Урок в 5 классе по теме "Фонетика. Обобщение"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Куркутова Елена Алексеевна
Урок в 5 классе по теме "Фонетика. Обобщение" с презентацией по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. Урок оформлен в виде путешествия по стране "Фонетика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonetika_5_klass.rar2.84 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5  классе.

( Урок – путешествие в страну Фонетика)

     

Тема урока: Фонетика.  (Повторение и обобщение пройденного  материала).

Цели:  1. повторить, обобщить и углубить сведения о звуках и буквах

                русского алфавита, закрепить навык их произношения, написания, анализа;

            2. освоить новые знания о неизвестных сторонах русского языка;

            3. прививать любовь к родному слову, русской речи.

Задачи:

           -развитие творческого мышления;

           -формирование интереса к предмету;

           -развитие умения высказываться на лингвистическую тему, применять

            ранее полученные знания в новой ситуации.

Оборудование урока: презентация в программе Power Point,

                                       мультимедийная  система,

                                       цветные жетоны.

                                                Ход урока:

1.Вводное слово учителя.

Целеполагание:

    Сегодня мы с вами проведём урок – путешествие по удивительной стране Фонетика.

Нужно ли изучать законы фонетики?

За правильные ответы я вам буду выдавать цветные жетоны, по которым мы в конце урока определим лучших знатоков фонетики.

Карта этой страны перед вами. На ней указаны станции следования.

Какой вид транспорта мы выберем для нашего путешествия? Чтобы определить его, исключите  пары слов, объединенных каким – либо фонетическим признаком.

Самолет, трактор, машина, парашют, поезд, корабль, лодка

Проблемный вопрос урока:

Девизом урока будут слова: (записать в тетрадь)

                                              « Кто знает АЗ да БУКИ, тому и книги в руки».

-Как вы понимаете это высказывание?

              (Знание букв даёт человеку возможность познать многое через чтение книг).

  Русский народ издавна высоко ценил знания, с большим уважением относился к людям, умеющим читать и писать, создал много пословиц о роли азбуки в познании. Прочитаем пословицы:

                            Аз да буки – начало науки.

                            Сперва аз да буки, а там и науки.

                            Без букв и грамматики не учатся математике.

- О чём сказано в этих пословицах? Запишите одну из пословиц в тетрадь.

Обучение грамоте было очень трудным на Руси, давалось оно зубрёжкой. Вот как об этом написала Н.Кончаловская в книге «Наша древняя столица»:

                            В старину учились дети –

                            Их учил церковный дьяк.

                            Приходили на рассвете

                            И учили буквы так:

                            А.да Б как Аз да Буки,

                            В как Веди, Г – глагол,

                            И учитель для науки

                            По субботам их порол.

2. Актуализация знаний.

- Как называется наука, которая изучает язык?

        (Лингвистика – наука о языке, в ней есть разделы, изучающие различные его стороны: звуки речи, слова, предложения.)

-Какой раздел науки изучает звуковую сторону языка?

        (Фонетика знакомит со звуками речи, учит правильно произносить их.)

- А какой раздел изучает начертания букв, их виды?

        (Графика)

3. Нам нужно отправляться в путешествие. Первая станция – Гласная. -Какова же роль гласных звуков в русском языке? Сколько их?

Гласных – 6, то есть в 6 раз меньше, чем согласных. Но от этого их роль не снижается. Именно гласные звуки делают нашу речь мелодичной, благозвучной: «даны они для пенья». Этому же служат такие согласные звуки, как [р] [л] [м] [н] [й] Их называют «звучными» или сонорными согласными.

Чтение стихотворения С. Есенина:

                        Белая берёза под моим окном

                        Принакрылась снегом, точно серебром.

-Какой сделали речь гласные и звучные согласные? (Напевной, благозвучной).

      Мы выяснили, что звуки делают нашу речь либо плавной, напевной, либо резкой, поэтому  знание законов фонетики очень важно при написании стихов.

Но мы не можем не вспомнить о самых богатых буквах, которые могут играть двойную роль. Что это за буквы?

Раскрыть значения букв Е, Е, Ю, Я.

Найти в отрывке из стихотворения В.Каменчук слова с буквами Е, Е, Ю, Я, записать их в 2 столбика. Какие звуки они обозначают?

                           

 Родная речь.

Средь белого света,                                       У зв..зд, у людей ли,

Средь ч..рной з..мли                                      У птичьей ли стаи

Не в странствиях где-то                                Есть место р...жденья,

Мы речь обрели:                                            Есть речь их р..дная.

Один ученик в это время выписывает слова с пропущенными буквами, объясняет их правописание.

4. Правильно мы с вами распределили слова по столбикам?  Проверьте себя. Правильно? Значит, можно отправляться к следующей станции – Согласная.

Сколько раз встречается указанный согласный звук? Задание по группам, отвечает капитан.

  1. [З’]   Зина обратилась с просьбой к Лизе. (3)
  2. [C’]  Саня Семёнов сидел на скамейке у шоссе.(2)
  3. [В’]  Всегда вкусна свежая морковь. (2)
  4. [Т’]  Твоими бы устами да мёд пить. (1)
  5. [К]  Язык мой- враг мой. (2)
  6. [B]   На дворе трава , на траве дрова. (2)

Молодцы, едем дальше.

-А теперь мы проверим, кто лучше всех знает алфавит?

Задание №3.

Расположи название стран (разделов) Русского Языка в алфавитном порядке:

                                Фонетика, Морфология. Орфоэпия, Графика, Орфография,

                                Пунктуация, Синтаксис, Морфемика, Лексика, Грамматика

Вывод: - Для чего же нужно знать алфавит?

Мы продолжаем наше путешествие. И у нас на пути станция Орфографическая.

- С каким орфографическим правилом связаны буквы Е, Е, Ю, Я?

Чтобы ответить на вопрос, попробуйте расшифровать схему:

                                                                       е

                                Ъ  --------------------------ё

                                                                       ю

                                                                       я

Задание

Запишите слова, распределяя их в 2 столбика.

Л…ю, б…ёт, под…ём, птич…и, от…езд, обез…яна, с…ёмки, лис..и, мурав…и, раз…ём.

Мы прибываем на станцию Орфоэпическую. Что изучает орфоэпия?

(Раздел языкознания, где изучаются правила образцового литературного произношения).

Задание

Записать по рядам слова, расставить в них ударения.

 Помните, что

Ошибка в ударении                                      Ни молодым, ни старым

Граничит с преступлением,                         Нельзя одним ударом

Пускай запомнит стар и млад                      Не то, что нужно, ставить под удар.

километр      магазин          свекла                   портфель  

 алфавит         стаканы         свитер                   договор

документ       досуг              процент                позвонит

.Запишите два слова, в которых  гласная «Е» не обозначает мягкости предшествующего звука.

И заканчиваем мы наше путешествие на стации Фонетический разбор.

Выполните фонетический разбор слов по группам:

Всё,  ёж.

3.Заключительное слово учителя.

Наше путешествие закончилось, но на карте страны Фонетика остались ещё территории, не охваченные сегодня нашим вниманием. Вы ещё не раз встретитесь с ними.

4. Рефлексия

Что же мы сегодня повторили? Что вам понравилось на уроке?

Надеюсь, вы убедились, как важно знать законы фонетики и графики, чтобы правильно говорить и писать. А теперь определим лучших знатоков фонетики по числу полученных жетонов.

   

Домашнее задание: 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в VII классе. Тема урока: Опера - яркий драматургический жанр. Обобщение по теме.

VIIкласс. Тема урока: Опера - яркий драматургический жанр. Обобщение по теме.Тип урока:урок-закрепление, комбинированный.Цель:Достижение способности видеть материализованную в произведении позицию авт...

открытый урок 8 класс Закрепление и обобщение знаний уч-ся по темам: «Обращение», «Вводные слова и предложения», «Междометия», проверка знаний уч-ся.

Открытый урокПо русскому языкуУчитель :Леденёва Светлана МБОУСОШ №4 г. СветлоградТема:              Закрепление темы: «Предл...

открытый урок 8 класс Закрепление и обобщение знаний уч-ся.

Рукоделие и труд  В жизни рядышком идут«Путешествие в страну рукоделия»Открытый урок в 8 В классеЦели урокав доступной и увлекательной форме введение учащихся в мир рукоделия;развитие позн...

Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс» по теме: «Обобщение знаний по курсу «Природоведение, 5 класс»

Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в...

Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.

Тема:                   ПричастиеТип урока:          Урок о...

Урок 8 класс. Население России - обобщение и коррекция знаний.

Урок проводился как урок обобщения знаний в 8 классе по теме: "Население России"На уроке можно использовать разные формы работы: как в обязательном варианте, так и может присутствовать вариант выбора ...

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА (по ФГОС-2) Урок- практикум Класс: 7 В Тема:«Морфемика.Правило правописания морфем»Тип урока:обобщение и систематизация знаний

Данный урок заключительный в системе уроков по изучению темы «Разделы русской орфографии» в 7 классе. Цели урока были определены в соответствии с требованиями программы, содержанием изучен...