КТП по русскому языку 5 класс к учебнику Е.А.Быстровой
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) на тему
КТП по русскому языку 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_russkiy_yazyk_5_klass_k_uchebniku_e.a.bystrovoy._fgos.docx | 122.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа курса составлена в соответствии с:
- Законом Российской Федерации об образовании;
- Требованиями Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644);
- Концептуальными положениями Примерной программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);
- Программой к учебникам «Русский язык. 5—9 классы» для общеобразовательных учреждений под ред. Е.А. Быстровой, Л.В. Киберевой. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2010;
- Учебным планом МАОУ СОШ №1 ст. Выселки Краснодарского края, который предполагает 5 часов в неделю, 34 рабочих недели, в год отведено 170 часов.
В программе за курс 5 класса на федеральном уровне отведено 175 часов.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения в целях опережающего перехода.
Общая характеристика программы
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В примерной программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков. В первом (под цифрой 1) дается перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования. Во втором (под цифрой 2) перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.
Основные содержательные линии
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Первая содержательная линия представлена в примерной программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация».
Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.
В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер.
Содержание тем учебного курса
О языке (1 ч)
Значение языка в жизни человека. Высказывания великих людей о русском языке.
Речь (18ч) (из них развитие речи – 5ч.)
Текст: основные признаки текста; тема и основная мысль текста; развитие мысли в тексте; данная и новая информация; деление текста на абзацы; строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка; план текста (простой).
Стили речи: разговорный, художественный, деловой; их основные признаки; сфера употребления в речи, характерные языковые средства (из числа изученных учащимися).
Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Особенности строения:
а) художественного и делового повествования; б) описания предмета;
в) рассуждения-доказательства; г) оценочных суждений.
Композиционные формы: деловая инструкция (как что-либо делать), объявление. Основные требования к изложению (подробному и сжатому) и сочинению. Закрепление и углубление изученного в начальных классах (34 ч)
Синтаксис и пунктуация (24ч) (из них развитие речи – 4ч.)
Предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании .Предложение. Его грамматическая основа. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные). Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Интонация и порядок слов. Логическое ударение .Предложения распространенные и нераспространенные. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже. Предложения с однородными членами (без союзов и с союзами а, но,одиночным и). Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах. Обращение. Знаки препинания при обращении. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Понятие о сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Запятая между частями сложного предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, если и др. Прямая речь после слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире при диалоге. Наблюдение за использованием в художественных текстах изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи.
ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА (22ч) (из них развитие речи – 4ч.)
Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Слог. Ударение. Гласные ударные и безударные. Согласные твердые в мягкие, глухие и звонкие. Элементарные сведения о транскрипции. Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и безударных гласных; согласных звуков. Предмет изучения графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита. Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв е, ё, я, ю. Знакомство с орфоэпическим словарем и его использование.
Значение письма в жизни общества. Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы. Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня. Употребление на письме буквенных сочетаний жи~ши, ча―ща, чу―щу, нч, чн, чк, рщ; разделительных ъ и ь; -тся я -ться в глаголах. Не с глаголами. Использование орфографического словаря.
СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ. ЛЕКСИКА(12ч) (из них развитие речи – 3ч.)
Предмет изучения лексики. Слово и его лексическое значение. Основные способы толкования лексического значения слова: краткое объяснение значения в толковом словаре; подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов. Этикетные слова как особая лексическая группа. Знакомство с толковым словарем.
СЛОВО И ЕГО СТРОЕНИЕ. МОРФЕМИКА (20 ч) (из них развитие речи – 2ч.)
Предмет изучения состава слова. Морфема как часть слова. Корень. Смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые части слова. Окончание как морфема, образующая форму слова. Знакомство со словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов.
СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. МОРФОЛОГИЯ (1ч)
Предмет изучения морфологии. Система частей речи в русском языке. Знаменательные части речи, их основные признаки. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Знакомство с грамматико-орфографическим словарем.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (23ч) (из них развитие речи – 5ч.)
Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.
Основные способы образования имей существительных. Правила употребления при письме типичных суффиксов, в частности суффиксов -чик (-щик), -ек, -ик (-чик). Правила слитного и раздельного написания не с именами существительными. Имена существительные одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные. Правила употребления большой буквы при написании имен существительных. Род имен существительных. Существительные общего рода; род неизменяемых имен существительных. Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Падеж. Склонение имен существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные. Правописание безударных окончаний имен существительных. Развитие навыков пользования грамматико-орфографическям, орфографическим, толковым, словообразовательным, орфоэпическим словарями. Имена существительные в художественном тексте: их образная и экспрессивная роль.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (17 ч) (из них развитие речи – 3ч.)
Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования имен прилагательных. Разряды имен прилагательных по значению: прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящий. Степени сравнения имен прилагательных. Склонение имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Образная, эмоциональная функция имен прилагательных в художественном тексте. Эпитеты. Синонимия имен прилагательных. Роль прилагательных в научной и деловой речи. Употребление прилагательных в переносном значении.
ГЛАГОЛ (26ч) (из них развитие речи – 3ч.)
Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма (инфинитив). Основные способы образования глаголов. Правописание не с глаголами (закрепление).
Возвратные глаголы. Правописание -ться и –тся в глаголах (закрепление). Виды глаголов. Корни с чередованием и―е (-мир- ―-мер-; -тир- ― -тер- и др.), их правописание. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Время глагола. Лицо и число. Спряжение. Правописание безударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые глаголы (ознакомление). Сослагательное наклонение: значение, образование, правописание. Повелительное наклонение: значение, образование, правописание. Безличные глаголы. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого в целях повышения образности и эмоциональности. Глагольная синонимия в художественных текстах (наблюдение и анализ). Употребление глаголов в переносном значении.
Повторение (6ч)
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
Русский язык — национальный язык русского народа | (1 ч) | |
Речь. Речевое общение. Речевая деятельность | (18ч) | |
Синтаксис и пунктуация | (24 ч) | |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография | (22 ч) | |
Лексика | (12 ч) | |
Морфемика. Словообразование. Орфография | (20 ч) | |
Морфология. Орфография | (67 ч) | |
Повторение | (6) | |
Итого | 170 |
Планируемое количество контрольных работ в 5 классе:
четверть | диктант | сочинение | изложение |
1 четверть | Контрольный диктант с грамматическим заданием № 1. «Правописаниеорфограмм в корне слова» | Рр-3). ОбучающееСочинение ≪Мой четвероногий друг≫ (Рр-6). ОбучающееСочинение по картине Е.Н. Широкова ≪Друзья≫ (Рр-8). ОбучающееСочинение по картине И.Э. Грабаря ≪Зимнее утро≫ или В.Н. Бакшеевой Иней | Обучающее выборочное изложение Обучающее Подробное изложение Контрольное изложение№ 1 (Рр-7). ОбучающееСжатое изложение ≪Тетрадки под дождем≫ |
2 четверть | Контрольный диктант с грамматическим заданием № 2 Контрольный диктант с грамматическим заданием № 3. | (Рр-13) ОбучающееСочинение по картине А.Н. Семёнова ≪Как прекрасен этот мир≫ ОбучающееСочинение по картине И. Шишкина ≪Перед грозой≫ | (Рр-9)Обучающее изложение от другого лица (Рр-10)Обучающее изложение от третьего лица ≪Журавли≫ (Рр-11, 12) Подготовка и написание контрольного изложения № 2 от третьего лица Рр-14, 15)обучающее Сжатое изложение. Рр-18)Обучающее изложение |
3 четверть | Контрольный диктант с грамматическим заданием № 4 Контрольный диктант с грамматическим заданием № 5 | Рр-19).Обучающее сочинение по картине С.А. Тутунова≪Зима пришла. Детство≫ (Рр-20,21 Контрольное сочинение № 1 по картине А.А. Пластова≪Первый снег≫ Рр-22) ОбучающееОписание натюрморта по картине ≪Утренний натюрморт≫ К.С. Петрова-Водкина | |
4 четверть | Контрольный диктант с грамматическим заданием № 6. по теме «Имя прилагательное» Контрольный диктант с грамматическим заданием № 7 по теме «Глагол» Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам года № 8 | (Рр-23). Обучающее сочинение Описание комнаты (Рр-24 ОбучающееСочинение-описание памятника архитектуры (Рр-25). ОбучающееСочинение-описание внешности человека (Рр-26). ОбучающееОписание натюрморта по картине Ф.П. Толстого ≪Букет цветов, бабочка и птичка≫ Рр-27, 28)Подготовка и написание контрольного сочинения-рассуждения № 2 Рр-29 ОбучающееСочинение≪Что было бы, если бы…≫ | |
итого | 8 | 14 (2 контрольных) | 9 (2контрольных) |
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
• свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные универсальные учебные действия
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
Познавательные универсальные учебные действия
· формулировать проблему,
· выдвигать аргументы,
· строить логическую цепь рассуждения,
· находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;
· осуществлять библиографический поиск,
· извлекать необходимую информацию из различных источников;
· определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели;
· применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др;
Регулятивные универсальные учебные действия
· ставить и адекватно формулировать цель деятельности,
· планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее;
· осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).
Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения языка в школе.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Создание письменных сообщений
Выпускник научится:
• создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
• сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;
• осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;
• создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения;
• использовать средства орфографического и синтаксического контроля текста
• использовать компьютерные инструменты
К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическим и толковым словарями;
соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах с изученными орфограммами ошибки и исправлять их.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По развитию речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль.подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями
Календарно–тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе
Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч.
Авторы Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Калмыкова И.Р., Юрьева Е.С.;
под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС.Инновационная школа)
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол. часов | Тип урока | Планируемый результат | Виды учебной деятельности | |||
план | факт | знать | уметь | ||||||
Русский язык — национальный язык русского народа | 1 | урок формирования новых умений | Выявлять роль родного языка в жизни человека и общества | Поиск и понимание информации | |||||
Часть I Речь. Речевая деятельность. Речевое общение (6 ч), из них развитие речи (2 ч) | |||||||||
Язык и речь (§ 1) | 1 | урок формирования новых умений | Осознавать различия языка и речи. | Поиск и понимание информации | |||||
(Рр-1).Сочинение (упр.10) | 1 | Урок развития речи | Интерпретация текста | ||||||
Речь и речевое общение (§ 2) | 1 | Урок развития речи | Основные особенности устной и письменной речи, разговорной и книжной речи | Уметь анализировать особенности устной и письменной речи, разговорной и книжной речи. Выявлять особенности разговорной речи. Сопоставлять текст с точки зрения содержания, различать разговорную и книжную речь. | Поиск и понимание информации | ||||
Речь устная и письменная (§ 3) Речь книжная и разговорная (§ 4) | 1 | урок формирования новых умений | |||||||
Речь диалогическая и монологическая (§ 5) Речевой этикет (§ 6) | 1 | урок формирования новых умений | Диалогическая и монологическая речь. | Уметь вести диалог, владеть различными видами монолога и диалога. Соблюдать при общении нормы речевого этикета. | Поиск и понимание информации | ||||
(Рр-2)Подробное изложение. | 1 | Урок развития речи | Создавать подробные письменные высказывания | Преобразование информации | |||||
Текст (12 ч.), из них развитие речи (3 ч), входная диагностика — (1 ч) | |||||||||
Текст как речевое произведение. Основные признаки текста (§ 7) | 1 | урок формирования новых умений | Понимать содержание небольшого по объему учебно-научного, художественного текста, определять его основную мысль. | Поисковое чтение | |||||
Тема, основная мысль и структура текста. Микротема текста (§ 8) | 1 | урок формирования новых умений | Знать основные признаки текста. Тема, структура, основная мысль текста. Микротема текста | Выделять в тексте главную информацию, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста. | Определять тему и главную мысль текста | ||||
Входная диагностика. Тест | 1 | урок контроля и коррекции знаний, умений | |||||||
Средства связи предложений в тексте (§ 8) | 1 | урок формирования новых умений | Знать: последовательная и параллельная связь предложений в тексте, средства связи предложений в тексте. | Уметь распознавать основные признаки текста. Анализировать текст, определять его тему, основную мысль, делить текст на смысловые части, составлять план текста. | понимать текст, обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста | ||||
Простой и сложный план текста. Абзац-часть текста.(§ 9) | 1 | урок формирования новых умений | Вносят коррективы и дополнения в составленные планы | делить тексты на смысловые части, составлять план текста | |||||
Рр-3).Сочинение ≪Мой четвероногий друг≫ | 1 | Урок развития речи | Уметьсоздавать письменные высказывания небольшого объема на заданную тему | Создание текста | |||||
(Рр — 4).Подготовка и написание контрольного подробного изложения №1 | 1 | Урок развития речи | Уметь подробно, излагать содержание прочитанного текста. Передавать содержание текста в развернутом виде в письменной форме. | преобразование и интерпретация информации | |||||
(Рр-5)Написание контрольного подробного изложения. №2 | 1 | урок контроля и коррекции знаний, умений | |||||||
Типы речи (§ 10) Повествование (§ 11) | 1 | урок изучения новых знаний | Знать: функционально- смысловые типы речи. Осознавать образную основу текстов, находить в небольших текстах сравнение. | Уметь определять функционально- смысловые типы речи. На элементарном уровне анализировать языковые особенности небольшого научного, художественного (прозаического и поэтического) текста | жанр, структура, выразительные средства текста | ||||
Описание (§ 12) | 1 | урок изучения новых знаний | |||||||
Рассуждение (§ 13) | 1 | урок изучения новых знаний | |||||||
Сочетание разных типов речи (§ 14) | 1 | урок изучения новых знаний | |||||||
Синтаксис и пунктуация (24 ч), из них развитие речи (4 ч), 1 к/р | |||||||||
Синтаксис и пунктуация (§ 15) | 1 | урок изучения новых знаний | Осознавать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, в овладении языком как средством общения. Словосочетание, его признаки, виды словосо-четаний | Распознавать и уметь выделять словосочетание в составе предложения. Определять главное и зависимое слово, виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Конструировать изученные виды словосочетаний. Группировать словосочетания по заданным признакам | Поиск и понимание информации | ||||
Словосочетание. Разбор словосочетания (§ 16) | 1 | урок изучения новых знаний | |||||||
(Рр-6).Сочинение по картине Е.Н. Широкова ≪Друзья≫ | 1 | Урок развития речи | Создавать небольшие тексты (описание, повествование, рассуждение) в соответствии с нормами построения различных функционально-смысловых типов речи. | Создание текста | |||||
Предложение и его признаки §17) | 1 | урок изучения новых знаний | Знать признаки предложения , средства оформления предложения: интонация, ее функции, логическое ударение. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске | Определять основные признаки предложения, находить его границы. | Поиск и понимание информации | ||||
Интонация (§ 18) Логическое ударение (§ 19) | 1 | урок изучения новых знаний | Распознавать вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. Анализировать интонационные и смысловые особенности предложений. Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания, употреблять их в речи | ||||||
Виды предложений по цели высказывания(§ 20) Виды предложений по эмоциональной окраске (§ 21) | 1 | урок изучения новых знаний | Поиск и понимание информации | ||||||
(Рр-7).Сжатое изложение ≪Тетрадки под дождем≫ | 1 | Урок развития речи | Передавать содержание текста в сжатом виде в письменной форме | преобразование и интерпретация информации | |||||
Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения (§ 22) | 1 | урок формирования новых умений | Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения | Выделять грамматическую основу двусоставного предложения. Правильно согласовывать подлежащее и сказуемое. | Поиск и понимание информации | ||||
Тире между подлежащим и сказуемым (§ 23) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | |||||||
Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения (§ 24) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Знать второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство, способы их выражения. Предложения с однородными членами. Смысловые, интонационные и пунктуационные особенности. Обобщающее слово при однородных членах предложения. Предложения с обращением. Интонация, пунктуация предложений с обращением. Предложения с вводными словами. Предложения с обращением. | Распознавать главные и второстепенные члены предложения. | |||||
Определение (§ 25) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | |||||||
(Рр-8).Сочинение по картине И.Э. Грабаря ≪Зимнее утро≫ или В.Н. Бакшеевой≪Иней≫ | 1 | Урок развития речи | Создавать небольшие текст- описание в соответствии с нормами построения различных функционально-смысловых типов речи. | Создание текста | |||||
Дополнение (§ 26) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | понимать информацию, представленную разными способами | ||||||
Обстоятельство (§ 27) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | понимать информацию, представленную разными способами | ||||||
Предложения с однородными членами (§ 28) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | понимать информацию, представленную разными способами | ||||||
Обобщающее слово при однородных членах предложения (§29) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Опознавать однородные члены предложения. Составлять схемы предложений с однородными членами. | Изучающее чтение | |||||
Предложения с обращениями (§30) Предложения с вводными словами (§ 31) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Предложения с вводными словами. | Опознавать, правильно интонировать, использовать в речи предложения с вводными словами | Изучающее чтение | ||||
Предложения с прямой речью (§ 32) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Интонация, пунктуация предложений с прямой речью | Правильно интонировать предложения с прямой речью | Изучающее чтение | ||||
Предложения с прямой речью (§ 32) | 1 | урок закрепления изученного | |||||||
Синтаксический разбор простого предложения (§ 33) | 1 | урок обобщения и систематизации знаний | |||||||
(Рр-9)Обучающее изложение от другого лица | 1 | Урок развития речи | Передавать содержание текста от другого лица в письменной форме | преобразование и интерпретация информации | |||||
Простое и сложное предложение (§ 34) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Простое и сложное предложение | Опознавать и разграничивать простое и сложное предложение | Изучающее чтение | ||||
Простое и сложное предложение(§ 34) | 1 | урок закрепления изученного | |||||||
Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация». | 1 | урок контроля и коррекции знаний, умений | |||||||
Фонетика. Орфоэпия (14 ч), развитие речи (3 ч), 1 к/р | |||||||||
Фонетика. Звук — единица языка (§ 35—36) Звуки и буквы (§ 37) | 1 | урок формирования новых умений | Фонетика — раздел лингвистики. Звук — единица языка. | Поисковое чтение | |||||
(Рр-10)Обучающее изложение от третьего лица ≪Журавли≫ | 1 | Урок развития речи | Передавать содержание текста от другого лица в письменной форме | Преобразование и интерпретация информации | |||||
Фонетическая транскрипция (§ 38) Отличие гласных и согласных звуков (§ 39) | 1 | урок формирования новых умений | Фонетическая транскрипция Осознавать смыслоразличительную функцию звука в слове | Распознавать гласные (ударные, безударные), согласные мягкие и твердые, глухие и звонкиеАнализировать и характеризовать отдельные звуки речи, отражать особенности их произношения с помощью транскрипции. | Поисковое чтение | ||||
Согласные звонкие и глухие (§ 40) Согласные твердые и мягкие (§ 41) | 1 | урок формирования новых умений | |||||||
Обозначение мягкости согласных (§ 42) | 1 | урок формирования новых умений | Работа со словарём |
Правописание ь (§ 42) | 1 | урок формирования новых умений | Уметь различать и обозначать на письме твердость и мягкость согласных, [ j']. | Изучающее чтение | |||||
Позиционные чередования гласных (§ 43) | 1 | урок формирования новых умений | Правописание гласных в корне слова | ||||||
Подготовка и написание контрольного изложения № 2 от третьего лица (Рр-11) | 1 | Урок развития речи | преобразование и интерпретация информации | ||||||
(Рр-12)Написание контрольного изложения № 2 от третьего лица | 1 | Урок развития речи | |||||||
Слог. Ударение (§44—45) | 1 | урок формирования новых умений | Слог — единица слова Ударение. Разноместность и подвижность русского ударения. | Уметь делить слова на слоги. Правильно переносить слова с одной строки на другую.Определять место ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами.Овладеть основными правилами литературного произношения и ударения. | делить тексты на смысловые части, составлять план текста | ||||
Орфоэпия (§ 46) Произношение гласных звуков (§ 47) | 1 | урок формирования новых умений | Основные нормы произношения гласных и согласных звуков. | Поиск информации | |||||
Произношение согласных звуков. Озвончение и оглушение согласных (§ 48) | 1 | урок формирования новых умений | |||||||
Произношение сочетаний согласных звуков (§ 48) Выразительные средства фонетики (§ 49) | 1 | урок формирования новых умений | |||||||
Контрольный диктант по теме "Фонетика" | 1 | урок контроля и коррекции знаний, умений | |||||||
Графика. Орфография (8 ч), из них развитие речи (1 ч), к/р 1ч. | |||||||||
Графика — раздел науки о языке. Состав русского алфавита. Название букв (§ 50—51) | 1 | урок контроля и коррекции знаний, умений | Состав русского алфавита. Название букв. Соотношение звука и буквы | Осознавать значение письма. Соотносить в словах звуки и буквы | Поиск информации | ||||
Орфография. Правописание гласных в корне слова (§ 52—53) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Правописание гласных в корне слова | Находить орфограммы в морфемах. Владеть приемами определения правописания гласных и согласных в корне | Изучающее чтение | ||||
Правописание непроверяемых гласных в корне слова(§ 53) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Информация, представленная разными способами | ||||||
Правописание гласных в корне слова (§ 53) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | |||||||
(Рр-13)Сочинение по картине А.Н. Семёнова ≪Как прекрасен этот мир≫ | 1 | Урок развития речи | Уметь создавать письменные высказывания небольшого объема. | Создание текста | |||||
Правописание согласных в корне слова(§ 54) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Правописание согласных в корне слова | Находить орфограммы в морфемах. Владеть приемами определения правописания согласных в корне | Информация, представленная разными способами | ||||
Правописание удвоенных согласных в корне слова(§54) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Правописание согласных в корне слова | ||||||
Проверочная работа по теме ≪Графика. Орфография≫ | 1 | урок проверки и коррекции знаний и умений | |||||||
Лексика (12 ч), из них развитие речи (3 ч), к/р 1 ч. | |||||||||
Слово и его значения (§55) Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья (§ 56—57) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья. Способы толкования (краткое, с помощью синонимов, антонимов, однокоренных слов). | Извлекать из толкового словаря информацию о значении, употреблении слова, использовать для определения, уточнения его значения | Работа со словарями | ||||
Однозначные и многозначные слова (§ 58) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Омонимы — омографы, омофоны, омоформы. Синонимы. Лексическая сочетаемость слова | Выявлять смысловое, стилистическое различие синонимов. Употреблять в речи слова-ри-синонимы с учетом их значения, смыслового различия, лексической сочетаемости, стилистической окраски. Извлекать необходимую информацию из словарей синонимов. | |||||
Прямое и переносное значение слов (§ 59) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | |||||||
Омонимы (§60) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | |||||||
Синонимы (§ 61) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Работа со словарями | ||||||
(Рр-14) Сжатое изложение. | 1 | Урок развития речи | Передавать сжатое содержание текста | преобразование и интерпретация информации | |||||
Антонимы (§ 62) | 1 | урок коррекции знаний и умений | |||||||
Контрольный диктант по теме "Лексика" | 1 | урок проверки и знаний и умений | |||||||
Эпитет (§ 63) | 1 | урок коррекции знаний и умений | Осознавать художественную выразительность тропов. Находить в текстах эпитеты, метафоры, олицетворения. Использовать в речи слова в переносном значении Создавать небольшие тексты (описание) в соответствии с нормами построения данного типа речи | Понимание текста с учётом жанра, структуры, выразительных средств | |||||
Метафора (63) Олицетворение (§ 63) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | |||||||
(Рр-15)Подготовка к сочинению по картине. Сочинение по картине И. Шишкина ≪Перед грозой≫ | 1 | Урок развития речи | |||||||
(Рр-16)Сочинение по картине И. Шишкина ≪Перед грозой≫ | 1 | Урок развития речи | Уметь создавать письменные высказывания небольшого объема | Создание текста | |||||
Часть II Морфемика. Словообразование. Орфография (20ч), из них развитие речи (2 ч), к/р 1ч. | |||||||||
Морфема — значимая часть слова (§ 1). Окончание и основа слова (§ 2) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Морфема — минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Основа слова. Окончание. Корень. Однокоренные слова. | Опознавать морфемы, членить слово на морфемы. Различать словообразующие и формообразующие морфемы. Характеризовать морфемный состав слова. Проводить морфемный анализ слова. | Поисковое чтение | ||||
Корень (§ 3) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | |||||||
(Рр-17)Обучающее изложение | 1 | Урок развития речи | Передавать содержание текста | Интерпретация информации | |||||
Суффикс (§ 4) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Приставка, суффикс — словообразующие морфемы. | Проводить морфемный анализ слова | Поисковое чтение | ||||
Приставка (§ 5) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | |||||||
Правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков (§ 6) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Чередование звуков в морфемах. | Проводить морфемный анализ слова | Изучающее чтение | ||||
Чередование гласных е//и в корне (§ 6) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Чередование звуков в морфемах | Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания | |||||
Чередование звуков о//а в корне слова (§ 6) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | |||||||
Правописание корней с чередованием -раст- //-ращ- // -рос- (§ 6) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | |||||||
Правописание корней с чередованиями (§ 6) | 1 | урок закрепления изученного | Чередование звуков в морфемах | Правильно писать морфемы с чередующимися звуками | Изучающее чтение Работа с разными источниками информации | ||||
Правописание приставок (§ 7) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | |||||||
Правописание приставок на -з, -с (§ 7) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | |||||||
Буквы ы—и в корне после приставок (§ 8) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | |||||||
Приставки пре- и при- (§ 9) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | |||||||
Приставки пре- и при- (§ 9) | 1 | урок закрепления изученного | |||||||
Буквы и иы после ц (§ 10) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | |||||||
Способы образования слов (§ 11) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Производящая основа. Слово-образующиеморфемы. Основные способы образования слов. Словообразовательный анализ слов. | Выделять производящую основу слова и словообразующую морфему. Определять способ образования словаПроводить словообразовательный анализ слова. | |||||
(Рр-18).Обучающее сочинение по картине С.А. Тутунова ≪Зима пришла. Детство≫ | 1 | Урок развития речи | Создавать небольшие тексты (повествование) в соответствии с нормами построения данного типа речи | Создание текста | |||||
Способы образования слов. Сложение (§ 11) Морфемный разбор слова (§ 12) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Способы образования слов | Проводить словообразовательный анализ слова. | Поисковое чтение | ||||
Контрольный диктант по теме «Правописание корней. | 1 | урок проверки и коррекции знаний и умений | |||||||
Морфология (1 ч) | |||||||||
Морфология как раздел грамматики. Слово как часть речи (§ 13) Самостоятельные и служебные части речи (§ 14) | 1 | урок проверки и коррекции знаний и умений | Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Самостоятельные и служебные части речи | Опознавать различные части речи по их существенным признакам. Разграничивать самостоятельные и служебные части речи | Изучающее чтение | ||||
Имя существительное как часть речи (23 ч), из них развитие речи (5 ч), к/р 1 ч. | |||||||||
Имя существительное как часть речи (§ 15) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Осмыслить понятие «предмет» в грамматике | Выявлять грамматическое значение, определять морфологические признаки имени существительного. | Поиск информации | ||||
(Рр-19)Подготовка к сочинению по картине. | 1 | Урок развития речи | Создавать текст с учётом жанра, структуры, выразительных средств | Выписки из текстов | |||||
(Рр-20)Контрольное сочинение № 1 по картине А.А. Пластова≪Первый снег≫ | 1 | Урок развития речи | Создавать небольшие тексты (описание) в соответствии с нормами построения данного типа речи | Составление текста | |||||
Правописание суффиксов существительных-чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а)) (§ 16) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Правописание наиболее употребительных суффиксов существительных: -чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а); -ек-, -ик- (-чик-). | Правильно произносить и писать суффиксы существительных | Формулировка выводов, основываясь на тексте; аргументация вывода | ||||
Правописание суффиксов существительных-ек-, -ик- (§ 17) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | |||||||
Правописание не с именем существительным (§ 18) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Правописание не с именами существительными | Различать имена существительные с приставкой не и с отрицательной частицей не. Уметь пользоваться существительными-синонимами с не и без не |
Имена существительные одушевленные и неодушевленные (§ 19) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Осознавать необходимость раз-личения одушевленных и неодушевленных существительных в целях правильного употребления в речи в формах родительного и винительного падежей. | Опознавать имена существительные среди слов других частей речи по значению и основным грамматическим признакам. Различать одушевленные и неодушевленные существительные по значению и формальным грамматическим признакам | Составление на основании текста ответа на поставленный вопрос. | |||||
(Рр-22) Описание натюрморта по картине ≪Утренний натюрморт≫ К.С. Петрова-Водкина | 1 | Урок развития речи | Создавать небольшие тексты (описание) в соответствии с нормами построения данного типа речи | Составление текста | ||||||
Имена существительные нарицательные и собственные (§ 20) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Имена существительные нарицательные и собственные. Прописная буква в собственных именах. Использование кавычек в названиях книг, газет, и др. | Правильно употреблять в письменной речи собственные имена существительные | Изучающее чтение | |||||
Род имен существительных (§ 21) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Знать род имен существительных, его синтаксическую роль | Определять род имен существительных по значению, по различным формальным при-знакам. Имена существительные мужского рода. Имена существительные ж.р. | Формулировка выводов, основываясь на тексте; аргументация вывода | |||||
Ь после шипящих на конце имен существительных (§ 21) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Определять род имен существительных с ь на конце. | |||||||
(Рр-23).Описание комнаты | 1 | Урок развития речи | Создавать небольшие тексты (описание) в соответствии с нормами построения данного типа речи | Составление текста | ||||||
Имена существительные общего рода (§ 22) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Имена существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных. | Правильно употреблять в речи существительные общего рода и несклоняемые существительные. | Изучающее чтение | |||||
Род несклоняемых имен существительных (§ 23) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | ||||||||
Склонение имен существительных (§ 24) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Три основных типа склонения. Падежные окончания 1, 2 и 3-го склонения, их правописание. | Определять склонение имен существительных. Образовывать нужные падежные, предложно-падежные формы существительных и употреблять их в речи. Проверять написания безударных падежных окончаний существительных. Правильно писать безударные падежные окончания сущ. | Составление на основании текста ответа на поставленный вопрос | |||||
Разносклоняемые имена существительные (§ 24) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | ||||||||
Число имен существительных (§ 25) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Число имен существительных. Имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Имена существительные, имеющие форму только множественного числа | Образовывать множественное число имен существительных и употреблять их в речи. Правильно согласовывать существительные, имеющие форму только одного числа, с глаголами. | Составление на основании текста ответа на поставленный вопрос | |||||
Повторение изученного по теме ≪Имя существительное как часть речи≫ Правописание безударных падежных окончаний имен существительных (§ 26) | 1 | урок обобщения и систематизации знаний | Падежные окончания 1, 2 и 3-го склонения, их правописание. | Проверять написания безударных падежных окончаний существительных. Правильно писать безударные падежные окончания существительных. | Составление на основании текста ответа на поставленный вопрос | |||||
Правописание о, е в окончаниях существительных после шипящих и ц (§ 26) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Правописание о, е в окончаниях существительных после шипящих и ц. | Правильно писать безударные падежные окончания и суффиксы существительных. | ||||||
(Рр-24) Сочинение-описание памятника архитектуры | 1 | Урок развития речи | Создавать текст с учётом жанра, структуры, выразительных средств | Создание текста | ||||||
Морфологический разбор имени существительного (§ 27) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Проводить морфологический разбор имени существительного. | |||||||
Контрольный диктант по теме «Существительное» | 1 | урок проверки и коррекции знаний и умений | ||||||||
Повторение изученного по теме ≪Имя существительное как часть речи≫. | 1 | урок проверки и коррекции знаний и умений | Уметь работать с тестовыми заданиями. | Составление на основании текста ответа на вопрос | ||||||
Имя прилагательное (17 ч), из них развитие речи (3 ч), к/р 1 ч. | ||||||||||
Имя прилагательное как часть речи (§ 28) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Общее грамматическое значение признака предмета. Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении. | Определять синтаксическую роль прилагательных в предложении. | Изучающее чтение | |||||
(Рр-24).Сочинение-описание внешности человека | 1 | Урок развития речи | нормы построения данного типа речи | Использовать в речи прилагательные для описания людей, животных, предметов, картин, природных явлений, обстановки помещения и др | Создание текста | |||||
Имена прилагательные качественные и относительные (§ 29) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Разряды имен прилагательных по значению, смысловые различия прилагательных разных разрядовХарактерные признаки качественных имен прилагательных. | Разграничивать по значению и грамматическим свойствам качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Определять принадл. прилагательного к одному из трех разрядов | Формулировка выводов с опорой на текст | |||||
Притяжательные имена прилагательные (§ 29) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | ||||||||
Согласование имени прилагательного с именами существительными (§ 30) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Правописание окончаний имен прилагательных.. | Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже | Информация, представленная разными способами | |||||
Имена прилагательные полные и краткие (§ 31) Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую (§ 31) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Образование и правописание кратких прилагательных, чередование звуков при образовании кратких прилагательных. Роль и место кратких прилагательных в предложении | Образовывать краткие прилагательные. Соблюдать нормы произношения кратких прилагательных с учетом перемещения ударения при изменении их по родам и числам. Использовать краткие прилагательные в речи. | ||||||
Степени сравнения качественных имен прилагательных. Сравнительная степень имени прилагательного(§ 32) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Степени сравнения качественных имен прилагательных. Образование сравнительной степени. Образование превосходной степени. Знать способы образования имен прилагательных | Чередование согласных звуков при образовании сравнительной степени прилагательных с суффиксом -е и превосходной степени с суффиксом –айш-. Правильно произносить имена прилагательные в различных степенях сравнения. Образовывать прилагательные с помощью суффиксов и приставок. | Информация, представленная разными способами | |||||
Превосходная степень имени прилагательного(§ 32) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Информация, представленная разными способами | |||||||
Повторение изученного по теме ≪Имя прилагательное≫ Словообразование и правописание имён прилагательных. Суффиксальный способ образования имен прилагательных. | 1 | урок обобщения и систематизации знаний | Информация, представленная разными способами | |||||||
Правописание -н- и -нн- в прилагательных (§ 33) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Правописание -н- и -нн- в прилагательных | Усвоить правописание н инн в суффиксах прилагательных | Информация, представленная разными способами | |||||
Приставочный способ образования имен прилагательных. Правописание не с прилагательными (§33) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Правописание не с прилагательными | Уметь обозначать на письме и употреблять в речи прилагательные с не и прилагательные без не (антонимы) для выражения противопоставления. | ||||||
Правописание сложных имен прилагательных (§ 33) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Знать дефисное написание сложных прилагательных, обозначающих сочетания цветов или оттенки цветов | Уметь писать сложные прилагательные, обозначающие сочетания цветов или оттенки цветов | ||||||
(Рр-25, 26).Описание натюрморта по картине Ф.П. Толстого ≪Букет цветов, бабочка и птичка≫ | 2 | Урок развития речи | Создавать текст с учётом жанра, структуры, выразительных средств | Создание текста | ||||||
Морфологический разбор имени прилагательного (§ 34) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Знать правила согласования имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. | Производить морфологический разбор имени прилагательного | Информация, представленная разными способами | |||||
Повторение изученного по теме ≪Имя прилагательное как часть речи≫ | 1 | урок обобщения и систематизации знаний | ||||||||
Контрольный диктант по теме «Прилагательное» | 1 | урок проверки и коррекции знаний и умений | ||||||||
Глагол (26ч), развитие речи (3 ч), 2 к/р | ||||||||||
Глагол как часть речи (§ 35) | 1 | урок проверки и коррекции знаний и умений | Общее грамматическое значение действия предмета. Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении. | Распознавать глагол среди слов других частей речи по значению и основным грамматическим признакам. | Изучающее чтение | |||||
Правописание не с глаголами (§ 36) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Правописание не с глаголами | Совершенствовать и закреплять навыки правописания не с глаголами | Ответ на вопрос | |||||
Инфинитив (§ 37) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Осмысливать значение, морфологические признаки и синтаксическую роль инфинитива. | Осмысливать значение, морфологические признаки и синтаксическую роль инфинитива. Употреблять в речи инфинитивные конструкции в соответств. с целью высказывания. | формулировка выводов, основываясь на тексте; аргументы, подтверждающие вывод; | |||||
Правописание -тсяи –ться в глаголах (§ 38) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Правописание -тся и -ться в глаголах | Овладеть алгоритмом правописания -тся и -ться в глаголах | ||||||
(Рр-27)Подготовка и написание контрольного сочинения-рассуждения № 2 | 1 | Урок развития речи | Создавать текст с учётом жанра, структуры, выразительных средств, типа речи | Выписки из прочитанного | ||||||
(Рр- 28)Написание контрольного сочинения-рассуждения | 1 | Урок развития речи | Создание текста | |||||||
Вид глагола (§ 39) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Вид глагола. Значение и при-знаки глаголов совершенного и несовершенного вида. Образование видовых пар. Употребление глаголов в речи. | Овладевать способами видообразования. Употреблять в речи глаголы совершенного и несовершенного вида. Употреблять в речи глаголы совершенного и несовершенного вида. | Поисковое чтение | |||||
Правописание суффиксов -ова- (-ева-), -ыва-(-ива-) (§ 39) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Правописание суффиксов | |||||||
Переходные и непереходные глаголы (§ 40) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Различать переходные и непереходные глаголы, употреблять их в речи. | Различать переходные и непереходные глаголы, употреблять их в речи. | Формулировка выводов, основываясь на тексте; аргументация вывода | |||||
Возвратные глаголы (§ 41) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Определять возвратность глагола | Использовать в речи возвратные глаголы, обозначающие взаимное и возвратное действие в действительных и страдательных оборотах | ||||||
Наклонения глагола. Условное наклонение глагола (§ 42) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Наклонения глагола | Определять наклонения глагола. наклонения. Создавать небольшие тексты (рассуждение) в соответствии с нормами построения данного типа речи | ||||||
(Рр-29 Сочинение ≪Что было бы, если бы…≫ | 1 | Урок развития речи | Употребление глаголов в речи | Создание текста | ||||||
Повелительное наклонение глагола (§ 42) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Возвратные глаголы. | Изучающее чтение | ||||||
Изъявительное наклонение глагола. (§ 42) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | ||||||||
Времена глагола. Настоящее время глагола (§ 43) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в изъявительном наклонении | Определять времена глагола. Употреблять глаголы настоящего, будущего, прошедшего времени в речи в соответствии с ситуацией общения | Изучающее чтение | |||||
Прошедшее время глагола (§ 43) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | ||||||||
Будущее время глагола (§ 43) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | ||||||||
Повторение изученного по теме ≪Глагол как часть речи≫. | 1 | урок обобщения и систематизации знаний | Употреблять глаголы настоящего, будущего, прошедшего времени в речи в соответствии с ситуацией общения | Работа с разными источниками | ||||||
Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | урок проверки и коррекции знаний и умений | ||||||||
Спряжение глагола (§ 44) | 1 | урок проверки и коррекции знаний и умений | Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы. | Определять тип спряжения глаголов. Правильно произносить и писать личные окончания глаголов I и II спряжения. | Ответ на вопрос | |||||
Спряжение глагола (§ 44) | 1 | урок закрепления изученного | Ответ на вопрос | |||||||
Разноспрягаемые глаголы (§ 44) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | ||||||||
Безличные глаголы (§ 45) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Безличные глаголы, их значение, употребление в предложениях с одним главным членом (односоставных). | Осмысливать семантику безличных глаголов. Употреблять предложения с безличными глаголами в устной и письменной речи в соответствии с речевыми ситуациями, стилями речи. Использовать безличные глаголы при трансформации личных предложений в безличные | Нахождение в тексте конкретных сведений, заданных в явном виде | |||||
Безличные глаголы (§ 45) | 1 | урок закрепления изученного | ||||||||
Морфологический разбор глагола (§ 46) | 1 | урок проверки и коррекции знаний и умений | ||||||||
Контрольный диктант по теме «Глагол». | 1 | урок проверки и коррекции знаний и умений | Разграничивать постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола. | Работа с разными источниками информации | ||||||
Повторение изученного (5ч) | ||||||||||
Повторение по теме «Речь. Речевое общение. Текст» | 1 | урок обобщения и систематизации знаний | ||||||||
Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | урок обобщения и систематизации знаний | Определять синтаксическую роль глагола в предложении Выполнять морфологический разбор изученных частей речи | |||||||
Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография». |
Повторение по теме «Лексика». | ||||||||
Повторение по теме «Морфемика». | ||||||||
Повторение по теме «Морфология». |
Перечень учебно-методического обеспечения
- Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Калмыкова И.Р., Юрьева Е.С. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч./под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС.Инновационная школа).
- Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка» http://rus.1september.ru
- Программа к учебникам «Русский язык. 5—9 классы» для общеобразовательных учреждений под ред. Е.А. Быстровой, Л.В. Киберевой. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2011.
- Филологический портал Philology.ruhttp://www.philology.ru
Литература для учителя
- Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Калмыкова И.Р., Юрьева Е.С. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч./под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС.Инновационная школа).
- Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка» http://rus.1september.ru
- Интернет-порталыhttp://pedsovet.su/load/27, http://www.proshkolu.ru
- Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
- Примерная программа основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263)
- Программа к учебникам «Русский язык. 5—9 классы» для общеобразовательных учреждений под ред. Е.А. Быстровой, Л.В. Киберевой. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2011.
- Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН http://rusgram.narod.ru
- Справочно-информационные интернет - порталы
- Справочная служба русского языка http://spravka.gramota.ru
- Федеральный государственный стандарт общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644)
- Филологический портал Philology.ruhttp://www.philology.ru
Литература для учащихся
- Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Калмыкова И.Р., Юрьева Е.С. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч./под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. –М.: Просвещение, 1990.
- Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru
- Культура письменной речи http://www.gramma.ru
- Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.
- Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000
- Основные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm
- Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
- Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 5 класс к учебнику Е.А.Быстровой
Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование,методические рекомендации, нормы оценок, контрольно-измерительные материалы....
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по учебнику Е.А.Быстровой
Технологическая карта составлена к уроку русского языка в 5 классе "Тема, основная мысль и структура текста".В ней представлены этапы урока и цели, деятельность учителя и...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс, по учебнику Е.А. Быстровой
Программа предназначена для учителей русского языка, работающих по учебнику Е.А. Быстровой, ФГОС....
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.А. Быстровой для общеобразовательных учреждений
Программа разработана на основе программы курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5–9 классов общеобразовательных учреждений - М.: Русское слово, 2013. 64 с. (ФГО...
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (к учебнику Е. А. Быстровой)
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на основе ПРОГРАММЫ ПО РУ...
Рабочая программа по русскому языку (ФГОС) К учебнику Е.А. Быстровой (5 класс)
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), Примерной программы «Русский язык» 5—9классы» и Программ...
Рабочая программа ФГОС с УУД по русскому языку класс по учебнику М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыж...