Цитаты. Технологическая карта урока.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Разработка урока по теме "Способы цитирования", оформленная в виде технологической карты по новым стандартам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока по новым стандартам. | 63 КБ |
Презентация к уроку по теме "Цитаты" | 242 КБ |
faust.ppt | 554 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Составила Терехина С. В., учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 87».
Урок русского языка по теме «Цитаты и их оформление на письме»
Урок для учащихся 8 классов, рассчитан на 45 минут, сопровождается авторской мультимедийной презентацией.
Тип урока: урок рефлексии
Цели урока:
Содержательная цель: закрепление изученных способов действия при оформлении цитат в письменной речи, выявление трудных случаев пунктуации при цитатах; обучение включению цитат в собственные высказывания с целью овладения цитатой как инструментом рассуждения. Формирование лингвистического понятийного аппарата.
Деятелъностная цель: формирование у обучающихся способностей к выявлению собственных затруднений в овладении нормами пунктуации, орфографии и культуры речи, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения.
Воспитательная цель: формирование личностных универсальных учебных действий.
Организационный момент (1-2 мин)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты деятельности |
Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. | 1. Я предлагаю начать сегодняшний урок с отрывка из юмористического рассказа А. П. Чехова «Восклицательный знак». ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. Ваша задача – оценить позицию героя: сумел ли герой доказать несправедливость сделанного ему упрёка? 2. Помогите Перекладину лингвистически грамотно сформулировать описанные им пунктограммы? 3. А теперь сравните формулировки Перекладина с научными и выскажите своё мнение, какие из них удобнее и почему? 4. О каких пунктограммах не упоминается в тексте? 4)Итак, мы вспомнили ряд изученных нами пунктограмм. А теперь приступим к работе в тетради. Спишите высказывание Джонатана Свифта, оформив его как эпиграф к уроку, прокомментируйте свои действия и найдите потерянные запятые. «Выдержки и изречения подобны зажигательным стеклам: они собирают лучи ума и знания рассеянные в произведениях писателей и силой и живостью сосредоточивают эти лучи в сознании читателей». (Джонатан Свифт) 5. А теперь попробуйте самостоятельно сформулировать пунктуационную тему сегодняшнего урока на основе данного высказывания. 6. Изучению этой темы был посвящён предыдущий урок. В чём вы видите цели и задачи урока сегодняшнего? 7. К тому, что вы сказали, я добавлю: наша задача не только практически освоить навык оформления цитат на письме, но и выявить трудные случаи их постановки, а также поучиться включать цитаты в собственные высказывания, то есть сделать шаг в овладении цитатой как инструментом рассуждения. | 1)Дети читают текст и отвечают на вопрос. Приходят к выводу о том, что герой текста Перекладин действительно недостаточно хорошо знает правила пунктуации и формулирует их по-своему. 2) Выполняя задание, учащиеся повторяют изученные ими виды пунктограмм. 3) Учащиеся рассуждают и самостоятельно, путём сопоставления, приходят к выводу, что научные формулировки пунктограмм удобнее, потому что они точнее, чётче, исключают двоякое понимание в силу их единообразия, что служит смыслообразующим мотивом к их изучению. 4) Учащиеся вспоминают правила оформления эпиграфа, говорят, что эпиграф оформляется на правой стороне листа без кавычек, фамилия и инициалы автора в скобки не заключаются, точка после них не ставится. Задание служит «мостиком» к теме урока. 5)Учащиеся формулируют тему урока и записывают её в тетрадь. 6) Учащиеся предлагают свои варианты целей и задач урока. | Личностные УУД (смыслообразование, формирование внутренней позиции школьника к учебной деятельности) Предметные УУД (формирование лингвистического аппарата) Метапредметные познавательные УУД (работа с информацией, сравнительный анализ, обобщение) Регулятивные УУД (целеполагание, планирование) |
Этап актуализации и пробного учебного действия. | 1 задание. Прочтите примеры с пропущенными знаками препинания и выберите те, которые могут вызвать у вас затруднения. ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. Какие действия помогли нам выйти из затруднения? | Коллективная работа. Учащиеся выбирают примеры, задают вопросы и вместе с учителем находят алгоритм выхода из затруднения. Примеры записываются в тетрадь. | Познавательные УУД (формирование общеучебных навыков; анализ собственных интеллектуальных операций) |
Этап локализации индивидуальных затруднений | Итак, мы с вами повторили некоторые действия, помогающие нам решить пунктуационные задачи. Для того чтобы овладеть пунктуационными навыками, необходимо, чтобы эти действия выполнялись последовательно и быстро. Вот над этим мы с вами сейчас и поработаем. У группы ребят к данному уроку было задание: придумать компьютерную игру на тему «Цитаты». Посмотрим, что они нам предложат. | Участие в игре помогает учителю и учащимся определить «уровни», то есть этапы алгоритма действий при решении пунктуационной задачи, которые недостаточно хорошо ими освоены. Учащиеся совершают пробные действия, сталкиваются с затруднениями, после чего осуществляют самопроверку по эталону, заполняют таблицу результатов прохождения «уровней». | Коммуникативные УУД (речевая деятельность, сотрудничество учащихся) Личностные УУД (элементы самообразования, авторы проекта пробуют себя в новой социальной роли «учителя») Регулятивные УУД (самоконтроль) |
Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений Этап реализации построенного проекта | Работа с разноуровневым дидактическим материалом – карточками. ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 Задания на карточках распределены по уровням сложности, учащиеся могут выбрать любой уровень. Время работы – 7-10 минут. | Индивидуальная работа. Дети закрепляют навык умения работать с алгоритмом. Для осуществления проверки результатов 1 учащийся работает на доске, выполняя задания 2 уровня сложности - изменение способа цитирования, 1 учащийся выполняет задание 3 уровня сложности – использование цитаты для доказательства тезиса, 1 учащийся на компьютере набирает сочинение – рассуждение на основе цитаты (4 уровень сложности) | Личностные УУД (определение границ собственного знания/незнания) Регулятивные УУД (выбор уровня сложности, управление учебной деятельностью) |
Этап обобщения затруднений во внешней речи | Проверка результатов с использованием ИКТ. | Групповое обсуждение. Формирование лингвистического понятийного аппарата. | Коммуникативные и регулятивные УУД (оценка результатов деятельности с проговариванием во внешней речи) |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Этап решения заданий творческого уровня | Итак, мы с вами учились различным способам цитирования и оформлению цитат на письме. Теперь обратим внимание на то, в каких стилях речи чаще всего используется цитирование? С какой целью? Следующее задание – распутай текст, восстановив последовательность предложений, - даст вам возможность потренироваться в построении логики рассуждения и уместном включении в него цитат. ПРИЛОЖЕНИЕ № 4. Проверка осуществляется по эталону. Обсуждение ошибок. | Учащиеся отмечают, что цитирование чаще всего используется в публицистике и научных текстах для придания им убедительности, для построения рассуждения. В процессе самостоятельной работы учащиеся отрабатывают навык построения логики рассуждения и уместного включения в него цитат. | Познавательные УУД (способность рассуждать) |
Домашнее задание | Напишите продолжение рассуждения на тему «Сердцевина счастья… Где она?» Не забудьте о примерах из жизненного опыта иди литературы. Объём продолжения – полстраницы – страница. | Регулятивные УУД (творческая работа) Личностные УУД (ценностная и морально-этическая ориентация) | |
Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности |
Спасибо за сотрудничество. Урок окончен. | Дети обобщают полученные знания, определяют границы собственного «знания» и «незнания», зафиксированные в течение урока. Оценивают себя и друг друга. | Регулятивные УУД (оценка деятельности) Личностные УУД (смыслообразование) |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Иога́нн Во́льфганг фон Гёте Родился в 1749 во Франкфурте-на-Майне. Умер в 1832 году в Веймаре. немецкий поэт; государственный деятель (был сначала советником, потом министром при дворе герцога веймарского); мыслитель и естествоиспытатель.
Философская трагедия «Фауст» в двух частях - поэтическое завещание Гёте Основные даты творческой истории «Фауста»: 1775 — первая редакция – «Прафауст». 1790 — издание «Фауста» в виде «отрывка». 1806 — окончание первой части, 1825 — начало работы над второй частью, 1831 — окончание «Фауста».
В каких ещё изученных нами произведениях зарубежной литературы идёт спор о человеке? Шекспир – деятель эпохи Возрождения, или Гуманизма(15-16 века); Гёте – эпохи Просвещения(18 век). Просветители ищут новые пути совершенствования человека и берут себе в учителя природу. Идеи и идеалы просветителей: природа создала всех людей равными; идеал «естественного человека», близкого к природе и к народу; идеал учёного – самоотверженного труженика; интерес к естественным наукам.
Переосмысление традиционного представления о Боге и человеке. Образы Господа и Мефистофеля в «Прологе на небе». Господь. Мефистофель. Таким, как ты, я никогда не враг… Мы ладим, отношений с ним не портя.
«Божок вселенной» Вывод: образы Бога и Мефистофеля очеловечены, сближены, Мефистофель не враг, а слуга и помощник Господа. Расхождения в представлении о человеке: мнение Мефистофеля – мнение Господа.
Вывод Мефистофель – скептик и обличитель пороков – с его помощью Гёте создаёт сатирический образ человека. Господь – защитник человека, верящий в конечное торжество светлого начала, разума (главная идея Просвещения).
«Он рвётся в бой и любит брать преграды» (образ Фауста) Что узнаём о нём из пролога? Чем он отличается от других людей?
«Кто ищет, вынужден блуждать». Сделка Объясните смысл сделки, предложенной Мефистофелем Фаусту. Почему Господь соглашается на предложение Мефистофеля, ведь он, наоборот, должен оберегать человека от происков дьявола? В чём видит Господь смысл испытанья, назначенного Фаусту?
Сцена «У ворот» Взаимоотношения Фауста с простым народом. Отношение к Фаусту его коллеги - учёного Вагнера. Исповедь самого героя.
Два типа учёных. Вагнер – кабинетный учёный, самодовольный потребитель знаний. Фауст – первооткрыватель, исследователь, никогда не удовлетворяющийся достигнутым.
«Природа для меня загадка. Я на познанье ставлю крест». В чём смысл духовных терзаний Фауста? (отношение Фауста к своим достижениям в науке) О чём мечтает герой?
Появление Мефистофеля В какой момент появляется пудель, который оказывается затем Мефистофелем? Случайность это или нет? Какое качество человеческой натуры олицетворяет Мефистофель? Образ Мефистофеля.
«Мгновение, повремени!» Договор Фауста с Мефистофелем Мефистофель предлагает Фаусту сделку. Какова цена этой сделки? Расскажите, как Фауст отнёсся к предложению Мефистофеля? Чем пытается соблазнить Фауста Мефистофель? Чем удаётся ему это сделать? Какое условие ставит Фауст? Почему соглашается? Что хочет сказать этим Гёте о главных жизненных ценностях?
«Куда же мы теперь?» Итак, Фауст заключает сделку с чёртом ради познания, у которого, как уверен герой, нет границ. Для осуществления эксперимента Мефистофель возвращает Фаусту молодость. Фауст решает окунуться в пучину страстей, испытать в полной мере радости и горести, которые выпадают на долю человека.
Домашнее задание Расскажите о встрече Фауста с Маргаритой. 1 Чем привлекает Фауста эта девушка? 2) История Маргариты. 3) Чувства Маргариты к Фаусту. 4) Вмешательство Валентина. 5) Поединок. Отношение Фауста к поединку. Почему Фауст закалывает Валентина? 6) Бегство. Полёт на шабаш. 7) Судьба Маргариты. 8) Анализ сцены «Свидание Фауста с Маргаритой в тюрьме». Чтение в лицах. Объясните, почему Маргарита отказывается бежать? 9) Какие чувства испытывает Фауст? Чем заканчивается сцена?
Фауст и Маргарита
Из-за него спорят Бог и сатана (Мефистофель), причём Бог предсказывает Фаусту, которому, как и всякому ищущему человеку, суждено ошибаться, спасение, ибо «честный человек в слепом исканьи всё ж твердо сознает, где правый путь»: этот путь — путь неустанных стремлений к открытию действительно значительного смысла жизни. Подобно Вильгельму Мейстеру, Фауст, прежде чем обнаружить конечную цель своего существования, проходит ряд «образовательных ступеней». Первая ступень — его любовь к наивной мещаночке Гретхен, кончающаяся трагически. Фауст покидает Гретхен, и та, в отчаянии убив родившегося ребёнка, погибает. Но Фауст не может поступить иначе, он не может замкнуться в узкие рамки семейного, комнатного счастья, не может желать судьбы Германа («Герман и Доротея»). Он бессознательно стремится к более грандиозным горизонтам.
В метаниях Фауста отражается разочарование просветителей в человеческом знании, в силе человеческого разума раскрыть все тайны природы. Они приходят к идее непознаваемости мира, которая получила название агностицизма (гностицизм – вера, агностицизм – неверие). Разочарование в науке приводит к обращению к ненаучным путям познания – к оккультизму Гёте не исключение
На изображении перед вами - человек, слепо шагающий вперед и невидящий, что под ногами у него пропасть. Вслед за человеком бежит пес, злобно раздирающий его одежду и не дающий свернуть в сторону. Как правило, данный образ трактуется однозначно: этот слепец олицетворяет тот этап нашей жизни, когда мы бредем по пути, не разбирая дороги. За спиной у нас - груз прошлых ошибок и заблуждений. Суетливые и беспокойные мысли (пес, бегущий следом) мешают нам остановиться и задуматься: «А куда, собственно, лежит мой путь?» Мы бредем, как слепые, без цели, не видя порой даже пропасти под ногами. И лишь от судьбы зависит, упадем мы в нее или же благополучно минуем, так и не узнав, чего избежали. Нулевой Аркан изображает фигуру мужчины над пропастью. Человек направляется к краю пропасти, но не смотрит, куда идет. Он может либо оглядываться через плечо, либо смотреть в небо; следующий шаг отправит его в пропасть, но он не ведает об опасности. В некоторых колодах Дурак облачен в разноцветный костюм и колпак с бубенцами — традиционный наряд придворного шута. В других он одет в простой, иногда поношенный костюм странника. В большинстве колод Дурак несет на плече узелок с пожитками и может опираться на посох. Во многих колодах на этой карте изображена также маленькая собачка, поднявшаяся на задние лапы и либо лающая на фигуру, либо ухватившая Дурака за одежды, чтобы оттянуть от края пропасти. В любом случае собачка пытается предупредить его о грозящей опасности. Но Дурак настолько погружен в собственные мысли, что не обращает никакого внимания на предупреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...
«Технологическая карта урока – выбор оптимального варианта «Иду на урок»: проектирование и моделирование урока с позиции требований системно-деятельностного подхода. Основные принципы работы над созданием карты: интерактивность, структурированность, алгор
В презентации рассказано как поэтапно создавать различные виды технологических карт к урокам по ФГОС....
Технологическая карта урока по швейному делу. 9 класс. "Производственный технологический процесс изготовления одежды"
Открытый урок. с применением инновационных технологий....