Доклад "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНыЕ СРЕДСТВА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА"
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Оганесян Нина Левоновна

Художественные изобразительные средства на уроках русского языка и литературы

Н.Л ОГАНЕСЯН

ФГОУ средняя школа N 21 МОРФ г. Ереван, nina.oganesyan58@gmail.com

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_konferentsiyu_5.docx31.99 КБ

Предварительный просмотр:

Художественные изобразительные средства на уроках русского языка и литературы

Н.Л ОГАНЕСЯН

ФГОУ средняя школа N 21 МОРФ г. Ереван, nina.oganesyan58@gmail.com

Изучение средств выразительности на уроках русского языка и литературы имеет огромное эстетическое и практическое значение.  Перед учителями стоит задача стилистического изучения языка, т.е. изучение языка в его употреблении, как материала, из  которого создается литературное произведение.

Анализ словесной ткани произведения позволяет глубже понять его истинное содержание, его истинную идею, вооружает учащихся знаниями, необходимыми для самостоятельного толкования смысла и эстетических качеств художественного текста.

Конечно, изучение изобразительных средств имеет и чисто практическую направленность – подготовку учащихся к сдаче Единого Государственного Экзамена.

Актуальной  задачей  для словесников школ с русским языком обучения стала разработка методической системы, которая предусматривала бы организацию процесса обучения русскому языку (грамматике) с учетом эстетических возможностей изучаемых языковых  явлений, способствовала бы развитию у школьников чувства слова, формирования у них потребности в совершенствовании собственной речи и формированию чисто практического умения выполнять задания ЕГЭ часть В8.

Традиционно работа над выразительными средствами языка на уроках сводится к проведению (обычно в средней школе) элементарного анализа художественного текста в форме вопросов и ответов, а в старших классах – самостоятельных письменных работ: анализ стихотворения, анализ эпизода из изучаемого произведения.

Опыт нашей  работы строится  на основе общедидактических принципов, предполагающих следующие этапы и виды работ:

  1. Введение понятия ( в ряде случаев без термина и на практическом уровне)
  2. Формирование умения находить данное средство выразительности языка и определять его роль, значение  в процессе анализа текста и в предложениях рецензии материалов ЕГЭ
  3. Обучение умению создавать по образцу речевое высказывание, содержащее данное средство
  4. Формирование умения уместно использовать данное средство выразительности языка в собственном высказывании.Написание творческой части – сочинения – рассуждения в части С ЕГЭ

Мы решили расширить рамки этой работы  и начать ее с 5-го класса. Считаем, что при работе с любым текстом нужно делать акцент на умении не только находить средства выразительности в тексте, но и объяснять, зачем, с какой целью они использованы.Учащийся должен уметь «оценить чужое красивое и сильное слово» (К. Б. Бахтин), чтобы затем использовать его в собственной речи, обогащая свой язык, расширяя возможности словарного запаса и развивая при этом собственный эстетический вкус. Наша работа проводится с учетом межпредметных связей – с уроками литературы, истории, МХК (мировой художественной культуры).

Изучая опыт работы моих коллег, сделала вывод о том, что у нас собран достаточный дидактический  материал, пополнивший копилку МО словесников. Так наряду с календарно-тематическим планом по предмету появилось  и планирование  над выразительными средствами языка, которое представлено в таблице.

Планирование  работы  над  выразительными  средствами  русского  языка

Разделы и темы  основного  курса

Средства  выразительности  языка, изучаемые  в данном   классе

V класс

Текст                                                                        

Знакомство  с  понятием  “изобразительное  средство языка”

Синтаксис   и   пунктуация

Словосочетание                                                                  

Целесообразность  объединения  слов,  их сочетаемость;   эпитет, метафора (без  введения  термина)

Предложение                                                                                  

Инверсия

Обращение                                                                          

Обращение  как средство характеристики  героя

Лексика,  Речь

Прямое и переносное  значение  слова                          

Метафора, олицетворение, сравнение

Синонимы                                                                          

Синонимы  как  средство выразительности  языка

Антонимы                                                                          

Антонимы  как  средство связи предложений  в тексте

Фонетика

Согласные, гласные                                                                      

Ассонанс, аллитерация

Словообразование

 Суффиксы                                                                              

Эмоционально-экспрессионная  роль суффиксов  в  речи; сравнение

Морфология

Имя существительное, имя прилагательное, глагол

Закрепление: эпитет, метафора, сравнение        

В каждом  последующем  классе  представления  о средствах  выразительности  речи  закрепляются и  расширяются,  изучаются  новые.

VI  класс

Лексика

Общеупотребительные  слова                                                

Лексический  повтор, синонимическая  замена   как средство связи  предложений  в  тексте

Фразеологический  оборот                                                        

Сравнение,  метафора

Словообразование

Основные  способы  образования  слов  в  русском  языке  

Сравнение,  метафора

Морфология

Имя существительное, имя прилагательное

Сравнение, эпитет, антитеза

Местоимение

Местоимение  как  средство связи  предложений в тексте

Глагол                                                                                        

Градация, использование  глаголов  в  прямом и переносном  значении    

VII   класс

Морфология

Причастие                                                                                          

Эпитет,  метафора

Деепричастие                                                                                    

Сравнение

Наречие                                                                                              

Сравнение, метафора, антитеза

VIII   класс

В этом  классе продолжается  работа над изученными   ранее  средствами  выразительности  языка

Систематический  курс  синтаксиса. Простое  предложение

Интонация  в  предложении

Риторический  вопрос; Риторическое  восклицание

Главные  и второстепенные  члены  предложения

Роль  инверсии  в предложении, сравнение

Односоставные   предложения                                                        

Парцелляция

Однородные  члены  предложения

Многосоюзие, бессоюзие, градация (с введением  термина)

Приложение                                                                                    

Перифраза, сравнение

Сравнительный  оборот                                                                  

Сравнение,  метафора

Обращение

Риторическое  обращение

IX  класс

Продолжается  работа  над  изученными   ранее  средствами  выразительности  языка

Синтаксис. Сложное  предложение

Сложные предложения                                                                  

Синтаксический  параллелизм, антитеза, анафора,  эпифора, развернутое сравнение, оксюморон

                                           

 

Виды работ и методика проведения

Терминологический диктант проводится в школе с  2000 г. Учителями-словесниками методического объединения школы разработана методика проведения, проверки терминологического диктанта в 5-11 классах . Диктанты проводятся по всем учебным дисциплинам: по русскому языку и литературе, математике и биологии, химии и физике и др. один раз в четверть. Объем ТД не более двадцати терминов, изученных по предмету за определенный период. Контроль за проведением и качеством проверки  возложен на учителей русского языка. Цель такой работы – выработка навыка грамотного письма, владение научной терминологией, расширение словарного запаса предметной терминологии. Хочется поделиться своими находками по методике проведения ТД в 10, 11 классах в процессе подготовки к ЕГЭ. Предлагаем учашимся работу под названием “обратный ТД”. Предварительно учащимся дано задание заучить термины на определенную тему: “выразительные средства лексики и фразеологии”. Основные виды тропов им уже известны. Учителем  диктуется определение этого тропа, а ученик записывает термин. Например, “резкое противопоставление понятий, характеров , образов, создающее эффект резкого контраста” – это антитеза. Вторым этапом может быть работа с примерами, взятыми из произведений художественной литературы, а также из школьных учебников. Предлагаются задания:

  1. Соотнесите тропы и их определения

  1. Метафора

А. Перенос значения с одного явления на другое по смежности

  1. Метонимия

Б. Преуменьшение размера, силы, значения какого-либо предмета

  1. Перифраз

В. Употребление слов в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений

  1. Ирония

Г. Замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты

  1. Литота

Д. Употребление слова иди выражения в значении, обратном буквальному, цель - насмешка

  1. Какой троп использован:

  1. В.  А. Жуковским в создании образа моря:

Ты живо, ты дышишь: сметенной любовью

Тревожною думой наполнено ты…

  1. А. С. Грибоедовым в монологе Фамусова:

Не то на серебре – на золоте едал

Такая работа вырабатывает умения  находить средства выразительности и определять их роль, значение в тексте.

  1. Работа над сравнением, эпитетом и метафорой начинается уже с 5 класса на уроках речи и литературы. В учебнике  “Русская речь” под редакцией Никитина вводится понятие “сравнение”, “творительный сравнения”. Они даны отдельным параграфом.Изучаем эту тему и при прохождении имени существительного. Для анализа можно предложить предложения:

1). А по двору метелица ковром шелковым стелется.(Есенин)

2). В пруду лебедем красным плавает тихий закат. (Есенин)

В учебнике “Русская речь” есть упражнения творческого характера. Так, изучая в 6-м классе темы “Имя прилагательное” и “Суффиксы прилагательных”, сообщаем учащимся, что суффикс имеет значение(значимая морфема), придает оттенок слову.Например,   -- оват--,  --еват--, -“немного такой”, “слегка”, беловатый, ноздреватый. –ист--  “похожий на …”, - серебристый, золотистый.(Словообразование). Сообщаем, что конструкции со словами “похож, похожий на” – одно из средств выражения сравнений. Для анализа предлагаем примеры:

  1). Озеро тонуло в клочковатом (похожем на клочки) тумане.(Парнов).

  2). Вот от солнца остается серебристый ободок.(Соколов-Микитов)

  3). Снег делается зернистым, ноздреватым, оседает и чернеет.(Паустовский)

 В этом же учебнике есть параграф “Метафора”. При изучении этой темы  вводится понятие  “устойчивые метафоры” .С существительными – крыло самолета, нос корабля, ножка стола, лист бумаги, стрелка часов, заря жизни, ручка двери.

 С прилагательными – стальное перо, горячее сердце, тонкий голос, тяжелый крест.

 С глаголами – выходить за рамки, кружится голова, температура скачет.

Учащимся можно предложить различные творческие задания с использованием метафор.

В последующие годы обучения работа над сравнением, эпитетами и метафорами продолжается.

Огромное значение в изучении средств выразительности имеют уроки развития речи, на которых учащимся предлагается анализ художественного текста.Это традиционная работа, которую начинаем с 5-го класса и  завершаем в 9-м классе работой по анализу текстов для изложений  из сборника под редакцией Рыбченковой. Например, текст “Орфей и Эвридика”.Для каждого класса имеются сборники “Анализ текста” под редакцией. В них даны задания типа :

  1. Определить тему и основную мысль текста.
  2. Найти выразительные средства
  3. Подобрать синонимы/антонимы к словам   и др.

Эстетической функции языка отводится немаловажная роль.Комплексный подход к теме “Художественные изобразительные средства” осуществляется за счет уроков литературы, на которых проводится огромная работа над текстом художественного произведения с выявлением всех выразительных средств, стилистических особенностей произведения. Помогает этому работа по анализу стихотворения (обычно элементарного в 5-7-х классах) и более серьезная  ведется в 8-11-х классах. Учителя-словесники проводят такие виды работ, как , например, – анализ стихотворения А.С.Пушкина, А.А.Фета, обучение анализу монолога  из драматургических произведений, а также анализ эпизода из прозаического произведения. Особо интересны творческие работы под названием “Сон Гринева” по главе II повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка”, “Дуэль Базарова и Одинцовой”   по главе XVII романа И.С Тургенева “Отцы и дети”, “День Обломова” по главе I романа И. А. Гончарова “Обломов”.  С учетом уровня знаний учащихся МО словесников разработаны памятки по анализу эпизодов для 5-11 классов.

Все  это способствует подготовке  учащихся  к  умению  выполнять задания ЕГЭ часть В8.

Форма представления задания такова:  экзаменуемым  необходимо  вставлять  в  места  пропусков четыре  цифры, соответствующие номеру  термина из списка, предъявленного после текста  рецензии.            

Задания В8 в тестах ЕГЭ, связанные с анализом языковых средств выразительности, где нужно соотнести функцию изобразительно-выразительного средства, охарактеризованную в небольшой рецензии и термин, указанный в списке, вызывают у учащихся наибольшие затруднения.

В соответствии со спецификацией экзаменационной работы ЕГЭ по русскому языку в задании В8 проверяется умение экзаменуемых анализировать средства выразительности. Это задание высокого уровня сложности, проверяющее умение работать с языковыми явлениями в тексте.

         Если обратиться  к пункту 10.5 Кодификатора элементов содержания и требований, то можно заметить, что все выразительные  средства  русской  речи  даны  в  таком  порядке:

  • Выразительные  средства русской  фонетики. Благозвучие  речи. Звукопись как изобразительное средство.Роль ударения в стихотворной речи.Интонационное богатство русской речи
  • Выразительные  словообразовательные средства.Индивидуальные новообразования, использова-ние их в художественной речи.
  • Выразительные средства лексики и фразеологии.Основные виды тропов и использование их мастерами  русского слова.Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Крылатые  слова, пословицы и поговорки, использование их в речи.
  • Грамматическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Изобрази-тельно-выразительные возможности морфологических форм и ситаксических конструкций

В связи с тем,что “полной четкости в классификации тропов и фигур нет”(А.И.Горшков “Русская словесность”) мы принимаем условное разделение . С самого начала изучения выразительных средств используем такую таблицу:

         Звук                            Слово            Особые группы слов                   

Особенности   звучания                * Тропы                         * синонимы

*  благозвучие                                * эпитет                         * антонимы

*  ритм (размер, рифма)                * сравнение                   * омонимы  

*  анафора                                      * метафора                     * архаизмы

*  эпифора                                      * аллегория                    * славянизмы

*  диссонанс                                   * символ                         *диалектизмы  

*  аллитерация                               * ирония                         * профессионализмы

*  ассонанс                                     * литота                          * неологизмы

*  звукоподражание                      * гипербола                    * варваризмы  

                                                                   * олицетворение            * жаргонизмы

                                                                          * метонимия    

                                                        * синекдоха                  

                              Предложение                                                                                  

      Синтаксические  фигуры  и      приемы    

                          *   повтор      

                          *   параллелизм

                          *   антитеза

                          *   инверсия

                          *  риторическое  восклицание

                          *  риторический  вопрос

                            * плеоназм

                          *  бессоюзие

                          *  многосоюзие

                          *  градация

                          *  афоризм

                          *  оксюморон

                          *  риторическое  обращение

 Ее проще представить и запомнить учащимся, и в заданиях ЕГЭ  есть четкие указания  найти троп, указать синтаксическое или лексическое средство выразительности .

Систематическая  работа  по  изучению  выразительных  средств языка  способствует  формированию  эстетического  языкового  вкуса  школьников, знакомит их с метафоричностью речи, обогащает  их  собственную  речь, помогает “ …правильно  понять  художественный  текст  через  язык, те  языковые дроби, из  которых  слагаются целые  образные  единицы  художественного  языка”(Н.М.Шанский). Изучение  этих  “языковых  дробей”, их роли  в  высказывании, формирование  умения  школьников  пользоваться  ими в  собственной  речи  –  задача  словесников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

«Лексика. Лексические средства выразительности» Урок русского языка в 5 классе

v Цели урока: закрепить понятие «лексика»v совершенствовать навыки использования полученных знаний, формирование метапредметных, регулятивных и коммуникативных УУДv научить подбирать к словам синонимы...

Педагогический проект. Тема проекта: "Применение изобразительно - выразительных средств на уроках русского языка и литературы".

В этой работе я показала, как можно использовать с  эффективностью изобразительно - выразительные средства на уроках русского языка и литературы....

Использование оценочных средств на уроках русского языка и литературы

Презентация  содержит описание современных оценочных средств на уроках русского языка и литературы...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках русского языка и литературы

Поиск новых форм и методов организации обучения породил новый термин - "современный урок". Активные методы обучения помогают активизировать познавательную деятельность учащихся, обеспечивают...