Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) "Подумайте только, как много Значений у слова… (Сколько лексических значений имеет слово?)"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_skolko_leksicheskikh_znacheniy_imeet_slovo.docx | 15.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование)
Тема: "Подумайте только, как много
Значений у слова…
(Сколько лексических значений имеет слово?)"
Цель:
Образовательные:
- создать условия для возникновения у учащихся представления о слове как системе языковых знаний;
- сформировать потребность в грамотном владении устной и письменной речью;
- исследовать «поведение» однозначных и многозначных слов в текстах художественной литературы;
- закрепить понятие о лексическом значении слова;
Развивающие:
- развивать навыки сравнительно-сопоставительного анализа, навыки
работы со словарями;
- развивать исследовательские, творческие способности детей;
- развивать навыки образного мышления, анализа художественного текста.
Воспитательные:
- воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к родному слову.
Задачи:
1.Научить учащихся различать однозначные и многозначные слова с помощью толкового словаря, текстов художественной литературы.
2.Познакомить учащихся с разными видами словарей.
3. Обогащение активного словарного запаса учащихся.
Оборудование:
1. Мультимедиацентр, презентация урока на СД.
2. Выставка словарей.
ХОД УРОКА
Слайд № 1
- Начало: постановка целей и задач урока.
- Здравствуйте, ребята. Запишите число. Классная работа.
Слайд № 2
- Интрига.
Подумайте только, как много
Значений у слова…
- Прочитайте запись. Найдите пунктуационную ошибку. (Предложение написано без запятой).
- Придумайте рифму к слову много (дорога)
Слайд № 3
Запишите тему урока.
- Что мы называем дорогой? (говорят дети)
- Какие дороги бывают?
- Давайте кратко запишем все, что мы установили в процессе беседы:
Слайд № 4
Дорога – полоса передвижения, путь. (Шоссе, тропа, шлях, просёлок, железная дорога, воздушная трасса.)
- Комментированное чтение текста.
Слайд № 5
- Прочитайте и расскажите, на какие размышления наводят строки А. Шибаева, какое отношение они имеют к теме урока.
- Что за шутки?
Говорят,
На быках
Мосты стоят!
Вот он, мост,
Под ним река –
Ни единого быка!..
Не пойму я ничего:
Утонули, что ли?
Или все до одного
Убежали в поле
От нелёгкого труда?
Ну а мост на чём тогда?
А. Шибаев.
Для справки: бык – «животное», бык – «опора моста».
- Продолжаем работу над употреблением слова в речи. Мы знаем, что слово должно употребляться в строгом соответствии с основной задачей общения: понять другого – быть понятым собеседником. Анализ рассмотренных текстов показывает, что участники диалога не могут понять друг друга, что в их речи употреблено, но не разъяснено слово, которое в языке имеет омоним (греч. homos – «одинаковый» + onyma – «имя») или само по себе способно выражать несколько значений, а из контекста неясно, что оно обозначает.
Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос: сколько лексических значений имеет слово?
Слайд № 6
- А для начала, давайте вспомним, что такое слово? (группа букв, звуков)
Понаблюдаем!
- Можно ли такую группу букв назвать словом: щар, скум, крыч? (нет)
- А почему шар это слово, а щар не является словом? (нет значения, смысла) Щелчок мышью.
Делаем вывод! Слово - это группа звуков, которые имеют значение и существуют в речи как самостоятельные единицы.
- А как вы думаете, сколько слов в русском языке? (ответы детей)
Слово учителя: Точно на это вопрос никто ответить не может. Известно, что в лингвистических картотеках их сотни тысяч. Неужели все эти слова знает каждый человек? Конечно, нет. Установили, например, что все, что написано А.С. Пушкиным - около 600 тысяч слов, многие слова он употреблял сотни раз. Например, слово дом- 493 раза, идти- 564 раза. Но это не значит, что он не знал других слов, просто эти слова чаще употребляются в речи. Было много других слов, которые он знал, но в его сочинениях они не использовались. Так и каждый человек знает больше, чем использует в устной и письменной речи.
Слайд № 7
Щелчок мышью (задание).
Слово учителя: Перед вами 3 греческих слова, выберите то, которое в переводе с греческого обозначает слово? Щелчок мышью (слова).
leksis…
sintaksis…
gonetika…
(leksis лексис) Щелчок мышью (линия).
- А что такое лексика? Щелчок мышью. (Словарный состав языка)
- Что такое синтаксис? Щелчок мышью. (Синтаксис – раздел лингвистики, изучающий строение словосочетаний и предложений.)
- Что такое фонетика? Щелчок мышью. (Фонетика - это раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение слова) Щелчок мышью.
- А что общего у слов лексика и лексикон? (это однокоренные слова)
- А что обозначает это слово, узнать вам поможет предложение:
Слайд № 8
М. Горький советовал: «Изучайте родную речь, обогащайте свой лексикон».
Запишите это предложение в тетрадь. ( Повторить предложения с прямой речью)
- А что такое лексикон? (Словарный запас человека.)
- Отгадайте слово: Слайд № 9
Наука, изучающая словарный состав языка – (Щелчок мышью) ЛЕКСИКОЛОГИЯ.
Слайд № 10
Хранилище для слов (Щелчок мышью) (Словарь)
Слайд №11
Наука по составлению словарей - ЛЕКСИКОНОГРАФИЯ.
Слайд № 12
А для чего нужен словарь? (помогает узнавать значение незнакомых слов)
Например, в «Словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова 70 000 слов, в 17-томном «Словаре современного русского литературного языка» - более 120 000 слов.) На самом деле их гораздо больше, так как в словарях отмечаются далеко не все слова, которые есть в языке. Столько слов, конечно, невозможно знать. Но известно, что чем образованнее человек, тем больше слов он знает и употребляет в своей речи.
Слайд № 13
Работа со словом. (Щелчок мышью) Возьмем слово друг- м.р., ед.ч., 2 скл.(Щелчок мышью)
Вспомните, при помощи каких способов можно определить лексическое значение слова ДРУГ? (Дети отвечают) (Щелчок мышью)
( - рисунком, картинкой;
- подобрать синоним: товарищ, приятель;
- подобрать однородные слова дружок, дружить, дружно;
- посмотреть в толковом словаре) (Щелчок мышью)
Друг, подруга - человек, с которым дружишь.
ВЫВОД темы урока при помощи вопросов.
Интересно ли вам узнать сколько лексических значений может иметь слово? (да)
А как вы думаете, сколько лексических значений может иметь слово? ( в словарь не смотреть)
Сформулируем учебную задачу:
1. Выяснить, сколько значений может иметь слово.
2. Научиться работать со словарем.
Слайд № 14
Наблюдение. Обратимся к толковому словарю в учебнике с.308. Понаблюдаем. (Щелчок мышью). Найдите слова диалог и золотой. (Щелчок мышью). Обратите внимание на словарные статьи. (Щелчок мышью).
- Чем отличаются словарные статьи? (Щелчок мышью).
- Что необычного в словарной статье « золотой»? (есть несколько значений)
Слайд № 15
ВЫВОД: Какие слова будут называться однозначными? Многозначными?
Запомните!
Слова, у которых есть множество значений, называются многозначными, а слова, с одним значением – однозначными.
II. Движение темы.
- Толкование многозначных слов.
Слайд № 16
Отгадайте загадку, спишите текст и напишите отгадку:
Они обычно для шитья;
И у ежа их видел я;
Бывают на сосне, на ёлке,
А называются… (иголки).
- В стихотворении говорится об иголках ежиных, сосновых, швейных. А какое значение слова не названо в стихотворении? (Ига патефонная, медицинская, архитектурная – шпиль на здании.)
Слайд № 17
- Сколько значений у слова кнопка? Растолкуем, записав словосочетания по схеме: «гл. сл. + завис.».
Кнопка канцелярская, кнопка электрического звонка, кнопка для застёжки (чередование г//ж: застегнуть).
Запомните!
Слова, которые помогают растолковать значение нужного, называются контекстом.
Слайд № 18
- Запишем более развёрнутый контекст для одного многозначного слова. Догадайтесь какого.
Лучами красит солнышко стальное полотно.
Без устали, без устали смотрю, смотрю в окно. (Щелчок мышью) 2 раза
- Какое полотно имеет в виду поэт? (Щелчок мышью)
-Какое полотно еще бывает? (Щелчок мышью)
Что общего между железнодорожным полотном и тканью? (Щелчок мышью) (Ровность, гладкость.) (Щелчок мышью)
Запишем, что еще есть.
Полотно - это и лента в механизме, конвейере, и художественное полотно – картина. (Щелчок мышью)
Слайд № 19
- Придумайте предложение со словом полотно в значении «картина». Устно. Конкурс на самое выразительное предложение. (Щелчок мышью).
(Новое полотно Романова вызвало всеобщий интерес: на нем была изображена зимушка-зима.)
- Загадка (устно).
Слайд № 20
Одно слово я повернула всеми его гранями.
- То, что можно сложить в неравном бою.
- То, что может работать хорошо или плохо при решении задачи.
- То, что может заболеть от бессонницы.
- То, что мы называем началом колонны.
- Единица счета скота.
Что это за слово? (Щелчок мышью). (Голова.) (Щелчок мышью).
Записываем:
Жить с хорошей головою,
Что с богатой кладовой.
Обращаем внимание на знаки (запятая) при сравнении. (Щелчок мышью). В каком значении употребляется слово голова? (Щелчок мышью). (Ум.)
А прилагательные бывают многозначными?
III. Лингвистический эксперимент. Описание предмета.
Слайд № 21
- Проведем лингвистический эксперимент.
- Используя разные прилагательные, попробуйте описать яблоко.
(Учитель демонстрирует).
Слайд № 22
- Теперь посмотрим, какие прилагательные нашёл А.С. Пушкин для описания яблока (объяснительный диктант).
1) И к царевне наливное,
молодое, золотое,
Прямо яблочко летит.
2) Оно соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно — золотисто,
Будто мёдом налилось!
- Обратите внимание, что полные прилагательные в предложении являются определением, а краткие прилагательные – сказуемым.
- Назовите прилагательные, при помощи которых автор передает цвет (молодое, золотое, румяно, золотисто, наливное), запах (свежо и душисто).
- Как называются эти прилагательные (эпитеты).
Слайд № 23
- Обратите внимание на прилагательное свежо. Какое это прилагательное? Однозначное или многозначное? Давайте обратимся к словарю. Прочитайте, какие значения оно имеет.
- А в каком значении употреблено здесь? Щелчок мышью (задание).
- Подберите синонимы к этому прилагательному.
Щелчок мышью. Наиболее подходящие по смыслу прилагательные-синонимы.
(Душисто, чисто, сочно, красочно.)
Слайд № 24
- Самостоятельная работа.
Интересный глагол завести. Что можно завести? Допишите разъяснение.
Образец: Завели детей в детский сад, т.е., ведя, доставили в детский сад мимоходом, по пути.
Завели собаку, т.е. … (приобрели собаку.)
Завели песню, т.е. … (запели песню.)
Завели разговор, т.е. … (начали разговаривать.)
Завели мотор, т.е. … (привели в движение, пустили в ход.)
Завели в тупик, т.е. … (привели к чему-то плохому, нежелательному.)
Слайд № 25
- Пунктуационный практикум (повторение союзов)
Запишем предложение.
Попугай предложил Слоненку, чтобы они напали на след, но Слоненок испугался, потому что знал: когда нападают, получается драка.
- Знал ли слоненок многозначные слова? Щелчок мышью. Какое многозначное слово он не понял? Щелчок мышью.
(Напасть на след – найти след; напасть на врага – начать драку.)
В этом рассказике остроумно использован каламбур, основанный на знании многозначности слова.
Слайд № 26
- Дам вам словосочетание, на котором можно построить каламбур. Придумайте! Щелчок мышью.
Дать сдачи. Щелчок мышью. (Дам сдачу, но не деньги.)
Щелчок мышью.
Задрать нос. Щелчок мышью. (У тебя, как у лодки, нос задран.)
- Подытожим урок.
- Сколько значений может иметь слово? (ответы ребят)
Итак, мы с вами сегодня обратили внимание на то, что многие слова многозначны. А в чем выгода нашего словаря в этом явлении? Человечество экономит нефть, уголь, лес… Не закон ли экономии работает и здесь?
- Ребята, а вы обратили внимание на иллюстрации, использованные на уроке? Прочитали, кто является автором этих картин?
Слайд № 27
- Очень часто на уроках мы используем картины и иллюстрации замечательных, знаменитых русских художников ХII – ХIХ веков. И это, конечно, замечательно, мы приобщаемся к отечественной живописи, у нас появляется уникальная возможность проследить путь развития русского искусства. Но, к сожалению, мы иногда забываем, что и в наше время есть талантливые художники.
Сегодня на уроке, я продемонстрировала несколько картин нашего современника Романова Романа, который родился в 1966 г. в Сибирском городе Кемерово. Художественное образование получил в Казанском художественном училище. Здесь же получил и высшее образование. После службы в ВС, где организовал свою первую творческую выставку, занимался промышленным дизайном и автодизайном. С начала XXI в. полностью посвятил себя только живописи.
Картины Романа Романова выставляются не только на наших выставках, но и пользуются огромным спросом и успехом за границей. Его картины в основном продаются за рубеж.
Слайд № 28
- Домашнее задание: УПР. 253
1. Прочитайте загадку. Отгадка будет служить названием стихотворения Е. Елубаева.
2. Объясните, почему в этом тексте появляется двойной смысл. Какую иллюстрацию к стихотворению вы могли бы нарисовать?
3. Спишите текст без ошибок. Найдите непроверяемые написания в корне. Объясните правописание глаголов.
- Выставление оценок.
Слайд № 29
Рефлексия по уроку.
Я на уроке научился… Мне понравилось… Я могу…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ О ВВОДНЫХ СЛОВАХ. ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ»
Урок "Понятие о вводных словах. Группы вводных слов по значению" создан с применением технологии развития критического мышления. Учитель - проводник ученика, а не "транслятор" знаний...
Сколько лексических значений имеет слово, урок в 5 классе (технологическая карта+презентация)
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по УМК под ред.М.М Разумовской, П.А.Леканта разработан с условием применения ИКТ: презентации и интерактивного тренажера издательства "Экзамен. На...
Сколько лексических значений имеет слово
Технологическая карта урока...
План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"
Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Как определить лексическое значение слова»
Технологическая карта урока русского языка в 5 классеучителя МБОУ СОШ № 1 г. Охи Говор Христины Александровны Тема урокаКак определить лексическое значение словаТип урокаУрок «открыти...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Как определить лексическое значение слова"
Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Как определить лексическое значение слова"...
Конспект урока русского языка. 6 класс. Тема: «Суффикс существительных -чик- (-щик-) со значением «Профессия», или Джаз, джазист и суффикс -чик-»
Теоретический и практический материал урока связан с профессиями как исчезнувшими, так и современными, востребованными сегодня на Ямале. Физкультминутка, как и тема урока, связана с музыка...