Проектная деятельность на уроках русского языка
статья по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Егорова Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа №555 «Белогорье» Санкт-Петербурга
Проектная деятельность на уроках русского языка
Новые образовательные технологии сегодня являются необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. Современный урок русского языка и литературы должен быть обучающим, воспитывающим, развивающим и интересным, ориентированным на практическую составляющую образования. Поэтому использование современных образовательных технологий на уроках и в воспитательной работе – необходимость сегодняшнего дня. Проектная деятельность играет особую роль в формировании и развитии универсальных учебных действий учащихся, которые предусмотрены Федеральным государственным образовательным стандартом.
Проектирование как технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов. Работа над проектом состоит из нескольких аспектов:
- исследовательский аспект,
- творческая составляющая,
- самостоятельная работа учащихся,
- роль учителя.
Урок русского языка: «Написание аннотации на книгу (5 класс)»
Тема проекта: «Написание аннотаций на книги о лесе».
Цели: воспитание любви и сознательного отношения к русской природе, русскому языку, художественному слову; укрепление позиций русского языка в современном культурном пространстве; популяризация знаний о русском лесе — 2011год Генеральной Ассамблеей ООН объявлен Международным годом леса; воспитание интереса к чтению.
Задачи проекта: составление аннотаций на книги о лесе.
Проблема проекта: привлечение учащихся к чтению книг.
Форма презентации: библиографический список литературы для школьной библиотеки. Создание презентации в программе Power Point, где будут представлены лучшие аннотации на книги о лесе и основные этапы работы над проектом.
Цели проекта: общеобразовательная, воспитывающая и развивающая выполнены.
Работа над проектом позволила учащимся 5-го класса совершенствовать основные общеучебные умения: они научились научному стилю речи (писать аннотацию). Научились структурировать материал, создавать осязаемый продукт. Проектный метод помог совершенствовать интеллектуально-речевые умения: учащиеся научились сравнивать, обобщать, анализировать, читать тексты различных стилей речи и на их основе создавать новые тексты - АННОТАЦИЮ. А на основе аннотаций создавать продукт – библиографический список литературы, что, несомненно, пригодится в будущем. В 5 классе проектная деятельность становится основанием будущей исследовательской работы учащихся, поэтому очень важно сформировать умения работать с литературой, умения составлять библиографический список, чтобы избежать трудностей при составлении списка используемой литературы.
Список литературы
Александрова Г.В. Проектная деятельность на уроках русского языка в 5-9 классах: пособие для учителей. – М.: Баласс, 2010. – 96с.
Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. – М.: НИИ шк. технологий, 2004. – 122с.
Как рождается проект (Из опыта внедрения методических и организационно-педагогических нововведений в гимназии №1512 г. Москвы). Под ред. Е.Н. Ястребцовой. – М., 1995. – 47с.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров. Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2005. – 270с.
Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. – Директор школы. – 2003. - №2.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2005. – 111с.
Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе: метод. Пособие. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – 160с.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816с.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практич. пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005. – 76с.
Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. – Завуч. – 2003. - №6. – с.96-111.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. Презентация "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы"
Проектная деятельность на уроке...
Методическая разработка "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы"
В соответствии с требованиями стандартов второго поколения во главу образования ставится личность ученика, её са...
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы(Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ Гимназия №9 г.о.Химки Московской области)Л.Н.НагаевойРабота по методу проект...
: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».
Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....
Проектная деятельность на уроках русского языка. Урок-проект по теме "Фразеологизмы" в 6-м классе
проектная деятельность на уроках русского языка...
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы .МОУ «Филимоновская СОШ» Учитель русского языка и литературы Мешкова В.Н.
Актуальность проектной деятельности в современной школе.Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возмож...
Использование исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка и литературы во внеурочной деятельности
Доклад на районную НПК "Педагогический поиск:теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности" по теме "Использование исследовательской и проектной деятельности ...