разработка урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Верткая Светлана Александровна

технологическая карта урока русского языка 7 класс по теме "Деепричастие"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка (с требованиями ФГОС)

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №17 г. Карталы

Верткая Светлана Александровна

Предмет: русский язык

Класс 7

Тема урока: Деепричастие

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: формирование представления о деепричастии как части речи

Планируемые результаты: учащиеся сформируют представление о деепричастии как части речи;

смогут на практике применять теоретические знания;

- личностные УУД: 

  • Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
  • Следование в поведении моральным и этическим требованиям;

-регулятивные УУД:

  • Понимать и строить планируемые действия;
  • Проговаривать вслух последовательность производимых действий.

- Коммуникативные УУД:

  • Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
  • Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;
  • Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

- Познавательные УУД:

  • Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять.
  • Извлекать нужную информацию.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор

Технологическая карта урока русского языка

«Деепричастие»

7 класс

(УМК Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова)

Этап урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Личностные

Метапредметные

Предметные

1.Организационный момент.

Организовать направленное внимание на начало урока.

Проверяет готовность рабочих мест.

Создает положительный настрой учащихся на урок.

Готовятся к уроку.

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

-

2. Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Создать условия для

совершенствования своего  умения определять члены предложения и части речи  через синтаксический разбор предложения

Создает ситуацию, при которой возникает необходимость повторения полученных знаний.

Предлагает детям:

- вспомнить материал по теме «Морфология»

«Синтаксис»

-сообщает следующее задание, связанное с определением понятий, формулировкой темы урока.

Вспоминают материал по темам «Морфология» , «Синтаксис» , делают разбор предложения.

В.Даль ввел в оборот несметное множество новых слов, придав силу русскому языку.

 По созданной проблеме с определением  слова придав к части речи, формулируют тему урока.

Проявление познавательной активности

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Развитие умения анализировать, сопоставлять

кластер

сущ.        местоим. числительн.

части речи

прил         глагол        наречие

причастие             деепричастие

Повторение пройденного материала

По темам «Морфология», «Синтаксис»

Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.

Создаёт проблемную ситуацию на уроке.

Перед вами слово придав

- Что вы можете сказать про данное слово?

Задает вопрос:

Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

Сообщает о том, что в конце урока дети должны будут сформировать представление о том, что такое деепричастие Ребята, а каким путём мы сегодня с вами пойдём, чтобы достичь данной цели?

Выясняют с помощью дискуссии, что им необходимо для достижения поставленной в начале урока цели (выясняют с помощью кластера соотнесенность слов к частям речи, высказывают свою точку зрения).

Выбирают тот маршрут, по которому смогут вывести правило (это может быть  учебник, работа в группе).

Развитие умения постановки познавательной цели.

4. Этап реализации построения проекта. Самостоятельная работа с самопроверкой и оцениванием.

Сформировать у детей представление о том, что такое деепричастие и как оно образуется

Демонстрирует слова (карточка №1),

предлагает сравнить данные слова и сформулировать правило.

Предлагает продемонстрировать свои наработки в виде кластеров, таблиц.

Выполнение работы по группам

Выслушивает доказательства каждой группы, задаёт вопросы.

Организует самопроверку с помощью учебника.

Предлагает проговорить правило в парах.

Высказывают свою точку зрения, работают в группах, объединяя слова по схожим признакам. Демонстрируют свои «продукты» классу.

Задают выступающим вопросы.

Выполняют самопроверку, находят и исправляют ошибки в своих работах. Проговаривают правило в парах.

Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности, умение работать в группах.

Проявляют познавательную самостоятельность и активность

Осознание ответственности

за общее дело

Умение выступать перед классом.

Аргументация своего мнения.

Высказывание своего мнения.

Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в полученной информации.

по ходу выполнения задания.

Грамотное построение устного высказывания.

Работа со справочной литературой.

5. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.

 

Организует работу  в группах.

Предлагает ответить на вопросы.

Работают  с текстом

Отвечают на вопросы

Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности

Работа по алгоритму, по предложенному правилу.

Аргументация своего мнения.

Закрепление знаний по данной теме

7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

8. Домашнее задание

Сформировать личную ответственность за результаты деятельности.

Подвести детей к самостоятельной работе дома на закрепление изученного материала.

Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников.

Предлагает совместно (на шкале) выявить недостатки знаний и умений по данной теме.

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания

Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности через разработанную шкалу.

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Понимать личную ответственность за результаты деятельности

Самооценка на основе критерия успешности.

Рефлексия способов и условий действия.

Оценивать свою деятельность на уроке.

Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Формулировать и аргументировать своё мнение, учитывать мнения одноклассников при выработке коллективного решения.

Карточка 1

Придав, придавая, распределив, додумавшись, составляя, говоря

Карточка 2.

Первая группа: С помощью суффиксов   образуйте деепричастия от следующих глаголов: думать, читать, говорить, смотреть, проверить

Вторая группа: Перестройте предложения так, чтобы один из глаголов обозначал добавочное действие.

Учащиеся думают и выполняют задание. Ребята не торопятся отвечать

Третья группа: «Третье лишнее»

Рассматривая, выбрав, написал

Прочитав, ответивший, уточняя

Текст для самостоятельной работы

Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям.

Анализируя поведение героев, попытайся, дать ему свою оценку. Подумай. Правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок.

Закрывая последнюю страницу книги, поразмышляй, чем она тебя обогатила, какой оставила след в твоей душе.

Тест

1. Деепричастие отвечает на вопросы:

А) Что делал? Что сделал?
Б) Что делая? Что сделав?
В) Каков предмет?

2. Укажите, признаки какой части речи имеет деепричастие.

А) Глагола и прилагательного.
Б) Наречия и прилагательного.
В) Глагола и наречия.

3. Деепричастие –

А) изменяемая часть речи.
Б) неизменяемая часть речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку "Обобщающий урок по СПП с одним придаточным".

Обобщающий урок по теме: "Сложноподчиненное предложение с одним придаточным"....

"Способы словообразования в русском языке" (разработка урока по русскому языку в 10 классе)

"Способы словообразоваяния в русском языке" (разработка урока по расскому языку в 10 классе)...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"

Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...

Разработка урока по русскому языку в 6 классе. Тема урока: "Неопределенные местоимения"

Урок русского языка в 6 классе с применением технологии проблемного обучения.Тема: Неопределённые местоимения. Тип урока:   изучение нового материала и первичное закрепление знаний.Цели...

Методическая разработка урока по русскому языку Происхождение и употребление лексики современного русского языка

Методическая разработка урока по русскому языку предназначена для проведения занятия у студентов первого курса, обучающихся специальностям СПО при повторении раздела «Лексика и фразеология&raqu...