Гласные в приставках пре- и при-
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок можно использовать и как первый этап обобщения по теме "Правописание приставок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_pristavok_pre-_pri-.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык 6 класс.
Урок на тему: «Гласные в приставках пре- и при-».
Учитель: Никулина Ирина Геннадиевна.
Тема урока: Гласные в приставках пре- и при-.
Цели урока: 1. Дать общее представление о зависимости написания гласных в приставках пре- и при- от
их лексического значения, уметь определять лексическое значение приставок пре- и при-
и объяснять значение слов с приставками пре- и при-; повторить знания учащихся по темам
«Лексика» и «Синтаксис и пунктуация»;
2. Развивать орфографическую зоркость, навыки выразительного чтения поэтических отрывков,
аналитико – синтетическую сферу учащихся, память, внимание, мышление, фантазию детей;
3. Воспитывать коммуникативные навыки общения, чувство взаимопомощи и взаимоподдержки.
Методы и приёмы, использованные на уроке:
- планирование своей деятельности (самостоятельная постановка целей);
- частично – поисковый;
- технология сотрудничества;
- работа по алгоритму;
- творческие задания;
- рефлексия.
Оборудование:
- сигнальные карточки;
- карточки с заданиями;
- таблица «Правописание гласных в приставках пре- и при-»;
- схема – алгоритм «Правописание приставок».
№ п/п | Содержание урока | Грамматические темы | Развитие речевых процессов | Развитие неречевых процессов | ||
1. | Организационный момент. - Пожалуйста, улыбнитесь мне и друг другу. Приготовимся к работе. | Обеспечение свободного пространства и переживания эмоций. | ||||
2. | Речевая разминка. Синтаксическая минутка. Разобрать предложение, дать ему характеристику, составить схему предложения. Преграды рушились от одного его прикосновения, и он спокойно шёл дальше. - Назовите из первой части сложного предложения подлежащее.( преграды) - Назовите из первой части сложного предложения дополнение, выраженное существительным. (при-косновения) - Что объединяет эти два слова? (оба существитель-ные, оба с приставками пре- при-) - Сформулируйте тему урока. - Зачем нам нужно знать, как пишутся слова с приставками пре- и при-. - Итак, пр…ступим. Как напишем пр…ступим, с пре- или с при-? | Синтаксический разбор сложного предложения. Знаки препинания в сложном предложении. Второстепенные члены предложения. Правописание корней с чередованием. Правописание слов с приставками пре- и при-. | Выразительное чтение сложных предложений, интонационная незавершённость первой части сложного предложения. | Умение осуществлять словесный отчёт о совершённом действии. Развитие способности делать умозаключения. | ||
3. | Монологический рассказ «Правописание приставок пре- и при-». - Кто может добавить или исправить ответ? - Оцените работу товарища. Задайте дополнитель-ные вопросы. | Формирование связного высказывания. | Развитие способности анализа и оценки. | |||
4. | Закрепление материала. | |||||
4.1 | Работа с сигнальными карточками. - Определите гласную в приставках пре- и при-. Пр(и)обрести, пр(и)гласить, пр(е)кратить, пр(е)вратить, пр(е)одолеть, пр(и)усадебный, пр(и)бежать, пр(и)открытый, пр(и)глушить, пр(е)подаватель. | Развитие навыка правописания гласных в приставках пре- и при-. Формирование лексического понятия приставок пре- и при-. | Развитие слуховой, зрительной и зрительно-двига-тельной координации. | |||
4.2 | Задание двум ученикам у доски: вставить пропущенные буквы в словосочетания. | Формирование умения ориентировки в задании; умения самостоятельной работы. | ||||
Пр…морский край Пр…образить природу Слегка пр…храмывать Пр…рвать рассказ Пр…вратить в чудовище | Пр…вести собаку Пр…глушить свет Пр…рывистые звуки Пр…задуматься над проблемой Пр…клонить к земле | |||||
- Остальные: подобрать к данным словам антонимы с приставками пре- при-: Убежать – (прибежать) Ускакать – (прискакать) Отозвать – (призвать) Ленивый – (прилежный) Отлив – (прилив). - Проверка работ учащихся у доски (I вариант проверяет работу одного ученика, II вариант - работу другого ученика). | Антонимы. | Развитие орфографической зоркости. | Формирование умения анализировать работу товарища. | |||
4.3 | - Замените слова и словосочетания словами- сино-нимами: Затруднения – (препятствия) Первое представление спектакля – (премьера) Легенда – (предание) Человек, нарушивший закон – (преступник) | Синонимы. | ||||
4.4 | Устали? Давайте немного отдохнём и пошутим! - Замените одним словом: 1) присоединить с помощью слона; 2) присоединить с помощью собаки. Одна школьница не поняла, почему это задание названо шуткой. У неё получились серьёзные слова, и она объяснила их так: «Прислонить – это привезти что-то на слоне. Так делают в Индии. А присоба-чить – значит, доставить на собаках. Так делают на Севере. А ещё можно «приверблюдить» - привезти на верблюдах. Так делают в пустынях. - Как вы думаете, права ли девочка? | |||||
4.5 | Работа в группах (технология сотрудничества). 1). Вспомните и впишите слова, которые пропущены в отрывках из сказок А.С.Пушкина. Вам помогут память и догадливость. ( текст распечатан на листах каждому ученику). Помните, что, обучаясь в группе, мы работаем под девизом: «Помогая другим, учимся сами!»
Кораблю … велят.
Что ж ты тих, как день ненастный?
Никогда его не … .
«Чего тебе надобно, старче?» 2) – А теперь диктант «Четвёртый лишний». Я диктую 4 слова, а записать надо только 3. В каждой четвёрке одно слово лишнее, т.е то, которое пишется с другой приставкой. Надо понять, какое это слово и не писать его. Помните, что работаете вы вместе и получаете одну оценку. А я наблюдаю за тем, как вы общаетесь друг с другом.
| Правописание гласных в приставках пре- и при-. | Развитие умения выразительного чтения поэтических текстов. Развитие умения выделять приставки в словах. | Произвольное и непроизвольное запоминание. Формирование коммуникативных навыков общения в работе. Развитие умения формировать слова в группе по общему признаку, выделять лишнее. | ||
5. | Вывод урока. - Теперь мы знаем все правила правописания приставок. Чтобы не запутаться в них, рассуждаем так: (одновременно с ответами учащихся учителем производится запись на интерактивной доске схемы их ответов) | Правописание приставок всех трёх групп. | Составление схемы – алгоритма «Правописание приставок». | Умение анализировать и синтезировать полученные знания. Рефлексия. | ||
1 группа Пишу всегда одинаково | 2 группа Определяю, перед каким согласным перед перед глухим звонким пишу С пишу З | 3 группа Определяю смысл пишу в зависимости от смысла пре- или при- | ||||
6. | Домашнее задание. Давайте пофантазируем. Может быть когда-нибудь вам придётся участвовать в космическом полёте и не вокруг Земли, а в бескрайний космос, с высадкой на какую-нибудь далёкую планету. Я предлагаю вам подборку слов и словосочетаний на тему о космическом полёте. Попробуйте составить с этими словами предложения, описывающие ваше путешествие. А если сможете (кто занимается на «4-5»), напишите целый рассказ. Беспредельный, неисследованный, приготовления, приборы, принять горизонтальное положение, перегрузки, преодолеть притяжение Земли, приступить, непрерывно, беспримерный, преломление солнечных лучей, приближение, причудливая природа, пребывание, приземлиться. | Развитие письменной речи. | Развитие фантазии. | |||
7. | Итог урока. Выставление оценок. -Всем спасибо. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Гласные в приставках –при и –пре»
Моя задача как учителя русского языка заключается в повышении «продуктивности» обучения. Решение данной задачи на уроке вижу именно в деятельностном подходе к обучению учащихся, сущность которого закл...
Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-»
Тема "Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-" достаточно сложная для шестиклассников. Затруднение вызывает определение значения ПРИ- и ПРЕ-, выделение нескольких групп, в которых:1) приставки П...
Гласные в приставках пре- при-
конспект открытого урока...
Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- Урок.1
Цель урока: научить учащихся грамотно писать гласную в приставках ПРЕ- и ПРИ-Задачи:- обучающие: научить видеть в тексте слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-, выделять приставки ПРЕ- и ПР...
Урок русского языка в 5классе по теме « Правописание гласных в приставках пре- и при-» (по программе В.В. Бабайцевой) (с использованием методики КСО «Взаимодиктант» по Ривину-Дьяченко»)
Цель: 1. Закрепить знания учащихся о правописании гласных в приставках пре- и при-.2.Совершенствовать ум...
Конспект урока русского языка в 6 классе "Гласные в приставках пре- и при-"
Урок направлен на формирование умения различать на письме приставки пре- и при-...
Презентация "Правописание безударных гласных в приставках". 5 класс.
Данную презентацию не следует рассматривать как полноценный урок, но она может быть использована при подготовке тем "Правописание безударных гласных в приставках", "Правописание букв и, а, у после шип...