Статика и динамика, синхрония и диахрония языка
презентация к уроку по русскому языку на тему
Презентация о синхронии и диахронии в языке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statika_i_dinamika_sinkhroniya_i_diakhroniya_yazyka.pptx | 111.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План История вопроса. Концепция Ф. Ф. Фортунатова. Статика и динамика в работе И. А. Бодуэна де Куртенэ . Дихотомия синхрония – диахрония в работе Ф. де Соссюра. Синхрония и диахрония в понимании структуралистов.
1. История вопроса 19 век Объект лингвистики как науки – древние языки и поиски «праязыка». Изучение живых языков предоставляли школе, резко отграничивая эту область от науки. Успехи диалектологии, описывающей живые говоры, изучение языков народов, живущих в колониальной зависимости, и потребность в серьезной постановке преподавания родного и иностранных языков выдвинули перед лингвистами новые задачи: создать методы научного описания данного состояния языка без оглядки на его происхождение
Конец 19 – начало 20 века Крупнейшие ученые – Ф. Ф. Фортунатов, И. А. Бодуэн де Куртенэ , Ф. де Соссюр и другие – выдвинули теоретические основы научного описания данного языка в данную эпоху. Ф. Ф. Фортунатов разработал принципы описательной грамматики. И. А. Бодуэн де Куртенэ разделял лингвистику на статическую и динамическую, разделяя в фонетике и грамматике явления сосуществования и последования . Наиболее подробно рассмотрел этот вопрос Ф. де Соссюр.
2. Концепция Фортунатова Основные положения: Сравнительно-историческую грамматику индоевропейских языков рассматривает как часть общего языкознания. Предмет общего языкознания – не один какой-либо язык, а вообще человеческий язык в его истории. Существование каждого языка во времени состоит в его постоянном и постепенном видоизменении. Историческое изучение отдельных языков является сравнительным изучением, т.к., сравнивая историю отдельного языка с историей других, лингвист открывает то прошлое в жизни изучаемого языка, когда он составлял еще одно целое с другими родственными с ним языками.
Вывод Исторический подход к языку, таким образом, определения родственных отношений между отдельными языками и сравнительного изучения тех языков, которые имеют в прошлом общую историю, т.е. родственны по происхождению.
3. Статика и динамика в работе И. А. Бодуэна де Куртенэ Основные положения: Выступал против проповедуемого младограмматиками универсально- исторического подхода к изучению фактов языка и отстаивал «описательное» исследование языка, разграничивая в связи с этим статику и динамику в языке. Под статикой понимал явления, совершающиеся каждовременно в данном состоянии языка, под динамикой – изменения, которые совершаются в истории, на протяжении многих веков и в целом ряду говорящих поколений. Предлагает наряду со статикой и динамикой различать историю в языке: статика – описание и исследование того что существует, без учета изменчивости; динамика – исследование и определение условий изменчивости; история констатирует изменения в языке.
Основные положения Динамика и история различаются между собой еще и тем, что динамика - непрерывное развитие однородных явлений, находящихся в непосредственной причинной зависимости , тогда как история – это прерывистое развитие разнородных явлений, периоды которого связаны опосредованной причинностью. Каждая данная языковая система есть в одно и то же время и средство общения, и один из моментов исторического развития языка. Указывает на то, что не следует разрывать статику и динамику при изучении языка, что современные языковые явления станут понятными, «если спросить историю языка».
Вывод «Нет неподвижности в языке. Принимаемые, например, многими лингвистами одинаковые, неизменные корни, одинаковые, неизменные основы склонения, спряжения и т.д. во всех родственных языках – есть ученая выдумка, ученая фикция и вместе с тем тормоз для объективного исследования. В языке, как и вообще в природе, все живет, все движется, все изменяется. Спокойствие, остановка, застой – явление кажущееся; это частный случай движения при условии минимальных изменений. Статика языка есть только частный случай его динамики или скорее кинематики». И. А. Бодуэн де Куртенэ .
4. Дихотомия синхрония - диахрония в работе Ф. де Соссюра Основной тезис Ф. де Соссюра: «в каждый данный момент речевая деятельность предполагает и установившуюся систему, и эволюцию; в любую минуту язык есть и живая деятельность, и продукт прошлого». Отсюда вытекает идея синхронии и диахронии.
Основные положения работы Ф. де Соссюра 1. Синхрония - это состояние языка в данный момент, статический аспект, язык в его системе. Диахрония – это эволюция языка, последовательность языковых фактов во времени, исторический или динамический аспект. 2. Синхрония представляет собой «ось одновременности…, касающуюся отношений между сосуществующими вещами, откуда исключено всякое вмешательство времени», а диахрония – «ось последовательности…, на которой никогда нельзя увидеть больше одной вещи зараз, а по которой располагаются все явления оси со всеми их изменениями».
Синхроническая и диахроническая лингвистики Ф. де Соссюр выделяет новую пару независимых дисциплин – синхроническая и диахроническая лингвистики. Синхроническая лингвистика должна изучать логические и психологические отношения между сосуществующими элементами языка, образующими его систему, рассматривая их так, как они воспринимаются одним и тем же коллективным сознанием. Диахроническая лингвистика должна изучать отношения, связывающие элементы языка в порядке последовательности, не воспринимаемые одним и тем же коллективным сознанием; эти элементы заменяются одни другими, но не образуют системы.
Методы синхронической и диахронической лингвистик Методы обоих аспектов различны в двояком отношении. А) Синхрония знает только одну перспективу, перспективу говорящих субъектов, и весь ее метод сводится к собиранию от них фактов. Диахроническая лингвистика должна различать две перспективы: одну проспективную , следующую за течением времени, и другую ретроспективную, направленную вспять; таким образом, метод ее раздваивается. Б) Синхроническое изучение не ставит своим объектом всего совпадающего во времени, но только совокупность фактов, относящихся к каждому языку. Диахроническая лингвистика рассматривает элементы, не обязательно принадлежащие к одному языку.
Основные положения лингвистик Синхроническая лингвистика. В задачу входит установление основных принципов всякой идиосинхронической систем, конститутивных факторов всякого состояния (статуса) языка. К синхронии относится все, что называется «общей грамматикой», ибо только через отдельные состояния языка устанавливаются те различные отношения, которые входят в компетенцию грамматики. В статической лингвистике невозможно никакое рассуждение без условного упрощения данных.
Диахроническая лингвистика. Изучает отношения не между сосуществующими элементами данного состояния языка, но между сменяющимися последовательными во времени элементами. Объект – вся фонетика в целом. Эволюция звуков не совместима с понятием «состояния»; сравнение фонем сводится к установлению диахронического факта. Предшествовавшая эпоха может быть в большей или меньшей степени близкой, но если она сливается со следующей, то фонетическому явлению уже более места нет; остается лишь описание звуков данного состояния языка, а это уже дело фонологии.
Вывод Таким образом, синхроническая лингвистика изучает язык как систему, то есть имеет дело с языком, а диахроническая исследует речь, ее объект не образует системы.
Спор между И. А. Бодуэном де Куртенэ и Ф. де Соссюром В подходах к данному вопросу позиции И. А. Бодуэна де Куртенэ и Ф. де Соссюра различны. Последний говорит о том, что синхронию и диахронию в языке должны изучать две разные науки. Такого разрыва синхронии и диахронии при тщательном их различении не делает И. А. Бодуэн де Куртенэ . Основное требование диалектики в науке состоит в том, чтобы изучать явления и в связи, и в развитии. Разрыв синхронии и диахронии, провозглашенный Соссюром, дважды нарушает это положение. Ибо его синхроническое изучение языка рассматривает явления в связи, но вне развития, а диахроническое изучение рассматривает явления в развитии, но вне связи.
Ответ А. И. Смирницкого Изменение любой единицы происходит не как изменение изолированной единицы, не как изолированного факта, а как части системы. Следовательно, линия синхронии, т.е. одновременно существующей системы, не может не приниматься во внимание при изучении изменений языка, т.е. при диахроническом изучении. Язык определенной эпохи – это язык, существующий во времени, т.е. заключающий в себе момент диахронии… так как фактор времени по самому существу входит в язык. Таким образом, синхроническая система языка неизбежно должна рассматриваться во времени.
Заслуга Ф. де Соссюра Две «оси», намеченные Соссюром, действительно взаимно исключают друг друга, и никакой речи об их «единстве» быть не может. Это два различных аспекта. Но противопоставление их неравномерно, так как синхроничесий аспект для целого ряда лингвистических потребностей может быть самодовлеющим и исчерпывающим, тогда как диахронический аспект лишь подсобный, вспомогательный прием изучения истории языка. Нельзя отождествлять диахронию и историю языка, так как диахрония может показать лишь развертывание и эволюцию отдельных, разрозненных, не связанных в систему и изолированных от структуры языка фактов.
Вывод Следует изучать и понимать язык как систему не только в его настоящем, но и в его пошлом, т.е. изучать его явления и в связи друг с другом, и в развитии одновременно, отмечая в каждом состоянии языка явления, уходящие в прошлое, и явления, нарождающиеся на фоне стабилизовавшихся, нормальных для данного состояния языка явлений.
5. Синхрония и диахрония в понимании структуралистов В перечне основных тезисов общей концептуальной платформы структуралистов мы находим следующие положения по поводу антонимии синхрония – диахрония: Язык может исследоваться с двух точек зрения – синхронической и диахронической, приоритет при структурном изучении языка принадлежит синхронии. Статика и динамика являются сосуществующими состояниями языка; за счет статики происходит сбалансированность языка как системы, динамика обеспечивает возможность изменений в языке.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование История 6,7 класс, синхронно- параллельное изучение
Примерные программы и методические письма Министерства образования РФ рекомендуют в основной и средней (полной) школе преподавание истории осуществлять синхронно-параллельно, по единой линейной,...
Комплекс диагностик совместимости пар в синхронных прыжках на батуте.
В процессе учебно-тренировочных занятий на основе совместной деятельности педагога и ребенка возникают особого рода отношения, которые придают их взаимодействию характер сотрудничества и совместного б...
Практические рекомендации тренеру-преподавателю по организации образовательного процесса с парами в синхронных прыжках на батуте.
Прыжки на батуте являются одним из самых сложно-координационных и зрелищных видов спорта. Популярность в мире прыжков на батуте за последние годы значительно возросла.в 2000 году они были включены в п...
Учебный фильм с текстовым комментарием и синхронным переводом на современный русский язык. Песнопения Всенощного бдения Александра Гречанинова. Путеводитель.
Всенощное бдение, или Всенощная - богослужение, которое совершается вечером перед особо чтимыми праздниками. В древности оно начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета. Обычно состо...
Синхронно-параллельный план по истории 7 класс
Рассчитан на синхронно-параллельное изучение предметов "История России" и "Всеобщая история" по учебникам Пчелова и Дмитриевой...
Английское вопросительное предложение в диахронии обучения младшим школьникам
Английское вопросительное предложение в диахронии обучения младшим школьникам...
Диагностическая тематическая работа№1 по подготовке к ЕГЭ по ФИЗИКЕ по теме «Механика» (кинематика, динамика, статика, законы сохранения)
СТАТГРАД Диагностическая тематическая работа№1по подготовке к ЕГЭпо ФИЗИКЕпо теме «Механика»(кинематика, динамика, статика, законы сохранения)...