урок-деловая игра в 5 классе по теме "Имя существительное"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Урок в форме деловой игры поможет учащимся более эффективно повторить и закрепить изученное по теме "Имя существительное"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_sushchestvitelnoe._delovaya_igra.docx | 35.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «В редакции газеты «…»(Систематизация и обобщение материала по теме «Имя существительное»)
Цель: обобщение знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы «Имя существительное»
Задачи:
формировать практические умения и навыки учащихся по осознанному применению полученных знаний;
знакомить учащихся с некоторыми особенностями работы редакции газеты;
развивать память, внимание, быстроту реакции, культуру речи;
формировать чувство ответственности за результаты своего труда;
воспитывать коммуникативную культуру учащихся, положительное отношение к знаниям.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Форма урока: деловая игра (ролевая игра)
Нестандартная форма урока выбрана с целью повышения мотивации учебной деятельности за счет применения элементов здоровьесберегающих технологий, пропаганды здорового образа жизни и спорта.
Ход урока
1. Организационный момент
- Ребята, сегодня у нас необычный урок! Цель урока – повторить все, что мы знаем об имени существительном, чтобы диктант написать отлично! Но повторять изученное мы будем необычно…
- Представьте, что мы оказались в редакции газеты. Здесь собрались журналисты, корректоры, редакторы, секретари-машинистки. Роли работников редакции будете выполнять вы.
-Итак, отправляемся в редакцию газеты, но сначала надо придумать название газеты, правда есть одно условие - название должно быть именем существительным.
В тетради запишите число, тему урока.
2. Словарно – орфографическая работа.
К сегодняшнему уроку я просила вас поработать с толковым словарём, найти и записать в словарики значение слов: корректор, редактор, журналист, репортаж, корреспондент, интервью.
Журналист - литературный работник, занимающийся литературно-публицистической деятельностью в журналах и газетах.
Репортаж - сообщение о событиях, информация в печати, по телевизору.
Корректор – работник издательства, занимающийся чтением текста, правкой.
Интервью – предназначенная для печати или передачи по радио, телевидению беседа с каким- нибудь лицом.
Типография – предприятие, где производится набор и печатание изданий.
Редактор – лицо, которое редактирует (проверяет, исправляет что- нибудь).
Корреспондент – автор корреспонденций в газете, журнале.
3.Редакторский отдел.
- Мы заглядываем в редакторский отдел. Редакторы – самые главные и ответственные люди в редакции. И сейчас мы узнаем, какой теме будет посвящен свежий номер нашей газеты!
В типографии невнимательно набрали материалы. Когда напечатали пробный выпуск, то обнаружили, что в статье некоторые слова написаны неверно, ошибки они обнаружили, а вот написать правильно не успели. Давайте постараемся сделать это мы!
- Прочтем текст и определим, какой теме он посвящен.
Путь Олимпийского огня
В Греци__, в Олимпи__, от солнечного луча зажигают факел. Гречанка в белых одеждах передает его спор__мену, и факел пускается в путь. Он пут__шествует на самолёт__, пароход__, на автомобил__, на поезд__. Последний этап длинной дорог__ факел всегда совершает в руках б__гуна.
- Какие орфограммы мы вспомнили, чтобы написать этот текст правильно?
(Падежные окончания имен существительных, безударная гласная в корне, соединительная гласная в сложном слове, правописание согласных)
- Молодцы! Грамотные у меня сотрудники!
4. Отдел художников-оформителей и фотографов
- Отредактированную нами статью надо бы оформить! Освоим и эту работу. Перед вами наброски спортсмены-олимпийцы. Представьте на них морфологические «портреты» существительных из данного текста:
- Проверим, насколько удачны ваши работы
(В) Греции | 1. (В чём?) сущ., обозначает предмет. 2. Н.ф. – Греция; собств., неодуш., ж.р., особ.скл.на –ия, ед.ч.; в П.п. 3. (Где?) в Греции |
Спортсмену | 1. (Кому?) – сущ., обозначает предмет. 2. Н.ф. –спортсмен; нариц., одуш., м.р., 2 скл.; в Д.п., ед.ч. 3. (Кому?) спортсмену |
Этап | 1. (Что?) – сущ., обозначает предмет. 2. Н.ф. – этап; нариц., неодуш., 2 скл., м.р.; в В.п., ед.ч. 3. (Что?) этап |
(От) луча | 1. (От чего?) – сущ., обозначает предмет. 2. Н.ф. – луч; нариц. ,неодуш., 2 скл., м.р.; в ед.ч., Р.п. 3. (Как?) от луча |
Дороги | 1. (Чего?) – сущ., обозначает предмет. 2. Н.ф. – дорога; нариц., неодуш., ж.р., 1 скл.; в Р.п., ед.ч. 3. (Чего?) дороги. |
5. Отдел журналистов
- Знаете ли вы, что журналист, берущий интервью, должен с полуслова понимать своего собеседника. Вот мы пока потренируемся, сможете ли вы угадать слова? Запишите слова в 2 группы (какие – это вы определите, как только отгадаете первое слово!) Не забудьте при записи слов в тетрадь объяснить орфограммы
- бьют его рукой и палкой, никому его не жалко (мяч)
- середина ночи, когда спортсмены уже спят (полночь)
- доктор (врач)
- футбольное соревнование (матч)
- тихая безветренная погода, в ней особо нуждаются лыжники (тишь)
- реакция человека на сильные переживания, бывает и радостным для победителей (плач)
- частое судорожное сокращение мышц (от холода, болезненного или нервного состояния и т.д.) (дрожь)
- место возле водоёма, где можно поиграть в волейбол (пляж)
- а в завершении Олимпиады говорят: «До новых…» (встреч)
-Проверим, как вы оформили записи.
6.Немного разомнёмся – мы в отделе почты.
- Для разминки вспомним, знаете ли вы хорошо правила написания падежных окончаний имен существительных. Если пишем букву Е, то встаем, если букву И – тянемся сидя к потолку руками.
от дорожкИ
к дорожкЕ
о выносливостИ
о хоккеистЕ
нет поддержкИ
на стадионЕ
по линиИ
на матчЕ
о счетЕ
от радостИ
- Разберём телеграммы с адресами и адресатами в 2 группы: с буквой И в окончании и с буквой Е (работа в группах)
Кому: Марь__ Алексеевне, Натали__ Валерьевне, Софи__ Игоревне, Наталь__ Петровне, Таиси__ Васильевне, Клавди__ Анатольевне, Вероник__ Степановне
Куда: на каток в Казан__, на каток в Санкт-Петербург__, на каток в Ярославл__, на стадион в Египт__, на стадион в Япони__, на стадион в Канад__; на трамплин в Греци__, на трамплин в Новгород__, на трамплин в Бразили__
И: Наталии, Софии, Таисии, Клавдии, Казани, Японии, Греции, Бразилии | Е: Марье, Наталье, Веронике, Санкт-Петербурге, Ярославле, Египте, Канаде, Новгроде |
7. Отдел корректоров
- Мы в отделе, где работают корректоры. Будем исправлять ошибки! Справитесь? Думаю, да, ведь мы уже знакомы с орфоэпическими и грамматическими нормами в употреблении имен существительных.
оплатить за проезд | оплатить проезд |
уплатить за проезд | заплатить за проезд "Оплата_ - от _оплатить_, _уплата_ - от _уплатить_. Это неравнозначные глаголы. _Оплатить_ = заплатить за что-либо: _оплатить проезд, обучение, услугу_ (т. к. можно сказать _заплатить за проезд, за обучение, за услугу_). _Уплатить_ -внести какую-либо сумму, например: _ уплатить_ (не оплатить!) _штраф, взнос, пени._ Соответственно: _оплата проезда_, но: _уплата штрафа_". |
лекарство для кашля | лекарство от кашля |
пара сапогов | пара сапог |
пара носков | пара носок |
гимн болгаров | гимн болгар |
группа тренерОв | группа трЕнеров |
8. Работа с текстом
Мы будем с удовольствием наблюдать за эстафетой наших лыжниц!
Эстафетой называют соревнование команд в беге, в плавании, в ходьбе на лыжах, когда на определенном участке дистанции один участник соревнования сменяет другого и передает ему палочку или дотрагивается до него рукой. Эстафетой называется и палочка, которую передают друг другу спортсмены. Оба эти значения слова «эстафета» являются сравнительно новыми.
А знаете ли вы, что раньше эстафетой называли срочную почту, которая доставлялась посыльными? Они сменяли друг друга в пути на определённых пунктах и использовали каждый раз новых почтовых лошадей.
Когда в спорт ввели новый вид соревнований со сменой участников команды, то использовали слово «эстафета». Так оно получило новую жизнь в спортивном мире.
Сегодня в эстафете бегут Юлия Иванова, Ольга Кузюкова, Наталья Жукова и Юлия Чекалёва. Болеем за наших!
- Какова тема этого текста? О чем он? (об эстафете)
- Автору удалось заинтересовать нас? Как? (использовал местоимение «мы», обратился к читателям «А знаете ли вы?», сообщил важную информацию о том, кто выступает за нашу страну в соревновании, призыв «Болеем за наших!»).
- Таким образом, автор воздействует на нас, читателей, обращая внимание на тему, которая волнует многих в данный момент, использует призыв. Кроме того, жанр этого текста – статья. Значит, перед нами текст публицистического стиля! В чем отличие его от художественного? (жанр и наличие призыва)
- По данным статистов, в этом тексте 48 существительных; 77 слов других частей речи, 24 из которых служебные части речи, значит, 53 слова других самостоятельных частей речи. Какую роль выполняют существительные в этом тексте? (Без сущ-х, которые называют все предметы окружающей нас действительности, невозможно создать понятный текст.)
9. Подведение итогов и оценок.
- Ребята, мы хорошо поработали сегодня, повторили тему «Имя существительное». Понравилось ли вам в редакции нашей газеты?
10. Комментирование домашнего задания.
Д/з: выписать слова с пропущенными буквами, объясняя графически орфограммы; выполнить разборы (под цифрами)
Лист оценок:
Дата:
Состав группы №…. | Редакторский отдел (количество ответов) | Отдел художников- оформителей | Отдел журналистов (количество ответов) | Отдел почты | Отдел корректоров (количество ответов) | Статья (количество ответов) | Домашнее задание |
1. | |||||||
2. | |||||||
3. | |||||||
4. | |||||||
5. |
Мы будем с удовольствием наблюдать за эстафетой наших лыжниц!
Эстафетой называют соревнование команд в бег__, в плавани__3, в ходьбе на лыжах, когда на определенном участк__ дистанци__ один участник соревнования сменяет другого и передает ему палоч(?)ку или дотрагивается до него рукой. Эстафетой называется и палоч(?)ка2, которую передают друг другу спор__мены. Оба эти значения слова «эстафета» являются сравнительно новыми.
Раньше эстафетой называли срочную поч(?)ту, которая дост__влялась посыльными. Они сменяли друг друга в пути на определённых пунктах и использовали каждый раз новых почтовых лошадей.4
Когда в спорт ввели новый вид соревнований со сменой учас(?)ников2 команды, то использовали слово «эстафета». Так оно получило новую жизнь в спортивном мир__.
Сегодня в эстафет__ б__гут Юлия Иванова, Ольга Кузюкова, Наталья Жукова и Юлия Чекалёва. Болеем за наших!
Д/з: выписать слова с пропущенными буквами, объясняя графически орфограммы; выполнить разборы (под цифрами)
Будьте внимательны: вы готовитесь к контрольному диктанту по теме «Имя существительное». Удачи!
Мы будем с удовольствием наблюдать за эстафетой наших лыжниц!
Эстафетой называют соревнование команд в бег__, в плавани__3, в ходьбе на лыжах, когда на определенном участк__ дистанци__ один участник соревнования сменяет другого и передает ему палоч(?)ку или дотрагивается до него рукой. Эстафетой называется и палоч(?)ка2, которую передают друг другу спор__мены. Оба эти значения слова «эстафета» являются сравнительно новыми.
Раньше эстафетой называли срочную поч(?)ту, которая дост__влялась посыльными. Они сменяли друг друга в пути на определённых пунктах и использовали каждый раз новых почтовых лошадей.4
Когда в спорт ввели новый вид соревнований со сменой учас(?)ников2 команды, то использовали слово «эстафета». Так оно получило новую жизнь в спортивном мир__.
Сегодня в эстафет__ б__гут Юлия Иванова, Ольга Кузюкова, Наталья Жукова и Юлия Чекалёва. Болеем за наших!
Д/з: выписать слова с пропущенными буквами, объясняя графически орфограммы; выполнить разборы (под цифрами)
Будьте внимательны: вы готовитесь к контрольному диктанту по теме «Имя существительное». Удачи!
Кому: Натали__ Валерьевне,
Кому: Софи__ Игоревне,
Кому: Наталь__ Петровне,
Кому: Таиси__ Васильевне,
Кому: Клавди__ Анатольевне,
Кому: Вероник__ Степановне
Куда: на каток в Казан__,
Куда: на каток в Санкт-Петербург__,
Куда: на каток в Ярославл__,
Куда: на стадион в Египт__,
Куда: на стадион в Япони__,
Куда: на стадион в Канад__;
Куда: на трамплин в Греци__,
Куда: на трамплин в Новгород__,
Куда: на трамплин в Бразили__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока-деловой игры по теме "Четырехугольники". 8 класс
Существует различные пути формирования учебно- познавательной компетенции, одним из которых являются нестандартные уроки. Приведем пример деловой игры.На таких уроках моделируется реальная ситуа...
Урок – деловая игра «Технология проектирования». 6 класс
Раздел ПРОЕКТИРОВАНИЕ. 10 часов. Проектирование «запускается» после изучения раздела КУЛИНАРИЯ или после изучения определенной темы (как в данном случая, после изучения темы «Крупы, ...
Урок-деловая игра по математике для 11 класса "ЖИЛЬЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ" в рамках подготовки к ЕГЭ
Цели урока: 1. Способствовать при подготовке к ЕГЭ развитию умений применять математические знания,закрепление знаний, умений и навыков при решении...
Урок-деловая игра в 10 классе "Азбука делового человека"
Открытый урок (фрагмент) в 10 классе МОУ №СОШ №31 Педсовет «Инновационная деятельность учителя как основа компетентностного подхода в образовании»Класс:10Форма проведения: деловая игр...
Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе
деловая игра, интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Урок – деловая игра «Корректор» (5 класс)
Урок закрепления знаний по теме "Имя существительное" с применением игровой технологии...
Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6) Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"
Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6)Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"...