Урок по теме "Обращение"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Изучение темы происходит сопорой на тексты стихотворений стихотворений. Уроки с использований знаний по МХК и литературе похволят обучающимся познакомиться с творчеством русских поэтов и художников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gc_antonovaop_konkurs3_konspekt.doc.doc | 73.5 КБ |
gc_antonovaop_konkurs3_prezentaziya.ppt.ppt | 2.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Подробный конспект урока.
Организационная информация | ||||||||||||||
Тема урока | Обращение в творчестве русских поэтов | |||||||||||||
Предмет | Русский язык | |||||||||||||
Класс | 5 класс | |||||||||||||
Автор/ы урока (ФИО, должность) | Антонова Ольга Петровна, учитель русского языка и литературы | |||||||||||||
Методическая информация | ||||||||||||||
Тип урока | Объяснение нового материала | |||||||||||||
Цели урока | Сформировать представление об обращении; об условиях постановки знаков препинания при обращении. | |||||||||||||
Задачи урока |
| |||||||||||||
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока | В ходе уроков обучающиеся узнают, что такое обращение, научатся находить обращение в тексте, строить схемы предложений с обращением, отличать обращение от подлежащего, приобретут навыки правильной постановки знаков препинания при обращении. | |||||||||||||
Необходимое оборудование и материалы | Компьютер, мультимедийная установка | |||||||||||||
Подробный конспект урока | ||||||||||||||
Мотивация учащихся | Здравствуйте, начинаем наш урок. Давайте поздороваемся друг с другом. Здравствуй, Саша… - Сегодня у нас очень интересная тема урока «Обращение в творчестве русских поэтов». Слайд №1. - Определите, что мы должны знать и уметь к концу урока? ( Знать, что такое обращение? Уметь находить обращения в стихотворениях русских поэтов). Мы не только почитаем отрывки из произведений, но и совершим небольшую экскурсию по художественному музею. Во время экскурсии мы должны все замечать, запоминать и собирать все сведения, касающиеся обращения. Итогом урока будет заполненная таблица. Слайд №2 Обращение
Итак, мы отправляемся. | |||||||||||||
Ход и содержание урока Объяснение нового материала.
Чтение предложений. Какие предложения по цели высказывания. Задание: Переделайте текст инструкции таким образом, чтобы предложения стали побудительными. Начните так: «Ребята,…» ( Работа по рядам: 3 абзаца – 3 ряда) Нет необходимости стараться увидеть все сразу за время одного посещения. Лучше всего выбрать какой-либо один зал и внимательно ознакомиться с его экспонатами. По залам музея или выставки следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать или кричать, подзывая знакомого или друга, недопустимо. Посетители лишь могут вполголоса обменяться друг с другом несколькими замечаниями. Для того чтобы ознакомиться с каким-либо экспонатом, не нужно вставать перед другим посетителем. Лучше всего дождаться, когда он, закончив осмотр, освободит место. Трогать руками музейные или выставочные экспонаты строго воспрещается. Фронтальная проверка. - Как вы думаете, где здесь обращение? Свой ответ аргументируйте. Сформулируйте, что такое обращение. ( В ходе рассуждения дети приходят к выводу, что обращение и обращается однокоренные слова, значит обращение обозначает того, к кому обращаются. Здесь обращаются к ребятам. Поэтому обращение - ребята). Строится схема предложения.
Во время ответов заполняется таблица. 2. За размышления, разговором мы незаметно подошли к картине русского художника Исаака Левитана « Березовая роща». Слайд № 4 - Давайте посмотрим на деревья, на березки. Выразите свои чувства. Составьте и запишите предложения, используя обращения. Фронтальная проверка. А теперь давайте посмотрим на строчки русских поэтов Н.Рубцова и С.Есенина. Зеленая прическа, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд? ( С.Есенин) Русь моя, люблю твои березы! С первых лет я с ними жил и рос. (Н.Рубцов)
Продолжаем путешествие. Впереди река. Слайд № 5 О Волга, колыбель моя, Любил кто тебя, как я? (Н. Некрасов) - Запишите предложение. Сколько обращений в этом предложении? Постройте схему. Какой вывод о количестве обращений и о знаках препинания при них можете сделать: в предложении может быть несколько обращений. Все обращения отделяются друг от друга запятой. Слайд №6 Задание: выпишите обращения. Слайд № 7.Фронтальная проверка. Мы назвали все обращения, и в награду новая репродукция. Дальше следует записать строки, подчеркнуть обращения, построить схемы:
Тебя люблю, тебе и верую.
Лишь к тебе я любовь берегу. - Какое место в предложении может занимать обращение? (в начале, в середине и в конце предложения) Найдите междометия в предложениях. Сформулируйте правила постановки знаков препинания. ( Междометие О не отделяется запятой). - Да, Русь, Россия, её просторы всегда вдохновляли поэтов и художников. Звучит отрывок из песни Г. Заволокина на стихи Н.Рубцова «Тихая моя родина». Задание перед прослушиванием: есть ли обращение в данном тексте. Слайд № 8. - Есть ли в данном тексте обращения? Свой ответ аргументируйте. ( Обращение называет того, к кому обращаются с речью. В данном тексте автор не обращается к родине, а просто называет её. Поэтому обращения здесь нет) 3.Закрепление материала. Слайд № 9 Задание: В каких отрывках есть обращения. Выпишите их.
Ты просишь солнечных лучей; Какая девственная нега В душистой чистоте твоей!
Как серебристый дремлет лист, Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив, Как не вздохнет нигде волна, Как тишиною грудь полна!
Вы, благовестники цветов! Я слышу в поднебесьи трели Над белой скатертью снегов.
Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало… ( А.А.Фет) - Являются ли местоимения ТЫ и ВЫ, ТЕБЕ обращением. Почему? Для того, чтобы ответить на этот вопрос подчеркните местоимения как члены предложения.( После данной работы ребята говорят, что местоимения не могут быть обращением, потому что являются членами предложения: подлежащим. Дополнением, а обращение не является членом предложения. Следовательно, к нему нельзя задать вопрос. При этом надо сказать, что местоимения ТЫ, ВЫ могут выполнять функции. Обращения, заменяя собой названия лица, к которому обращена речь: Эй, ты, остановись! | ||||||||||||||
Проверка и оценивание ЗУНКов | Подведение итогов. Проверяем таблицу. Слайд №10.
Работа по группам (уровню сложности). Каждый обучающийся выбирает задание по желанию. Слайд №11. 1 уровень сложности. Спишите предложения, выделите обращения запятыми. Упр. 487. Работа у доски 2 уровень сложности. Преобразуйте предложения так, чтобы в них было обращение. Поставьте обращение в начале, середине и в конце предложения. При необходимости добавьте местоимения ТЫ, ВЫ Черемуха сыплет снегом, птахи поют в лесу. Как хорошо море ночное. Прекрасны поля земли родной. Весел мирный проселочный путь, хороши степные дороги. Звенит, звенит златая Русь, волнуется неуёмный ветер. Не трещат морозы в заповедном бору. Работа у доски. 3 уровень сложности. Напишите сочинение-миниатюру по теме: «Разговор с природой» | |||||||||||||
Рефлексия деятельности на уроке | Возвращаемся с массой впечатлений, с записями, открытиями, размышлениями. Помните, в начале нашего путешествия я вас просила собрать все сведения, которые касаются обращения. Что же мы принесли с собой?
Но мы с вами не только изучали обращение, но и путешествовали по музею. Вспомните, с репродукциями каких русских художников мы с вами познакомились. Слайд №13 Строки каких поэтов прочитали. Слайд №… О чем хотели нам рассказать нам поэты и художники? ( О любви к родине) | |||||||||||||
Домашнее задание | §62, упр.493 | |||||||||||||
Дополнительная необходимая информация | ||||||||||||||
В помощь учителю | ||||||||||||||
Использованные источники и литература (если имеются) | 1.Стихотворения Н.Рубцова. Сайт -http://rubcov.ouc.ru/tihaya-moya-rodina.html 2. Сергей Есенин. О Русь, взмахни крылами. М.: Альпари,1995 3.А. А.Фет. Стихотворения. Поэмы. Переводы. М.: Правда, 1985 4. Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. М.М.Разумовской. М.: Дрофа, 2009
| |||||||||||||
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить | Презентация к уроку решает воспитательную задачу урока и знакомит с творчеством русских художников XIX века, а также обеспечивает музыкальное сопровождение, что создает благоприятную эмоциональную атмосферу на уроке. | |||||||||||||
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим | Тема «Обращение» в 5 классе рассчитана на 2 урока. Данный урок – первый. Цель: сформировать представление об обращении; об условиях постановки знаков препинания при обращении. Второй урок – самостоятельная работа над темой с целью устранения пробелов | |||||||||||||
Другое |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...