Глагол как часть речи
учебно-методический материал по русскому языку на тему
В данном документе содержатся основные теоретические сведения о глаголе как части речи. Этот теоретический материал могут использовать как учителя , так и ученики (5-11 кл.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glagol_kak_chast_rechi.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Глагол.
1) Неопределенная форма глагола (инфинитив):
Глаголы в Н.ф. (в инфинитиве) отвечают на вопрос что делать? или что сделать?: видеть — увидеть, сеять — посеять, смотреть — рассмотреть.
Они оканчиваются на суффиксы –ть (-ти) (бежать, думать, найти, нести), а некоторые глаголы оканчиваются на чь (увлечь, беречь, стричь и т. д.)
2) Виды глагола:
- Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и обозначают незавершенное действие.
Например: говорить, плавать, читать.
- Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и обозначают завершенное действие.
Например: рассказать, переплыть, прочитать.
Глаголу одного вида может соответствовать глагол другого вида с одним и тем же лексическим значением.
Такие глаголы образуют видовую пару: объединить — объединять, достигнуть — достигать.
При образовании глаголов одного вида от глаголов другого вида используются:
А) приставки (ехать — уехать);
Б) суффиксы (толкать — толкнуть).
В) чередование гласных и согласных в корне: опоздать — опаздывать, начать — начинать, победить — побеждать.
Г) разные слова, разные основы: взять — брать, сказать — говорить, найти — искать.
Д) ударение: разрезать — разрезать.
3) Переходные и непереходные глаголы
А) Переходные глаголы, которые сочетаются с существительным или местоимением в В.п. без предлога.
сущ.В.п. мест.В.п.
Например: Люблю родную страну. Он уважает меня.
Б) Непереходные глаголы, которые сочетаются с существительным или местоимением в других косвенных падежах, а также в В.п. с предлогом.
сущ.Д.п. мест. П.п.
Например: Подошёл к дому. Говорить о нём.
! К непереходным относятся глаголы с суффиксом -ся (сь).
4) Возвратные глаголы - глаголы с суффиксом -ся (сь) Например: учиться, встречаться, умываться.
Невозвратные глаголы – глаголы, у которых этих суффиксов (постфиксов) нет. Например: учить, встретить, умывать.
5) Времена глагола.
А) Настоящее время- действие совершается сейчас, в момент речи. Вопросы: что делает? (ед.ч.) что делают? (мн.ч)
Например: читает, пишет, поют, рисуют.
Формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида.
!Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам.
Лицо | Ед.число | Мн.число |
1 (я, мы) | читаю, строю | читаем, строим |
2 (ты, вы) | читаешь, строишь | читаете, строите |
3 (он, она, они) | читает, строит | читают, строят |
Б) Прошедшее время – действие уже совершилось, прошло. Вопросы: что делал? что сделал?
Например: прочитал, нарисовала, выглянуло, спели.
Глагол в прош. времени изменяется по числам, в ед. числе – по родам.
Образуется:
1) основа Н.ф. гл. + суф. –Л
Например: говорить + л - говорил ; любить + л – любил.
- в некоторых гл. прош. вр. нет суф. –Л в форме муж. рода
Например:
Беречь – берёг (м.р.), замёрзнуть – замёрз (м.р.)
- некоторые глаголы полностью меняются.
Например:
Идти – шёл; найти – нашёл; расти – рос.
В) Будущее время – действие будет происходить, произойдёт. Вопросы: что будет делать? что сделает?
Например: прочитает, нарисует, споют, будет читать, будет рисовать, будут петь.
Будущее время имеет 2 формы:
А) будущее простое. Образуется от глагола совершенного вида (что сделаю?) Например: построить – построю; нарисовать – нарисую
Б) будущее сложное.
Образуется от глагола несовершенного вида (что буду делать?)
Глагольная связка БЫТЬ в форме простого буд. времени + Н.ф. глагола
Например: буду говорить, буду петь, буду купаться
! Глаголы в будущем времени изменяются по лицам и числам.
Наклонение глагола
Виды | Характеристика | Как изменяются | Как образуется | Примеры |
1)Изъявительное | Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, которое происходит (наст.вр.), происходило (прош.вр.), будет происходить (буд.вр.) | Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам, лицам и числам. | _____________ | (наст.вр.) Я пишу письмо. прош.вр. Я писал письмо. буд.вр. Я буду писать (напишу) письмо. |
2)Сослагательное (условное) | Глаголы в сослагательном наклонении обозначают действие, которое может произойти только при определённых условиях. | Глаголы в условном наклонении не имеют времени, но изменяются по родам и числам. | Глагол в форме прошедшего времени + частица БЫ (Б). Частица БЫ (Б) пишется всегда отдельно от глагола и может стоять не только при глаголе, но и в любом другом месте предложения. | Я написал бы письмо бабушке, если бы знал её почтовый адрес. Читал бы ты больше. Побольше бы ты читал. |
3)Повелительное | Глаголы в повелительном наклонении выражают волеизъявление, приказание, просьбу, совет. | Глаголы в повелительном наклонении не имеют времени. Они изменяются только по числам. | 1.Форма ед.числа: основа настоящего (или будущего простого) времени + суф. -И (или без суф.). Нулевое окончание – показатель формы ед. числа. 2.Форма мн. числа: форма повел. накл. ед. числа + окончание –ТЕ. 3. Глаг. в изъяв. накл. наст. или буд. вр. + частицы ПУСТЬ, ПУСКАЙ, ДАВАЙ, ДА. | Срочно пиши письмо! Напиши , пожалуйста, письмо бабушке. Намажь на хлеб масло! Пишите письма! Пусть он напишет письмо! Давайте споём все вместе! Да будет мир! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Глагол – необыкновенная часть речи»
Урок- экскурсия для систематизации и обобщения знаний по теме «Глагол» в 6 классе. ...
Презентация "Глагол как часть речи"
Презентация к вводному уроку по теме...
"Глагол как часть речи"
"Глагол как часть речи"...
Презентация к уроку русского языка "Глагол как часть речи"
Презентация по теме "Глагол как часть речи"....
Тема урока: Глагол как часть речи.
Урок открытия нового знания. Материал построен так, что учащиеся самостоятельно определяют свои знания-незнания по данной теме, ставят цели и выбирают пути их достижения. В качестве мотивации использу...
Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)
Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и литература), связан с изучением творчеств...
План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе коррекционной школы "Глагол как часть речи. Определение глагола в предложении".
Данный урок русского языка предназначен для учащихся 9 класса коррекционной школы. Образовательная цель урока: дать понятие глагола как части речи; формировать умение находить глаголы в предложе...