Основные способы образования слов
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Знакомство с основными способами словообразования в русском языке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_sposoby_obrazovaniya_slov.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык 6 класс.
Урок на тему: «Основные способы образования слов в русском языке».
Учитель: Никулина Ирина Геннадиевна.
Тема урока: Основные способы образования слов в русском языке.
Цели урока: 1. Ознакомить учащихся со способами образования слов в русском языке; научить определять
способ образования слова;
2. Вырабатывать навык построения словообразовательной цепочки, орфографическую
зоркость, навыки выразительного чтения, развивать аналитико – синтетическую сферу
учащихся;
3. Воспитывать коммуникативность, чувство взаимопомощи.
Методы и приёмы, использованные на уроке:
- частично – поисковый;
- технология сотрудничества;
- планирование своей деятельности (самостоятельная постановка целей);
- рефлексия;
- работа по алгоритму.
Оборудование:
- карточки с заданиями;
- таблица «Способы образования слов».
№ п/п | Содержание урока | Грамматические темы | Развитие речевых процессов | Развитие неречевых процессов |
1. | Организационный момент. - Поздороваемся друг с другом, проследим за речевым выдохом, силой и высотой голоса. | Обеспечение свободного пространства и переживания эмоций. | ||
2. | Речевая разминка. - Что общего между подолом платья и долиной? - Почему город под Москвой называется Подольск? Как вы думаете, где он располагается? - В песне поётся: «По долу гуляет казак молодой». Где гуляет казак? - Каких ещё исторических родственников с данным корнем слова вы знаете? (Дол, долой, раздольный) - При помощи чего образованы слова подол, долина, раздольный? | Определение морфем приставки, суффикса, корня. | Распознавание частей слова. | Ориентировка в задании; развитие анилиза. |
3. | Формулировка темы урока и целей. - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. - При помощи каких морфем могут быть образованы слова в русском языке? Далее на примерах пар лететь – полететь; берёза – берёзовый определяется способ образования. - А теперь посмотрите на слово подлесок. Какие морфемы участвовали в образовании этого слова? | Способы словообразования: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный. | Монологическая речь. | Умение осуществлять словесный отчёт в своих действиях |
4. | Закрепление изученного материала. 4.1 - Образуйте от глагола учить слова со значением: 1. человек, который учит, преподаёт; 2. усваивать знания в школе, институте; 3. учить наизусть; 4. учить заново - Какие морфемы изменили значение слова? Как называется этот способ словообразования? | Приставка и приставочный способ словообразования. | Развёрнутый ответ на вопрос. | Навык внешнеречевого контроля за выполняемой деятельностью. |
4.2 – Отметьте ту часть слова, которая придаёт словам новое значение? Славный – бесславный; соберу – разберу; прибежать – убежать; внести – вынести. Как называются полученные в парах слова? | Приставочный способ словообразования; антонимы. | Зависимость значения слова от приставки. | Словесный отчёт о проделанной работе. | |
4.3 – Выполнение упражнения 126 по цепочке у доски (в один столбик выписать слова, образованные приставочно-суффиксальным способом, в другой – остальными способами) | Приставочный, суффиксальный и приставочно – суффиксальный способы словообразования. | Анализ слова, различение способов словообразования. | Планирование предстоящих действий, словесный отчёт о проделанной работе, навык внешнеречевого контроля за выполняемой деятельностью | |
4.4 Работа в группе (технология сотрудничества). - А теперь поработаем совместно. Напоминаю о том, что работаем вместе, учимся общаться друг с другом, помогаем друг другу и получаем за это общую оценку.
2. масло, …, маслянистый.) | Способы словообразования, однокоренные слова. | Сличение лексического значения слов, монологическая речь, выразительность высказывания, правильное составление предложения в устной речи. | Совместная работа, умение выслушивать собеседника, производить операцию сличения. | |
5. | Самостоятельная работа. - Постройте словообразовательные цепочки к следующим словам: Цветочный, книжоночка, верхневолжский. | Проверка знаний по теме урока. | Самостоятельная письменная речь, орфографическая зоркость. | Промежуточный и итоговый контроль и самоконтроль по результатам действий. |
6. | Итог урока. Выставление оценок. Домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие по теме Основные способы образования слов в русском языке" 6 класс
Повторительно-обобщающий урок по теме "основные способы образования слов в русском языке" в 6 классе коррекционно- развивающего обучения (7 вида)...
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».
Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...
Презентация "Основные способы образования слов в русском языке"
Презентация состоит из двух частей: первая содержит основной теоретический материал по теме "Способы образования слов в русском языке", вторая - тематический интерактивный тест для закрепления. П...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Словообразование. Основные способы образования слов".
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Словообразование.Основные способы образования слов" в рамкахсистемно-деятельностного подхода к обучению учащихся на уроке русского языка.Рекомендуется...
Сценарий урока по русскому языку в 6 классе «Основные способы образования слов в русском языке» ( В соответствии с требованиями ФГОС).
Урок «открытия нового знания» по теме: Основные способы образования слов в русском языке. Цели урока: а) содержательная :расширить понятийную базу об основных способах образования слов; с п...
Презентация.Основные способы образования слов в русском языке.
Схемы в первом блоке слайдов - "Теоретический материал" - содержат описания приставочного, суффиксального, приставочно-суффиксального и буссуффиксного способов словообразования.Второй блок - "Трениров...
Основные способы образования слов в русском языке
Уроки № 35-36 по русскому языку для 6-го класса по УМК «Русский язык. 5-9 классы» / под ред. М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. – М.: «Просвещение», 2013...