Урок по теме «Обращение» (5класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Цели:
Сформировать представление об обращении, его роли в предложении;
Учить находить обращение в предложении;
Учить отличать подлежащее от обращения;
Учить постановке знаков препинания при обращении;
Развивать устную и письменную речь учащихся.
Оборудование: компьютер, экран.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka._po_teme_obrashchenie_5_klass.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Обращение» (5класс)
Крашенина Любовь Геннадьевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МКОУ СОШ № 1 п. Новошахтинского Приморского края.
Цели:
Сформировать представление об обращении, его роли в предложении;
Учить находить обращение в предложении;
Учить отличать подлежащее от обращения;
Учить постановке знаков препинания при обращении;
Развивать устную и письменную речь учащихся.
Оборудование: компьютер, экран.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Фронтальное повторение.
Цель нашего урока - повторить пройденный материал и изучить новую тему, а какую, мы обсудим позже.
- Как называется раздел языка, который мы с вами изучаем? (синтаксис)
- Что изучает синтаксис?
- Без чего предложение не существует?
- Какие члены предложения, кроме главных, могут быть в предложении?
- Какие изученные конструкции могут осложнять предложение?
- Где может находиться обобщающее слово?
- Какие знаки препинания используются в предложениях с обобщающими словами?
Итак, мы вспомнили, чем может быть осложнено простое предложение. Молодцы, вы хорошо поработали. Сегодня на уроке мы с вами узнаем, чем еще может быть осложнено простое предложение.
3. Изучение нового материала.
(1-й слайд с рисунком из мультфильма»33 попугая», на нем изображены: мартышка, слон, удав, а в реке - крокодил)
Я прочитаю вам сказку, а вы слушайте внимательно и подумайте, о чем мы будем с вами говорить дальше.
Сказка (текст взят из книги В.М. Бурмако «Русский язык в рисунках», М., «Просвещение», 1991г.)
Слоненок, Удав и Мартышка пришли в гости к Крокодилу, но так как Крокодил лежал на другом берегу реки, они изо всех сил старались обратить на себя внимание. Мартышка прыгала, Удав свивался в кольца, а Слоненок трубил: «Э-э-э-э-й!» Но Крокодил молчал, как будто набрал в рот воды.
- Как же к нему обратиться?- размышлял Слоненок…
- Я придумала! Придумала! Придумала! - закричала Мартышка. - Я придумала обращение! Давайте назовем его имя!
- Крокодил! - закричали гости хором. – Мы пришли к тебе!
- Кто это обращается ко мне так вежливо?- приоткрыл один глаз Крокодил. – Да это мои друзья!..
На другой день Мартышка всем сообщила:
- Я придумала обращение! Назовите по имени того, к кому обращаетесь, и он обязательно вам ответит!
- А если хотите написать письмо, - добавил Удав,- не забудьте отделить обращение запятой!
(2-й слайд, на нем нарисован крокодил и после рисунка стоит запятая, а ниже записано предложение: Крокодил, мы пришли к тебе!)
- Итак, что же придумала мартышка?
- Когда мы пользуемся обращением?
- Запишем тему нашего урока: «Обращение».
- А какой совет дал удав?
- Давайте запишем предложение: Крокодил, мы пришли к тебе!
(3-й слайд со словами: ОБРАЩЕНИЕ).
Эта конструкция осложняет наши предложения, но значительно облегчает нашу жизнь. Кто хорошо владеет ею, тот непременно добивается успехов в общении, а, значит, и в жизни.
Работа с учебником.( Русский язык. 5класс. Т.А. Ладыженская)
А) стр.85, п.42, упр. под звездочкой и чтение параграфа;
Б) Упр.205
- Прочитайте сказку выразительно.
- К каким частям своего тела обращалась Лиса?
- Каковы эти предложения по цели высказывания?
- Запишем с вами предложения, в которых Лиса обращалась к глазам и хвосту.
- Где находятся обращения в этих предложениях? А как выделены?
- Посмотрите, как подчеркивается обращение. Подчеркивали ли мы с вами так какой-либо член предложения? Какой из этого можно сделать вывод?
В) - Давайте посмотрим, как еще может выделяться обращение.
Стр.86, упр. под* и правило.
Г) (4-й слайд, а у учеников листы распечатанные с заданиями)
Задание №1.
Прочитайте предложения. Найдите обращения, расставьте недостающие знаки. Составьте схемы.
Схемы.
Свет мой, зеркальце скажи,
Да всю правду доложи…
Ах ты мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.
Чего тебе надобно старче?
Дурачина ты, простофиля!
Выпросил дурачина корыто!
- Ребята, вы узнали, из каких произведений эти отрывки? Назовите автора и названия произведений.
- Давайте проверим, какие знаки препинания вы вставили.
- Вы обратили внимание, что некоторые обращения состоят из двух и более слов.
- Какие схемы у вас получились? (ученики на доске чертят схемы).
- А кого из героев вы узнали?
-Как характеризуют героев эти разные обращения? Вы бы смогли полюбить такую царицу? Почему?
Вывод: обращения могут быть окрашены различными чувствами и выражать наше отношение к собеседнику. При обращении можно понять, каков человек. Обращением можно выразить ласку, доброту, уважение и, наоборот, злость, недовольство. Очень часто обращения раскрывают характер героя. У человека тонкая и ранимая душа, подбирайте слова, когда обращаетесь к нему.
-Следующее задание поможет разобраться вам, как следует обращаться к тому или иному человеку. (5-й слайд)
Задание №2.
Соедините стрелками обращения с теми людьми, которые их произносят.
- Здравствуй, Коленька! Начальник.
- Здравствуйте, товарищ Иванов! Сестра
- Доброе утро. Николай Петрович! Товарищ
- Будь здоров, Николай! Сослуживец.
Д)(6-Й слайд)
-Запишите два предложения:
Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились.
Чем вы, гости, торг ведете?
- Какое слово повторяется в этих предложениях?
- В каком предложении это слово является подлежащим? Подчеркните.
- В каком выступает в качестве обращения?
- Задумаемся над вопросом: как мы будем различать два этих явления? ( Обращение не является членом предложения)
-Докажите это, выполнив синтаксический разбор предложения:
Бог вас, дети, наградит.
-Задайте вопрос к слову дети.
-Назовите личные местоимения во 2-ом и 3-ем предложениях. Какими членами предложения они являются? (вы, вас). Как вы думаете, являются ли они обращениями? Называют ли они того, к кому обращаются с речью?
Вывод: местоимения ВЫ, ТЫ не должны использоваться в качестве обращений. Кто их использует в речи в таком качестве, тот некультурный человек.
Е) ФИЗМИНУТКА,
Ж) Вы молодцы. Мы уже подходим к завершению нашего исследования.
Задание № 3. Самостоятельная работа.
Ребята, вам необходимо найти обращения в предложениях, расставить недостающие знаки. Это задание очень важно выполнить, поскольку оно покажет, понятна ли вам тема и не нужна ли кому-то дополнительная помощь.
Князь им вымолвил тогда: « Добрый путь вам господа!»
Здравствуй грозная царица.
Ветер ветер ты могуч, ты гоняешь стаи туч.
Не тужи душа моя это чудо знаю я.
Ты царица всех умнее, всех румяней и белее.
Балда погоди ты морщить море…
(Сдайте, пожалуйста, свои работы)
З) - Итак, мы выявили все основные признаки обращения. Давайте все, что мы узнали, оформим в единый ответ. Закончите предложения:
(7-й слайд)
Обращение-это слово (или словосочетание), называющее того,--------------------------------------------- .
В устной речи обращение выделяется-------------------------------------------------------------------------------- ,
а в письменной--------------------------------------------------------------------------------------------------------------- .
Обращение по составу может быть------------------------------------------------------------------------------------ .
Обращение не является--------------------------------------------------------------------------------------------------- .
Слова ТЫ и ВЫ --------------------------------------------------------------------------------------------------------------- .
Если обращение произносится с особым чувством, то после него на письме ставится-------------- .
И) А сейчас (ФИ ученика) прочитает стихотворение об обращении. Вы его тоже можете выучить.
Всем нам при общении
Поможет обращение.
Можно смело обратиться
К людям, звездам или птицам.
Только, друг, не забывай,
Запятые расставляй.
4. Итог урока.
5.Домашнее задание: п.42, сильным уч-ся выписать из басен Крылова И.А. 4предложения с обращением; Слабым-упр.208.
Использованная литература:
Учебник .Русский язык. 5класс. Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов и др. , М., «Просвещение», 2009г.;
«Русский язык в рисунках». В.М.Бурмако,М., «Просвещение», 1991г.
Сказки. А.С.Пушкин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Обращение"
Изучение темы происходит сопорой на тексты стихотворений стихотворений. Уроки с использований знаний по МХК и литературе похволят обучающимся познакомиться с творчеством русских поэтов и художников....
обобщающий урок по теме: Грибы-5класс
урок обобщения знаний учащихся о грибах , в виде групповой формы работы . ...
УРОК ПО ТЕМЕ ЛОНДОН 5КЛАСС
ИТОГОВЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ "Город Лондон" УМК Верещагина И.Н....
Открытый урок по теме "Обращение и знаки препинания при нем".
Открытый урок русского языка в 8 классе....
Презентация к уроку по теме "Обращение"
Данная презентация составлена к уроку по теме "Обращение" в 5 классе...
Урок на тему: Обращение в 5 классе.
Тема урока: Обращение.Предмет: Русский язык.Класс: 5Базовый учебник: Русский язык. 5 класс (Дрофа, 2012 г.)Цель урока (краткое описание): создание условий (психолого-педагогических, информационны...
Конспект урока по теме "Обращение. Функции обращения" в 8 классе
Представлена технологическая карта урока с презентацией...