Урок русского языка и литературы
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Уважаемые коллеги!
Данный урок разработан в соответстивии с темой и учитывает возрастные особенности учащихся. В процессе такого урока учащиеся самостоятельно изучают учебный материал, коллективно обсуждают результаты своей работы. Эта форма проведения урока способствует активизации познавательной деятельности учащихся и формирования у них умений самостоятельной работы в группах и коллективно.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_literature.docx15.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературе. 9 класс.

Тема

Личность В. Шукшина. Психологизм прозы В. Шукшина. Анализ произведения «Верую».

Цель:

  1. Обучение аналитическому чтению, чтение фрагментов и анализ их.
  2. Выявление уровня литературного развития и культуры речи учащегося.
  3. Развитие чувств, объединяющих людей.

Этапы урока

  1. Вступительное слово учителя, ученика с использованием кадров из фильма «О Шукшине».
  2. Работа по группам и индивидуально.
  3. Работа с классом (итоговая беседа).
  4. Подведение итогов с использованием титров из фильма «Они сражались за Родину», «О Шукшине».

Оборудование: портрет, выставка газет, газетных публикаций.

На доске: «Правда бывает горькой», «Мне бы только правду рассказать о жизни…» - В. Шукшин.

Ход урока

  1. Кадр из фильма «О Шолохове». «Черт его знает, что я за человек?»

Учитель спрашивает, что он за человек? Отвечает ученик, который готовил краткое сообщение о В. Шукшине.

Кадр из фильма. Шукшин о себе: «Я не городской и не деревенский…одна нога на берегу, другая в лодке».

Что это за выражение? О чем? (метафора, об актуальности).

  1. Сейчас встретимся на Родине В. Шукшина с его героями рассказа «Верую», с односельчанами. (кадры из фильма)
  2. С чего начинается рассказ?

Работаем по группам.

Задание 1 группе:

  • Определите особенности экспозиции (писатель начинает с сути дела, с главного) «По воскресеньям навалилась особенная тоска». (вопросы прилагаются к уроку)

Задание 2 группе:

  • Диалог Максима и попа (вопросы прилагаются).

Задание 3 группе:

  • Изображение русского национального характера (вопросы прилагаются к уроку).
  1. «Мне бы только правду рассказать о жизни…» - говорил В. Шукшин.
  • Велика или скромна задача Шукшина?
  • Почему он говорит «только»?
  • Какую правду рассказывает нам Шукшин?
  1. И остается в нас чуть усталый, глуховатый голос Вас. Шукшина: «Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть…Мы один раз, уж так случилось, живем на Земле. Ну, так и будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее».

С этим жил, в это верил В. Шукшин. Таким он остался в наших сердцах. (Кадры из фильма «Они сражались за Родину», «О Шукшине»).

Задание 1 группе:

  1. Определите особенности экспозиции.
  2. Что такое тоска? Как соединяются в Максиме тоска и злоба?
  3. Отчего болит душа у Максима Ярикова?
  4. Какие вопросы мучают его?
  5. Почему он не может объяснить свою тоску окружающим?
  6. Как вы представляете себе жену Максима?
  7. Отчего она не понимает мужа?

Задание 2 группе:

  1. Чем интересны друг другу Максим и поп? Что их объединяет? В чем разница между ними?
  2. Почему «у верующих душа не болит»?
  3. Во что пытаются уверовать герои рассказа?
  4. Почему герои в конце рассказа пляшут?
  5. Какие чувства они вкладывают в пляску?
  6. Как вы понимаете слова: «Оба, поп и Максим, плясами с какой-то злостью, с таким остервенением, что не казалось и странным, что они пляшут. Тут – или плясать или уж рвать на груди рубаху».
  7. Почему рассказ называется «Верую»?
  8. Есть ли выход у героев В. Шукшина»?

Задание 3 группе:

  1. Почему попа не спасает вера в Христа?
  2. Почему поп говорит, что, когда болит душа – это хорошо?
  3. Как вы думаете, согласен ли с этим писатель?
  4. Знаете ли вы «самую великую мысль»?
  5. Для чего она нужна героям Шукшина?
  6. В чем особенности изображения В. Шукшиным русского национального характера?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...