Тренировачный тест по русскому языку в формате ЕГЭ - 2015
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему
9 сентября наконец-то появился Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2015 года по русскому языку, а также и таблица соответствия заданий ЕГЭ 2014 и ЕГЭ 2015 года. Понятно, что печатная промышленность в ближайшем времени обеспечит нас и тестами. Но время идёт. Тем более, что живу и работаю далеко от центра, больших магазинов. А время идёт. Поэтому подготовила пока один вариант теста в формате ЕГЭ 2015, которым и спешу поделиться с коллегами и учениками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ege_2015_po_russkomu_yazyku._avtorskaya_razrobotka.docx | 33.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ЕГЭ 2015 по русскому языку.
Вариант №1.
Часть 1
Ответами к заданиям 1-24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. |
Прочитайте текст и выполните задания 1-3 |
1)Полёт клином – характерная примета осенних и весенних миграций – позволяет крупным птицам экономить энергию. 2) Это установили французские орнитологи, получившие уникальную возможность изучать пернатых во время полёта. 3) В распоряжении учёных была стая белых пеликанов, которых во время съёмок фильма обучили летать за небольшим самолётом и моторной лодкой. 4) На спине у птиц закрепили датчики для наблюдения за сердечной деятельностью. 5) Как выяснилось, у пернатых, летевших клином, снижалась частота сердечных сокращений по сравнению с теми, кто совершал полёт в одиночку. (6) (К тому же птицы в стае совместными усилиями создают поток воздуха, помогающий им гораздо дольше планировать, а стало быть, беречь силы. |
1 |
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
- Французские орнитологи сумели понаблюдать за пернатыми во время их полёта клином.
- Французские орнитологи достоверно установили, что полёт клином позволяет крупным птицам беречь силы.
- Французские орнитологи сняли фильм, в котором запечатлён полёт птиц клином.
- Французские орнитологи установили, что у пернатых, летящих клином, снижается частота сердечных сокращений по сравнению с теми птицами, которые совершают полёт в одиночку.
- Полёт клином помогает крупным птицам экономить энергию.
Ответ: ______________________________________
2 |
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в шестом (6) предложении текста? Выпишите это слово.
Поэтому
Так как
Однако
К тому же
Хотя
Ответ: ___________________________________________________
3 |
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КЛИН. Определите значение, в котором это слово употреблено в шестом (6) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом ниже фрагменте словарной статьи.
- Клин – райцентр в Московской области. В Клину находится дом-музей П.Чайковского.
- Простейшее орудие с рабочими гранями в виде наклонных плоскостей. С помощью клина расширили щель в здании.
- Режущий инструмент. Клин используют в качестве режущего инструмента.
- Расположение птиц в стае. Гуси выстроились клином.
- Регулирующая деталь при монтаже машин. Экскаватор отрегулировали с помощью клинового соединения.
- Место построения зданий на строительной площадке. Прораб обратил внимание собравшихся на клин старых бараков.
Ответ: __________________________________________________
4 |
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
тортЫ
цепОчка
красИвее
навЕрх
каталОг
Ответ: _______________________________________________________
5 |
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ВРЕМЕННОЙ фактор сыграл на руку всему коллективу управления культуры.
Красная Армия после тяжёлых поражений ВЫРОВНЯЛА фронт.
В стройных звуках льются песни ГАРМОНИЧЕСКОЙ волной.
Обращаюсь к собравшимся с ЕДИНИЧНОЙ просьбой подождать ещё неделю.
Мальчик приобрёл АБОНЕМЕНТ в бассейн.
Ответ: ______________________________________________________________
6 |
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Пара ТУФЛЕЙ
Молодые ОФИЦЕРЫ
С ДВУМЯСТАМИ пассажирами
ИХ работа
ДЛИННЕЙШИЙ
Ответ: __________________________________________________________
7 |
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Соблюдая правила дорожного движения, 1)нарушение связи между подлежащим
у меня зазвонил сотовый телефон. и сказуемым
Б) Наконец-то мы вышли на шоссейную 2)нарушение однородности понятий в
дорогу, ездящие в районный центр. однородных членах
В)С первого июля началась выдача новых 3)неправильное построение предложения
паспортов, содержащая закодированные с косвенной речью
сведения об их владельцах.
Г) Мы любим футбол и стрелять 4)нарушение в построении предложения
с причастным оборотом
Д) Поезд прибыл согласно расписания. 5)неправильное употребление падежной
формы существительного с предлогом
6)неправильное построение
предложения с деепричастным
оборотом
7)неправильная замена придаточного
определительного причастным
оборотом
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д |
Ответ :
8 |
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная в корне. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Заг…рел
П…рилка
Отр…сль
Б…трак
Изл…жение
Ответ: ________________________________________________________
9 |
Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
Пр…дорожный, пр…странный
В…пахать, ра…бередить
С…мкнёт, пр…родитель
Бе…перспективный, бе..покойный
Пр…ключение, пр…следовать
Ответ: ______________________________________________________
10 |
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
Высаж…вать
Подстра…вающаяся
Независ…мый
Гуж…вой
Выносл…вый
Ответ: _________________________________________________________
11 |
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
Стел…шь
Перевид…в
Недостро…нный
Перекормл…нный
Прокрут…шь
Ответ: ___________________________________________________________
12 |
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Кто (не)проклинал станционных смотрителей.
Жених её, человек (не)ласковый, был известен на всю округу своим недобрым нравом.
Душа, никогда (не)страдавшая, не может постичь счастья.
Веди себя скромнее и приличнее: ты (не)умнее окружающих.
Слушать твои советы – далеко (не)лучшее дело.
Ответ: ____________________________________________________________
13 |
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите два этих слова.
Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.
(ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.
(ПО)ЯСНОМУ небу ЕДВА(ЕДВА) неслись высокие и редкие облака, жёлтые, как запоздалый весенний снег.
А В (СЕРО)ЧЁРНОМ небе до зари звучали стонущие и КУДА(ТО) зовущие голоса журавлиных стай.
И(ТАК) ты думаешь, ЧТО(БЫ) подарить маме на юбилей.
ОТВЕТ: _________________________________________________________
14 |
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Туристы восторже(1)о говорили о комфортных условиях проживания в ультрасовреме(2)ой гости(3)ице, возведё(4)ой на берегу моря.
Ответ: _________________________________________________________
15 |
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
- Медведи расковыривают старые пни и слизывают муравьиные яйца.
- Нехлюдов вдыхал крепкий запах молодого берёзового сока.
- И в холодке под навесом и под солнцем расположились утята.
- Ветер приносит холод ясность и некую пустоту человеческого тела.
- Пускай послужит он в армии да потянет лямку да понюхает пороху да будет солдат а не шаматон.
Ответ: __________________________________________________________
16 |
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Навстречу шёл большой обоз русских мужиков (1) привозивших провиант в Севастополь(2) и теперь шедший оттуда (3) наполненный больными (4) и ранеными солдатами в серых шинелях.
Ответ: _________________________________________________________
17 |
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Моей знакомой из третьего подъезда семь лет (1) как мне кажется. Знаешь (2) я думаю (3) наш дом похож на бутерброд. Всю ночь (4) наверное(5) в огромном доме светилось окно.
Ответ: ________________________________________________________________
18 |
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Санаторий «Удельная» (1) строительство (2) которого проходило в пятидесятые годы прошлого века (3) стал здравницей (4) республиканского значения.
Ответ: ______________________________________________________________
19 |
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Лиза пошла безлюдной площадью (1) и (2) когда ноги её стали тяжело срываться с круглых лысин булыжника (3) она вспомнила (4) как возвращалась по этой площади после первой встречи с Валентином.
Ответ: ___________________________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 20-25 |
- Чего же ты, Боже, мне крыльев не дал,
Я б Землю покинул и в небо взлетал…
Тарас Шевченко
(2)Одной из загадок в истории существования всего живого на Земле является появление крылатых насекомых. (3) В летописи окаменелостей они начинают фигурировать примерно 300 миллионов лет назад (в отличие от обычных насекомых – 435-410 миллионов). (4) Убелённые сединами приверженцы эволюционной теории не без затруднения и не очень складно объясняют процесс развития крыльев у насекомых, их волшебные летательные возможности. (5)К чему это я?
(6) А к тому, что человек издавна устремлял свой тоскующий взгляд на всё, что могло легко и запросто летать, кружить и порхать над его головой. (7) Оттого-то с древних времён он строил, склеивал, сколачивал и собирал немыслимые конструкции и приспособления для собственного воспарения.
(8) И в самом деле, следя за невероятными кульбитами ласточек и стрижей над речной волной, наблюдая за фантастическими пируэтами гоняющихся за мошкарой стрекоз или, скажем, ловко вальсирующей меж цветками куста шиповника пчелы, мы , признаемся, нередко с восхищением вопрошаем: неужели такое возможно? (9) Какое же это чудо! (10) Вот бы и нам, людям, так! (11) Однако ж, увы … а ведь считается, что человек – вершина эволюции! (12) Ну, или Божьего замысла…
(13) Нет, конечно, человечество научилось летать на монгольфьерах, самолётах, вертолётах и ракетах, но этого ему, очевидно, мало. ( 14) Человеку хочется именно ЛЕТАТЬ так, как это делают птицы, мотыльки, жуки, стрекозы! (15) Но подвластно ли сие «рождённому ползать»?
(16) Одним из первых, кто в этом смысле бросил вызов и природе, и высшему разуму, был великий Леонардо да Винчи. (17) Его несколько блестящих проектов «орнитоптеров» и других летательных машин, в том числе и вертолёта, и парашюта, определили его время и, безусловно, дали благотворный импульс для развития авиации, а также летательных возможностей человека.
(18) Впрочем, Леонардо не был бы великим, если бы всё-таки не понял тщету своих усилий в разработке подвижного крыла, работающего только лишь при помощи человеческой мускулатуры.
(19) Так что вернуться к махолётам неугомонные мечтатели и безумцы смогли лишь в ХХ веке, когда появились сравнительно компактные энергетические и силовые установки. (20) Между т ем о перемещениях человека в воздушном пространстве без помощи сложных устройств разговоры идут давно, например, о левитации - перемещении человека во времени и пространстве. (21) К месту будет здесь вспомнить и танцы мистиков – дервишей, умеющих во время своих невероятных кружений взлетать к божественному миру и Богу, а затем возвращаться на Землю.
(22) Так сможет ли человек, уповая даже на самые современные достижения науки, техники и прогресса, летать, как птица или насекомое? (23) Вопрос сложный…
(24) А может быть, он, человек, не там ищет? (25) Прислушаемся к любопытным замечаниям некоторых учёных и исследователей, которые резюмируют, что эволюция крылатых насекомых есть тайна, не имеющая объяснения. (26) Что их появление было внезапно и что самые древние экземпляры имеют ту же структуру, что и их родственники, живущие в ХХI веке. (27) Что летопись окаменелостей указывает на то, что их сложное эволюционное продвижение (если оно было) произошло так быстро, что данный факт противоречит собственно эволюционной теории… (28) Что всё было однажды сделано полностью функциональным с самого начала. (29) Что, наконец, «все свидетельства указывают на РАЗУМНЫЙ дизайн полёта насекомых – его форму, функцию и создание».
(30) Так полетим мы, как ОНИ? (31) Думаю, полетим. (320 С одним условием: ежели это будет угодно самим НЕБЕСАМ…
(По Г.Рогову)
20 |
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- Учёные, исповедующие эволюционную теорию, достоверно объясняют процесс развития крыльев у насекомых.
- Леонардо да Винчи был одним из первых , кто опередил своё время, создав талантливые проекты летательных машин.
- Человек научился летать без подражания летающим насекомым, то есть пошёл своим путём.
- Эволюция крылатых насекомых уже не является загадкой для современной науки.
- …человек издавна устремлял свой взгляд на всё, что могло летать, кружить и порхать над его головой.
Ответ: ______________________________________________________
21 |
Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
- Тезис, высказанный в предложении 22, доказывается в предложении 23.
- В предложениях 13-14 представлено рассуждение.
- В предложениях 2-4 представлено рассуждение с элементами описания.
- На обобщающий сказанное вопрос в предложении 30 даётся ответ в предложении 31-32.
- В предложениях 6-7 представлено описание.
Ответ: ____________________________________________________________
22 |
В каком предложении используются фразеологизмы?
- 13 3) 25
- 16 4) 29
Ответ:_____________________________________________________________
23 |
Среди предложений 1-6 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________________________________________
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 24. Начиная с первой клеточки без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами. |
24 |
«Торжественно-ироничный стиль текста ощущается благодаря использованию такого тропа, как ___________(например, тоскующий взгляд в предложении 6, неугомонные мечтатели и безумцы в предложении 19), и такого лексического средства, как ______(например, вопрошаем в предложении 8, сие в предложении 15, ежели в предложении 32). В то время ореол загадочности поднимаемой автором проблемы, имеющей для него важный смысл, выражается в использовании такого приёма, как ____________ (предложения 11-12, 25-29, 31-32). Текст заряжен интонационной экспрессией. Что проявляется в мастерском использовании такого синтаксического средства, как _________(предложения 9-11, 14)».
Список терминов:
- Ряды однородных членов
- Неполные предложения
- Парцелляция
- Восклицательные предложения
- Устаревшие слова
- Риторические вопросы
- Эпитеты
- Диалектизмы
- Метафора
А | Б | В | Г |
Ответ:
Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы |
Часть 2
Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2 |
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны Вы или не согласны с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Пояснительная записка (СОПРОВОДИЛОВКА)
9 сентября наконец-то появился Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2015 года по русскому языку, а также и таблица соответствия заданий ЕГЭ 2014 и ЕГЭ 2015 года. Понятно, что печатная промышленность в ближайшем времени обеспечит нас и тестами. Но время идёт. Тем более, что живу и работаю далеко от центра, больших магазинов. А время идёт. Поэтому подготовила пока один вариант теста в формате ЕГЭ 2015, которым и спешу поделиться с коллегами и учениками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ диагностических работ по русскому языку в формате ОГЭ - 2015, 9 класс
Бланки анализа диагностических работ по русскому языку в формате ОГЭ 2015 (9 класс) помогут учителю и заместителю директора школы организовать мониторинг качества подготовки обучающихся к госуда...
Анализ диагностических работ по русскому языку в формате ЕГЭ - 2015 (бланки)
Бланки анализа диагностических работ по русскому языку в формате ЕГЭ - 2015 помогут учителю русского языка проводить системный анализ работы по подготовке обучающихся 10, 11 классо...
Тренировачный тест по русскому языку в формате ЕГЭ - 2015 вариант № 2
Приношу извинения, что в первом варианте были недочёты: задание №2 имело уже выполненный ответ, а в трет...
Тесты по русскому языку в формате ЕГЭ-2015 (4 варианта)
Материал для контроля знаний. Рекомендован к использованию при подготовке к ЕГЭ....
Тест по русскому языку в формате ГИА для учеников 6 класса
Задания по русскому языку в формате ГИА для учеников 6 класса...
Тесты по русскому языку в формате ОГЭ 7 класс
Тесты по русскому языку в формате ОГЭ 7 класс...
Тесты по русскому языку в формате ОГЭ 8 класс
Тесты по русскому языку в формате ОГЭ 8 класс...