Урок русского языка в 5 классе по теме «Путешествие на остров Местоимений»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.docx | 23.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе по теме «Путешествие на остров Местоимений»
Валеева Валентина Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Рудницкая СОШ» Камско-Устьинского района Республики Татарстан
Цель урока: знакомство с местоимением как частью речи; совершенствование коллективных форм работы, развитие навыков нахождения местоимений; научить правильно употреблять местоимения; поддержание интереса к изучаемому на уроках.
Ход урока
- Дорогие ребята! Как я рада, что мы опять собрались все вместе. Стряхните сон! У нас сегодня много интересной работы. Мы опять с вами будем узнавать новое, доказывать, спорить, радоваться успехам, а с неудачами будем справляться вместе.
Хотите, я вам расскажу одну любопытную историю? Тогда слушайте. Жил-был в одном городе мальчик по имени Вася. Он очень любил учиться всяким интересным вещам. Вот только уроки русского языка казались ему самыми скучными на свете, и поэтому Вася стал получать плохие отметки. Однажды он отвечал у доски и получил… единицу. Домой пришёл такой грустный, что его верные друзья кот Колбаскин и попугай Жора- решили ему помочь. Кот и попугай решили изучать русский язык вместе с Васей. С помощью знакомого волшебника они устроили для него путешествие к берегам Лингвинии. Лингва по-гречески-«язык». Втроём они поплыли на лодке по Морю Знаний к чудесной земле Морфологии… и ни разу не пошли ко дну благодаря сообразительности, смекалке и тем знаниям, которые приобрели в пути.
- Ребята, я предлагаю вам составить компанию героям этой истории и отправиться в путешествие вместе с ними.
Зелёный и таинственный
Средь моря остров спит…
Быть может, там воинственных
Ошибок мир лежит?
А может, мы с весёлыми
Там встретимся Глаголами?
Или найдём внимательных
Послушных Прилагательных?
- Итак, мы причаливаем к берегу. Да-а! Народ тут разный. Откуда такое разнообразие? В чьи же руки попали наши герои? Как они себя чувствуют? Почему Васе и Жоре в этой стране захотелось на всё показывать пальцами? Что кричит ворона? Кто это там такой жадный? Почему? Кого замещают здешние жители? Ну а вас, ребята, и наших героев заменить некому. Так что берём остров «на абордаж»! Куда же мы с вами попали? Это мы выясним, если отгадаем загадку.
Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать.
Догадались? Да, это действительно местоимение. Мы попали именно на остров Местоимений. Откройте тетради, запишите число, тему урока.
- –Ребята, посмотрите, какие прекрасные цветы изображены на экране, а на нашем острове ни одного цветочка. Непорядок. Давайте посадим на острове цветы. Согласны? А сделаем это следующим образом. Перед вами на экране отрывок из стихотворения С. Есенина «Цветы». Найдите в тексте слова, которые являются местоимениями.
Я не люблю цветы с кустов,
Не называю их цветами,
Хоть прикасаюсь к ним устами,
Но не найду к ним нежных слов.
Я только тот люблю цветок,
Который врос корнями в землю,
Его люблю я и приемлю
Как северный наш василёк.
Тот, кто правильно отвечает, сажает цветок на острове. Кстати, лопата тут имеется.
- Неплохо поработали. А сейчас…
Что за чудо? Что за звон?
Разобраться надо в нём.
Колокольчик говорит,
Что сейчас нам предстоит
Встреча с важными людьми,
На портретах вот они.
Их у нас тут целый полк.
В языке все знают толк.
(Работа с высказываниями учёных-лингвистов).
Вопрос. Как вы думаете, какое из данных определений научно? Какие особенности местоимений могли стать причиной предупреждения Д.Розенталя? (Научное определение записывается в тетрадь).
- Сейчас мы послушаем беседу приятелей. (Сценка).
- Дим, ты смотрел вчера фильм по первой программе?
-Смотрел. Классный!
-А мне не удалось. О чём он?
-Там выбирали человека, чтобы бороться с инопланетянами. На Землю прилетел жук, и ещё прилетел Хранитель Галактики. Но его сразу убили. А тот всё гонялся за этим жуком. Потом он съел кругленькую штучку, чтобы вернуться в Космос, а они его из пушки пум-м! И он весь разлетелся. Здорово, да?
-Здорово! Но я ничего не понял.
-Это ещё что. А я вот какой фильм недавно смотрел:
Они ползут, А он как даст ему
А он ей раз! Со зла!
А тут как раз Он им раз!
Она ползла Они ей-раз!
Но тут как раз
Её он спас,
А с нею был он заодно,
Ух, было сильное кино!
Вопрос. Как называется их разговор? А местоимения они использовали? Целесообразно ли это?
- Продолжаем знакомство с островом.
- Посмотрите, что за жители?
Надпись есть, что заместители…
Очень важные персоны-
На столах-то телефоны.
Так давайте позвоним
И вопрос им зададим.
Права первого звонка
Представляется пока
Лишь тому, кто выполнит
Правильно задание.
Сели поудобнее и- внимание…
(На экране загадки. Задание: переписать, над местоимениями поставить букву м, отгадать).
1 ряд. Хоть они и жалят больно, их работой мы довольны . (Пчёлы).
2 ряд. Прилетел к нам наконец
Лучший наш певец
Дни и ночи напролёт
Он поёт. (Соловей).
3 ряд. Из-за тебя бью себя, из-за себя бью тебя, а прольётся кровь моя. (Комар).
- Звонок заместителям. Работа с таблицей на экране.
- Диктант-молчанка. Учитель показывает карточку с местоимением. На доске написаны ответы: 1-местоимение-наречие
2-местоимение-прилагательное
3- местоимение-числительное
4-местоимение-существительное
- Тогда-1;каждый-2;он-4;так-1;сколько-3;никто-4;несколько-3;кто-нибудь-4;я-4;вы-4;мой-2;никакой-2;там-1;который-2и 3.
- Учащиеся выстраивают цифровую цепочку.
1-2-4-1-3-4-3-4-4-4-2-2-1-2и3.
- А сейчас внимание! Домашнее задание!
Писательница Бел Кауфман в своём романе «Верх по лестнице, ведущей вниз» приводит рассказ, сочиненный американским школьником: «Вот он крадётся, как вор, удирающий от погони, по грязной, покрытой жиром посуде в мойке, и несёт кусочек съестного своим сыновьям, что прячутся за стенкой сушилки. Сколько страха в его глазах! Убить его?»
Догадались, кто это? Обыкновенный таракан.
Попробуйте придумать свой рассказ. Не называть какое-либо задуманное слово, использовать местоимения. Только условие-обязательно нужно «включить» фантазию, чтобы ваши слушатели не закричали с первых слов: «Да это же собака! Кто же ещё может гавкать!»
- Приход гостя Нуповолова.
Нуповолов. Ребята, а вы знаете, откуда я взял свою фамилию? В русском языке 9 разрядов местоимений. Начальные буквы названий каждого разряда и составили мою фамилию. Но об этом вы узнаете на следующем уроке. А сейчас я задам вам шуточные вопросы.
- Какие 3 местоимения самые чистые?(вы, мы, ты)
- Какие 2 местоимения мешают ездить по дорогам?(я,мы)
- Какое местоимение можно считать и самым хвастливым и самым скромным?(я).
- Какое местоимение требует чистоты? (мой).
- Из какого местоимения, если к нему прибавить числительное сто, можно испечь пирог? (тесто).
- За какое местоимение можно спрятать букву ц, чтобы получилось животное из породы грызунов? (за/я/ц).
-Руслан, а откуда ты всё знаешь? Ты, наверное, и пишешь без ошибок? Может, поделишься своим секретом с нами?
-С удовольствием!
Учитесь с улыбкой,
Шутите, учась!
Любая ошибка
Исчезнет, боясь
Весёлой науки
И радостных глаз.
Учитесь без скуки-
Как я ! В добрый час!
Учитель. Урок прошёл , и нам пора прощаться.
На перемену вы идти должны,
Но с вами будем мы ещё встречаться
И постигать волшебные миры.
Ну а сейчас, подумав хорошенько,
Свой труд вы сами оценить должны.
Поставьте в дневники себе оценки
И мне на стол их положите вы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"
Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...
Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"
Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....
разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Технологическая карта урока английского языкав 5 классе по теме "Путешествие по России" по учебнику "Rainbow English" 5 класс
Технологическая карта открытого урока по английскому языку в 5 классе по теме "Путешествие по России" учебник "Rainbow English"...
Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"
Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....
Урок русского языка в 6классе на тему: "Повторение.Имя числительное. Местоимение"
Урок разработан в соответствии с ФГОС ООО и ФООП на основе школьного учебника для русского языка, авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.Согласно планирования урок можно провести п...