Понятие о фразеологии. Фразеологизмы. Фразеологический словарь.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка в 5 классе с использованием проектной технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frazeologiya.docx | 32.83 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс
Тема урока. Понятие о фразеологии. Фразеологизмы. Фразеологический словарь.
Тип урока. Комбинированный.
Вид урока. Личностно-ориентированный.
Цели урока.
- дать понятие фразеологизма и фразеологии;
- сформировать умение находить фразеологизмы в тексте, давать объяснение наиболее употребительным фразеологизмам самостоятельно, а также с помощью толкового и фразеологического словарей;
- развивать умение использовать фразеологические обороты в устной и письменной речи в зависимости от коммуникативной ситуации.
Оборудование. Учебник, фразеологический и толковый словари, раздаточный материал, реквизит для сценки.
Предварительная подготовка.
1) Пять учащихся готовят к постановке сценку «Фразеологизмовка» (Приложение 1).
2) Один учащийся готовит наизусть чтение стихотворения «Фразеологизмы» (Приложение 2).
Ход урока
I. Мобилизующий этап.
Слово учителя:
«Не бей баклуши», - так твердила мама,
Но сын ей отвечал упрямо:
«Лежу я на диване и ем груши,
Не собираюсь бить какие – то баклуши!»
Почему сын не понял маму?
(Ученики объясняют значение устойчивых словосочетаний в приведённом четверостишии).
II. Осмысление учениками темы урока.
Тему учитель записывает на доске, а учащиеся – в тетради, ребятам предлагается осмыслить каждое слово: «Какие слова в теме главные, какие слова для вас незнакомы, что мы узнаем нового, о чем уже говорили?»
III. Самостоятельное формулирование целей урока.
Если учащиеся затрудняются с постановкой всех целей урока, можно предложить им сформулировать их путем выполнения задания «Закончи фразу».
Зная тему урока, давайте попробуем определить, какие цели мы должны поставить, чтобы эту тему усвоить. Продолжите фразу:
- сформировать понятие…
- сформировать умение находить…
- сформировать умение объяснять…
- сформировать умение использовать...
IV. Изучение нового материала.
1) Объяснение учителя:
Возводя дома, промышленные сооружения, люди используют не только разрозненные элементы – отдельные кирпичи, доски, балки, – но и их «связки», готовые блоки. Нечто похожее можно обнаружить и в языке. В нём также существуют готовые блоки – «заранее» созданные сочетания слов. Это, прежде всего, фразеологические обороты, или фразеологизмы, которые очень часто имеют образный смысл. Строя предложение, говорящий берёт при необходимости готовый блок-фразеологизм и ставит его на нужное место. Например: Парень совсем отбился от рук – это новые товарищи сбивают его с панталыку. Они-то выйдут сухими из воды, а он останется с носом. Найдём в этом отрывке готовые блоки (ответы детей). Эти обороты и являются фразеологическими.
2) Знакомство с материалом учебника – самостоятельно.
3) Дифференцированное задание.
1. Выписать опорные (главные слова) новой темы (6 баллов)
2. Составить план «Новый материал сегодняшнего урока» (8 баллов).
3. Составить вопросы по новому материалу (с ответами) (10 баллов).
4. По новому материалу составить несколько тестовых заданий с вариантами ответов (12 баллов).
4) Цифровой диктант.
Запишите номера тех ситуаций, в которых фразеологизмы будут неуместны.
1. Разговор хороших друзей.
2. Заявление о приёме на работу.
3. Речь героев мультфильма
4. Беседа за праздничным столом.
5. Отчёт о работе магазина.
Ключ: 2, 5.
Сделайте вывод: в каких случаях фразеологизмы лучше не использовать?
5) Сценка об источниках происхождения некоторых фразеологизмов
Откуда в языке появляются фразеологизмы? Разными путями. Многие из них связаны с бытом, обычаями, традициями и верованиями наших предков, некоторые пришли из других языков или из разных художественных произведений. О происхождении некоторых фразеологизмов вы узнаете из сценки, которую подготовили ваши одноклассники.
Сценка «Фразеологизмовка» (Приложение 1).
6) Знакомство с фразеологическим словарем.
А как же быть, если происхождение фразеологизма вас незнакомо или в не понимаете, что он обозначает? В этом случае на помощь придёт фразеологический словарь.
(Знакомство со словарём, чтение детьми некоторых статей).
Узнать о значении фразеологизмов можно также с помощью толкового, этимологического и других словарей. Например, в Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой даётся такое пояснение фразеологизмов со словом «мозг»: «Раскинь (или пошевели) мозгами! (сообрази, подумай хорошенько). Мозги набекрень у кого-н. (о неумном, со странностями человеке). Вправить мозги кому-н. (заставить одуматься, образумиться)».
V. Субъективизация при осмыслении нового материала.
Беседа по вопросам:
Что из услышанного сегодня вы знали, а что нет?
О чем мы говорили на уроках, что вы знали из других источников? Из каких?
Что из услышанного осталось непонятным? Как вы думаете, почему?
VI. Развитие и закрепление навыка.
1) Дифференцированное задание (РМ). При выполнении всех заданий желательно использование фразеологического словаря.
а) Фразеологизм доводить до белого каления означает
а) очень далеко,
б) до крайнего раздражения,
в) очень долго,
г) до самой чистоты, до белого цвета.
Ответ сверяем со словарем (6 баллов).
б) В русском языке существует огромное количество фразеологизмов, в которых употребляются числительные: от горшка два вершка, как две капли воды, за семью замками, семь пятниц на неделе…
Из фразеологизмов в левом столбике пропали числительные. Попробуйте отыскать их среди числительных (они могут стоять в форме любого падежа) в правом столбике (8 баллов).
Фразеологизмы | Числительные |
I. Наговорить с … короба II. Стричь под … гребёнку III. … пядей во лбу IV. … сапога — пара | 1. Один 2. Два 3. Три 4. Четыре 5. Пять 6. Шесть 7. Семь |
в) Запишите одним словом (10 баллов):
совать нос не в свое дело –
становиться на задние лапки –
на мякине не проведешь –
подать руку –
плясать под чью-нибудь дудку –
дать голову на отсечение –
дать осечку –
из рук валится –
лезть в бутылку –
не верить своим ушам –
г) Замените выделенные слова фразеологизмами (12 баллов).
Саша был не самым послушным учеником. Часто он намеренно раздражал учителей, занимался пустяками на уроках и вообще, несерьезно, небрежно относился к занятиям. Но однажды Анна Сергеевна сказала: «Саша! Запомни как следует: вся твоя жизнь будет безрезультатной, если ты не изменишь свое поведение. И тогда Саша сосредоточенно обдумал все и решил стать хорошим учеником. Теперь учителя о Саше говорят только хорошо.
(Саша был не самым послушным учеником. Часто он играл на нервах учителей, бил баклуши на уроках и вообще, спустя рукава относился к занятиям. Но однажды Анна Сергеевна сказала: «Саша! Заруби себе на носу: вся твоя жизнь пойдет насмарку, если ты не изменишь свое поведение. И тогда Саша собрался с мыслями и решил стать хорошим учеником. Теперь учителя Сашу поминают добрым словом). VII
Выборочная проверка.
2) Чтение и обсуждение стихотворения
Чтение подготовленным учеником стихотворения «Фразеологизмы» (Приложение 2).
Обсуждение стихотворения, в результате которого следует сделать вывод о целесообразности использования фразеологизмов в речи.
VII. Рефлексивный этап урока
2- 3 человека выступают с кратким эссе на тему «Что мы сегодня узнали, что было интересным на уроке».
2- 3 человека высказывают мнение о том, что получилось и не получилось у них, что и почему осталось непонятным
VIII. Домашнее задание.
1.Упражнения учебника по выбору учителя
или
2. Составить рассказ на тему « В школе» по самостоятельно подобранным фразеологизмам (5-6 фразеологизмов)
3. По желанию: составить словарик фразеологизмов (фразеологизм, рисунок к нему, объяснение, пример) на любую тему.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1.
Сценка «Фразеологизмовка»
Рассказчик. Как-то раз на уроке русского языка ученик 5 класса Андрей познакомился с фразеологизмами. Учительница сказала ребятам дома поработать с фразеологическим словарем и подготовить сообщение об истории происхождения некоторых фразеологизмов. Андрей был учеником добросовестным и вечером принялся изучать толстый словарь. Но не заметил наш ученик, как сладко заснул над умными страничками.
И приснился Андрею странный сон. Вроде бы оказался он в удивительном месте – какой-то старинной деревне.
Андрей. Ой, где это я?
Балясочник. Где-где, у нас в деревне.
Андрей. А что же это за деревня?
Балясочник. Фразеологизмовка.
Андрей. Вот это название! А что это Вы такое делаете?
Балясочник. Да я вот лясы точу.
Андрей. Лясы точите? Это я понимаю так, что Вы занимаетесь пустой болтовней?
Балясочник. Да ты что? Какой же пустой болтовней? Смотри – я работаю Вот это – осиновая плаха. А я из неё сделаю фигурную балясину для украшения перил. Вот видишь эта балясина (или ляса) – в виде цветка.
Андрей. Интересно, а почему же в мое время «точить лясы» означает пустословить?
Балясочник. Просто эта работа оставляет нам много времени для песен, шуток, разговоров обо всем. Вот сейчас придут мои друзья токари, так далеко будет слыхать наши разговоры. Вот, глядя на нас, люди и думают, что мы только болтаем. А мы – гляди – лясы точим!
Андрей. Теперь понятно.
Балясочник. А вон возле соседнего дома мой брат бьет баклуши, пойди с ним поговори.
Андрей. Хорошо. (Подходит к Баклушечнику) Здравствуйте.
Баклушечник. Здравствуй, коль не шутишь.
Андрей. Я смотрю, Вы что, работаете?
Баклушечник. А как же, у нас все работают.
Андрей. А брат-то Ващ думает, что Вы бездельник, баклуши бьете.
Баклушечник. А коли я баклуши бью, какой же я бездельник? Вот смотри: это ...
Андрей. Знаю-знаю! Это – осиновая плаха.
Баклушечник. Точно! Ну а сердцевина у осины очень мягкая, влагу пропускает. Поэтому я сердцевину выдалбливаю и – оп! – получается баклуша!
Андрей. Так значит, Вы не бездельничаете?
Баклушечник. Конечно, нет. Но крестьяне считают мою работу легким делом, не требующим особого мастерства. Они считают, что бить баклуши – это несерьезное, ненастоящее дело. А вот младший наш брат – канитель тянет Пойди с ним познакомься. Только смотри, не попади впросак!
Андрей. «Попасть впросак» означает « запутаться, оказаться в сложном положении»
Баклушечник. И еще как запутаться! Вон видишь, просак - канатный станок большого размера. Через всю улицы канаты протянуты. Попасть в просак во время плетения веревок опасно и глупо, так как только очень беспечный и невнимательный человек может не заметить скручиваемых веревок.
Андрей. Хорошо, не попаду впросак. (Подходит к Канительщику). Здравствуйте! Вы канитель тянете ?
Канительщик. Тяну.
Андрей. То есть Вы делаете что-то однообразное, нудное или затягиваете какое-то дело?
Канительщик. А вот посуди сам. Видишь, кафтан на мне серебряной нитью вышит?
Андрей. Да, очень красиво.
Канительщик. Так вот нитка эта и называется канитель. Она бывает золотая, серебряная, позолоченная или посеребренная. А я нитку вытягиваю клещами из раскаленной металлической проволоки. Это дело очень медленное и скучное.
Андрей. Теперь понятно. Сколько же всего интересного я узнал... Почаще бы мне такие сны снились! До свидания, жители Фразеологизмовки! Мне просыпаться пора и идти в школу на урок русского языка.
Балясочник. До свидания, работай на уроках засучив рукава!
Баклушечник. Не лови ворон на занятиях !
Канительщик. Скатертью дорога!
Приложение 2.
Фразеологизмы.
Надо фразеологизмы использовать в речи чаще,
Пусть словарь фразеологизмов станет вашим советником,
Чтоб передать свои мысли как можно ярче,
Чтобы приятным и грамотным быть собеседником.
Скажи: «Я запутался, трудно мне так», -
Не каждый поймет, о чем ты говоришь,
Но если же скажешь: «Попал я впросак!» -
То сразу поймем, отчего ты грустишь.
«Запомни как следует, раз навсегда», -
Твердила мамуля сынку – сорванцу.
А папа болтать не любил без конца.
Сказал просто так: «Заруби на носу!
Тебе покажу я, где раки зимуют,
Не будешь отныне в бирюльки играть,
И гордиев узел сейчас разрублю я,
На нервах родителей хватит играть!»
Мы часто хотим сказать много и ёмко,
Но краткую фразу нам трудно создать.
Чтоб выразить мысль свою образно, точно,
Фразеологизмы без устали надо изучать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Функционирование спортивной фразеологии на материале англо-фразеологических словарей и художественной литературы
спортивная фразеология, английский язык...
Урок русского языка в 10 классе «Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Фразеологические словари».
Цели урока: совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синонимичные и антонимичные фразеологизмы, уместно употреблять их в речи;развитие образного и логического мыш...
Конспект урока русского языка на тему: «Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари».
Обобщающий урок по теме «Русская фразеология»....
Фразеологизмы с компонентом Body в английском языке в сравнении с русским языком на материале фразеологического словаря А.В. Кунина
Фразеологизмы с компонентом Body/Части тела...
Конспект урока русского языка по тем "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари"
Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний.Обеспечить возможность усвоения материала по теме «Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.Фразеологичес...
Презентация для 6 класса по теме:Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.Фразеологические словари
Презентация для 6 класса по теме: Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари....
Конспект урока "Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологические словари"
Русский язык — один из самых красивых и богатых языков в мире. За долгую историю своего формирования он претерпел множество преображений, изменений и напитался различными словарными оборотами, к...