Урок русского языка в 7 классе. Тема:"Знаки препинания при деепричастном обороте".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Погорелова Елена Николаевна

Урок закрепления знаний по теме "Знаки препинания при деепричастном обороте". 7 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znaki_prepinaniya_pri_deeprichastnom_oborote.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Знаки препинания при деепричастном обороте.

Урок русского языка в 7-ом классе.

Учитель Погорелова Е.Н. ГБОУ Школа 879.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Форма организации учебно-познавательной деятельности: индивидуально-групповая.

Принципы работы:        - дифференцированный подход к ученику;

- использование элементов деловой игры.

Цели урока.

Образовательные:

  • обобщение и систематизация знаний о причастии и деепричастии;
  • закрепление знаний об обстоятельствах, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами;
  • систематизация знаний о постановке знаков препинания при деепричастном обороте и его отличии от причастного оборота;
  • совершенствование навыка пунктуационного оформления обособления обстоятельств и нахождения их в тексте;
  • совершенствование навыков самостоятельной работы и работы в парах.

По развитию речи:        

  • отработка навыков конструирования предложений с деепричастными оборотами путём синонимической замены глаголов деепричастиями;
  • формирование норм правильной литературной речи;
  • составление высказывания на лингвистическую тему.

Воспитательные:

  1. воспитание умения слушать товарища, отстаивать свою точку зрения, аргументированно спорить.

Развивающие:

  1. развитие орфографической и пунктуационной зоркости;
  2. развитие умения концентрировать внимание и совершенствовать моторную память (игра «Дешифровщик»);
  3. развитие логического мышления;
  4. развитие интереса к чтению через аналитическую работу с текстом художественного произведения.

Домашнее задание к уроку (по группам):

  1. Из текста поэм А.С.Пушкина «Полтава», «Медный всадник», баллады «Песнь о вещем Олеге» выписать на карточки предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами (по четыре примера).
  2. Подобрать примеры к таблице «Постановка знаков препинания при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах» (по одному примеру на каждую схему).

Ход урока.

На доске заранее начерчен кроссворд и сделаны заготовки для двух таблиц.

1.Учитель начинает урок с проблемного вопроса классу: почему слово встретивши – деепричастие, а встретивший – причастие? Как доказать это самым простым способом?

2.«Перестрелка». Теоретические вопросы классу с целью обобщения и систематизации знаний о причастии, деепричастии, причастном и деепричастном оборотах и особенностях их обособления.

В это же время у доски 2 ученика заполняют таблицу «Подсказка».

Различай:

Причастие

Деепричастие

  1. Относится к...

  1. Отвечает на вопрос...

  1. Синтаксическая роль...

  1. Значение...

  1. Как изменяется?

В конце «Перестрелки» ученики проверяют работу своих одноклассников, рецензируют её, оценивают.

3.«Гимнастика для ума».

Этап выполнения практических заданий.

  • У доски 2 ученика решают кроссворд. Задание: впишите в клеточки деепричастия, образованные от глаголов. Определите, в каком из столбиков зашифровано название части речи? Придумайте по одному предложению с деепричастным оборотом, запишите его, графически объясните постановку знаков препинания.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Глаголы:        1. Оглядываться. 2. Сверкать .3. Уметь. 4. Купить. 5. Прочитать. 6. Увидеть. 7. Назначать. 8. Оторваться. 9. Освободить. 10. Стучать. 11. Играть. 12. Проехать.

  • У доски 1 ученик заполняет таблицу «Постановка знаков препинания при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах», подбирает примеры к записанным по памяти схемам. Примечание: помимо случаев традиционного обособления обстоятельств, указанных в учебнике, учащиеся на предыдущем уроке получили сведения о том, когда запятые при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах не ставятся.
  • Работа в парах по карточкам с последующей взаимопроверкой. Текст В.Сологуба о наводнении 1824-го года в Петербурге. Задание: вставить пропущенные буквы и запятые. Ответить на вопрос: какие глаголы и деепричастия помогают создать динамичное описание? Задание выполняют 4 человека.
  • Остальные ученики выполняют пунктуационное задание по карточкам, составленным на этапе подготовки домашнего задания по текстам А.С.Пушкина и работают над заданием «Дешифровщик». Это игра-актуализация знаний, направленная на развитие концентрации внимания и моторной памяти. Задание: сравните 2 таблицы и выпишите буквы из правой в соответствии со следованием цифр в левой.

1

11

3

24

13

с

о

а

ё

о

27

22

12

30

17

в

а

в

у

л

18

2

28

25

4

о

п

о

л

с

5

14

29

6

19

а

д

д

я

с

20

7

15

8

23

ь

с

о

ь

ш

9

26

21

10

16

о

в

з

т

в

  • Тот, кто первым выполнит задание, записывает получившееся предложение на доске, графически объясняет постановку знаков препинания и выполняет морфемный разбор деепричастия. Вопрос: почему у деепричастия нет и не может быть окончания?

Этап проверки заданий.

  • Проверка кроссворда и записанных на доске предложений. Примечание: проверяющие должны проследить, сохранили ли отвечающие вид глаголов, от которых они образовывали деепричастия, правильно ли составили предложения и расставили знаки препинания. После проверки все учащиеся составляют свои предложения с деепричастиями из кроссворда и записывают их.
  • Результат игры «Дешифровщик» проверяется на основе записи на доске. У ребят должно было получиться предложение: Спасаясь от оводов, лось зашёл в воду.
  • Проверка схем расстановки знаков препинания. Отвечающий у доски объясняет записанное им в схематическом виде правило, а учащиеся подбирают примеры на основе имеющихся у них карточек с пунктуационным заданием, которое к этому моменту ими выполнено и проверено друг у друга (работа в парах). Отвечающий называет свои примеры. Если кто-либо допускает ошибки при ответах, учитель их корректирует. При необходимости, некоторые предложения, иллюстрирующие трудные случаи, записываются всем классом под диктовку. Например: Она согласилась скрепя сердце. Юноша шёл рядом с отцом молча. Докладчик слушал внимательно и не прерывая говорящего.

4.«Литературная страничка».

Вопрос классу: какова роль деепричастий в речи и в художественном произведении? Ученики, отвечая на этот вопрос, должны прийти к выводу о том, что деепричастие, характеризуя основное действие, «дорисовывает» его, т.к. обозначает добавочное действие. Поэтому использование деепричастий делает описание динамичным и выразительным.

Сравните два текста-описания одного события. (Текст В.Сологуба зачитывают ученики, получившие карточку в начале урока, а отрывки из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник», в которых тоже описано наводнение 1824-го года в Петербурге, есть среди карточек с пунктуационным заданием у нескольких учеников.). Один текст прозаический, а другой стихотворный. Какое из описаний более лаконично? Почему?

Класс записывает под диктовку предложение, делает синтаксический разбор, определяет вид деепричастия.

Погода пуще свирепела,

Нева вздувалась и ревела,

Котлом клокоча и клубясь,

И вдруг,как зверь остервенясь,

На город кинулась...

5. Деловая игра «Корректор».

Работа над языковыми нормами. Задание на карточке. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Объясните свой ответ.

Путешествуя на велосипеде,        1. развиваются мышцы ног и спины.

2. требуется немалая выносливость.

3. вы получаете большое удовольствие.

4. у меня сломалась фара.

Выбрав пьесу,                        1.началось распределение ролей.

2. оказалось, что там слишком много ролей.

3. была назначена первая репетиция.

4. мы немедленно начали репетировать.

Услышав длинный гудок,        1. только после этого можно набрать номер.

2. наберите номер абонента.

3. набирается номер абонента.

4. значит, линия свободна.

6. Подведение итогов урока. Какие вопросы мы повторили на сегодняшнем уроке? Нужны ли в речи деепричастия? Урок заканчивается словами Д.Э.Розенталя, написанными на доске: «Деепричастные обороты являются принадлежностью в основном книжной речи. Несомненное их преимущество заключается в их краткости и динамичности. Им присуща также большая выразительность».

Домашнее задание (Каждый ученик самостоятельно выбирает один вид работы.).

  1. Сочинить лингвистическую сказку о Причастии и Деепричастии («Кто важнее?»).
  2. Составить кроссворд на основе лингвистических терминов, зашифровав слово деепричастие.
  3. Нарисовать 3 картинки и придумать к ним предложения с причастным и деепричастным оборотами.
  4. Написать лингвистическое сочинение на основе цитаты Д.Розенталя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа (2 урок)

Пятиклассникам предлагается информативный, закрепительный  и контролирующий материал по изучаемой теме....

Конспект урока по русскому языку 8 класс "Обращение, знаки препинания при нем"

Урок изучения нового материала, повторяем  раздел "Орфоэпия", затем работаем с предложением, осложняя его новыми конструкциями, отрабатываем правило постановки знаки препинания при обра...

Презентация-тренажёр по теме "Знаки препинания при деепричастном обороте" русский язык 7 класс

Презентация-тренаж по теме "Знаки препинания при деепричастном обороте" нацелена на отработку навыков нахождения в тексте деепричастного оборота и выделение его запятыми на письме....

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема « Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением»

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема « Обращение. Знаки препинания  в предложении  с обращением»...

Урок русского языка "Водные слова и знаки препинания при них"

Урок русского языка в 8 классе с использованием интерактивной доски...


 

Комментарии

Погорелова Елена Николаевна

Урок может быть интересен для учителей, предпочитающих индивидуально-групповую форму организации учебной деятельности.