Доклад на научно-методический совет "Исследовательский поиск на уроках русского языка как одно из условий раскрытия одаренности ребенка"
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Материал предназначен для учителей работающих по теме самообразования, связанной с исследовательской деятельностью

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_nms.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Основные проблемы современного педагогического процесса связаны с дальнейшим совершенствованием системы образования, направленным на развитие творческой личности школьника. По мнению психологов, главным показателем всесторонне развитой личности является не  сама по себе сумма знаний, а знания в синтезе с творческими способностями.

     Для целенаправленного и систематического развития интеллекта и творческого мышления учащихся применяются современные педагогические технологии, направленные на активизацию и интенсификацию деятельности учащихся. Использование на уроке проблемных ситуаций, применение заданий поискового характера востребованы в сегодняшней школе, так как вся «система рассуждений в процессе выполнения заданий поискового характера – творческий процесс, путь поиска и находок» (Т.В. Напольнова)

     В отличие от традиционного обучения, где используется, как правило, р е п р о д у к т и в н ы й  метод (работа по образцу), обучение в условиях организованной поисковой деятельности начинается не с усвоения учащимися способов решения частных задач, а с овладения общими способами решения задач определенного класса. В этом случае, сталкиваясь с каждой новой задачей, учащиеся могут определенным образом перестроить известные им способы действия или найти новые (продуктивный метод), соответствующие условиям задачи. Школьники учатся исследовать условия задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможными способами его преобразования. При решении поисковых задач, когда нужно проанализировать новые языковые явления, учащиеся самостоятельно определяют проблему, сами намечают ход решения, подбирают дополнительные языковые факты, выбирают способ решения проблемы, т.е. осуществляют поиск.

     Процесс выполнения заданий поискового характера, безусловно, творческий – это своеобразное лингвистическое исследование, рассуждение на лингвистическую тему.

     Например, учащимся предлагается поисковая задача.

     В чем своеобразие употребления местоимения свой в следующих выражениях: в свое время, в своем роде, на своем месте, не своим голосом, поставить на свое место, мастер своего дела, идти своей дорогой? 

     В данном случаен вопрос, являясь инструментом самостоятельного анализа языковых явлений, играет существенную роль в процессе решения задачи: он направляет деятельность учащихся.

     Прежде чем ответить на вопрос, школьники вспоминают сведения о значении, грамматических признаках и роли местоимения свой в речи, затем выявляют своеобразие приведенных примеров с точки зрения употребления в них этого местоимения.

     В процессе решения поисковой задачи учащийся создает текст-рассуждение, что способствует не только выработке навыков анализа, исследования языковых явлений, но и развитию связной речи.

     Следует учитывать, что самостоятельный анализ языковых явлений, т. Е . поисковая деятельность, осуществляется именно в ходе решения поисковой задачи. Таким образом, применительно к русскому языку определение поисковой задачи можно сформулировать как задачу, в процессе решения которой учащиеся, самостоятельно анализируя языковые явления, «открывают» новые знания и способы их добывания.

     Специально сконструированные задания поискового характера включают проблемные задачи и задания частично поискового характера. Иногда в процессе решения поисковой задачи учащемуся требуется незначительная подсказка учителя. Такую «полусамостоятельную» деятельность можно назвать частично поисковой. Собственно же поисковая деятельность предполагает полню самостоятельность школьника в решении проблемных задач и лежит в основе не только проблемного обучения, но и абсолютного большинства современных педагогических технологий в качестве «сквозного» метода.

     Покажем на примере, чем отличается традиционное задание от поисковой задачи.

Куст розы

     Извилистая дорожка привела к саду. Вокруг сада шла живая изгородь из орешника. К изгороди часто подлетали птицы. Далеко разносились их голоса. В самом центре сада цвел розовый куст. Он был весь усыпан чудными бутонами. Бутоны каждый день распускались.. Розы цвели. Воздух освежал их. Куст пил живую утреннюю росу и обильный дождь. В глубине сада тянулась тенистая аллея. Она укрывала всех от палящих лучей солнца. Звонко гудел мохнатый шмель. За ним гнался маленький котенок.

Традиционное задание

            Поисковая задача

     Задайте вопросы к выделенным местоимениям.

     Укажите их морфологические признаки и роль в предложении.

Частично поисковая задача (содержит незначительную подсказку)

Произведите синтаксический разбор предложений: Далеко разносились их голоса. Воздух освежал их.

     В одинаквой ли синтаксической роли употреблены местоимения? Обоснуйте свой ответ.

Проблемная задача

 ( самостоятельный поиск)

Сравните предложения: Далеко разносились их голоса. Воздух освежал их.

     Что вы можете сказать о синтаксической роли изменяемых слов в этих предложениях?

Уровень сложности        ( самостоятельности)

     Репродуктивный (работа по образцу)

Репродуктивно-продуктивный

Полусамостоятельный (частичный) поиск решения

Продуктивный

Творческий (самостоятельный) поиск решения

Способы решения

В задании уже содержится четкая инструкция по его выполнению:

1) задать вопросы;

2) определить морфологические признаки;

3) подчеркнуть члены поедложения

Для выполнения этого задания учащиеся вспоминают:

что такое синтаксический разбор;

определяют роль выделенных слов.

Самостоятельно:

-производят операцию сравнения;

- делают вывод;

-строят устное/письменное высказывание-ответ.

     Учащиеся должны самостоятельно решить, какие операции с языковым  материалом и в какой последовательности необходимо произвести, чтобы выполнить задание:

     Например:

!) найти в предложениях неизменяемые слова и исключить их;

2) определить роль изменяемых слов в предложении;

3) выделить второстепенные члены предложения;

4) сравнить функцию местоимения;

5) сделать вывод;

6)оформить устное/письменное высказывание-ответ.

 

     Существуют разные способы решения задач поискового характера, в том числе и универсально-обобщенные. Обобщенные способы решения поисковых задач включают целую систему логико-лингвистических операций.

МКОУ «Кизлярская гимназия № 1 им. М.В. Ломоносова»

ДОКЛАД НА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ:

Исследовательский поиск на уроках русского языка как одно из условий раскрытия творческой одаренности ребенка

                                                                       УЧИТЕЛЬ : Л.Ф. ЛЯХОВАЯ

Кизляр, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования"

Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решен...

Научно-методическая статья "Метод ассоциации на уроках русского языка"

Научная статья "Метод ассоциации на уроках русского языка" представляет собой первую теоретическую часть разработки уроков обучения учащихся с помощью ассоциаций....

Развитие творческой одаренности через исследовательский поиск на уроках русского языка и литературы.

Учитель обязан приложить немало усилий, чтобы жизнь ребенка в школе была интересной, радостной, полной творческого труда. На уроке должна царить ...

Развитие творческих способностей учащихся 5-9 классов через исследовательский поиск на уроках русского языка

О перспективности дальнейшего использования  развития творческих способностей учащихся через исследовательский поиск с целью достижения более высокого уровня качества знаний учащихся, повыш...

Доклад на тему: «Использование проектной и исследовательской технологий на уроках русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС ООО».

​Современная жизнь предъявляет нашим выпускникам различные требования, которые кратко можно охарактеризовать так: сегодня мало быть просто знающим, мало иметь в своем багаже хорошие оценки по предмета...