Урок русского языка и литературы
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Уважаемые коллеги!
Данный урок разработан в соответстивии с темой и учитывает возрастные особенности учащихся. В процессе такого урока учащиеся самостоятельно изучают учебный материал, коллективно обсуждают результаты своей работы. Эта форма проведения урока способствует активизации познавательной деятельности учащихся и формирования у них умений самостоятельной работы в группах и коллективно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_literature.docx | 15.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературе. 9 класс.
Тема
Личность В. Шукшина. Психологизм прозы В. Шукшина. Анализ произведения «Верую».
Цель:
- Обучение аналитическому чтению, чтение фрагментов и анализ их.
- Выявление уровня литературного развития и культуры речи учащегося.
- Развитие чувств, объединяющих людей.
Этапы урока
- Вступительное слово учителя, ученика с использованием кадров из фильма «О Шукшине».
- Работа по группам и индивидуально.
- Работа с классом (итоговая беседа).
- Подведение итогов с использованием титров из фильма «Они сражались за Родину», «О Шукшине».
Оборудование: портрет, выставка газет, газетных публикаций.
На доске: «Правда бывает горькой», «Мне бы только правду рассказать о жизни…» - В. Шукшин.
Ход урока
- Кадр из фильма «О Шолохове». «Черт его знает, что я за человек?»
Учитель спрашивает, что он за человек? Отвечает ученик, который готовил краткое сообщение о В. Шукшине.
Кадр из фильма. Шукшин о себе: «Я не городской и не деревенский…одна нога на берегу, другая в лодке».
Что это за выражение? О чем? (метафора, об актуальности).
- Сейчас встретимся на Родине В. Шукшина с его героями рассказа «Верую», с односельчанами. (кадры из фильма)
- С чего начинается рассказ?
Работаем по группам.
Задание 1 группе:
- Определите особенности экспозиции (писатель начинает с сути дела, с главного) «По воскресеньям навалилась особенная тоска». (вопросы прилагаются к уроку)
Задание 2 группе:
- Диалог Максима и попа (вопросы прилагаются).
Задание 3 группе:
- Изображение русского национального характера (вопросы прилагаются к уроку).
- «Мне бы только правду рассказать о жизни…» - говорил В. Шукшин.
- Велика или скромна задача Шукшина?
- Почему он говорит «только»?
- Какую правду рассказывает нам Шукшин?
- И остается в нас чуть усталый, глуховатый голос Вас. Шукшина: «Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть…Мы один раз, уж так случилось, живем на Земле. Ну, так и будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее».
С этим жил, в это верил В. Шукшин. Таким он остался в наших сердцах. (Кадры из фильма «Они сражались за Родину», «О Шукшине»).
Задание 1 группе:
- Определите особенности экспозиции.
- Что такое тоска? Как соединяются в Максиме тоска и злоба?
- Отчего болит душа у Максима Ярикова?
- Какие вопросы мучают его?
- Почему он не может объяснить свою тоску окружающим?
- Как вы представляете себе жену Максима?
- Отчего она не понимает мужа?
Задание 2 группе:
- Чем интересны друг другу Максим и поп? Что их объединяет? В чем разница между ними?
- Почему «у верующих душа не болит»?
- Во что пытаются уверовать герои рассказа?
- Почему герои в конце рассказа пляшут?
- Какие чувства они вкладывают в пляску?
- Как вы понимаете слова: «Оба, поп и Максим, плясами с какой-то злостью, с таким остервенением, что не казалось и странным, что они пляшут. Тут – или плясать или уж рвать на груди рубаху».
- Почему рассказ называется «Верую»?
- Есть ли выход у героев В. Шукшина»?
Задание 3 группе:
- Почему попа не спасает вера в Христа?
- Почему поп говорит, что, когда болит душа – это хорошо?
- Как вы думаете, согласен ли с этим писатель?
- Знаете ли вы «самую великую мысль»?
- Для чего она нужна героям Шукшина?
- В чем особенности изображения В. Шукшиным русского национального характера?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.
В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...
«Компетентностный подход на уроках русского языка и литературы» М.А.Пирожкова преподаватель русского язык и литературы МОУ «СОШ № 111»г.Перми
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную ...
План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»
В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения» работаю над повышением к...
Презентация к выступлению на районном МО учителей русского языка и литературы "Разработка и применение заданий открытого типа на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах в условиях внедрения ФГОС"
Данная презентация отражает результаты работы по изучению личностно-ориентированных технологий в контексте внедрения ФГОС ООО...