Глагол как часть речи
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Грачева Наталья Александровна

В данном документе содержатся основные теоретические сведения о глаголе как части речи. Этот теоретический материал могут использовать как учителя , так и ученики (5-11 кл.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glagol_kak_chast_rechi.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Глагол.

1) Неопределенная форма глагола (инфинитив):

Глаголы в Н.ф. (в инфинитиве) отвечают на вопрос что делать? или что  сделать?: видеть — увидеть, сеять — посеять, смотреть — рассмотреть.

Они оканчиваются на суффиксы –ть (-ти) (бежать, думать, найти, нести), а некоторые глаголы оканчиваются на чь (увлечь, беречь, стричь и т. д.)

2) Виды глагола:

  1. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и обозначают незавершенное действие.  

Например: говорить, плавать, читать.

  1. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и обозначают завершенное действие.        

Например: рассказать, переплыть, прочитать.

Глаголу одного вида может соответствовать глагол другого вида с одним и тем же лексическим значением.

Такие глаголы образуют видовую пару: объединить — объединять, достигнуть — достигать.

При образовании глаголов одного вида от глаголов другого вида используются:  

А) приставки (ехать — уехать);

Б) суффиксы (толкать — толкнуть).

В) чередование гласных и согласных в корне: опоздать — опаздывать, начать — начинать, победить — побеждать.

Г) разные слова, разные основы: взять — брать, сказать — говорить, найти — искать.

Д) ударение: разрезать — разрезать.

3) Переходные и непереходные глаголы 

А) Переходные глаголы, которые сочетаются  с существительным или местоимением в В.п. без предлога.                                                                                  

                                                       сущ.В.п.                      мест.В.п.

Например:  Люблю родную страну. Он уважает меня.

Б) Непереходные глаголы, которые сочетаются с существительным или местоимением в других косвенных падежах, а также в В.п. с предлогом.

                                                 сущ.Д.п.                  мест. П.п.

Например:  Подошёл к   дому.    Говорить о  нём.

! К непереходным относятся глаголы с суффиксом -ся (сь).

4) Возвратные глаголы - глаголы с суффиксом -ся (сь) Например:  учиться, встречаться, умываться.

Невозвратные глаголы – глаголы, у которых этих суффиксов (постфиксов) нет. Например: учить, встретить, умывать.

 

5) Времена глагола.

А) Настоящее время- действие совершается сейчас, в момент речи. Вопросы: что делает? (ед.ч.) что делают? (мн.ч)

Например:  читает, пишет, поют, рисуют.

Формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида.

!Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам.

Лицо

Ед.число

Мн.число

1 (я, мы)

читаю, строю

читаем, строим

2 (ты, вы)

читаешь, строишь

читаете, строите

3 (он, она, они)

читает, строит

читают, строят

Б) Прошедшее время – действие уже совершилось, прошло. Вопросы: что делал? что сделал?

Например: прочитал, нарисовала, выглянуло, спели.

Глагол в прош. времени изменяется по числам, в ед. числе – по родам.

Образуется: 

1)  основа Н.ф. гл. + суф. –Л

Например:  говорить + л -  говорил ;   любить + л – любил.

  1. в некоторых гл. прош. вр. нет суф. –Л в форме муж. рода

Например:

 Беречь – берёг (м.р.), замёрзнуть – замёрз (м.р.)

  1. некоторые глаголы полностью меняются.

Например:

Идти – шёл; найти – нашёл; расти – рос.

В) Будущее время – действие будет происходить, произойдёт. Вопросы: что будет делать? что сделает?

Например: прочитает, нарисует, споют, будет читать, будет рисовать, будут петь.

Будущее время имеет 2 формы:

А) будущее простое.  Образуется от глагола совершенного вида (что сделаю?) Например:  построить – построю; нарисовать – нарисую

Б) будущее сложное.

Образуется от глагола несовершенного вида (что буду делать?)

Глагольная связка БЫТЬ в форме простого буд. времени + Н.ф. глагола

Например: буду говорить, буду петь, буду купаться

! Глаголы в будущем времени изменяются по лицам и числам.

Наклонение глагола

Виды

Характеристика

Как изменяются

Как образуется

Примеры

1)Изъявительное

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, которое

происходит (наст.вр.),  

происходило (прош.вр.),

будет происходить (буд.вр.)

Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам, лицам и числам.

_____________

   (наст.вр.)

Я пишу письмо.

     прош.вр.

Я писал письмо.

      буд.вр.

Я буду писать (напишу) письмо.

2)Сослагательное (условное)

Глаголы в сослагательном наклонении обозначают действие, которое может произойти только  при определённых условиях.

Глаголы в условном наклонении не имеют времени, но изменяются по родам и числам.

Глагол в форме прошедшего времени +

частица БЫ (Б).

Частица БЫ (Б) пишется всегда отдельно от глагола и может стоять не только при глаголе, но и в любом другом месте предложения.

Я написал    бы     письмо бабушке,

если бы   знал её почтовый адрес.

Читал       бы   ты больше.

Побольше     бы    ты читал.

3)Повелительное

Глаголы в повелительном наклонении выражают волеизъявление, приказание, просьбу, совет.

Глаголы в повелительном наклонении не имеют времени. Они изменяются только по числам.

1.Форма ед.числа:

основа настоящего (или будущего простого) времени

    +   суф. -И

(или без суф.).

Нулевое окончание – показатель формы ед. числа.

2.Форма мн. числа: форма повел. накл. ед. числа  + окончание –ТЕ.

3. Глаг. в изъяв. накл. наст. или буд. вр. + частицы ПУСТЬ, ПУСКАЙ, ДАВАЙ, ДА.

Срочно пиши письмо!

Напиши , пожалуйста, письмо бабушке.

Намажь  на хлеб масло!

Пишите письма!

Пусть он напишет письмо!

Давайте споём все вместе!

Да будет мир!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Глагол – необыкновенная часть речи»

Урок- экскурсия для систематизации и обобщения знаний по теме  «Глагол»  в 6 классе. ...

Презентация "Глагол как часть речи"

Презентация к вводному уроку по теме...

"Глагол как часть речи"

"Глагол как часть речи"...

Презентация к уроку русского языка "Глагол как часть речи"

Презентация по теме "Глагол как часть речи"....

Тема урока: Глагол как часть речи.

Урок открытия нового знания. Материал построен так, что учащиеся самостоятельно определяют свои знания-незнания по данной теме, ставят цели и выбирают пути их достижения. В качестве мотивации использу...

Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)

Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и  литература), связан с изучением творчеств...

План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе коррекционной школы "Глагол как часть речи. Определение глагола в предложении".

Данный урок русского языка предназначен для учащихся  9 класса коррекционной школы. Образовательная цель урока: дать понятие глагола как части речи; формировать умение находить глаголы в предложе...