Методическая разработка урока по русскому языку на конкурс «Интерактивный учитель»
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_konkurs_interaktivnyy_uchitel.docx | 1007.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Красномаяковская основная общеобразовательная школа»
Ковровского района
Методическая разработка урока по русскому языку
на конкурс
«Интерактивный учитель»
Урок разработала:
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории,
Маслова Елена Николаевна.
2014г.
Урок – обобщение по русскому языку в 9 классе
«Сложные предложения» по программе В.В.Бабайцевой.
Цели урока:
Личностные: Продолжать работу по формированию у учащихся устойчивой мотивации к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные: Способствовать развитию логического мышления через совершенствования операций сопоставления, анализа и обобщения.
Предметные: Завершить формирование системы знаний о сложных предложениях с различными видами союзной и бессоюзной связи, продолжить формирование умения использовать данный тип предложений в собственной языковой практике учащихся.
Оборудование урока: интерактивная доска, предложения из разных текстов литературных произведений, карточки.
Образовательные задачи этапа урока | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Используемые функции программного обеспечения |
| |||||
Настроить учащихся на работу | Приветствие | Здоровается с учениками | Приветствуют учителя | ||
| |||||
Актуализация опорных знаний. Обеспечение мотивации учения школьников, принятие ими целей урока. | 1.Декламирование стихотворения учителем «Русское слово» автор Маслова Е.Н. 2.Работа на интерактивной доске: установление соответствий в сетке заданий. | Создаёт проблемную ситуацию. Организует работу на интерактивной доске в ходе решения поставленной проблемы. Просит сформулировать тему урока. | Слушают, выполняют задания на интерактивной доске: в ходе фронтальной беседы устанавливают соответствия. Формулируют тему урока и определяют учебные задачи. | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать необходимую информацию. | |
| |||||
Обеспечить восприятие, осмысление и запоминание учащимися изучаемого материала, содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые привели к определённому выводу (обобщению), обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях. | 1.Работа в группах: каждой группе раздаются карточки с набором слов (как самостоятельных, так и служебных), с помощью которых они составляют предложения и записывают их в тетрадях. Схемы предложений чертят на интерактивной доске и характеризуют их. 2. Работа с текстом на интерактивной доске | 1.Организует работу в группах. 2.Организует работу с текстом на интерактивной доске. | 1.Участвуют в групповой работе по составлению предложений. Работают на интерактивной доске: чертят схемы предложений и характеризуют их. 2.Читают, характеризуют предложения, выбирают правильный вариант ответа. | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. | 1.SMART Notebook 2.Уроки русского языка Кирилла и Мефодия для учащихся 8 – 9 классов (диск). |
| |||||
Выявить уровень усвоения материала. | Работа с тестом на интерактивной доске. | Организует работу учащихся с тестом. | Работают с заданиями теста. | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: обработка информации, осознанное чтение и выбор правильного ответа. | Уроки русского языка Кирилла и Мефодия для учащихся 8 – 9 классов (диск). |
| |||||
Способствовать формированию рефлексивных умений, развивать способность к самооценке. | Образовательная, организационная и личностная рефлексия. | Организует рефлексивную деятельность учащихся. | Принимают участие в рефлексии. | Коммуникативные: С достаточной точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний. Познавательные: рефлексия способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. | |
| |||||
Создать условия необходимые для успешного выполнения домашнего задания | Вариативное домашнее задание:
| Оценивает работу учащихся на уроке, выставляет оценки, проводит инструктаж по выполнению дом. задания. | Записывают дом. задание, участвуют в обсуждении вопросов, связанных с выполнением дом. задания. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную деятельность |
Ход урока:
- Учитель читает стихотворение:
«РУССКОЕ СЛОВО!»
Твёрдое, меткое, русское слово!
В мире людей пробуждаешь сердца.
Ты заставляешь поверить нас снова
В силу и мощь своего языка.
Веками земля наша процветала.
Когда побеждали, страна ликовала.
Словом мы души людей согревали.
Верили, ждали… и вспоминали.
Доброе, нежное, русское слово!
Столько любви в тебе и волшебства.
Ты исцеляешь от боли и злого,
Даруешь нам жизнь.
Тебе благодарны за это сполна!
В книгах найдёте бесценный подарок:
Кладезь величия и красоты.
Взять ты всё сможешь себе просто даром.
Взамен получаешь богатство души.
Прошу вас, читайте и изучайте
Наш русский, великий, могучий язык.
Знаний глубины все с ним постигайте:
Вы – будущее нашей страны!
Твёрдое, меткое, русское слово!
В мире людей пробуждаешь сердца.
Ты заставляешь поверить нас снова
В силу и мощь РУССКОГО ЯЗЫКА!
- Ребята, речь сегодня пойдёт не просто о слове. Мы попробуем заглянуть с вами в самые глубины синтаксиса. А прежде, чем сформулировать тему урока, вы должны выполнить задание на интерактивной доске.
- Сейчас вы поработаете конструкторами: у каждой группы на столе лежат конверты, в которых вы найдёте набор слов (как самостоятельных, так и служебных). Ваша задача: составить предложения, расставить знаки препинания и начертить схемы.
1 группа:
Тема контрольной работы должна быть изменена, так как класс ещё не усвоил эту тему. (СПП с придаточным причины, средством связи в котором является подчинительный союз «так как»).
2 группа:
Нас предупредили заранее: остановок в пути не предвидится. (СБП, в котором второе предложение дополняет содержание первого.
Вместо двоеточия можно поставить подчинительный изъяснительный союз «что»).
3 группа:
Сегодня обещали ужасную погоду с дождём и туманом, завтра тоже погода будет неважной. (ССП, так как обе части равноправны друг другу; средство связи – сочинительный соединительный союз «тоже»).
- Итак, ребята, сейчас нам предстоит поработать с текстом: каждый из вас должен определить структуру предложения, его вид и средство связи. (Работа на интерактивной доске с диском «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия»). ПРИЛОЖЕНИЕ
- В течение урока мы с вами повторили все виды сложных предложений, а теперь я предлагаю вам выполнить тест, который поможет оценить ваши знания и выявить пробелы. (Работа на интерактивной доске с диском «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия»). ПРИЛОЖЕНИЕ
- Рефлексия. Составление СИНКВЕЙНА по теме урока:
Предложение
Простое и сложное
Заставляет задуматься, расширяет, развивает
Делает нашу речь богаче
Русский язык.
- Домашнее задание:
1 вариант д.з.:
На следующий день, когда наступило некоторое затишье, Пастухову удалось связаться с санбатом, но оттуда ответили, что Зачинцева переправили в армейский госпиталь: требовалась операция.
(Комбинированное сложное предложение с подчинительной, сочинительной и бессоюзной связью).
[…, (когда… ), ═], но [═, (что…)]:[ ═ ─].
2 вариант д.з.:
Когда научиш..ся читать следы диких зверей и птиц говорили мне старые охотники многое узна..шь из их жизни и сам станешь настоящим охотником. Я изучал следы но многое было (не) понятно. Лишь постепен..о (не) понятное становилось ясным. Когда я дог..дался что в пр..роде попусту (н..) чего (н..) делает..ся тогда я понял что в жизни все рас..читано и всему что делает..ся свойствен..ы свои, особенные следы. Причем очень часто следы разных зверей и птиц если они к..саются одного жизнен..ого назначения бывают одинаковыми потому что способы сохр..нения и продолжения жизни у многих живых существ то (же) одинаковые. Как только начинаешь читать следы какого (нибудь) одного существа гл..дишь а ты уже разб..раеш..ся в жизни сотен и тысяч других существ будь то звери птицы или даже р. .стения.
Когда научишься читать следы диких зверей и птиц, говорили мне старые охотники, многое узнаешь из их жизни и сам станешь настоящим охотником. Я изучал следы, но многое было непонятно. Лишь постепенно непонятное становилось ясным. Когда я догадался, что в природе попусту ничего не делается, тогда я понял, что в жизни все рассчитано и всему, что делается, свойственны свои, особенные следы. Причем очень часто следы разных зверей и птиц, если они касаются одного жизненного назначения, бывают одинаковыми, потому что способы сохранения и продолжения жизни у многих живых существ тоже одинаковые. Как только начинаешь читать следы какого - нибудь одного существа, глядишь, а ты уже разбираешься в жизни сотен и тысяч других существ: будь то звери, птицы или даже растения.
- Докажите, что это текст.
- Тема текста
- Основная мысль текста
- Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
- Выпишите из текста слова с чередующимися гласными в корне, объясните условие выбора данной орфограммы.
- Произведите фонетический разбор слова след.
- Подберите к первому предложению синтаксический синоним.
- Выпишите из текста выделенные предложения и сделайте их синтаксический разбор.
- Составьте схему четвертого предложения .
Пояснительная записка.
Урок русского языка в 9 классе по теме «Сложные предложения» разработан для общеобразовательного класса с детьми с разным уровнем подготовки. Обучение в классе ведётся по УМК В.В. Бабайцевой. На всех этапах урока велась работа по формированию УУД и основных компетенций учащихся, также обращалось внимание на подготовку к ГИА. Этапы урока, на мой взгляд, взаимосвязаны и логически последовательны. Чередуются формы работы с точки зрения их сложности, используются разноуровневые учебные задания: исследовательская деятельность, проблемные ситуации, индивидуальная работа, групповая работа.
Целью урока предполагалось обобщить и систематизировать материал по теме «Сложные предложения», совершенствовать практические навыки, помочь учащимся усвоить грамматико-стилистическую норму употребления сложных предложений в речи; продолжать работу по формированию у учащихся устойчивой мотивации к речевому самосовершенствованию.
Таким образом, все этапы урока способствовали самостоятельному поиску знаний, развитию логического мышления и речи. В результате учащиеся повторили теорию о сложных предложениях и тренировались правильно ставить знаки препинания в них, а также работа с тестом и возможностью самостоятельной проверки в электронном варианте сделала контроль знаний по теме урока эффективным, вызвала интерес учащихся, сэкономила время.
В целом урок развивает, воспитывает ИКТ культуру учащихся, которые продемонстрировали практические навыки: составление предложений указанной структуры по схемам, определение структурных особенностей сложного предложения и вычерчивание схем предложений.
Приложение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе
Представлена методическая разработка урока для обучающихся общеобразовательных школ в 5 классе...
методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса "Алфавит"
Методическая разработка урока русского языка с подробным алгоритмом действий учителя. Кроме основного учебного материала содержится материал о самой "молодой" букве русского языка....
Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"
Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...
Методическая разработка урока по русскому языку "Письмо моему учителю"
Методическая разработка урока по русскому языку для 6 класса "Письмо моему учителю"...
Методическая разработка урока по русскому языку Происхождение и употребление лексики современного русского языка
Методическая разработка урока по русскому языку предназначена для проведения занятия у студентов первого курса, обучающихся специальностям СПО при повторении раздела «Лексика и фразеология&raqu...
Методические разработки уроков немецкого языка для 10 класса учителя немецкого языка
Методические разработки уроков немецкого языка для 10 класса...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ»УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГАЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫПедагогические цели:...