Проектная деятельность на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Неверова Любовь Николаевна

Работа содержит материал о методе проектов, его видах, УУД, формируемых с помощью проектной деятельности. Также учитель в своей работе делится наработками использования метода проектов на уроке русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrolnaya.doc167 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Итоговая работа

по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной

политики в контексте модернизации российского образования»

по теме:

«Проектная деятельность на уроках русского языка»

СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: с  26 февраля по 19 марта 2014 года

                                                           Выполнила: Неверова Любовь Николаевна                                                                                                учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ с. Андросовка м. р. Красноармейский

Самара, 2014 год

Оглавление

Введение стр. 3-4

Основная часть стр.

  1. Что такое «проект»? .............................................................................. стр. 5-7

  2. Классификация .   …………………………………………………….. стр. 7- 8

  3. Этапы работы над проектом…………………………………………  стр. 9-10

   4. Как использовать проектную деятельность на уроке?..................... стр. 10-11

Контрольно-оценочный…………………………………………….. стр.- 11-16

Заключение ……………………………………………………………… стр. 17

Список источников ………………………………………………………стр. - 18

Введение

   Современное общество предъявляет  к системе образования принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования. Выпускники школ должны не только обладать определёнными знаниями, но и гибко реагировать на изменения в окружающем мире, а для этого школа обязана научить детей самостоятельно принимать решения, прогнозировать и предупреждать последствия своей деятельности, сотрудничать, постоянно совершенствовать свои знания в различных областях.

   В связи с этим одной из приоритетных задач современного общества становится переход от накопления знаний к развитию личности, совершенствованию её индивидуальных способностей, от получения разобщённых сведений из различных областей знаний к формированию целостной картины мира. Поиск новых подходов к организации педагогического процесса приводит к необходимости реформирования всей системы приобретения знаний учеником, переориентации на практическую составляющую образования, привлечения учащихся к исследовательской деятельности. Одним из важнейших направлений становится обучение общению, гармонизирующему межличностные и социальные отношения, т.е. формированию ключевых компетенций.

   В Образовательной системе "Школа2100" формирование ключевых компетенций называется выращиванием функционально грамотной личности- "личности, способной использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений".       Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы. 

Для формирования ключевых компетенций необходимы механизмы. Авторский коллектив Образовательной системы "Школа 2100" предлагает в качестве такого механизма регулярную проектную деятельность школьников.   

   Проектная деятельность играет особую роль в формировании и развитии универсальных учебных действий учащихся, которые предусмотрены Федеральным государственным образовательным стандартом.

Комплексное формирование универсальных учебных действий

Группы

учебных

действий

Проблемный диалог (учебник)

Жизненные задачи и проекты (учебник)

Формирование УУД

(конспекты уроков)

Познавательно-логические

(информационные)

  • Поиск и отбор необходимой информации.
  • Выдвижение гипотез.
  • Формулирование вывода.
  • Поиск и отбор необходимой информации.
  • Структурирование знаний.
  • Объяснение фактов, явлений, идеи, точки зрения, позиции.

  • Группировка информации.
  • Постановка вопросов к тексту.
  • Сравнение и классификация объектов.
  • Определение понятий.
  • Установление логических связей.
  • Доказательства и объяснения.
  • Формулирование обобщения, вывода.

Личностное развитие

  • Определение своей позиции.
  • Формулирование собственного мнения по проблеме.
  • Проявление уважительного отношения к нормам и ценностям общества.
  • Определение своей позиции и понимание позиции другого человека.
  • Умение договариваться и решать конфликты.
  • Принятие решений в соответствии с нормами и ценностями общества.
  • Определение и доказательство своей позиции.
  • Определение и объяснение собственного мнения.
  • Определение и высказывание собственного отношения к социальным явлениям.

Регулятивные

  • Постановка и формулирование проблемы.
  • Планирование деятельности.
  • Контроль выполнения и результатов.
  • Постановка цели.
  • Планирование деятельности.
  • Решение поставленных задач.
  • Оценивание своей деятельности.
  • Оценивание различных видов работ по специфическим критериям.
  • Использование алгоритмов для выполнения учебных действий.

Коммуникативные

  • Постановка и формулирование проблемы.
  • Определение смысла текста.
  • Организация сотрудничества.
  • Умение вести диалог.
  • Высказывание своей позиции.
  • Умение объяснить свою позицию и позицию другого человека.
  • Умение договариваться и решать конфликты.
  • Формулирование суждений, высказываний.
  • Выделение главного и определение смысла текста.

Основная часть

1. Что такое «проект»?

    В «приоритетном национальном проекте «Образование» проектный метод обучения отнесён к числу современных образовательных технологий, позволяющих обеспечить развитие ребёнка за счёт уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, что создаёт условия для повышения качества образования учащихся, более эффективного использования учебного времени. Что же такое «проект»?

   Единого, общепринятого понятия «проект» в научной литературе не существует, само слово «проект» в русском языке имеет сегодня множество значений.

   В словаре Ожегова проект определен как "разработанный план сооружения какого-либо механизма, устройства", или "предварительный текст какого-либо документа", или "замысел, план".

   По В.В. Гузееву «Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта».

   Исходя из этапов работы, определяет проект Н.Ю. Пахомова: «Это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта».

   Таким образом, видим, что основными составляющими всех определений являются

- исследовательский аспект,

- творческая составляющая,

- самостоятельная работа учащихся

- роль учителя.

   Метод проектов зародился во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859 – 1952).

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

    Метод проектов – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

   Основной задачей обучения посредством проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали. На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

   Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту особые:

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы, вместе с учителем.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

  2. Классификация проектов

Проект, как комплексный и многоцелевой метод обучения, имеет большое количество видов и разновидностей. По содержанию И. С. Сергеев выделяет следующие виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный проект, творческий и ролевой проект.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, дети берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

   Существует и особый вид проектов, возникший сравнительно недавно, - телекоммуникационный проект. Телекоммуникационные проекты подразделяются в свою очередь на несколько групп.

  1. Языковые (лингвистические), направленные на формирование речевых умений и навыков, изучение фольклора и др.
  2. Культурологичские проекты, направленные на изучение историко-географических, этнографических, политических особенностей.
  3. Игровые проекты, направленные на изучение специфических терминов, профессиональное моделирование.

Развитие телекоммуникационных проектов тормозится отсутствием необходимого технического оборудования в школах.

По комплексности (или по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов: монопрект, межпредметный проект. Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть: внутриклассными; внутришкольными; региональными; межрегиональными; международными.

По продолжительности различают мини-проекты, краткосрочные проекты, недельные и годичные проекты. Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее. Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеурочной деятельности и дома. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Чаще всего весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняется во внеурочное время.

Учебные проекты носят интегрированный характер (могут выполняться как в ходе изучения школьных предметов, так и во внеклассной работе и в кружках дополнительного образования). В процессе выполнения проектов в комплексе решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.

3. Этапы работы над проектом

Большинством учёных выделяются следующие этапы работы над проектом.

  1. Постановка проблемы. Анализ проблемы. Выбор темы проекта.
  2. Выдвижение гипотез решения проблемы и планирование деятельности по реализации проекта (формирование групп, поэтапное планирование работы).
  3. Сбор и структурирование информации. Оформление проектной папки (портфолио).
  4. Изготовление  и оформление продукта.
  5. Выбор формы презентации и подготовка презентации.
  6. Презентация.
  7. Рефлексия.

   Иногда сама тема проекта подсказывает вид конечного продукта, но чаще всего выбор продукта – это очень сложная творческая задача. Здесь всё зависит от того, как корректно, почти незаметно для ребят учитель сможет подсказать возможные формы решения. Так как от этого во многом зависит мотивация участников проекта к дальнейшей работе. На всех этапах работа учителя должна быть незаметной, но действенной.

   На каждом этапе проектной деятельности учитель имеет возможность совершенствовать различные общеучебные умения. Представим в виде таблицы, как соотносятся этапы проекта и совершенствуемые умения.

Этапы проекта

Совершенствуемые умения

Постановка проблемы

Спорить, слушать, вести этикетный диалог.

Выдвижение гипотез решения проблемы и планирование деятельности по реализации проекта

Определять задачи для индивидуальной и коллективной деятельности. Овладевать этикетными средствами в ситуации спора, отказа. Уметь работать в группе. Уметь руководить группой. Выбирать наиболее рациональные способы выполнения заданий

Сбор и структурирование информации. Оформление проектной папки (портфолио).

Определять замысел текста, анализировать исходный текст, создавать текст пересказа. Определять вид чтения, уровень владения читательскими действиями. Быть консультантом. Осуществлять наблюдение и/или эксперимент. Использовать информационные технологии. Составлять тезисы, конспекты текстов. Составлять таблицы, схемы, графики.

Изготовление  и оформление продукта

По условным обозначениям исправлять тексты, находить и обозначать в «чужом» тексте коммуникативные недочёты. Пользоваться учебными принадлежностями, приборами, механизмами.

Выбор формы презентации и подготовка презентации.

Ориентироваться в ситуации общения, учитывать аудиторию. Исправлять ошибки в собственной речи.

 Презентация.

Распределять дыхание, регулировать громкость голоса и темп речи, выделять главное по смыслу слова.

Рефлексия.

Оценивать соответствие выбранного вида общения речевой ситуации. Характеризовать и оценивать голос товарища. Находить отклонения от норм в речи. Определять богатство и точность речи. Оценивать собственные действия посредством сравнения с деятельностью других учеников. Оценивать собственные действия посредством сравнения с собственной деятельностью в прошлом. Оценивать собственные действия в соответствии с установленными нормами. Оценивать действия одноклассников в соответствии с установленными нормами. Осуществлять самоконтроль с учётом задания. Определять  проблемы собственной деятельности. Устанавливать причины возникновения проблем в осуществлении деятельности.

Таким образом, понятно, что проектный метод позволяет совершенствовать основные общеучебные умения, создавая необходимую базу для преподавания родного языка в старшей школе на исследовательской основе.

4. Как использовать проектную деятельность на уроке?

На уроках по предметам, имеющим основную цель - получение знаний, целесообразны проекты, направленные на получение знаний (экспериментально-исследовательские), и проекты, направленные на передачу знаний (образовательные). Проекты, направленные на передачу знаний, позволяют школьникам выступать в роли учителей, методистов, авторов учебников, способствуя тем самым закреплению изученного материала.

   Работая в этом году  в 5 классе  по учебному комплексу «Школа 2100», на уроках русского языка я использую метод проектов. Авторы программы предлагают примерную программу проектной деятельности. Предлагаемая программа соотносится с ФГОС общего образования в предметной области «Русский язык» на базовом уровне и разработана отдельно для каждого класса с 5-ого по 9-ый. Подробно познакомиться с ней можно в пособии «Проектная деятельность на уроках русского в 5-9 классах. В этом пособии программа представлена в виде таблицы. В ней указаны темы проектов, время их реализации, названы основные области интеграции с другими предметами, перечислены совершенствуемые умения, а также предлагаются приёмы и методы работы над данным проектом.

   На каждый месяц предлагается тема проекта. Например, в декабре тема «Зима». Используя приём «мозговой штурм», мы определяем проблему, планируем деятельность, определяем продукт. Вместе с ребятами пришли к тому, что зима длится 3 месяца, значит, и проект наш будет длиться 3 месяца, где мы совершим зимние путешествия. Конечным продуктом будет книга-альбом «Зимние путешествия». Первым промежуточным продуктом у нас стало сочинение. Темы предлагали сами ребята: «Дорога в школу», «Первый снег», «Снегопад».  Основные области интеграции – литература, изо, а также ВД «Образовательные путешествия», «Творчество». На этих уроках и занятиях ребята учили стихи о зиме, песни, готовили новогодние игрушки, украшали класс, готовились к выступлению новогоднего праздника. В январе ребята также написали сочинение «Зимние каникулы», готовились к Рождеству, Старому Новому году. В феврале ребята ходили на экскурсию, делали фотоснимки, подбирали стихи, картинки о зиме, написали сочинение «Последний день зимы».

Конечным продуктом стал альбом-книга «Зимние путешествия».

Контрольно-оценочный блок

   Заключительный этап работы над темой проекта – анализ. На данном этапе нужно подвести учащихся к осознанию собственных ошибок и недочётов, что поможет им в дальнейшем преодолеть трудности и выполнить более совершенные работы. Учащиеся отвечают на вопросы по памятке, которую составили под руководством учителя, а не готовую. За основу памятки можно взять план анализа публичного выступления, разработанный В.Ю. Липатовой.

ПАМЯТКА ОЦЕНКИ ВЫСТУПЛЕНИЯ

  1. Анализ невербальных признаков оратора.
  1. Удачно ли выбрано место для выступления?
  2. правильно ли двигался выступающий?
  3. Уместны ли мимика и жестикуляция?
  4. Смотрел выступающий на своих слушателей?
  5. Соответствовал внешний вид на своих слушателей?
  1. Анализ звучания речи.
  1. Оптимален был темп речи?
  2. Достаточно ли громко говорил выступающий?
  3. Отчётлива была дикция?
  4. Использовал оратор логические ударения?
  5. Была разнообразна интонация?
  1. Анализ языка выступления.
  1. Соблюдал выступающий нормы русского языка?
  2. Отсутствовали в выступлении слова-паразиты?
  3. Не было жаргонизмов и диалектизмов?
  4. Не было неоправданных повторов?
  1. Анализ содержания выступления.
  1. Была информация новой и интересной?
  2. Понятна главная мысль выступления?
  3. Не было нарушений логики и последовательности изложения?
  4. Убедительны были аргументы?
  5. Достаточно было фактов?
  6. Было продумано участие слушателей?
  1. Общий вывод.

Каждый из участников  понимает, по каким критериям будет оценена его защита проекта. Постоянное обращение к памятке позволяет учащимся совершенствовать рефлексивные умения, характерные для его возраста.

   Чтобы оценить учащегося и поставить оценку за работу,  в нашей школе мы пользуемся следующими критериями по оценке проектной деятельности.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

(для оценки проектной деятельности)

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ

Уровень I

Уровень II

Уровень III

Уровень IV

1 балл

2 балла

3 балл

4 балл

5 балл

6 балл

7 балл

8 балл

Постановка проблемы

Ученик подтвердил понимание проблемы, сформулированной учителем

Ученик объяснил причины, по которым он приступил к решению проблемы, сформулированной учителем

Ученик описал ситуацию и указал свои намерения

Ученик обосновал идеальную (желаемую) ситуация

Ученик проанализировал ситуацию и назвал противоречие между идеальной и реальной ситуацией  

Ученик назвал некоторые причины существования проблемы, сформулированной с помощью учителя.

Ученик сформулировал проблему на основе детального анализа ситуации и привел анализ  причин ее существования

Ученик указал некоторые последствия существования проблемы

Целеполагание и планирование

Ученик подтвердил понимание цели и задач проекта, сформулированных учителем

Ученик с помощью учителя сформулировал задачи,  соответствующие цели проекта

Ученик сформулировал задачи, адекватны цели проекта, определенной совместно с учителем

Ученик сформулировал цель проекта на основании проблемы, сформулированной совместно с учителем

Ученик предложил способ убедиться в достижении цели

Ученик обосновал достижимость цели и назвал риски

Ученик предложил возможные способы решения проблемы

Ученик предложил  стратегию достижения цели на основе анализа альтернативы

После завершения проекта ученик рассказал, что было сделано в ходе работы над проектом

После завершения проекта ученик описал последовательность и взаимосвязь предпринятых действий

Ученик выстроил в хронологической последовательности сформулированные совместно с учителем действия (шаги)

Ученик указал время, необходимое для выполнения сформулированных совместно с учителем действий (шагов)

Ученик зафиксировал результаты текущего контроля за соответствием деятельности плану

Ученик спланировал текущий контроль с учетом специфики деятельности (шагов)

Ученик предложил действия (шаги) в соответствии с задачами и назвал некоторые необходимые ресурсы

Ученик обосновал необходимые для реализации проекта ресурсы

После завершения проекта ученик описал полученный продукт

На этапе планирования ученик описал продукт, который предполагает получить

Ученик детально описал характеристики продукта, важные для его использования

Ученик указал, каким образом он планирует использовать продукт

Ученик описал характеристики продукта, с учетом заранее заданных критериев оценки продукта

Ученик обосновано назвал потенциальных потребителей и области использования продукта

Ученик сформулировал рекомендации по использованию полученного продукта другими

Ученик спланировал продвижение или указал границы использования продукта

Оценка результата

Ученик высказал оценочное отношение к полученному продукту,

Ученик привел аргумент, подтверждающий справедливость высказанного оценочного отношение

По завершении проекта ученик сравнил ожидаемый и полученный продукт

Ученик сделал вывод о соответствии продукта замыслу

Ученик оценил полученный продукт в соответствии с заранее заданными учителем критериями

Ученик предложил несколько критериев для оценки продукта

Ученик предложил систему критериев для оценки продукта

Ученик обосновал способ оценки продукта

Ученик высказал свое впечатление от работы над проектом

Ученик назвал трудности, с которыми он столкнулся при работе над проектом

Ученик назвал сильные стороны работы над проектом

Ученик назвал слабые стороны работы над проектом

Ученик привел причины успехов и неудач (трудностей) в работе над проектом

Ученик предложил способ(ы) преодоления трудностей (избежания неудач), с которыми он столкнулся  при работе над проектом

Ученик аргументировал возможность использовать освоенные в ходе проектной работы умения в других видах деятельности

Ученик проанализировал результаты работы над проектом с точки зрения жизненных планов на будущее

РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ

Уровень I

Уровень II

Уровень III

Уровень IV

1 балл

2 балла

3 балл

4 балл

5 балл

6 балл

7 балл

8 балл

Поиск информации

Ученик указывает на отсутствие информации, во время выполнения того действия, для которого эта информация необходима, задавая вопросы

Ученик указывает на отсутствие конкретной информации во время обсуждения с руководителем общего плана деятельности в рамках проекта, задавая вопросы

Ученик выделил из обозначенных учителем вопросов для изучения, те, информацией по которым не обладает.

Ученик указал, какая информация по тому или иному вопросу, поставленному учителем или самостоятельно, необходима для выполнения проекта

Ученик самостоятельно назвал виды источников, из которых он планирует получить информацию, рекомендованную учителем

Ученик организовал поиск информации в соответствии с планом работ по проекту

Ученик при планировании работы выделил вопросы, по которым необходимо получить сведения из нескольких источников

Ученик самостоятельно и аргументировано принял решение о завершении этапа сбора информации

Ученик продемонстрировал владение информацией из указанного учителем источника,

Ученик зафиксировал исчерпывающую вопрос информацию из указанного учителем источника,

Ученик зафиксировал исчерпывающую вопрос информацию из нескольких источников, указанных учителем

Ученик получил сведения о конкретных источниках информации при работе с каталогом или поисковой системой

Ученик зафиксировал информацию, полученную из разных источников в единой системе, предложенной учителем

Ученик охарактеризовал основные источники информации, которыми он воспользовался

Ученик предложил способ систематизации  данных и сведений, полученных из различных источников

Ученик обосновал использование источников информации того или иного вида

Обработка информации

Ученик изложил полученную информацию

Ученик изложил те фрагменты полученной информации, которые оказались новыми для него или задал вопросы на понимание

Ученик назвал несовпадения в сведениях, содержащихся в источниках информации, предложенных учителем.

Ученик интерпретировал полученную информацию в контексте содержания проекта

Ученик указал на выходящие из общего ряда или противоречащие друг другу сведения.

Ученик привел объяснение, касающееся данных (сведений), выходящих из общего ряда, или обнаруженных противоречий

Ученик реализовал предложенный учителем способ разрешения противоречия или проверки достоверности информации

Ученик предложил способ разрешения противоречия или проверки достоверности информации

Ученик воспроизвел аргументацию и вывод, содержащиеся в изученном источнике информации

Ученик привел пример, подтверждающий вывод, заимствованный из  источника информации

Ученик предложил или предпринял действия по проекту, основываясь на полученной информации

Ученик сделал вывод (присоединился к выводу) на основе полученной информации и привел хотя бы один аргумент

Ученик сделал вывод (присоединился к выводу) на основе полученной информации и привел несколько аргументов или данных для его подтверждения

Ученик выстроил в собственной логике совокупность аргументов, подтверждающих вывод

Ученик сделал вывод на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления первичной и вторичной информации,

Ученик подтвердил вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

КОММУНИКАЦИЯ

Уровень I

Уровень II

Уровень III

Уровень IV

1 балл

2 балла

3 балл

4 балл

5 балл

6 балл

7 балл

8 балл

Письменная коммуникация

Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста, заданных образцом

Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом

Ученик изложил тему, включающую несколько вопросов с соблюдением норм и правил оформления текста

Ученик изложил тему, включающую несколько вопросов с соблюдением норм и правил оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом

Ученик изложил тему, имеющую сложную структуру и грамотно использовал вспомогательные средства,

Ученик поставил цель письменной коммуникации и определил жанр текста.

Ученик изложил вопрос, самостоятельно предложил структуру текста в соответствии с нормами жанра

Ученик представил информацию в форме и на носителе,  адекватных цели коммуникации

Устная коммуникация
(публичное выступление)

Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к тексту, составленному с помощью учителя

Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к плану, составленному с помощью учителя

Ученик самостоятельно подготовил план выступления и соблюдал нормы публичной речи и регламент

Учение использовал различные вербальные средства коммуникации

Ученик адекватно использовал невербальные средства или подготовленные наглядные материалы, предложенные учителем

Ученик самостоятельно использовал невербальные средства или грамотно подготовленные наглядные материалы

Ученик реализовал логические или риторические приемы, предложенные учителем

Ученик самостоятельно реализовал логические или риторические приемы

Ученик повторил  нужный фрагмент своего выступления в ответ на уточняющий вопрос.

Ученик привел дополнительную информацию в ответ на уточняющий вопрос.

В ответ на вопрос, на понимание, ученик повторил фрагмент выступления, раскрывая термины, причинно-следственные связи

В ответ на вопрос, на понимание, ученик дал объяснения или дополнительную информацию

Ученик дал односложный ответ по существу вопроса, в развитие темы

Ученик дал развернутый ответ по существу вопроса, в развитие темы

Ученик уточнил , если это необходимо, свое понимание вопроса, нацеленного на дискредитацию его позиции; апеллировал к объективным данные, авторитету или своему опыту

Ученик высказал свое отношение к вопросу, нацеленному на дискредитацию позиции, и привел дополнительные аргументы.

Продуктивная коммуникация (работа в группе)

Ученики высказываются, следуя теме и процедуре обсуждения, если учитель выступает в роли координатора дискуссии

Ученики в основном самостоятельно следуют процедуре обсуждения, установленной учителем

Ученики перед началом обсуждения договорились о правилах обсуждения и согласовали основные вопросы с помощью учителя

Ученики самостоятельно договорились о правилах  и вопросах для обсуждения

Ученики следили за соблюдением  процедуры обсуждения и обобщили результаты обсуждения в конце работы

Ученики зафиксировали полученные ответы и мнения и предложили план действий по завершении обсуждения

Ученики обратились к известным им приемами выхода из тупиковой ситуации или резюмировали причины, по которым группа не смогла добиться результатов обсуждения

Ученики выявили причины неэффективности обсуждения или предложили свои дополнения к известной процедуре выхода из тупиковых ситуаций

Ученики высказываются в ходе обсуждения или относятся к идеям других членов группы, если к этому стимулирует учитель

Ученики высказывали идеи, подготовленные заранее по заданию учителя

Ученики предлагали свои идеи, разъясняя их, или аргументировали свое отношение к идеям других членов группы

Ученики задавали вопросы на уточнение и понимание идей друг друга

Ученики высказывали собственные идеи в связи с идеями, высказанными другими участниками

Ученики сопоставляли свои идеи с идеями других членов группы, развивают и уточняют идеи друг друга

Ученики называли области совпадения и расхождения позиций, выявляя суть разногласий

Ученики согласовали критерии и дали сравнительную оценку предложений.

Используя данные критерии, мы выставляем баллы и подсчитываем результат после каждого проекта и выставляем оценку.

Оценка «5» ставится, если новый результат проекта повысился на 3 балла и выше.

Оценка «4» ставится, если результат повысился на 1-2 балла.

Оценка «3» ставится, если результат понизился.

   

   Заключение

   Обобщим сказанное о специфике формирования общеучебных умений  в ходе проектной деятельности на уроках русского языка в виде следующих выводов.

  1. Общеучебные умения формируются в единстве, что позволяет говорить о целостном процессе развития и совершенствования личности школьника, постигающего и осознающего значимость не только изучаемого материала, но и тех методов его усвоения, которые реализуются в проектной деятельности.
  2. Следует подчеркнуть, что проектная деятельность, способствуя формированию общеучебных умений, обеспечивает интегрированный подход к обучению, в том числе к совершенствованию общеучебных умений.
  3. Интегрированный подход к обучению в связи с этим проявляется в том, что изучение программного материала сопровождается использованием изученного в проектной деятельности. Овладение этим процессом возможно лишь в том случае, если у школьников сформирован весь комплекс общеучебных умений.
  4. Для того, чтобы сформировать общеучебные умения, неоходимо определить роль каждого из них в организации проектной деятельности и определить базовые умения, на основе которых формируются все остальные. Таковым являются интеллектуально-речевые умения.
  5. Развитие интеллектуально-речевых умений обеспечивает совершенствование всех остальных общеучебных умений.

Так, чтобы научиться сравнивать, обобщать, анализировать, учащиеся должны овладеть такими интеллектуально-речевыми умениями, как умение читать тексты различных стилей речи, составлять тезисы и конспекты текстов, создавать на основе текстов таблицы, схемы, графики.

Чтобы развивать организаторские способности, нужно овладеть такими умениями, как умение слушать, излагать и доказывать свою точку зрения, вести этикетный диалог.

Развитие рефлексивных умений невозможно без умения находить и обозначать в тексте коммуникативные недочёты, необходимо умение исправлять тексты по условным обозначениям редактора.

  1. Формирование общеучебных умений обеспечивается введением элементов риторики в организацию проектной деятельности.
  2. Овладение общеучебными умениями способствует развитию самостоятельности, умению учиться, подготавливает школьников к исследовательской деятельности, что обеспечивает развитие способностей и овладение компетенциями.

   

   Работа над проектами бывает тяжёлой, часто приходится преодолевать психологические барьеры, но творческий потенциал подобной деятельности неизмерим.



  Список источников:

  1.       1. ФЗ «Об образовании в РФ» от 21.12.2012 г.
  2. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. N Пр-271)
  3. Постановление правительства Самарской области от 19.05.2004 № 24 О Концепции компетентностно-ориентированного образования
    в Самарской области.

     4. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

     5.Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998.

     6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: АПКиПРО, 2002.

      7. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Британский совет. Департамент образования и науки Администрации Самарской области. 2003.

      8. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Технология портфолио в системе педагогической диагностики. Британский совет. Департамент образования и науки Администрации Самарской области. 2004.

    9. Метод проектов. http://edugalaxy.intel.ru/index.php?act=elements&CODE=about

    10. Александрова Г.В. Проектная деятельность на уроках русского языка в 5–9-м классах. Пособие для учителя. – М. : Баласс, 2010. – 96 с. (Образовательная система «Школа 2100»)

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы"

                   В соответствии с требованиями  стандартов второго поколения во главу образования ставится личность ученика, её са...

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы(Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ Гимназия №9 г.о.Химки Московской области)Л.Н.НагаевойРабота по методу проект...

Проектная деятельность на уроках русского языка

Тема проекта: написание аннотации...

: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».

Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы .МОУ «Филимоновская СОШ» Учитель русского языка и литературы Мешкова В.Н.

Актуальность проектной деятельности в современной школе.Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возмож...