Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему "Обращение"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Прокопчук Лариса Викторовна

На уроке рассмотрели основные признаки обращения и постановку знаков препинания при нём.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_5kl._obrashchenie.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 5 ( учитель Прокопчук Л.В.)

 Открытый урок в 5 классе по теме «Предложения с обращениями»

Тема урока: «Предложения с обращениями»

Цели урока:

  1. раскрыть основные признаки обращения в сопоставлении с подлежащим;
  2. ввести условные знаки для обозначения обращения в схеме и подчёркивания в предложении;
  3. познакомить учащихся с пунктограммой «Знаки препинания при обращении»;
  4. формировать у учащихся умения и навыки находить обращения в предложении;
  5. совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: схемы, презентация.

Базовый учебник: Русский язык. Практика. 5кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Ю.Купалова, А.П.Еремеева, Г.К.Лидман-Орлова и др.; под ред. А.Ю.Купаловой.

Ход урока

  1. Мотивация к деятельности

Учитель: «Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверив ваши тетради с домашним упражнением, хочу сказать, что вы (учитель обращается к ребятам по именам) замечательно справились с заданием, а вы (учитель обращается к ребятам по именам) допустили ошибки при расставлении знаков препинания в предложениях, вы (учитель обращается к ребятам по именам) должны обратить внимание на орфографические ошибки».

Здесь учитель перебивает себя и спрашивает: « Ребята, а почему вы сели после моего приветствия?

Ученики в недоумении отвечают: « Вы же нам сказали садиться, обратившись к нам».

Учитель: «А как вы узнали, что такие-то ( учитель называет имена учеников) хорошо выполнили домашнее задание, а другие допустили ошибки?»

Ученики: «Вы назвали имена ребят».

Учитель: « Так что же это за слово, называющего того, к кому обращаются с речью?»

(Ученики дают правильный ответ и записывают тему урока)

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности

Слайд 1

Выразительное чтение учителем отрывка из сказки «Двенадцать месяцев» С.Я.Маршака (отрывок записан на слайде; учащиеся воспринимают обращение на слух):

Ветры, бури, ураганы,

Дуйте что есть мочи,

Вихри, вьюги и бураны,

Разыграйтесь к ночи.

Учитель: «Вспомните, кто поизносит эти слова?» (Февраль)

Учитель: « К кому он обращается?» (К ветрам, бурям, ураганам, к вихрям, вьюгам и буранам)

Учитель: «Как мы произносим эти слова? (С особой выделительной интонацией)

  Слайд 2

Учащиеся знакомятся со схемой и наблюдают за интонацией обращения: особым повышением голоса на слове-обращении, паузой после него.

        

О,О,О,                .                -.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-        .

- Запишите маршаковские строчки в тетрадь. Обратите внимание на графическое обозначение обращения в предложениях  (vvvvvvvvvv).

3.Первичное закрепление во внешней речи.

Учитель:  «Итак, что же такое обращение?» ( Это слово, называющего того, к кому обращаются с речью).

Учитель:  «Чем выражены обращения в данном отрывке из сказки Маршака? (Именами существительными).

Учитель:  « Посмотрите на следующий слайд.  Давайте прочитаем ещё один отрывок, но уже из сказки А.С.Пушкина.»

Слайд 3

Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный?

Учитель:  « Что вы заметили в первом предложении?» (Обращение может состоять не только из одного слова, но и из сочетания слов: князь ты мой прекрасный).

Учитель:  « Что на письме соответствует интонационному выделению обращений? (Обращения на письме выделяются запятыми).

Учитель:  «Верно. Это знаки выделения.»

Слайд4 ( Знакомство учащихся с пунктограммой «Знаки препинания при обращении»)

                     

О, …        .               O! …        .        …, O        .         …, O, …        .

Учитель:  « Ребята, посмотрите на данные схемы. Что в них отражено? (Обращение может стоять в начале предложения, в конце и в середине. Оно выделяется запятыми, а если выражает сильное чувство, то после обращения ставится восклицательный знак).

Учитель:  « Я предлагаю послушать небольшую информацию об обращении в древнерусском языке.»

Заранее подготовленное индивидуальное задание: подготовленный ученик расскажет об обращении в древнерусском языке. (В древнерусском языке для обращения существовал специальный звательный падеж. Например, из сказки А.С.Пушкина:

Чего тебе надобно, старче?( вместо старик)

В современном русском языке звательная форма совпала с формой именительного падежа и отличается от него лишь особой интонацией и синтаксическим употреблением ( в качестве обращения). Сохранилась она только в некоторых словах под влиянием церковнославянского языка: боже, господи.

Физминутка. Звучит песня Б.Окуджавы «Пожелание друзьям». Несколько упражнений для мышц плечевого пояса, ног и рук.

Учитель:  « Запишите предложения и посмотрите, чем они отличаются друг от друга: Ребята оберегают природу. – Ребята, оберегайте природу! Разберите их по членам.»

4. Выявление места и причины затруднения

Учитель:  «Что в этом задании вы увидели необычное?» (Предложения похожи друг на друга, но одно произносится с особой интонацией, призывающей , а другое повествует о том, что нам надо беречь природу).

Учитель:  «Были ли трудности пи разборе по членам предложения? Значит, что вы ещё не знаете? (Не знаем, является ли обращение членом предложения.)

5. Построение проекта выхода из затруднения

Учитель:  «Одной из целей урока является раскрытие основных признаков обращения в сопоставлении с подлежащим. Мы должны выяснить эти признаки.

6. Реализация построенного проекта

Что вы знаете о подлежащем?» (Подлежащее входит в грамматическую основу, обозначая предмет речи.)

Учитель:  «Указывает ли обращение на того, кто совершает действие?» (Нет.)

Учитель:  «Значит, обращение не входит в грамматическую основу и лишь называет того, к кому обращаются с речью».

Учитель:  « Можно ли от сказуемого задать вопрос к подлежащему: Кто оберегает природу?» (Да. Ребята.)

Учитель:  « К обращению нельзя поставить вопрос от сказуемого. При произнесении первого предложения между подлежащим и сказуемым соблюдается короткая пауза, при чтении подлежащего голос повышается, а после паузы понижается; во втором предложении после обращения пауза длиннее, голос при обращении повышается, после паузы он снова повышается, только к концу предложения понижается.»

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учитель:  « У каждого из вас лежит на парте листочек с предложениями, взятыми из басен И.А.Крылова. Расставьте в данных предложениях недостающие знаки препинания и составьте схемы, достаточные для объяснения знаков препинания.» (После выполнения ребята сверяют свои предложения с эталоном на доске)

Не оставь меня кум милый!...

Кумушка мне странно это…

Голубушка как хороша!

Спой светик не стыдись!

Смотри-ка кум милый мой что там за рожа?

8. Включение в систему знаний и повторение

Учитель предлагает учащимся выполнить самостоятельно задание по учебнику (упр.307).

Задание: понаблюдайте, какими разнообразными могут быть обращения в письмах. Найдите обращения, выраженные одним словом, подчинительным словосочетанием, сочинительным сочетанием слов. Объясните расстановку знаков препинания. Запишите его по памяти.

9. Рефлексия деятельности на уроке

- Что вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание: 1. Теоретический материал §22выучить; 2. Упр.311


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Открытый урок по русскому языку 5 класс

Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе 8 вида. Тип урока формирование  знаний и умений. Урок с призентацией....

Открытый урок по русскому языку 6 класс

Открытый урок по русскому языку 6 класс...

Открытый урок по русскому языку 5 класс

Тема урока: Простые и сложные предложения 9закрепление) 5 класс.Данный материал поможет отработать навыки определения видов предложения, умения ставить знаки препинания,а также работать над развитием ...