Конспект урока и презентация на тему "Фразеологизмы" в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Конова Галина Николаевна

Конспект урока освоения новых знаний на тему "Фразеологизмы" в 5 классе (раздел Лексика"). Урок построен в игровой  форме, нацелен на развитие познавательного интереса, а также речевое развитие учащихся. Межпредметные связи с литературой, историей способствуют лучшему усвоению материала. К уроку создана презентация, помогающая учителю заинтересовать каждого ученика.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 классе

Тема урока: «Фразеологизмы».

Цели:        1. Знакомство с особенностями данного явления русского      

                       языка.

                   2. Выработка умений понимать значения фразеологизмов.

                   3. Работа по формированию навыка нахождения    

                       фразеологизмов в чужой речи.

                   4. Расширение лексического запаса путем уместного  

                       использования фразеологизмов в своей речи.

                   5. Выработка умений подбирать антонимы.

                   6. Повторение орфограмм « Правописание безударных личных  

                       окончаний глаголов», « Правописание Ь после шипящих ».

Оборудование:         1. Школьные фразеологические словари;

                                    2.  Раздаточный материал:

                                                  а) текст « Кашу маслом не испортишь»,

                                         б) карточки с фразеологическими загадками

                                            (для группового задания);

                                    3. Иллюстрации фразеологизмов (в прямом смысле).

                                     4. Записи на доске.

                                     5. «Толковый словарь» С.И.Ожегова.

                              6. Презентация

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

II.Словарно – орфографическая работа.

На доске пословицы.

-Допишите их, используя антонимы.

Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

1)        Знания человека возвыша…т, а невежество ________.

2)        Храбрый побежда…т, а ________ погиба…т.

3)        Иной похвал…т – хуже, чем ________.

4)        В умной беседе ума набира…ш…ся, а в ________ свой растеря…ш… .

  -Объясните значения слов невежество, возвышает, унижает.

  -Приведите примеры пословиц, в которых есть антонимы.

III. Объяснение нового материала.

Вступительное слово учителя.

В разделе « Лексика» мы познакомились с разными явлениями русского языка (синонимами, антонимами и др.) Сегодня мы узнаем еще одно.

Представьте себе, что вы попали в мастерскую. Были в ней две дужки (дуги) (     ) стержень |, их использовали вместе и по отдельности.

Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую деталь (новую) в виде буквы Ф.

( + ) + | = Ф

Так бывает и в жизни слов. Живут - поживают слова- детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетании, но в какой- то момент возникает необходимость и слова сливаются в

неделимые  устойчивые сочетания — фразеологизмы.

Например, ВОДА, НЕ, РАЗЛИТЬ  ВОДОЙ НЕ РАЗОЛЬЕШЬ.

КАК, ПРОВАЛИТЬ, ЗЕМЛЯ, СКВОЗЬ   КАК СКВОЗЬ ЗЕМЛЮ ПРОВАЛИТЬСЯ.

-Сохраняются ли прежние значения слов в неделимом сочетании?

-Что же теперь означают фразеологизмы?

(1.неразрывность, неделимость; 2.неожиданно пропасть).

Т.о. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - это устойчивые неделимые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

Как мы сказали, прежние лексические значения слова теряют.

IV.  Закрепление изученного материала.

1.) Попробуем объяснить значения фразеологизмов, (используем словари фразеологизмов).

На доске - запись:

на всех парусах -

перемывать косточки-

рукой подать-

как рыба в воде –

(быстро; обсуждать кого- то, сплетничать; близко; комфортно, удобно, свободно).

-Устно составьте предложение с любым фразеологизмом. (Исправляем ошибки в употреблении фразеологизмов).

2.) Какие фразеологизмы попытался изобразить художник?

(Показываю иллюстрации фразеологизмов (их прямой смысл).

Водит за нос -

Куры денег не клюют-

Глаза разбежались-

Ходячая энциклопедия-

-Объясните их значения. (Обманывать, много денег, трудно сосредоточить взгляд на чем - то одном, очень умный)

-Ученица составила предложения с некоторыми из них:

1 .Мой старший брат водил меня за нос по всей квартире.

2.У юноши глаза разбегались в разные стороны - он не знал, куда смотреть.

-Исправьте недочёты.

Запишите получившиеся предложения.

-Разберем первое предложение по членам предложения,

(главное - фразеологизм является одним членом предложения).

3).3адание наоборот:

-Даны слова. Подберите соответствующие фразеологизмы (соедините стрелками)

неожиданно                 как снег на голову

лениво, нехотя                   спустя рукава

тесно                            яблоку негде упасть

бездельничать                  бить баклуши

умело работать            засучив рукава

- Найдите среди фразеологизмов антонимы? (спустя рукава - засучив рукава).

- Не задумывались ли вы над их происхождением?

Их прямой смысл связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями наших предков. Здесь вам помогут словарь и книги по фразеологии.

Читаем о происхождении фразеологизмов спустя рукава, засучив рукава, бить баклуши.

- Некоторые фразеологизмы можно объяснить, обратившись к античной

мифологии и библейским преданиям.

(Вавилонское столпотворение, ахиллесова пята и др.)

4). Фразеологические загадки, (по группам).

 Кто быстрее?

№1.Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду

суют, вмешиваясь не в свое дело.                     

                                                                       (Нос).

2.Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего – то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

                                                                            (Уши).

3.Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто – либо бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.

                                                                                   (Ветер).

№4.Её заваривают, затевая какое – нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом  расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; её «просит» рваная обувь.

                                                                                   (Каша).

№5.Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из неё сухими.                                                                     (Вода).

№6.Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут и дёргают, заставляя высказываться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.

                                                                                    (Язык).

5)Работа с текстом « Кашу маслом не испортишь».

-Прочитайте текст.

-Выпишите из него 10 фразеологизмов.

Проверяем. Объясняем значения фразеологизмов.

V.  Итог урока.

-Для чего в тексте и вообще в нашей речи фразеологизмы? Найдите

в тексте предложение, отвечающее на этот вопрос, (живая речь у бабушки, выразительность, образность, эмоциональность речи).

-Что же такое фразеологизмы?

-Каким членом предложения являются фразеологизмы?

VI.  Домашнее задание.

Составьте свой текст с использованием фразеологизмов (не менее пяти). За помощью обращайтесь к словарю фразеологизмов.



Подписи к слайдам:

Словарно – орфографическая разминка
Знание человека возвыша…т, а невежество _______________.Храбрый побежда…т, а _______________ погиба…т.3) Иной похвал…т- хуже, чем __________.В умной беседе ума набира…ш…ся, а в _______________ свой растеря…ш… .
вода
не
разлить
Водой не разольешь
Фразеологизмы -
устойчивые неделимые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.
Объясните значения фразеологизмов
На всех парусахПеремывать косточки ?Рукой податьКак рыба в воде
Водить за нос
Куры денег не клюют
Глаза разбежались
Ходячая энциклопедия
Употребление фразеологизмов в речи
Мой старший брат водил меня за нос Невнимательный ученик считает ворон
по всей квартире.
.
за окном.
.
Составьте предложение с одним из фразеологизмов
- как сквозь землю провалился- морочить голову
Найдите соответствия
НеожиданноЛениво, нехотяТесноБездельничатьУмело работать
яблоку негде упастьзасучив рукаваспустя рукавакак снег на головубить баклуши
Фразеологические загадки
Его вешают, приходя в уныние;его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
Не цветы, а вянут;не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают;не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека;его советуют искать в поле, когда кто - либо бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.
Ее заваривают, затевая какое – нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; ее «просит» рваная обувь.
Ее толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом;ее набирают в рот, когда молчат;ею нельзя разлить неразлучных друзей;в нее прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из нее сухими.
Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко;за него тянут и дергают, заставляя высказываться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация. Математика 9 класс

Конспект урока и презентация к нему по теме "График квадратичной функции" 9 класс...

Тихий океан конспект урока и презентация география 7 класс

Урок географии в 7-м классе "Тихий океан". Цель урока: Изучение особенностей природы Тихого океана.Задачи:Образовательная – познакомить учащихся с особенностями природы Тихого океана;Воспитательн...

Конспект урока и презентация для 8 класса по теме: "Формулы корней квадратных уравнений"

Урок алгебры. Тема: «Формулы корней квадратных уравнений».   Урок «открытия» детьми нового знания. Цели урока: Деятельностные: формирование способности к построению нового метода решения ква...

Смутное время. Конспект урока с презентацией для 10 класса.

Смутное время в России.Урок с использованием проблемного обучения.План урока:Стадия вызова:Беседа с классом:Назовите героев и антигероев Смуты.Лжедмитрий считал, что существует два типа правления - ти...

Конспект урока с презентацией в 8 классе по теме "Электролитическая диссоциация".

Данный урок призван сформировать у учащихся первоначальные  понятия "электролиты и неэлектролиты", электролитическая диссоциация веществ с различным типом связи", "гидратация". Урок построен в со...

Конспект урока c презентацией в 10 классе на тему "Путешествие".

Материал представляет сосбой разработку урока с презентацией для 10 класса на тему "Путешествия"....