Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_9_klasse.odt | 30.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru
Факультет образования взрослых - www.train2.ru
Рабочий семинар для методистов-модераторов по технологии АМО
Конспект АМО-урока (занятия).
Организационная информация
Команда, разрабатывающая АМО-урок (занятие)
Сухова Людмила Ивановна
Предмет
Русский язык
Класс, профиль класса/группа, количество человек 9 15 чел.
Продолжительность урока (занятия) 45 минут
Методическая информация
Тема урока /занятия
Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП.
Автор учебника, по которому ведётся обучение
Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова
Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями)
На предыдущих уроках обучающиеся познакомились с понятием бессоюзного сложного предложения, основными признаками БСП, отработали прием сравнения БСП с синонимичными ССП и СПП, изучили правила постановки запятой, точки с запятой, двоеточия в БСП. Данный урок является уроком ознакомления с новым материалом. Следующий урок – урок применения знаний и умений.
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы
(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).
В классе 15 обучающихся 7 девочек 8 мальчиков.
Все дети с высокой мотивацией к обучению.
По результатам психологического обследования обучающиеся в классе демонстрируют заинтересованность, сотрудничество, опыт групповой работы. Желание достичь поставленной цели - 60% учащихся, которые могут работать в очень быстром темпе – сильный тип, 40% могут работать в нормальный темпе – средний тип. Один человек в классе идет на аттестат особого образца, 6 человек - спортивная одарённость, 3 – художественная одаренность
Доброжелательная атмосфера, комфортная творческая обстановка способствуют мотивации учащихся в достижении поставленной цели.
Цели урока/ занятия
Формирование умения постановки тире в бессоюзном сложном предложении, устанавливать смысловые связи между частями БСП
Задачи урока/ занятия
Повторить смысловые отношения между частями БСП и правила постановки запятой, точки с запятой, двоеточия;
Познакомить обучающихся с правилом постановки тире в БСП;
Формировать умение различать пунктограмму и навык постановки тире между частями БСП, а также в простых предложениях;
Воспитывать культуру обращения с языком, умения правильно и этично им пользоваться, способствовать нравственному воспитанию;
Развивать речь, познавательный интерес обучающихся, их личностные качества
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия
В ходе работы на уроке у обучающихся сформируется пунктуационный навык постановки тире в БСП; составление схемы БСП
Обучающиеся научатся определять смысловые отношения между частями БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия; проводить синонимичную замену ССП, СПП на БСП, а также подготовятся к выполнению экзаменационной тестовой части
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению
Бессоюзное сложное предложение, отношения противопоставления, времени, условия, следствия, интонация в БСП с тире
Подробный конспект урока/занятия | ||||||||||
Фаза урока (занятия) | Этап | Цели фазы и этапа | Время, продолжительность этапа | Название метода | Происхождение метода (выберите и укажитенеобходимое) - Авторский - Заимствованный, но измененный или адаптированный - заимствованный | Подробное описание АМО по установленной схеме: - Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) - Варианты проведения метода | Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО | УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйтенеобходимое) - Личностные - Регулятивные, включая действия саморегуляции - Познавательные, включая общеучебные и логические - Знаково-символические - Коммуникативные | Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйтенеобходимое) - Информационная - Учебно-познавательная - Коммуникативная - Социальная | Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия),позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей. |
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» | Приветствие | Создание благоприятной обстановки, настрой на работу, на успех | 3 минуты | «Круг доброты» | Заимствованный, но измененный | Цель: создать позитивный настрой на урок. Задачи:
Необходимые материалы: лист оценки ученика Предварительная подготовка (если требуется): отсутствует. Технология проведения: Звучит приятная, легкая музыка. Учитель приглашает обучающихся встать в круг, взяться за руки, передать тепло рук друг другу. сказать друг другу добрые слова, пожелать удачи | Учитель объясняет, что обучающиеся должны показать свое позитивное настроение друг другу, пожелать удачи Ребята знакомятся с листом оценки | Личностные: осознание обучающимся себя как частицы общего коллектива, установление обучающимся связи Я – коллектив, Я – учитель, Я – ученик осознание обучающимся, того, какое значение и какой смысл имеет для него и для окружающих его настроение, позитивное или негативное отношение к происходящему. Коммуникативные: Формируют умение сотрудничать с учителем и сверстниками с помощью различных способов взаимодействия. | Социальная. Данная технология формирует способность определять по невербальному поведению состояние учащихся, учит управлять проявлениями своих эмоций. | Дети приступают к уроку с большим интересом, что положительно сказывается на достижении поставленных целей и задач урока. |
Целеполагание | Настроить ребят на творческую работу, определение цели и задач | 5 минуты | «Найди неизвестное» | Авторский | Цель: настроить обучающихся на решение задач урока Задачи: 1) Проверить и актуализировать знания учеников по теме «Знаки препинания в БСП»; 2) выявить пробелы в знаниях, ликвидировать и закрепить умения учащихся через парную работу; 3) развивать поисковую деятельность обучающихся. Материалы: работа в группе: распечатанный текст, карточки с заданиями Технология проведения: подготовленный ученик читает выразительно текст индийской легенды. После прослушивания ребятам предлагается ответить на вопросы, отыскав ответ в тексте. Затем предлагается работа на соответствие схемы БСП и примера бессоюзного сложного предложения с нахождением грамматических основ, указанием средств связи между частями БСП и определением смысловых отношений. Среди предложений есть бессоюзное сложное предложение с тире между частями, еще не изучаемое на уроках. После выполнения задания учитель осуществляет проверку работы групп (на доске) и задает вопрос, почему не смогли выполнить предложенное задание по предложению №5. | При работе над текстом учитель задает детям вопрос: Какое качество человека ребята ценят более всего? Выслушав ответы, учитель обобщает сказанное и желает ребятам воспитать в себе такие качества личности, как культура, этика поведения, умение слушать. | Коммуникативные: доносить свою позицию до других Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели | Самостоятельное формулирование темы урока вызывает интерес у учащихся к решению поставленных целей. | ||
Фаза 2 «Работа над темой» | Инпут | Организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения задач | 10 минут | «Следопыты» | Заимствованный, но измененный | Цель: Организация мыслительной деятельности по поиску путей решения задач. Необходимые материалы: Компьютер, проектор, экран, рабочая тетрадь, ручки. Предварительная подготовка (если требуется): Не требуется Технология проведения: Первый этап – просмотр видеоролика и заполнение в тетради либо таблицы, либо кластера «Тире в БСП». Второй этап - чтение материала п. 35 учебника и сопоставление изложенного в фильме и учебнике. Обсуждение и высказывание своего мнения. Выводы. | Обучающимся предлагается начертить в рабочей тетради таблицу, состоящую из двух граф: «Смысловые отношения в БСП с тире», «Примеры» или кластер «Тире в БСП». Учитель предлагает ребятам посмотреть видеофильм по теме урока, во время просмотра которого записать полученную информацию в тетради. Затем сравнить полученную информацию с материалом п.35, отметив соответствующими знаками информацию, известную из фильма, новую информацию и информацию, которая идет вразрез с имеющимися знаниями. Учащиеся анализируют варианты. Делают соответствующие выводы. | Личностные: - умение понимать смысл поставленной задачи проявление интереса и активности в выборе ее решения, установление личностного смысла знания. Коммуникативные: работать в сотрудничестве в поиске и выборе информации Регулятивные: умение применять полученные знания на практике Познавательные: умение ориентироваться в понятиях | Информационная Учебно-познавательная АМО формирует у ребёнка способность определять, каких знаний и умений не хватает для успешного решения проблемы. Коммуникативная Данная технология способствует формированию умения учитывать разные точки зрения и приходить к общему правильному решению. | На данном этапе каждому учащемуся предоставляется возможность высказать своё мнение, а это побуждает к внутренней мотивации ученика на активную деятельность, что является необходимым компонентом для достижения целей урока. |
Проработка темы | Повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Тире в БСП» | 12 минут | «Кто быстрее» | Авторский | Цель: проверить готовности команд к решению учебных задач Задачи: проверить и актуализировать знания учеников по теме «Знаки препинания в БСП»; выявить пробелы в знаниях, ликвидировать и закрепить умения учащихся через групповую работу; развивать творческо – поисковую деятельность обучающихся. Материалы: рабочие тетради, карточки-задания (дифференцированно) Технология проведения: учитель предлагает выполнить ряд заданий по карточкам (работа в группах: каждая группа получает карточку-задание, в группе выбирается консультант, который будет оценивать работу каждого члена группы, назначается «защитник» - будет представлять выполненную группой работу. После этого задания проверяются и оцениваются | Учитель предлагает ребятам сыграть в игру «Кто быстрее». - Ребята, в нашем классе все увлекаются спортом, есть даже кандидаты в мастера спорта по борьбе, известный в районе хоккеист. А недавно вам пришлось сдавать нормы ГТО. Спорт для вас – поддержка в обучении. Поэтому я предлагаю вам выявить сильнейшую команду на сегодняшний день. Каждой группе предлагается выполнить задание по теме сегодняшнего урока. Задание выполняете все вместе, объясняете решение задачи друг другу. Также у вас в группе есть помощник-консультант, который поможет вам при затруднении. От вас требуется выполнить задание как можно быстро и правильно. | Информационные:извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию, сохранять и передавать ее; Познавательные:умение учиться и оперировать знаниями; владение измерительными навыками, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования; решать учебные и самообразовательные проблемы. Коммуникативные:владеть способами взаимодействия с окружающими людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы | Позволяет развивать навык самостоятельного освоения знаниями, коллективной деятельности, проявление творческой инициативы; умение выражать свои мысли. | ||
Релаксация | Снять умственное напряжение, эмоциональная разрядка | 1 мин. | «Все на месте?» | Авторский | Цель: снять напряжение, разрядить обстановку Материалы:видеоролик Технология проведения: учитель включает видеоролик, обучающиеся в это время под музыку наблюдают за движущимися предметами | Напряженная творческая работа предполагает и отдых. Ваши глаза были в напряжении, поэтому я предлагаю вам снять напряжение – проведем физкультминутку. | ||||
Проработка темы (продолжение) | 10 минут | «Кто больше?» | Авторский | Материалы: пробные тесты для подготовки к ОГЭ по русскому языку Технология проведения: учитель предлагает выполнить тестовые задания, включающие вопросы по сложному предложению, оценить свою работу в баллах. | Учитель: все ближе становится день сдачи обязательного экзамена по русскому языку. Ряд заданий ОГЭ включает вопросы, касающиеся бессоюзного сложного предложения. я предлагаю вам провести разминку перед предстоящим экзаменом: выполнить тестовую часть заданий ОГЭ (№№ 11-14). Перед каждым стоит задача: набрать как можно больше баллов | Познавательные – овладеют возможностью оценивать свои достижения. Коммуникативные – выражают готовность слушать собеседника и вести диалог, способности уступать в речевом общении. Регулятивные – овладеют способностью понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. | ||||
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» | Рефлексия Домашнее задание | Выяснение впечатления участников от прошедшего мероприятия Осознание выводов группового опыта | 3 минуты 1 минуты | Цель: выяснить впечатления участников от прошедшего урока; подвести итоги; Задачи: помочь осознать выводы группового опыта; систематизировать произошедшее на уроке; выяснить отношения участников к прошедшему мероприятию; Технология проведения: учитель предлагает ребятам оценить свою деятельность на уроке, сделать определенные выводы | Учитель предлагает обучающимя оценить свою работу на уроке (в оценочном листе), продолжить предложение: -сегодня на уроке я научился… - у меня возникли трудности… - в конце урока у меня настроение…. (ребята прикрепляют соответствующий своему настроению на уроке смайлик на экран) Задание на дом – на слайде(делается по выбору: из текстов худ. литературы выписать 10-14 предложений БСП с разными знаками, определить смысловые отношения между частями; - упр.200, 201) Учитель комментирует выполнение домашнего задания | Регулятивные:соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Познавательные:ориентироваться в системе знаний; перерабатывать информацию (анализировать, оценивать, обобщать, сравнивать). Коммуникативные:доносить свою позицию до других, владея приёмами речи; понимать другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды. Личностные:установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; осмысление обучающимися значимости решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями | Информационные:выступать устно и письменно с результатами своей работы; связывать воедино и использовать отдельные части знания; извлекать пользу из образовательного опыта; принимать на себя ответственность. Коммуникативные:владеть различными видами речевой деятельности; владеть навыками совместной деятельности в группе; Социальные:способность к сотрудничеству; навыки взаимопонимания; развитие личностных качеств, саморегулирования; вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение. справляться с неопределенностью и сложностью. | Позволяет развивать навык, коллективной деятельности, проявление творческой инициативы; умение выражать свои мысли; оценивать, подводить итоги, анализировать. | ||
Аналитическая информация | ||||||||||
Обоснование целесообразности использования технологии АМО для: а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия); b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов) - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология | Урок по теме «Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП.» Тип урока: Данный урок является уроком ознакомления с новым материалом. Следующий урок – урок применения знаний и умений. Включение АМО в различные этапы урока способствует активизации всех участников образовательного процесса и положительной мотивации в успешной учебной деятельности. Это позволяет эффективно решить все поставленные задачи и достичь целей урока. Применение АМО содействует систематизации изученного материала, что важно при подготовке девятиклассников к итоговой аттестации, работа с текстом и задания на соответствие формируют умение применять полученные знания в новой учебной задаче; весь ход урока и АМО направлены на развитие интереса к русскому языку как предмету школьного преподавания, групповая работа содействует развитию памяти, внимания и сообразительности. Обучающие задачи заключаются в совершенствовании умений применять полученные знания на практике: формировать умение различать пунктограмму и навык постановки тире между частями БСП, а также в простых предложениях; воспитывать культуру обращения с языком, умения правильно и этично им пользоваться, способствовать нравственному воспитанию и предполагают обогащение словарного запаса и самоконтроля учащихся. Развивающие задачи решаются в специфике технологии АМО, предусматривающей в эмоционально насыщенной атмосфере урока активизировать все виды деятельности обучающихся: индивидуальные, групповые. Воспитательные: командная работа в технологии уровневой дифференциации с применением оценочных листов учит самостоятельно принимать решения и проходить определённый этап игры, развивает взаимовыручку, а также толерантность. Работа в группах развивает коммуникативные компетенции учеников, их умение самовыражаться. Разработанные АМО обращены как к образному, так и логическому мышлению учащихся. Они вырабатывают УУД и компетенции в соответствии с требованиями ФГОС. | |||||||||
Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия Предметные и метапредметные результаты:обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся (на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества актуализированы/приобретены/закреплены). | Ожидаемые результаты обучения: владение обучающимися знаниями по теме «Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП», умение ставить цели и решать творческие задачи, развивающие филологические способности обучающихся. Результаты воспитания и социализации: умение работать в группах, парах, самовыражение, самоанализ. Результаты развития: повышение уровня креативности, эмоциональности, эстетических чувств, чувства солидарности, аналитического и абстрактного мышления. 1ФАЗА использует АМО: «Круг доброты», «Найди неизвестное» организуют коллектив на работу, определяют цели и задачи урока. 2 ФАЗА основана на применении АМО «Следопыты», «Кто быстрее?» выполняют задачу проработки темы как основного этапа урока, они активизируют творческий потенциал обучающихся и способствуют проверке и систематизации знаний учащихся. | |||||||||
Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения). | В ходе урока с успехом реализовывался компетентностный подход в образовании, направленный на формирование ключевых компетентностей обучающихся: коммуникативной и учебно-познавательной. Использование в уроке слайдов формировало эмоциональность и эстетические чувства учащихся, обращение к пословицам и поговоркам формировало нравственную культуру. Работа над темой в сочетании групповой, парной и индивидуальной работы обеспечивала деятельностный подход в обучении. Смена видов деятельности, игровые ситуации обеспечивали элемент здоровьесберегающих технологий. | |||||||||
Какие новые и дополнительные образовательные эффектыпланируется достичь за счет использования технологии АМО | Повышение интереса к работе со словом, предложением, формирование культуры речи и творческой активности. За счёт применения АМО повышается уровень дивергентности мышления и эмпатии, а также формированию УУД и компетентностей, что способствовало реализации принципов ФГОС. | |||||||||
Методическая ценностьурока/занятия | Апробации новой технологии АМО | |||||||||
Дополнительная информация | ||||||||||
Указание приложений к уроку/занятию:(презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. | Лист оценки, текст «О трех золотых куклах», вопросы к тексту, презентация, видеофильм «Тире в бессоюзном сложном предложении», карточки для групповой работы | |||||||||
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок). | Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова. учебник Русский язык 9 класс | |||||||||
Примечания автора/ов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"
Конспект дистанционного урока по русскому языку в 11 классе...
«Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении».
Цель: развитие умений определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные бессоюзные предложения с разными смысловыми от...
Конспект урока русского языка "Обобщение изученного о сложном предложении"
Цели: · повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся о сложном предложении, о его видах, постановке знаков препинания между частями сложного предло...
Конспект урока русского языка "Тире в бессоюзном сложном предложении"
Конспект урока для 9 класса по учебнику Бархударова С.Г....
Презентация к уроку "Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия".
Презентация к уроку "Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия"....
Конспект урока русского языка по теме "Бессоюзное сложное предложение"
Заключительный урок после изучения раздела "Бессоюзное сложное предложение" в форме интеллектуальной игры "Умницы и умницы" позволяет не только обобщить и систематизировать пройден...
«Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, следствия»
План-конспект урока по русскому языку в 9 классе к учебнику Ладыженской «Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, следствия»...