Урок -игра по теме "Лексика"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Данный урок в игровой форме поможет повторить материал по теме "Лексика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_leksika.docx | 18.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-игра по теме «Лексика»
Цель игры: повторить изученное по теме «Лексика», проверить знания и умения учащихся в области лексикологии
Оборудование урока: доска, проектор
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Введение в тему урока.
Слайд 1. Изображение теремка.
В чистом поле теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Учитель: Ответ на этот вопрос можно найти, разгадав загадку: Не мёд, а ко всему липнут. (Слова)
Затем детям предлагается ответить на вопросы:
1.Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав русского языка?
2.Для чего служат слова?
3. Работа с текстом.
Следующее задание выполняется письменно: (Слайд 2 с текстом)
Возят почту корабли,
Самолёты, поезда,
Мчат во все концы земли:
В степи, горы, города.
Почту в дальние районы
Доставляют почтальоны.
Задания к тексту:
1.Объясните орфограммы и пунктограммы.
2. Найдите слова, которые служат для обозначения предметов, признаков, действий.
3. Определите лексическое значение слов почта и почтальон. С помощью толкового словаря выясните, однозначными или многозначными являются эти слова.
4. Повторение изученного материала.
Учитель: Угадайте, кто это с толстой сумкой на ремне бодро шагает по извилистой тропинке и вот-вот подойдёт к теремку? (Слайд 3. Изображение почтальона Печкина.)
А вот и знакомый нам почтальон Печкин! Давайте поможем ему разобрать и разнести корреспонденцию. Как вы понимаете значение данного слова?
Выяснив значение слова корреспонденция, класс вместе с учителем приступает к вручению писем адресатам. В процессе этой работы формулируются задания для учащихся.
Учитель: Пакет предназначен для вручения словам, близким по значению. Что это за слова? (Синонимы)
На стук вышел один из братьев, проживающих в квартире № 1. Зовут его Смелый.
Задание 1.
Назовите имена остальных братьев. (Храбрый, Мужественный, Бесстрашный, Отважный.)
Вскрыл хозяин квартиры письмо и прочитал его вслух: «Дорогие синонимы, хотелись обойтись без вас, но вот что-то не получилось. Помогите нам»
Задание 2.
Отредактируйте текст, используя синонимы. (Слайд 4 с текстом.)
«После гибели Муму Герасим пошёл в родную деревню. Герасим шёл полями и лугами. Он шёл всю ночь. Он шёл и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришёл в родную деревню, то стал там прилежно работать».
Учитель: Жильцов квартиры номер два
Застать сумели мы едва.
Они стояли у порога,
Уже готовые в дорогу.
Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один толстый, другой тонкий. (Антонимы.)
Вскрыли братья квартиры письмо и обрадовались. Наконец пришла весточка от дорогого дедушки. Начали читать письмо – и чуть не заплакали от огорчения: половина письма – сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий попало письмо под дождь.
Задание 3.
Помогите братьям прочитать письмо. (Слайд 5 с текстом.)
«Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, глупых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы вы выросли людьми смелыми…»
Учитель: Окна квартиры № 3 распахнуты настежь. Весёлая песенка, которая льётся оттуда, поможет угадать вам, кто там живёт.
Мы – слова из русской речи, из родного языка.
Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность, ты до смысла доберись.
Наподобие начинки смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки.
Омонимам почтальон Печкин принес их любимый журнал «Мир».
Задание 4.
Пользуясь словарём, определите значение слова мир. Составьте предложения с этими омонимами.
Давайте заглянем в журнал, там много интересного.
Юмореска.
Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. Тои дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему:
- О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний!
И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъёмный.
Задание 5.
Объясните, почему произошла ошибка. С какой целью используются омонимы в художественной литературе? (Средство создания юмора)
Учитель: А под самой крышей находится мансарда. (Выясняется значение этого слова) Там идёт заседание Общества любителей образного слова. Собрались здесь необыкновенные слова, пламенные и нежные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие, живые и вещие.
Эти слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать, и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать.
Что это за слова? ( Слова, использованные в переносном значении.) Для них почтальон Печкин принёс бандероль. (Определяется значение этого слова.) Она предназначена для любителей поэзии. Это сборник стихотворений. Давайте откроем его.
Задание 6.
Найдите слова, использованные в переносном значении.( Слайд 6 с текстом)
Усталое солнце по небу гуляет.
Ленивая туча над лесом скучает.
На сонной берёзе щебечут синицы.
Спит ветер игривый средь поля пшеницы.
( А.Громова)
Полз состав. Он устал –
От гудка до хвоста.
Полз состав, полз, и стал,
И уснул у моста.
(В.Левин)
Задание 7 (письменно, на выбор)
1.Составьте словосочетания, используя в прямом и переносном значениях слова: горький, тяжёлый, холодный, злой, печальный, дышит.
2. Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем: «Гулял по лесу ветер», «Бежал весёлый ручеёк», «Пришла волшебница-зима».
5. Домашнее задание.
Учитель: Опустела сумка почтальона Печкина. Давайте её снова заполним. Пишут письма обитатели теремка, пишите и вы жильцам теремка. Это ваше домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра "Своя Игра"
Урок-игра "Своя Игра", 10 классЭлемент внеурочного мероприятия, используем на уроках-викторинах....
Урок-игра "Олимпийские игры", 6 класс
Урок на действия с дробями....
Урок - игра "Своя игра: Нервная система и анализаторы"
Урок направлен на повторение и закрепление знаний по темам «Нервная система» и «Анализаторы. Органы чувств». При обучении классов, в которых биология не является профильной дисциплиной, во...
Играем всерьёз. Урок-игра "Путешествие в страну Русского языка"
Заключительный урок русского языка в 5 классе...
Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе
деловая игра, интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...
Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....
Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»
Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...