Гласные в приставках пре- и при-
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Никулина Ирина Геннадиевна

Урок можно использовать и как первый этап обобщения по теме "Правописание приставок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_pristavok_pre-_pri-.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 6 класс.

Урок на тему: «Гласные в приставках пре- и при-».

Учитель: Никулина Ирина Геннадиевна.

Тема урока: Гласные в приставках пре- и при-.

Цели урока: 1. Дать общее представление о зависимости написания гласных в приставках пре- и при- от

                                 их лексического значения, уметь определять лексическое значение приставок пре- и при-

                                 и объяснять значение слов с приставками пре- и при-; повторить знания учащихся по темам

                                 «Лексика» и «Синтаксис и пунктуация»;

                              2. Развивать орфографическую зоркость, навыки выразительного чтения поэтических отрывков,

                                  аналитико – синтетическую сферу учащихся, память, внимание, мышление, фантазию детей;

                              3. Воспитывать коммуникативные навыки общения,  чувство взаимопомощи и взаимоподдержки.

Методы и приёмы, использованные на уроке:

  • планирование своей деятельности (самостоятельная постановка целей);
  • частично – поисковый;
  • технология сотрудничества;
  • работа по алгоритму;
  • творческие задания;
  • рефлексия.

Оборудование:

  • сигнальные карточки;
  • карточки с заданиями;
  • таблица «Правописание гласных в приставках пре- и при-»;
  • схема – алгоритм «Правописание приставок».

№ п/п

Содержание урока

Грамматические темы

Развитие речевых процессов

Развитие неречевых процессов

1.

Организационный момент.

- Пожалуйста, улыбнитесь мне и друг другу. Приготовимся к работе.

Обеспечение свободного пространства и переживания эмоций.

2.

Речевая разминка. Синтаксическая минутка.

Разобрать предложение, дать ему характеристику, составить схему предложения.

Преграды рушились от одного его прикосновения, и он спокойно шёл дальше.

- Назовите из первой части сложного предложения подлежащее.( преграды)

- Назовите из первой части сложного предложения дополнение, выраженное существительным. (при-косновения)

- Что объединяет эти два слова? (оба существитель-ные, оба с приставками пре- при-)

- Сформулируйте тему урока.

- Зачем нам нужно знать, как пишутся слова с приставками пре- и при-.

- Итак, пр…ступим. Как напишем пр…ступим, с пре- или с при-?

Синтаксический разбор сложного предложения.

Знаки препинания в сложном предложении. Второстепенные члены предложения.

Правописание корней с чередованием.

Правописание слов с приставками пре- и при-.

Выразительное чтение сложных предложений, интонационная незавершённость первой части сложного предложения.

Умение осуществлять словесный отчёт о совершённом действии.

Развитие способности делать умозаключения.

3.

Монологический рассказ «Правописание приставок пре- и при-».

- Кто может добавить или исправить ответ?

- Оцените работу товарища. Задайте дополнитель-ные вопросы.

Формирование связного высказывания.

Развитие способности анализа и оценки.

4.

Закрепление материала.

4.1

Работа с сигнальными карточками.

- Определите гласную в приставках пре- и при-.

Пр(и)обрести, пр(и)гласить, пр(е)кратить, пр(е)вратить, пр(е)одолеть, пр(и)усадебный, пр(и)бежать, пр(и)открытый, пр(и)глушить, пр(е)подаватель.

Развитие навыка правописания гласных в приставках пре- и при-.

Формирование лексического понятия приставок пре- и при-.

Развитие слуховой, зрительной и зрительно-двига-тельной координации.

4.2

Задание двум ученикам у доски: вставить пропущенные буквы в словосочетания.

Формирование умения ориентировки в задании; умения самостоятельной работы.

Пр…морский край

Пр…образить природу

Слегка пр…храмывать

Пр…рвать рассказ

Пр…вратить в чудовище

Пр…вести собаку

Пр…глушить свет

Пр…рывистые звуки

Пр…задуматься над проблемой

Пр…клонить к земле

- Остальные: подобрать к данным словам антонимы с приставками пре- при-:

Убежать – (прибежать)

Ускакать – (прискакать)

Отозвать – (призвать)

Ленивый – (прилежный)

Отлив – (прилив).

- Проверка работ учащихся у доски (I вариант проверяет работу одного ученика, II вариант -    работу другого ученика).

Антонимы.

Развитие орфографической зоркости.

Формирование умения анализировать работу товарища.

4.3

- Замените слова и словосочетания словами- сино-нимами:

Затруднения – (препятствия)

Первое представление спектакля – (премьера)

Легенда – (предание)

Человек, нарушивший закон – (преступник)

Синонимы.

4.4

Устали? Давайте немного отдохнём и пошутим!

- Замените одним словом:

1) присоединить с помощью слона;

2) присоединить с помощью собаки.

Одна школьница не поняла, почему это задание названо шуткой. У неё получились серьёзные слова, и она объяснила их так: «Прислонить – это привезти что-то на слоне. Так делают в Индии. А присоба-чить – значит, доставить на собаках. Так делают на Севере.

А ещё можно «приверблюдить» - привезти на верблюдах. Так делают в пустынях.

- Как вы думаете, права ли девочка?

4.5

Работа в группах (технология сотрудничества).

1). Вспомните и впишите слова, которые пропущены в отрывках из сказок А.С.Пушкина. Вам помогут память и догадливость. ( текст распечатан на листах каждому ученику). Помните, что, обучаясь в группе, мы работаем под девизом: «Помогая другим, учимся сами!»

  • Пушки с берега палят

Кораблю … велят.

  • Здравствуй, князь ты мой … !

Что ж ты тих, как день ненастный?

  • Только поп один Балду не любит,

Никогда его не  … .

  • …  к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

2) – А теперь диктант «Четвёртый лишний». Я диктую 4 слова, а записать надо только 3. В каждой четвёрке одно слово лишнее, т.е то, которое пишется с другой приставкой. Надо понять, какое это слово и не писать его. Помните, что работаете вы вместе и получаете одну оценку. А я наблюдаю за тем, как вы общаетесь друг с другом.

  1. Превозносить, превосходить, принадлежать, превратить;
  2. Придумать, притягивать, превозмогать, приземлиться;
  3. Прикасаться, приколоть, привокзальный, преподаватель;
  4. Преодолеть, прицепиться, прекратить, преступить.

Правописание гласных в приставках пре- и при-.

Развитие умения выразительного чтения поэтических текстов.

Развитие умения выделять приставки в словах.

Произвольное и непроизвольное запоминание.

Формирование коммуникативных навыков общения в работе.

Развитие умения формировать слова в группе по общему признаку, выделять лишнее.

5.

Вывод урока.

- Теперь мы знаем все правила правописания приставок. Чтобы не запутаться в них, рассуждаем так: (одновременно с ответами учащихся учителем производится запись на интерактивной доске схемы их ответов)

Правописание приставок всех трёх групп.

Составление схемы – алгоритма «Правописание приставок».

Умение анализировать и синтезировать полученные знания. Рефлексия.

1 группа

Пишу всегда одинаково

2 группа

Определяю, перед каким согласным

перед     перед

глухим звонким

пишу С  пишу З

3 группа

Определяю

смысл

пишу в зависимости от смысла пре- или при-

6.

Домашнее задание. Давайте пофантазируем. Может быть когда-нибудь вам придётся участвовать в космическом полёте и не вокруг Земли, а в бескрайний космос, с высадкой на какую-нибудь далёкую планету. Я предлагаю вам подборку слов и словосочетаний на тему о космическом полёте. Попробуйте составить с этими словами предложения, описывающие ваше путешествие. А если сможете (кто занимается на «4-5»), напишите целый рассказ.

Беспредельный, неисследованный, приготовления, приборы, принять горизонтальное положение, перегрузки, преодолеть притяжение Земли, приступить, непрерывно, беспримерный, преломление солнечных лучей, приближение, причудливая природа, пребывание, приземлиться.

Развитие письменной речи.

Развитие фантазии.

7.

Итог урока. Выставление оценок.

-Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Гласные в приставках –при и –пре»

Моя задача как учителя русского языка заключается в повышении «продуктивности» обучения. Решение данной задачи на уроке вижу именно в деятельностном подходе к обучению учащихся, сущность которого закл...

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-»

Тема "Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-" достаточно сложная для шестиклассников. Затруднение вызывает определение значения ПРИ- и ПРЕ-, выделение нескольких групп, в которых:1) приставки П...

Гласные в приставках пре- при-

конспект открытого урока...

Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- Урок.1

Цель  урока: научить учащихся грамотно писать гласную в приставках ПРЕ- и ПРИ-Задачи:- обучающие:  научить видеть в тексте слова с приставками ПРЕ-  и ПРИ-, выделять приставки ПРЕ- и ПР...

Конспект урока русского языка в 6 классе "Гласные в приставках пре- и при-"

Урок направлен на формирование умения различать на письме приставки пре- и при-...

Презентация "Правописание безударных гласных в приставках". 5 класс.

Данную презентацию не следует рассматривать как полноценный урок, но она может быть использована при подготовке тем "Правописание безударных гласных в приставках", "Правописание букв и, а, у после шип...