Основные способы образования слов
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Никулина Ирина Геннадиевна

Знакомство с основными способами словообразования в русском языке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnye_sposoby_obrazovaniya_slov.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 6 класс.

Урок на тему: «Основные способы образования слов в русском языке».

Учитель: Никулина Ирина Геннадиевна.

Тема урока: Основные способы образования слов в русском языке.

Цели урока: 1. Ознакомить учащихся со способами образования слов в русском языке; научить определять

                                  способ образования слова;

                              2. Вырабатывать навык построения словообразовательной цепочки, орфографическую

                                  зоркость, навыки выразительного чтения, развивать аналитико – синтетическую сферу

                                  учащихся;

                              3. Воспитывать коммуникативность, чувство взаимопомощи.

          Методы и приёмы, использованные на уроке:

  • частично – поисковый;
  • технология сотрудничества;
  • планирование своей деятельности (самостоятельная постановка целей);
  • рефлексия;
  • работа по алгоритму.

Оборудование:

  • карточки с заданиями;
  • таблица «Способы образования слов».

№ п/п

Содержание урока

Грамматические темы

Развитие речевых процессов

Развитие неречевых процессов

1.

Организационный момент.

- Поздороваемся друг с другом, проследим за речевым выдохом, силой и высотой голоса.

Обеспечение свободного пространства и переживания эмоций.

2.

Речевая разминка.

- Что общего между подолом платья и долиной?

- Почему город под Москвой называется Подольск? Как вы думаете, где он располагается?

- В песне поётся: «По долу гуляет казак молодой». Где гуляет казак?

- Каких ещё исторических родственников с данным корнем слова вы знаете? (Дол, долой, раздольный)

- При помощи чего образованы слова подол, долина, раздольный?

Определение морфем приставки, суффикса, корня.

Распознавание частей слова.

Ориентировка в задании; развитие анилиза.

3.

Формулировка темы урока и целей.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- При помощи каких морфем могут быть образованы слова в русском языке?

Далее на примерах пар лететь – полететь; берёза – берёзовый определяется способ образования.

- А теперь посмотрите на слово подлесок. Какие морфемы участвовали в образовании этого слова?

Способы словообразования: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный.

Монологическая речь.

Умение осуществлять словесный отчёт в своих действиях

4.

Закрепление изученного материала.

4.1 - Образуйте от глагола учить слова со значением:

1. человек, который учит, преподаёт;

2. усваивать знания в школе, институте;

3. учить наизусть;

4. учить заново

- Какие морфемы изменили значение слова? Как называется этот способ словообразования?

Приставка и приставочный способ словообразования.

Развёрнутый ответ на вопрос.

Навык внешнеречевого контроля за выполняемой деятельностью.

4.2 – Отметьте ту часть слова, которая придаёт словам новое значение?

Славный – бесславный;

соберу – разберу;

прибежать – убежать;

внести – вынести.

Как называются полученные в парах слова?

Приставочный способ словообразования;

антонимы.

Зависимость значения слова от приставки.

Словесный отчёт о проделанной работе.

4.3 – Выполнение упражнения 126 по цепочке у доски (в один столбик выписать слова, образованные приставочно-суффиксальным способом, в другой – остальными способами)

Приставочный, суффиксальный и приставочно – суффиксальный способы словообразования.

Анализ слова, различение способов словообразования.

Планирование предстоящих действий, словесный отчёт о проделанной работе, навык внешнеречевого контроля за выполняемой деятельностью

4.4 Работа в группе (технология сотрудничества).

- А теперь поработаем совместно. Напоминаю о том, что работаем вместе, учимся общаться друг с другом, помогаем друг другу и получаем за это общую оценку.

  • От данных на группу слов образовать новые слова всеми возможными способами (гулять, идти, красивый, ехать, учить).
  • Восстановить пропущенное звено словообразовательной цепочки: (1. вода, …, водянистый, водянистость;

2. масло, …, маслянистый.)

Способы словообразования, однокоренные слова.

Сличение лексического значения слов, монологическая речь, выразительность высказывания, правильное составление предложения в устной речи.

Совместная работа, умение выслушивать собеседника, производить операцию сличения.

5.

Самостоятельная работа.

- Постройте словообразовательные цепочки к следующим словам:

Цветочный, книжоночка, верхневолжский.

Проверка знаний по теме урока.

Самостоятельная письменная речь, орфографическая зоркость.

Промежуточный и итоговый контроль и самоконтроль по результатам действий.

6.

Итог урока. Выставление оценок. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие по теме Основные способы образования слов в русском языке" 6 класс

Повторительно-обобщающий урок по теме "основные способы образования слов в русском языке" в 6 классе коррекционно- развивающего обучения (7 вида)...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

   Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...

Презентация "Основные способы образования слов в русском языке"

Презентация состоит из двух частей: первая содержит основной теоретический материал по теме "Способы образования слов в русском языке", вторая - тематический интерактивный тест для закрепления. П...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Словообразование. Основные способы образования слов".

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Словообразование.Основные способы образования слов" в рамкахсистемно-деятельностного подхода к обучению учащихся на уроке русского языка.Рекомендуется...

Сценарий урока по русскому языку в 6 классе «Основные способы образования слов в русском языке» ( В соответствии с требованиями ФГОС).

Урок «открытия нового знания» по теме: Основные способы образования слов в русском языке. Цели урока: а) содержательная  :расширить понятийную базу об основных способах образования слов; с п...

Презентация.Основные способы образования слов в русском языке.

Схемы в первом блоке слайдов - "Теоретический материал" - содержат описания приставочного, суффиксального, приставочно-суффиксального и буссуффиксного способов словообразования.Второй блок - "Трениров...

Основные способы образования слов в русском языке

Уроки № 35-36 по русскому языку для 6-го класса по УМК «Русский язык. 5-9 классы» / под ред. М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. – М.: «Просвещение», 2013...