имеет и чисто практическую направленность – подготовку учащихся к сдаче Единого Государственного Экзамена.
Актуальной задачей для словесников школ с русским языком обучения стала разработка методической системы, которая предусматривала бы организацию процесса обучения русскому языку (грамматике) с учетом эстетических возможностей изучаемых языковых явлений, способствовала бы развитию у школьников чувства слова, формирования у них потребности в совершенствовании собственной речи и формированию чисто практического умения выполнять задания ЕГЭ часть В8.
Традиционно работа над выразительными средствами языка на уроках сводится к проведению (обычно в средней школе) элементарного анализа художественного текста в форме вопросов и ответов, а в старших классах – самостоятельных письменных работ: анализ стихотворения, анализ эпизода из изучаемого произведения.
Опыт нашей работы строится на основе общедидактических принципов, предполагающих следующие этапы и виды работ:
- Введение понятия ( в ряде случаев без термина и на практическом уровне)
- Формирование умения находить данное средство выразительности языка и определять его роль, значение в процессе анализа текста и в предложениях рецензии материалов ЕГЭ
- Обучение умению создавать по образцу речевое высказывание, содержащее данное средство
- Формирование умения уместно использовать данное средство выразительности языка в собственном высказывании.Написание творческой части – сочинения – рассуждения в части С ЕГЭ
Мы решили расширить рамки этой работы и начать ее с 5-го класса. Считаем, что при работе с любым текстом нужно делать акцент на умении не только находить средства выразительности в тексте, но и объяснять, зачем, с какой целью они использованы.Учащийся должен уметь «оценить чужое красивое и сильное слово» (К. Б. Бахтин), чтобы затем использовать его в собственной речи, обогащая свой язык, расширяя возможности словарного запаса и развивая при этом собственный эстетический вкус. Наша работа проводится с учетом межпредметных связей – с уроками литературы, истории, МХК (мировой художественной культуры).
Изучая опыт работы моих коллег, сделала вывод о том, что у нас собран достаточный дидактический материал, пополнивший копилку МО словесников. Так наряду с календарно-тематическим планом по предмету появилось и планирование над выразительными средствами языка, которое представлено в таблице.
Планирование работы над выразительными средствами русского языка
Разделы и темы основного курса | Средства выразительности языка, изучаемые в данном классе |
V класс | |
Текст | Знакомство с понятием “изобразительное средство языка” |
Синтаксис и пунктуация | |
Словосочетание | Целесообразность объединения слов, их сочетаемость; эпитет, метафора (без введения термина) |
Предложение | Инверсия |
Обращение | Обращение как средство характеристики героя |
Лексика, Речь | |
Прямое и переносное значение слова | Метафора, олицетворение, сравнение |
Синонимы | Синонимы как средство выразительности языка |
Антонимы | Антонимы как средство связи предложений в тексте |
Фонетика | |
Согласные, гласные | Ассонанс, аллитерация |
Словообразование | |
Суффиксы | Эмоционально-экспрессионная роль суффиксов в речи; сравнение |
Морфология | |
Имя существительное, имя прилагательное, глагол | Закрепление: эпитет, метафора, сравнение |
В каждом последующем классе представления о средствах выразительности речи закрепляются и расширяются, изучаются новые. | |
VI класс | |
Лексика | |
Общеупотребительные слова | Лексический повтор, синонимическая замена как средство связи предложений в тексте |
Фразеологический оборот | Сравнение, метафора |
Словообразование | |
Основные способы образования слов в русском языке | Сравнение, метафора |
Морфология | |
Имя существительное, имя прилагательное | Сравнение, эпитет, антитеза |
Местоимение | Местоимение как средство связи предложений в тексте |
Глагол | Градация, использование глаголов в прямом и переносном значении |
VII класс | |
Морфология | |
Причастие | Эпитет, метафора |
Деепричастие | Сравнение |
Наречие | Сравнение, метафора, антитеза |
VIII класс | |
В этом классе продолжается работа над изученными ранее средствами выразительности языка | |
Систематический курс синтаксиса. Простое предложение | |
Интонация в предложении | Риторический вопрос; Риторическое восклицание |
Главные и второстепенные члены предложения | Роль инверсии в предложении, сравнение |
Односоставные предложения | Парцелляция |
Однородные члены предложения | Многосоюзие, бессоюзие, градация (с введением термина) |
Приложение | Перифраза, сравнение |
Сравнительный оборот | Сравнение, метафора |
Обращение | Риторическое обращение |
IX класс | |
Продолжается работа над изученными ранее средствами выразительности языка | |
Синтаксис. Сложное предложение | |
Сложные предложения | Синтаксический параллелизм, антитеза, анафора, эпифора, развернутое сравнение, оксюморон |
Виды работ и методика проведения
Терминологический диктант проводится в школе с 2000 г. Учителями-словесниками методического объединения школы разработана методика проведения, проверки терминологического диктанта в 5-11 классах . Диктанты проводятся по всем учебным дисциплинам: по русскому языку и литературе, математике и биологии, химии и физике и др. один раз в четверть. Объем ТД не более двадцати терминов, изученных по предмету за определенный период. Контроль за проведением и качеством проверки возложен на учителей русского языка. Цель такой работы – выработка навыка грамотного письма, владение научной терминологией, расширение словарного запаса предметной терминологии. Хочется поделиться своими находками по методике проведения ТД в 10, 11 классах в процессе подготовки к ЕГЭ. Предлагаем учашимся работу под названием “обратный ТД”. Предварительно учащимся дано задание заучить термины на определенную тему: “выразительные средства лексики и фразеологии”. Основные виды тропов им уже известны. Учителем диктуется определение этого тропа, а ученик записывает термин. Например, “резкое противопоставление понятий, характеров , образов, создающее эффект резкого контраста” – это антитеза. Вторым этапом может быть работа с примерами, взятыми из произведений художественной литературы, а также из школьных учебников. Предлагаются задания:
- Соотнесите тропы и их определения
| А. Перенос значения с одного явления на другое по смежности |
| Б. Преуменьшение размера, силы, значения какого-либо предмета |
| В. Употребление слов в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений |
| Г. Замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты |
| Д. Употребление слова иди выражения в значении, обратном буквальному, цель - насмешка |
- Какой троп использован:
- В. А. Жуковским в создании образа моря:
Ты живо, ты дышишь: сметенной любовью
Тревожною думой наполнено ты…
- А. С. Грибоедовым в монологе Фамусова:
Не то на серебре – на золоте едал
Такая работа вырабатывает умения находить средства выразительности и определять их роль, значение в тексте.
- Работа над сравнением, эпитетом и метафорой начинается уже с 5 класса на уроках речи и литературы. В учебнике “Русская речь” под редакцией Никитина вводится понятие “сравнение”, “творительный сравнения”. Они даны отдельным параграфом.Изучаем эту тему и при прохождении имени существительного. Для анализа можно предложить предложения:
1). А по двору метелица ковром шелковым стелется.(Есенин)
2). В пруду лебедем красным плавает тихий закат. (Есенин)
В учебнике “Русская речь” есть упражнения творческого характера. Так, изучая в 6-м классе темы “Имя прилагательное” и “Суффиксы прилагательных”, сообщаем учащимся, что суффикс имеет значение(значимая морфема), придает оттенок слову.Например, -- оват--, --еват--, -“немного такой”, “слегка”, беловатый, ноздреватый. –ист-- “похожий на …”, - серебристый, золотистый.(Словообразование). Сообщаем, что конструкции со словами “похож, похожий на” – одно из средств выражения сравнений. Для анализа предлагаем примеры:
1). Озеро тонуло в клочковатом (похожем на клочки) тумане.(Парнов).
2). Вот от солнца остается серебристый ободок.(Соколов-Микитов)
3). Снег делается зернистым, ноздреватым, оседает и чернеет.(Паустовский)
В этом же учебнике есть параграф “Метафора”. При изучении этой темы вводится понятие “устойчивые метафоры” .С существительными – крыло самолета, нос корабля, ножка стола, лист бумаги, стрелка часов, заря жизни, ручка двери.
С прилагательными – стальное перо, горячее сердце, тонкий голос, тяжелый крест.
С глаголами – выходить за рамки, кружится голова, температура скачет.
Учащимся можно предложить различные творческие задания с использованием метафор.
В последующие годы обучения работа над сравнением, эпитетами и метафорами продолжается.
Огромное значение в изучении средств выразительности имеют уроки развития речи, на которых учащимся предлагается анализ художественного текста.Это традиционная работа, которую начинаем с 5-го класса и завершаем в 9-м классе работой по анализу текстов для изложений из сборника под редакцией Рыбченковой. Например, текст “Орфей и Эвридика”.Для каждого класса имеются сборники “Анализ текста” под редакцией. В них даны задания типа :
- Определить тему и основную мысль текста.
- Найти выразительные средства
- Подобрать синонимы/антонимы к словам и др.
Эстетической функции языка отводится немаловажная роль.Комплексный подход к теме “Художественные изобразительные средства” осуществляется за счет уроков литературы, на которых проводится огромная работа над текстом художественного произведения с выявлением всех выразительных средств, стилистических особенностей произведения. Помогает этому работа по анализу стихотворения (обычно элементарного в 5-7-х классах) и более серьезная ведется в 8-11-х классах. Учителя-словесники проводят такие виды работ, как , например, – анализ стихотворения А.С.Пушкина, А.А.Фета, обучение анализу монолога из драматургических произведений, а также анализ эпизода из прозаического произведения. Особо интересны творческие работы под названием “Сон Гринева” по главе II повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка”, “Дуэль Базарова и Одинцовой” по главе XVII романа И.С Тургенева “Отцы и дети”, “День Обломова” по главе I романа И. А. Гончарова “Обломов”. С учетом уровня знаний учащихся МО словесников разработаны памятки по анализу эпизодов для 5-11 классов.
Все это способствует подготовке учащихся к умению выполнять задания ЕГЭ часть В8.
Форма представления задания такова: экзаменуемым необходимо вставлять в места пропусков четыре цифры, соответствующие номеру термина из списка, предъявленного после текста рецензии.
Задания В8 в тестах ЕГЭ, связанные с анализом языковых средств выразительности, где нужно соотнести функцию изобразительно-выразительного средства, охарактеризованную в небольшой рецензии и термин, указанный в списке, вызывают у учащихся наибольшие затруднения.
В соответствии со спецификацией экзаменационной работы ЕГЭ по русскому языку в задании В8 проверяется умение экзаменуемых анализировать средства выразительности. Это задание высокого уровня сложности, проверяющее умение работать с языковыми явлениями в тексте.
Если обратиться к пункту 10.5 Кодификатора элементов содержания и требований, то можно заметить, что все выразительные средства русской речи даны в таком порядке:
- Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство.Роль ударения в стихотворной речи.Интонационное богатство русской речи
- Выразительные словообразовательные средства.Индивидуальные новообразования, использова-ние их в художественной речи.
- Выразительные средства лексики и фразеологии.Основные виды тропов и использование их мастерами русского слова.Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Крылатые слова, пословицы и поговорки, использование их в речи.
- Грамматическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Изобрази-тельно-выразительные возможности морфологических форм и ситаксических конструкций
В связи с тем,что “полной четкости в классификации тропов и фигур нет”(А.И.Горшков “Русская словесность”) мы принимаем условное разделение . С самого начала изучения выразительных средств используем такую таблицу:
Звук Слово Особые группы слов
Особенности звучания * Тропы * синонимы
* благозвучие * эпитет * антонимы
* ритм (размер, рифма) * сравнение * омонимы
* анафора * метафора * архаизмы
* эпифора * аллегория * славянизмы
* диссонанс * символ *диалектизмы
* аллитерация * ирония * профессионализмы
* ассонанс * литота * неологизмы
* звукоподражание * гипербола * варваризмы
* олицетворение * жаргонизмы
* метонимия
* синекдоха
Предложение
Синтаксические фигуры и приемы
* повтор
* параллелизм
* антитеза
* инверсия
* риторическое восклицание
* риторический вопрос
* плеоназм
* бессоюзие
* многосоюзие
* градация
* афоризм
* оксюморон
* риторическое обращение
Ее проще представить и запомнить учащимся, и в заданиях ЕГЭ есть четкие указания найти троп, указать синтаксическое или лексическое средство выразительности .
Систематическая работа по изучению выразительных средств языка способствует формированию эстетического языкового вкуса школьников, знакомит их с метафоричностью речи, обогащает их собственную речь, помогает “ …правильно понять художественный текст через язык, те языковые дроби, из которых слагаются целые образные единицы художественного языка”(Н.М.Шанский). Изучение этих “языковых дробей”, их роли в высказывании, формирование умения школьников пользоваться ими в собственной речи – задача словесников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"
В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...
«Лексика. Лексические средства выразительности» Урок русского языка в 5 классе
v Цели урока: закрепить понятие «лексика»v совершенствовать навыки использования полученных знаний, формирование метапредметных, регулятивных и коммуникативных УУДv научить подбирать к словам синонимы...
Педагогический проект. Тема проекта: "Применение изобразительно - выразительных средств на уроках русского языка и литературы".
В этой работе я показала, как можно использовать с эффективностью изобразительно - выразительные средства на уроках русского языка и литературы....
Использование оценочных средств на уроках русского языка и литературы
Презентация содержит описание современных оценочных средств на уроках русского языка и литературы...
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках русского языка и литературы
Поиск новых форм и методов организации обучения породил новый термин - "современный урок". Активные методы обучения помогают активизировать познавательную деятельность учащихся, обеспечивают...