Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему "Обращение"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
На уроке рассмотрели основные признаки обращения и постановку знаков препинания при нём.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_5kl._obrashchenie.docx | 19.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 5 ( учитель Прокопчук Л.В.)
Открытый урок в 5 классе по теме «Предложения с обращениями»
Тема урока: «Предложения с обращениями»
Цели урока:
- раскрыть основные признаки обращения в сопоставлении с подлежащим;
- ввести условные знаки для обозначения обращения в схеме и подчёркивания в предложении;
- познакомить учащихся с пунктограммой «Знаки препинания при обращении»;
- формировать у учащихся умения и навыки находить обращения в предложении;
- совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Оборудование: схемы, презентация.
Базовый учебник: Русский язык. Практика. 5кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Ю.Купалова, А.П.Еремеева, Г.К.Лидман-Орлова и др.; под ред. А.Ю.Купаловой.
Ход урока
- Мотивация к деятельности
Учитель: «Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверив ваши тетради с домашним упражнением, хочу сказать, что вы (учитель обращается к ребятам по именам) замечательно справились с заданием, а вы (учитель обращается к ребятам по именам) допустили ошибки при расставлении знаков препинания в предложениях, вы (учитель обращается к ребятам по именам) должны обратить внимание на орфографические ошибки».
Здесь учитель перебивает себя и спрашивает: « Ребята, а почему вы сели после моего приветствия?
Ученики в недоумении отвечают: « Вы же нам сказали садиться, обратившись к нам».
Учитель: «А как вы узнали, что такие-то ( учитель называет имена учеников) хорошо выполнили домашнее задание, а другие допустили ошибки?»
Ученики: «Вы назвали имена ребят».
Учитель: « Так что же это за слово, называющего того, к кому обращаются с речью?»
(Ученики дают правильный ответ и записывают тему урока)
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности
Слайд 1
Выразительное чтение учителем отрывка из сказки «Двенадцать месяцев» С.Я.Маршака (отрывок записан на слайде; учащиеся воспринимают обращение на слух):
Ветры, бури, ураганы,
Дуйте что есть мочи,
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи.
Учитель: «Вспомните, кто поизносит эти слова?» (Февраль)
Учитель: « К кому он обращается?» (К ветрам, бурям, ураганам, к вихрям, вьюгам и буранам)
Учитель: «Как мы произносим эти слова? (С особой выделительной интонацией)
Слайд 2
Учащиеся знакомятся со схемой и наблюдают за интонацией обращения: особым повышением голоса на слове-обращении, паузой после него.
О,О,О, . -.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.- .
- Запишите маршаковские строчки в тетрадь. Обратите внимание на графическое обозначение обращения в предложениях (vvvvvvvvvv).
3.Первичное закрепление во внешней речи.
Учитель: «Итак, что же такое обращение?» ( Это слово, называющего того, к кому обращаются с речью).
Учитель: «Чем выражены обращения в данном отрывке из сказки Маршака? (Именами существительными).
Учитель: « Посмотрите на следующий слайд. Давайте прочитаем ещё один отрывок, но уже из сказки А.С.Пушкина.»
Слайд 3
Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный?
Учитель: « Что вы заметили в первом предложении?» (Обращение может состоять не только из одного слова, но и из сочетания слов: князь ты мой прекрасный).
Учитель: « Что на письме соответствует интонационному выделению обращений? (Обращения на письме выделяются запятыми).
Учитель: «Верно. Это знаки выделения.»
Слайд4 ( Знакомство учащихся с пунктограммой «Знаки препинания при обращении»)
О, … . O! … . …, O . …, O, … .
Учитель: « Ребята, посмотрите на данные схемы. Что в них отражено? (Обращение может стоять в начале предложения, в конце и в середине. Оно выделяется запятыми, а если выражает сильное чувство, то после обращения ставится восклицательный знак).
Учитель: « Я предлагаю послушать небольшую информацию об обращении в древнерусском языке.»
Заранее подготовленное индивидуальное задание: подготовленный ученик расскажет об обращении в древнерусском языке. (В древнерусском языке для обращения существовал специальный звательный падеж. Например, из сказки А.С.Пушкина:
Чего тебе надобно, старче?( вместо старик)
В современном русском языке звательная форма совпала с формой именительного падежа и отличается от него лишь особой интонацией и синтаксическим употреблением ( в качестве обращения). Сохранилась она только в некоторых словах под влиянием церковнославянского языка: боже, господи.
Физминутка. Звучит песня Б.Окуджавы «Пожелание друзьям». Несколько упражнений для мышц плечевого пояса, ног и рук.
Учитель: « Запишите предложения и посмотрите, чем они отличаются друг от друга: Ребята оберегают природу. – Ребята, оберегайте природу! Разберите их по членам.»
4. Выявление места и причины затруднения
Учитель: «Что в этом задании вы увидели необычное?» (Предложения похожи друг на друга, но одно произносится с особой интонацией, призывающей , а другое повествует о том, что нам надо беречь природу).
Учитель: «Были ли трудности пи разборе по членам предложения? Значит, что вы ещё не знаете? (Не знаем, является ли обращение членом предложения.)
5. Построение проекта выхода из затруднения
Учитель: «Одной из целей урока является раскрытие основных признаков обращения в сопоставлении с подлежащим. Мы должны выяснить эти признаки.
6. Реализация построенного проекта
Что вы знаете о подлежащем?» (Подлежащее входит в грамматическую основу, обозначая предмет речи.)
Учитель: «Указывает ли обращение на того, кто совершает действие?» (Нет.)
Учитель: «Значит, обращение не входит в грамматическую основу и лишь называет того, к кому обращаются с речью».
Учитель: « Можно ли от сказуемого задать вопрос к подлежащему: Кто оберегает природу?» (Да. Ребята.)
Учитель: « К обращению нельзя поставить вопрос от сказуемого. При произнесении первого предложения между подлежащим и сказуемым соблюдается короткая пауза, при чтении подлежащего голос повышается, а после паузы понижается; во втором предложении после обращения пауза длиннее, голос при обращении повышается, после паузы он снова повышается, только к концу предложения понижается.»
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Учитель: « У каждого из вас лежит на парте листочек с предложениями, взятыми из басен И.А.Крылова. Расставьте в данных предложениях недостающие знаки препинания и составьте схемы, достаточные для объяснения знаков препинания.» (После выполнения ребята сверяют свои предложения с эталоном на доске)
Не оставь меня кум милый!...
Кумушка мне странно это…
Голубушка как хороша!
Спой светик не стыдись!
Смотри-ка кум милый мой что там за рожа?
8. Включение в систему знаний и повторение
Учитель предлагает учащимся выполнить самостоятельно задание по учебнику (упр.307).
Задание: понаблюдайте, какими разнообразными могут быть обращения в письмах. Найдите обращения, выраженные одним словом, подчинительным словосочетанием, сочинительным сочетанием слов. Объясните расстановку знаков препинания. Запишите его по памяти.
9. Рефлексия деятельности на уроке
- Что вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание: 1. Теоретический материал §22выучить; 2. Упр.311
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс
Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...
Открытый урок по русскому языку 9 класс сложное предложение и его виды
открытый урок по русскому языку...
Открытый урок по русскому языку 5 класс
Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе 8 вида. Тип урока формирование знаний и умений. Урок с призентацией....
Конспект открытого урока по русскому языку. 11 класс профильное обучение. «Ономастика и лингвокраеведение Летника»
Применение метода проектов на уроках русского языка....
Открытый урок по русскому языку 6 класс
Открытый урок по русскому языку 6 класс...
Открытый урок по русскому языку 5 класс
Тема урока: Простые и сложные предложения 9закрепление) 5 класс.Данный материал поможет отработать навыки определения видов предложения, умения ставить знаки препинания,а также работать над развитием ...