Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках русского языка и литературы
статья по литературе (5 класс)

Бадмаева Аюна Бадма-Дашиевна

Поиск новых форм и методов организации обучения породил новый термин - "современный урок". Активные методы обучения помогают активизировать познавательную деятельность учащихся, обеспечивают заинтересованную позицию наибольшего количества учеников, дают задействоать всех, даже самых слабых. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, используемые на уроках русского языка и литературы

Урок – это основная форма работы в школе, необычайно сложный педагогический элемент. «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В. А. Сухомлинский. И перед учителем встаёт вопрос: как разработать урок по-новому? Как сохранить собственное лицо и учесть при этом требования образовательных стандартов относительно метапредметности и деятельностного характера процесса обучения?

Главная методическая цель урока – создание условий для проявления познавательной активности учеников. В процессе подготовки к уроку я, как и любой из нас, задумываюсь над тем, как заинтересовать ребят в изучении определённой темы или творчества какого-либо писателя; как активизировать внимание учащихся в ходе работы и удержать их на уровне активного интереса, обеспечив стабильную активность в течение урока; как способствовать осознанию необходимости самостоятельно, уже дома, испытывать и поддерживать интерес к изучаемому объекту, находить творческий выход полученным знаниям, возникшим чувствам, переживаниям.

Таким образом, нужно было найти то, что вызовет интерес, будет способствовать активному изучению и приведёт к творческому выходу полученных знаний, накопленных переживаний. Но что это может быть? Что может способствовать познавательной активности ребят? Ответ прост – активные формы, методы и приёмы обучения.

Формы обучения делятся на индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, со сменным составом учеников. Я в своей работе отдаю предпочтение групповым, парным и индивидуальным.

Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования. В ходе разработки урока использую как традиционные методы (словесные, наглядные, практические), так и современные (частично-поисковый). Любой метод обучения имеет комплекс приёмов обучения.

Приём обучения – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объёму и простой по структуре.

Под активными понимаются методы/приёмы, в которых субъектную, активную позицию ученик занимает по отношению к учителю, другим учащимся и/или индивидуальным средствам обучения.

В связи с тем что интерес учащихся нужно поддерживать на протяжении всего урока, начиная с организационного момента и заканчивая рефлексией и домашним заданием, активные формы, методы и приёмы должны быть подобраны с учётом целей обучения. И на каждом этапе урока они должны быть свои, отличные от других, но в то же время они могут быть дублированы с видоизменённой формой или условием составления. Остановлюсь более подробно на тех, которые использую в своей работе и считаю их наиболее результативными, которые показывают и доказывают эффективность своего применения.

 

Приёмы мотивации и целеполагания. Наиболее продуктивными в плане развития речи, мышления, памяти, эрудиции считаю следующие:

– прогноз по названию (по иллюстрациям, как вариант – игра в ассоциации, когда предлагаю ребятам выстроить ассоциативный визуальный (с помощью картинок) ряд – прогноз о предполагаемой теме урока; по схемам, по ключевым словам);

     – перепутанные логические цепочки (например, по повести «А зори здесь тихие…» Б. Васильева даю задание восстановить логическую цепочку: немцы, частая смена состава, ночные «вылазки» Риты, Васков и зенитчицы);

     – верные и неверные утверждения (как вариант приём «верю – не верю»). (см. Приложение)

 Приёмы работы с текстом. На этапе закрепления полученных знаний, развития и совершенствования умений и навыков предпочтение отдаю схематической организации информации и использую такие её виды, как:
     – фишбоун;
     – денотатный граф;
     – кластер;
     – диаманта с пропусками.

Ф и ш б о у н. Суть дидактического приёма «Фишбоун» («рыбья кость», «рыбий скелет») – упрощённое название метода японского учёного Каору Исикавы. Эта графическая техника представления информации позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления через выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов и формулировку вывода по вопросу. В процессе составления «рыбьего скелета» ученики учатся работать в группе или парах, визуализируют причинно-следственные связи, ранжируют различные факторы по их значимости, развивают способность критически мыслить, обучаются давать оценку явлениям действительности.

Учёные Бостонского университета, занимающиеся исследованием способов восприятия у младших школьников, пришли к выводу, что с помощью зрительных образов ребёнок в возрасте от 2 до 13 лет быстрее запоминает любую информацию.

«Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации:
     – головы, в которой обозначается вопрос или проблема;
     – косточек вверху (или справа), где фиксируются причины и основные понятия того или иного явления, проблемы;
     – косточек внизу (слева), подтверждающих наличие тех или иных причин;
     – хвоста, содержащего выводы и обобщения по вопросу.

Д е н о т а т н ы й  г р а ф (от лат. denoto – обозначаю и греч.grapho – пишу).

Рассмотрим способ создания денотатного графа:

     1 Выделение ключевого слова или словосочетания.
     2 Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку).
     3 Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак. Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова – «веточки».
     4 Соотнесение каждого слова – «веточки» с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий. 

Познакомимся с практическим применением денотатного графа.
Скажем, изучены теоретические сведения о  наречии.        
Составляем денотатный граф:
– основное понятие – наречие;
– ветви-глаголы: отвечает, обозначает,  образует, не изменяется, является и т.д.;
– веточки-имена: к глаголу «обозначает» – «признак глагола» и «признак признака», к  «образует» – «сравнительную степень»,  «превосходную степень» и т.д.                                                                                                        

Причем на уроке может использоваться как полностью, так и частично заполненный наглядный материал. Незаполненные окна дают учащимся возможность выстраивать логические цепочки, восстанавливать пропущенную информацию и в итоге легко усваивать теоретический материал.

Опыт показывает, что использование денотатного графа на уроках русского языка и литературы является эффективным. Этот метод необходим ученику, прежде всего, для осмысления учебного материала. Он способствует формированию необходимых умений и навыков, а также быстрому запоминанию информации.

К л а с т е р – графический приём, систематизирующий материал. Преимущества данного приёма: развитие ассоциативного мышления, мотивация к познанию, очевидность «обратной связи»,эффективность как в индивидуальной, так и в групповой работе.

Д и а м а н т а  с  п р о п у с к а м и. Прием «Диаманта» способствует развитию критического мышления и творческих способностей обучающихся при изучении художественных произведений. Обучающимся предлагаю составить семистрочное «стихотворение» по определенной схеме:
     1 Одно слово (тема; имя существительное; имя/фамилия героя).
     2 Два слова (определение; прилагательные).
     3 Три слова (действие; причастия или глаголы).
     4 Четыре слова (ассоциация к первой строке; существительные).
     5 Три слова (действие, связанное с темой последней строки; причастия или глаголы).
     6 Два слова (определение, связанное с темой последней строки; прилагательные).
     7 Одно слово (тема, противоположная теме первой строки; существительное).

Диаманта с пропусками применима в работе с низкомотивированными учащимися.

Пример такой диаманты к рассказу «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого:
     1 Жилин.
     2 Смелый, _________________.
     3 Сражающийся, стремящийся, действующий.
     4 Свобода, _________________, активность, служба.
     5 Боящийся, _________________, примирившийся.
     6 _________________, пассивный.
     7 Костылин.

 

На этапе рефлексии использую письменные и графические формы создания рефлексивного текста. Так, к числу письменных форм отнесу:
     – эссе;
     – синквейн;
     – диаманту;
     – хокку.

Э с с е (сочинение небольшого объёма по какому-либо частному вопросу, написанное в свободной, индивидуально-авторской манере изложения).

С и н к в е й н (отфр. cinquainsангл. cinquain) – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзииДидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

Первая строка – тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка – два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка – одно слово, характеризующее суть предмета или объекта. Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Пример синквейна к рассказу В.Шукшина «Срезал»:
                                Глеб
                                Ехидный, дотошный
                                Срезал, научил, рассказал
                                Жаль человека с уязвлённым самолюбием.
                                Горлан.

Х о к к у (хайку) – (буквально – начальные стихи) – японское трёхстишие, состоящее из двух опоясывающих пятисложных стихов и одного семисложного посередине (5+7+5 слогов, всего 17).

Хокку по мотивам стихотворения Е.Евтушенко «Когда взошло твоё лицо…»:
                                Любовь, ты ушла.
                                Красота – спасение.
                                Как мило, правда?

Хоку традиционные (примеры)

«Физики и лирики» Борис Слуцкий

«Лирики»

«Циники»

В мире много зла,
Но всех спасёт красота.
Всмотритесь в неё.
(Варианты последней строки:
Цените её/ Найти б лишь её.)

Без любви не жизнь.
Любовь есть всё для людей.
Ага, прям-таки.

Что знаю я о нём?
Жил человек и нету…
Но есть красота.

Любовь, ты ушла.
Красота – спасение.
Как мило, правда?

Хокку (эмоциональная рефлексия):

                               Что я вынес с урока?
                               Надежду на «потом»–
                               Главное в жизни.

Из графических наибольшую активность вызывает создание кластеров, работа над заполнением таблицы «Верю – не верю».

 

Домашние задания также часто носят творческий характер. При этом нужно учитывать разный уровень сформированности ЗУН учащихся, а значит, работа на дом должна быть задана с учётом таких принципов, как разноуровневость и дифференциация. Дети, объективно оценивая свои способности, из предложенных заданий: рисунок, сравнительная таблица, диаманта – выбирают последнее; из заданий выучить наизусть, проанализировать по предложенной схеме, составить синквейн или написать отзыв, останавливаются на пятистишии, при этом ребята послабее могут писать синквейн в прозе, а одарённые поэтическим талантом – рифмованный вариант такой работы. С удовольствием ломают голову мотивированные ребята над составлением хокку. Есть среди ребят и любители заданий повышенного уровня, например, написания отзыва-рефлексии о прочитанном очерке «Парадокс» В.Г.Короленко или стихотворения – ответа (эмоционального отклика) на повесть «А зори здесь тихие…» Б.Л.Васильева. Любят учащиеся сочинять продолжения произведений, готовить «аргументированные» иллюстрации вместо обычных рисунков к эпизодам прочитанных рассказов, повестей…

Таким образом, используя активные формы, методы и приёмы обучения на разных этапах обучения (в случае, когда это уместно с учётом типа урока и его целей), мы имеем три «кита» процесса обучения:
    1) активизация внимания и её поддержание в рабочем темпе на протяжении всего урока с выходом на самостоятельную работу дома (при выполнении домашнего задания);
     2) эффективность процесса обучения: все ЗУН, полученные в ходе активной, в том числе игровой, деятельности являются наиболее прочными и долгосрочными;
     3) это все, в конечном счете, благоприятно сказывается на развитии творческого потенциала учащихся, способствует расширению их кругозора, эрудиции, формирует их как личностей.

Говоря об эффективности и результативности применения на уроках активных форм, методов и приёмов обучения, хочется отметить успехи ребят в плане формирования и развития творческого потенциала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Методы, формы организации деятельности учащихся, средстваМетоды, формы организации деятельности учащихся, средства...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках физической культуры

В настоящее время на уроках физической культуры в общеобразовательных школах учителя применяют следующие формы организации: фронтальную, групповую, индивидуальную. В то же время в теории и методике фи...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках информатики

laquo;Информатика и ИКТ» один из «молодых» предметов в школьном курсе. Но из-за стремительного развития и перспектив данного направления также быстро менялись требования к назначени...

«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...

Доклад на тему:"Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках в начальной школе"

Работаю по УМК «Школа России». В комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие требованиям к современной учебной книге. При этом в нем бережно сохранены лучшие тр...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства обучения на уроках истории.

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства обучения на уроках истории....