Русский язык как основа культурной и гражданской идентичности.
статья по русскому языку по теме

Кузина Любовь Владимировна

 

Русский язык как основа культурной и гражданской идентичности.

 

                                                      Язык есть исповедь народа,

В нем слышится его природа,

                                                 Его душа и быт родной.

                                         П.А.Вяземский

 

 

Центральной задачей новой российской школы, обеспечивающей социокультурную модернизацию российского общества, должно стать воспитание ответственного гражданина. В православной гимназии   сосредоточена не только духовная, но и гражданская, интеллектуальная и культурная жизнь детей и подростков.

Среди факторов формирования гражданской и культурной идентичности  можно назвать следующие:

- общее историческое прошлое (общая судьба);

- самоназвание гражданской общности;

- общий язык, являющийся средством коммуникации и условием выработки разделяемых смыслов и ценностей;

- общая культура (политическая, правовая, экономическая), построенная на определенном опыте совместной жизни, фиксирующая основные принципы взаимоотношений внутри общности и ее институционального устройства;

- переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, особенно связанных с реальными ситуациями в стране.

Гражданская идентичность является важнейшим конституирующим элементом гражданской общности, выступает основой группового самосознания, интегрирует население страны и является залогом стабильности государства.    Как бы не критиковали новый ФГОС общего образования, в нем есть две большие идеи, которые по размышлении захватывают, не оставляют равнодушным – идея метапредметности и идея формирования российской (гражданской) идентичности.

Задача формирования гражданской (российской) идентичности у гимназистов предполагает качественно новый по содержанию, технологиям и ответственности подход педагогов к традиционным проблемам развития гражданского самосознания, патриотизма, толерантности школьников, владения ими родным языком.

Обучение русскому языку происходит не только на уроках словесности, но на любом учебном предмете и за пределами урока, в свободном общении с обучающимися; живой русский язык становится универсалией школьной жизни.

Основой формирования гражданской и культурной идентичности является русский язык. Очень важно, чтобы ребенок не просто механически усваивал и воспроизводил те или иные образцы, а трансформировал их в насыщенные личностные смыслы, ценности, реализуемые в индивидуализированных формах гражданского и социального поведения. Тем самым задаются уникальные ориентиры процессу гражданской идентификации каждого конкретного ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текст статьи.38.04 КБ

Предварительный просмотр:

Кузина Любовь Владимировна

Негосударственное образовательное учреждение гимназия во имя Святителя Николая Чудотворца

Учитель русского языка и литературы

Русский язык как основа культурной и гражданской идентичности.

                                                        Язык есть исповедь народа,

В нем слышится его природа,

                                                 Его душа и быт родной.

                                         П.А.Вяземский

 

           

Центральной задачей новой российской школы, обеспечивающей социокультурную модернизацию российского общества, должно стать воспитание ответственного гражданина. В православной гимназии   сосредоточена не только духовная, но и гражданская, интеллектуальная и культурная жизнь детей и подростков.

Среди факторов формирования гражданской и культурной идентичности  можно назвать следующие:

- общее историческое прошлое (общая судьба);

- самоназвание гражданской общности;

- общий язык, являющийся средством коммуникации и условием выработки разделяемых смыслов и ценностей;

- общая культура (политическая, правовая, экономическая), построенная на определенном опыте совместной жизни, фиксирующая основные принципы взаимоотношений внутри общности и ее институционального устройства;

- переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, особенно связанных с реальными ситуациями в стране.

Гражданская идентичность является важнейшим конституирующим элементом гражданской общности, выступает основой группового самосознания, интегрирует население страны и является залогом стабильности государства.    Как бы не критиковали новый ФГОС общего образования, в нем есть две большие идеи, которые по размышлении захватывают, не оставляют равнодушным – идея метапредметности и идея формирования российской (гражданской) идентичности.

Задача формирования гражданской (российской) идентичности у гимназистов предполагает качественно новый по содержанию, технологиям и ответственности подход педагогов к традиционным проблемам развития гражданского самосознания, патриотизма, толерантности школьников, владения ими родным языком.

Обучение русскому языку происходит не только на уроках словесности, но на любом учебном предмете и за пределами урока, в свободном общении с обучающимися; живой русский язык становится универсалией школьной жизни.

Основой формирования гражданской и культурной идентичности является русский язык. Очень важно, чтобы ребенок не просто механически усваивал и воспроизводил те или иные образцы, а трансформировал их в насыщенные личностные смыслы, ценности, реализуемые в индивидуализированных формах гражданского и социального поведения. Тем самым задаются уникальные ориентиры процессу гражданской идентификации каждого конкретного ребенка.

Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей в содержании русского языка можно использовать такой материал, как  «Общие сведения о языке» и дидактический материал: упражнения, диктанты, изложения, сочинения и др. Любовь к родному языку – одно из проявлений гражданских чувств. Еще К.Д. Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка… Таков этот великий народный педагог – родное слово».
      Работа над формированием гражданской и культурной  идентичности в каждом классе различен и зависит об общей подготовки учащихся, специфики программного материала по русскому языку и межпредметных связей русского языка с другими школьными предметами. Так, если на первом уроке в 5 классе мы говорим 
о языке как важнейшем средстве общения, о том, как появился язык, какие условия этому способствовали, то в 9 классе это разговор о причинах включения русского языка в состав мировых языков – политических, научных, культурно-исторических, лингвистических.
Воспитание гражданственности и культурных ценностей проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор
дидактического материала. В процессе проведения обучающих диктантов, изложений предлагаю учащимся определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют культуру и гражданственность, например: Как проявилась храбрость русских людей, их верность Отчизне? Что помогло героям одержать победу над врагом? Смогли бы вы поступить также?
         Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые использую при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: «Тире между подлежащим и сказуемым» (8 кл.) 
– Родная сторона – мать, чужая – мачеха; Родина – мать, умей за неё постоять; «Прилагательные полные и краткие» (5 кл.) – Своя земля и в горести мила; Глупа та птица, которой своё гнездо не мило; «Степени сравнения имен прилагательных» (6 кл.) – Родина краше солнца, дороже золота; Любовь к Родине сильнее смерти и т.д.
Любовь к своей Родине проявляется и в умелом обращении с русским языком: в 
соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности – соблюдение этических и коммуникативных норм. Привитию навыка культуры общения отводятся специальные упражнения, помещенные во всех разделах учебника русского языка: Как могут обратиться к вашим родителям (знакомым, соседям) разные люди? Составьте предложения с разными обращениями; Составьте побудительные предложения со словами «Будьте добры», «Будьте любезны» (5 кл.);  др.
      Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. Учащиеся могут выполнять самые различные задания, например:
Прочитайте в «Школьном толковом словаре» и «Словаре иностранных слов» словарные статьи, посвященные слову «культура, патриотизм». Чем различается материал словарных статей? Напишите рассуждение на тему «Что значит – быть гражданином своей страны». Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам Родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова?

         Урок – пространство воспитания благодарного отношения к родному русскому языку, потому что память основана на благодарности, на даре блага, добра. Укорененность этого слова в русском языке удивляет: благоволить, благоговеть, благодарить; благосостояние, благословить, благодеяние, благолепие, благоприятный, благополучие, благоденствие, благой; благодать; благовоние; благородный; благодать.

       Язык - величайший учитель, наставник, язык - начиная от колыбельной песни и потешек и до «Илиады», до Тургенева, Чехова, Бунина - всегда формировал и формирует мировосприятие, человечность, нравственность. Язык был педагогом и тогда, когда еще не было ни школ, ни книг. И теперь учит, в век информационных технологий. И чем богаче мир языка, в который мы вводим наших учеников, тем глубже будет развит их мир, - не только области внешнего общения, но их душа, которая, как сказал поэт, « обязана трудиться и день и ночь».

          На уроках русского языка, работая над фонетическим, грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм и пунктограмм, обращаю внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста. Ведь для гармонического развития личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры русского народа, которое мною осуществляется через знакомство с древнейшими жанрами русского фольклора, воспитывающими в детях православно - христианские добродетели. См.приложение1

       При изучении темы «Синонимы», «Антонимы» предлагаю учащимся поработать с понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести.

Совместная работа с учениками может строиться двумя способами: учитель предлагает ученикам продумать и записать понятия, близкие данному, затем каждый знакомит с результатами своей работы, и составляется общий ряд, анализируются основные оттенки, отличающие каждое понятие; совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд близких по значению понятий, записывается на доске, а каждый в тетради анализирует их смысловое содержание.

               Важно научить ребенка не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным на практике. Этому помогают образцы употребления слов - готовые словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку.

В текстах  диктантов, изложений нашло отражение народных идеалов – патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости – мы видим в древнерусской литературе, в летописи «Повести временных лет», текст которой мы изучаем  на протяжении трех лет. В 8 классе, изучая «Житие Александра Невского», ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов. Горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения – вот основной вывод, к которому приходят девятиклассники при изучении «Слова о полку Игореве». В изучении текста  «Житие Сергия Радонежского» Сергий Радонежский был назван святым в 1452 году. В произведении «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого утверждается, что за всю биографию Сергия Радонежского было совершено множество чудес, исцелений. Однажды он даже воскресил человека. Перед иконой Сергия Радонежского люди просят о выздоровлении, а 25 сентября, в день смерти, православный народ  отмечает его память.
         Также при подготовке к урокам стараюсь подбирать тексты, предложения из текстов, которые помогают развивать нравственные качества учащихся.  Например, при изучении  темы: «Обособленные приложения и определения, вводные слова» в 8 классе провожу выборочный диктант по текступересказ Житие Сергия Радонежского Бориса Зайцева)

       Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте, в церковную школу, вместе с братом Стефаном. Стефан учился хорошо. Варфоломею же наука не давалась. Как и позже Сергий, маленький Варфоломей очень упорен и старается, но нет успеха. Он огорчен. Учитель иногда его наказывает. Товарищи смеются и родители усовещивают. Варфоломей плачет одиноко, но вперед не двигается.

И вот, деревенская картинка, так близкая и так понятная через шестьсот лет! Забрели куда-то жеребята и пропали. Отец послал Варфоломея их разыскивать, наверно, мальчик уж не раз бродил так, по полям, в лесу, быть может, у прибрежья озера ростовского и кликал их, похлопывал бичом, волочил недоуздки. При всей любви Варфоломея к одиночеству, природе и при всей его мечтательности он, конечно, добросовестнейше исполнял всякое дело — этою чертой отмечена вся его жизнь.

При изучении темы «Правописание Приставок НЕ- и НИ- в наречиях» в 5 классе использую в качестве объяснительного диктанта такие предложения: 1.Никогда Россия ярма не носила. 2.Велика Россия, а отступать некуда. 3.Нигде не дышится так легко, как на Родине. 4.На чужбине чувствуешь себя путником, которому негде голову преклонить. 5.Соврешить хорошее дело никому и никогда не поздно. 6.Смелый человек нигде не пропадет. Предлагается учащимся объяснить данные пословицы, которые воспитывают и гражданские чувства , и нравственные качества.

             При повторении умений постановки знаков препинания в сложном предложении и в предложении с однородными членами можно использовать такое высказывание Д.С.Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости  это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.  Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре». Задание к этому тексту: 1. Определите тему и идею текста. 2. Определите стиль речи. 3. Найдите предложения с однородными членами, назовите их. Итак, дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь к Родине, к человеку, чувство милосердия, совести и т.д

Эффективно применяется мною на уроках такой прием технологии встречных усилий как «Эпиграф». Я предлагаю учащимся осмыслить текст духовно-нравственного содержания, записанный на доске, и придумать, как он может быть связан с новой, ученикам пока неизвестной темой занятия. Например, на уроке изучения правописания -тся и -ться в глаголах я записываю такую фразу: «Честь и достоинство являются главными качествами человеческой души, и тот, кем они утрачиваются, превращается в человека жестокого и алчного» и так далее. На повторительно-обобщающих уроках использую прием «Лови ошибку»: даю возможность детям поработать с тестовыми заданиями, в которых намеренно допускаю ошибку. Во время ее поиска школьники могут рассуждать вслух, побуждая тем самым друг друга к поиску правильного решения. 

Я считаю своей главной задачей в преподавании русского языка в гимназии   разбудить душу ребенку и создать благодатную почву  для воспитания добрых чувств любви к Родине, к культуре и православной вере.
Надо беречь и развивать язык, совершенствовать и возвышать его как средство общения, орудие мысли. Тогда поднимется и уровень культуры, и будет накапливаться богатство добрых отношений между людьми, будут укрепляться нравственные и гражданские устои жизни.

Использованная литература:

«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

(А.Я. Данилюк, В.М.Кондаков, В.А.Тишков, М. :Просвещение, 2009)

1.Андрюшков А.А. Формирование российской идентичности как задачи образования: мировоззрения созидающее будущее //Вопросы образования. – 2011 – № 3.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования //Российская газета. Июль 2012.

4.Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 4-е изд. Доработанное. М. Просвещение. 2011.

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского

языка и литературы

Черникова П.В., учитель русского языка

и литературы Старохмелевского филиала

МБОУ Новоникольской СОШ

Попытайтесь быть хотя бы немного добрее

и вы увидите, что окажетесь не в состоянии

совершить дурной поступок.

Конфуций

21 век – век высоких технологий, время информационного общества.

Люди покоряют вселенную и передают информацию со скоростью света.

Возможности информационных технологий сегодня достигли таких высот,

куда не заглядывали даже научные фантасты. В системе школьного

образования наблюдается смещение акцентов в сторону дисциплин

естественнонаучного цикла.

Что делать, если глобальная компьютеризация проникла в сознание

школьника? У него нет времени, а порой, к сожалению, и желания, пойти в

библиотеку или дома взять с полки книгу и почитать ее. У него нет времени

задуматься о «разумном, добром, вечном».

«Печально я гляжу на наше поколенье!» – сказал бы сегодня

М.Ю. Лермонтов.

Вопрос нравственного воспитания настолько актуален, что это нашло

своё отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании». Во

второй статье Закона РФ говорится: «Государственная политика в области

образования основывается на одном из принципов: гуманистический

характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и

здоровья человека, свободного развития личности, воспитание

гражданственности и любви к Родине…».

Законом РФ «Об образовании» перед школой поставлена задача

защиты и развития национальных культур, регионально-культурных

традиций и особенностей. Национальные традиции, без сомнения, обладают

значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным

средством духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Духовно-нравственное состояние общества считается одним из

основных показателей его развития и благополучия. Ведь духовность – это

стремление к возвышенному, прекрасному, позволяющему постичь

подлинные высшие ценности.

В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-

нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно-

нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной,

внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе

образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Такимобразом, цель духовно-нравственного воспитания: это создание системы

формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов,

развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути.

Многие подростки имеют ценности, несовместимые с общепринятыми

моральными нормами. Современная молодёжь настроена враждебно к

«консервативным» взглядам своих родителей. Такие понятия, как

патриотизм, совесть, честь очень часто вызывают у детей негативные

эмоции.

Воспитать – значит способствовать формированию сердечного

человека с крепким характером. А для этого «пробудить душу» в нём как

можно раньше, воспитывать чуткость ко всему Божественному, волю к

духовному совершенству, радость любви и вкус к доброте, милосердию,

отзывчивости и умение ни при каких обстоятельствах не оставаться

равнодушным ко всему, что происходит рядом с нами. Оставаться

Человеком.

Главной задачей духовно-нравственного воспитания является процесс

становления в каждом ребёнке Человека. Но этот процесс очень сложен, а

результат его во многом зависит не только от мастерства педагога, но и

родителей.

Современная школа пытается влиять на мировоззрение учащихся,

способствовать их духовно-нравственному становлению, решение проблем,

связанных с преодолением духовного кризиса в обществе и воспитанию

такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной

морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко

осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу

внутреннего влечения к добру.

Первоочередной задачей учителя-словесника является духовно-

нравственное воспитание школьника, способствующее формированию

личности ученика. Поэтому я работаю над темой: «Духовно-нравственное

воспитание школьников на уроках русского языка и литературы». Также

уделяю внимание формированию развитию речи учащихся, развитию

творческих способностей обучающихся.

К большому сожалению, многие ученики не могут и не хотят

грамотно говорить. И многих из них это устраивает. Остаётся

«невостребованным» духовный опыт, оставленный нашими замечательными

художниками слова: Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Чеховым,

Достоевским, Толстым… А задача учителя – «достучаться» до сердца, души

ребёнка, дать возможность прикоснуться к миру прекрасного.

Роль классической литературы в духовно-нравственном воспитании

подростков просто неоценима, она способствует нравственному

воспитанию, воспитанию чувства долга, ответственности за свои поступки,

патриотизма, любви к ближнему, доброты, уважения к старшим, позволяет

организовать досуг детей.

В воспитании духовно-нравственных качеств использую различные

формы проведения уроков: урок-диалог, урок-исследование, урок-

творческая мастерская, урок-семинар, урок-экскурсия, урок-дискуссия. Общаясь каждый день с детьми, можно увидеть их взаимоотношения, их

моральный и духовный уровень, отношение к окружающему их миру.

Во время учебной деятельности при изучении различных тем я

использую разнообразные приёмы, влияющие на выработку нравственных

принципов и понимание нравственных ценностей в жизни. Для того чтобы

помочь ученикам осмыслить, осознать сущность нравственного понятия,

необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими

близкими и противоположными ему. При прохождении тем «Синонимы»,

«Антонимы» подходит прием, позволяющий раскрыть сущность

нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими,

близкими и противоположными ему. Безусловно, учитель должен проделать

эту работу сам, выстроив для себя своеобразный ряд синонимов. Например:

сострадание, уважение, забота, послушание, чуткость, сопереживание,

любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие или совесть,

благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины,

порядочность, угрызение совести и т.д.

При подготовке к урокам русского языка стараюсь подбирать тексты,

предложения из текстов, которые помогают развивать нравственные качества

учащихся. Огромную возможность для духовно-нравственного воспитания

учителям-словесникам дают пословицы и поговорки русского народа,

фразеологизмы, крылатые выражения. Нужно только умело их преподносить

детям.

Наряду с уроками русского языка воспитывать нравственные качества

мне помогают и уроки литературы, где просто и доступно даются ответы на

многие вопросы: «Что такое добро и зло? Как очиститься от дурных

помыслов? Как научиться жить среди людей?»

Часто практикую на своих уроках сочинения- миниатюры, сочинения-

рассуждения о таких нравственных понятиях, как совесть, честь,

милосердие, сострадание, благородство. Меня всегда волнуют творческие

работы моих учеников, тонко трогают мою душу и успокаивают: «На

правильном пути стоят мои дети».

Вопросы нравственности также можно рассмотреть на примере

произведений А. Платонова, Б. Васильева, В. Распутина, В. Астафьева,

В. Белова, С. Алексеева, А. Костюнина. Их произведения не относятся к

разряду «легкой» литературы, позволяющей расслабиться, забыться, уйти от

проблем. Напротив, они погружают читателей в самые болевые проблемы

времени: убывание добра, безверие, отсутствие духовности,

безнравственность. Эти писатели пишут правду, взывают к проблемам

современности. Эти авторы актуальны, ведь своими произведениями

направляют нас к вечным ценностям.

В качестве завершения работы с этими авторами учащимся

предлагается написать сочинения-рассуждения (например «Уроки

нравственности в …»)

Предполагается, что учащиеся будут знать традиции народа,

выработают навык составления собственной родословной, будут

ориентироваться в понятии «духовные ценности», разовьют осознанноеотношение к духовному наследию страны. Учащиеся смогут уверенно

ориентироваться в основных понятиях нравственной культуры, осознавать

ответственность за собственную жизнь, здоровье, за благополучие близких,

усвоят нравственные нормы поведения, будут уверенно разбираться в

терминах «нравственность», «нравственная культура», «нравственный

подвиг».

Работая над формированием духовно-нравственных ценностей

учащихся, большое внимание уделяю словесному творчеству учащихся,

развитию их творческих способностей.

Серьёзное внимание в работе с учащимися уделяется воспитанию

православной культуры – одной из составляющих духовно-нравственного

воспитания. Убеждена, что детям необходимо привить навыки нравственного

самоанализа, дать возможность открыть внутренний мир своей души.

Огромная работа учителя по духовно-нравственному воспитанию

подрастающего поколения невозможна без взаимодействия с семьёй ученика.

Педагог и родитель должны понимать, что без соблюдения определённых

нравственных норм невозможно воспитать человека, который будет

достойным гражданином общества. А мы, педагоги, всегда готовы к

сотрудничеству с семьёй в деле духовно-нравственного воспитания

подрастающего поколения: не равнодушного, ответственного, честного,

трудолюбивого, с активной гражданской позицией.

Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле,

поэтому нужно внешнее воздействие образовательной среды. Духовно-

нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы является

важным средством формирования у дет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мыследеятельностная педагогика. Сценирование современного урока русского языка как основа мотивации на учебную деятельность.

Выступление на педагогических чтениях памяти З. Н. Кулаковой. 1 часть теоретическая, 2 из опыта работы в данной технологии....

План работы над темой самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»

План работы над темой самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»...

Методика формирования системных знаний и обобщенных способов деятельности по русскому языку как основа развивающего обучения.

Методика формирования системных знаний и обобщенных способов деятельности по русскому языку  как основа развивающего обучения    Так учит учитель.   ...

Элективный курс по русскому языку "Текст: основы содержательного анализа и информационной обработки"

Элективный курс по русскому языку в 9 классе. Календарно-тематическое планирование...

Открытый урок русского языка в 10 классе по теме Русский язык в мировом культурном контексте

Цели урока - осмысление понятие «язык» и «народ», движение от «слова – к тексту», от «языка – к речи» подведение учащихся к выводу, что «язык» – средство общения и нравственный эталон речи....

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)

Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования   составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...