Конспект урока русского языка Кунусовой Людмилы Валитовны по теме «Однозначные и многозначные слова»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок по ФГОС в 5 классе.
Базовый учебник:А.Д Шмелев Русский язык.5 класс», Москва, Вентана-Граф, 2013. Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, толковый словарь, Интернет ресурсы
Тип урока: Изучение нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по ФГОС | 23.97 КБ |
Презентация к уроку | 857.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка Кунусовой Людмилы Валитовны по теме «Однозначные и многозначные слова»
Место работы: «МБОУ Наримановского района СОШ №9» с. Николаевка Астраханской области
Должность: учитель русского языка и литературы
Предмет: русский язык
Базовый учебник:А.Д Шмелев Русский язык.5 класс», Москва, Вентана-Граф, 2013.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, толковый словарь, Интернет ресурсы
Тип урока: Изучение нового материала
Программа «Русский язык: 5-9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я.Шмелёвой, Москва, Вентана - Граф, 2013.
Технологическая карта изучения темы
Тема | Однозначные и многозначные слова |
Цели | Образовательные: Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: - Личностные УУД: осознание грамотности как показателя общей культуры человека, стремление к грамотной речи; осознание и осмысление новой учебной информации по теме «Однозначные и многозначные слова». - Регулятивные УУД: умение ставить цель и дать её словесную характеристику, умение оценить результат своей учебной деятельности, умение осуществить рефлексию по итогам изучения темы - Коммуникативные УУД: умение формировать суждения в рамках учебного курса, строить учебную коммуникацию в парах, группах. - Познавательные УУД: овладение приёмами отбора и дифференциации языкового материала, извлечение информации из различных источников. |
Планируемый результат | Предметные: сформировать у учащихся понятие об однозначности и многозначности слова; содействовать формированию выбора значения многозначного слова, соответствующего речевой ситуации; опираться на представление о роли языка в жизни человека, истории народа. Знать
Уметь Личностные: осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала, необходимости изучения языка, повышения качества грамотного письма. Метапредметные: анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.). |
Основные понятия | Однозначное и многозначное слово, лексическое значение слова, работа с Толковым словарем. |
Межпредметные связи | Русский язык, история , изо. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Компьютер. Проектор, экран, Толковый словарь. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре. |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | |||||
I. Организация и мотивация учебной деятельности( 2 мин.)
| Включаются в учебную деятельность. Приветствуют учителя. | Организует, мотивирует на сотрудничество. Создает ситуацию для психологического настроя учащихся. Приветственное слово учителя (на фоне аудиозаписи из мультфильма «Лунтик» (Приложение) | Добрый день, ребята! Я рада, что у вас хорошее настроение, и вы готовы сегодня дружно поработать на уроке. | Личностные: самооценка готовности к уроку, самоопределение; регулятивные : совместное целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | ||
II. Формулирование темы урока, постановка цели (5 мин) | Слушают учителя, самостоятельно формулируют тему урока, цель урока Страна Лексика, Толковый словарь.
Слово - основная единица лексики. Мы строим свою речь из слов. Главная задача слова – называть предметы и явления окружающего мира.
| Формулирует задание | Сегодня нас ждет интересная работа. А о чем пойдет речь, вы определите сами, послушав одну сказку. В одной волшебной стране жили слова и некоторые из них были похожи друг на друга, но в тоже время отличались друг от друга. И тогда их поместили в один очень полезный словарь. - А скажите, в какой стране живут слова и куда их помещают? Чем является слово в лексике? Почему? Какова главная задача слова?
- Давайте запишем в тетради число, классная работа, тема урока и сформулируем цель нашего урока. | Регулятивные :целеполагание; коммуникативные :постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические формулирование проблемы | ||
III. Изучение нового (10 мин) | Рассматривают слайд и пытаются самостоятельно сформулировать понятие, проверяют по слайду правильность выводов | Организует деятельность обучающихся в определении способа получения новых знаний. | Задание: рассмотреть таблицу и сделать вывод об однозначности и многозначности слова (Приложение – таблица); проверить правильность вывода |
Регулятивные : планирование, прогнозирование, ;познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации | ||
IV. Закрепление нового (10 мин) | Отгадывают слово по его лексическому значению и проверяют правильность ответов по сладу № 4 презентации; придумывают словосочетания с многозначным глаголом «смотреть»; выписывают из толкового словаря лексическое значение слова «домино» и составляют небольшой рассказ. | Презентация Физкультминутка (2 минуты ,видеоролик «Смешарики» в Приложениях) | Регулятивные : контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия ;коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера | |||
V. Контролирующее задание (11 мин) . | Выполняют самостоятельно тест | Выполните тест( Приложение) | Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения ;личностные : самоопределение | |||
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: Домашнее задание (3 мин.) | Комментируют работу своих одноклассников на уроке. Высказывают собственные мнения об уроке Задают вопросы по домашнему заданию (если они есть) и записывают его в дневник | Учитель настраивает учащихся на оценивание работы одноклассников - Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? - Удалось ли ее достичь? - Давайте подведем итоги и сделаем выводы. Вернемся к эпиграфу нашего урока (на доске): «…Чтобы грамотно писать, надо хорошо знать свой родной язык» М.Горький. Сигнальные знаки : - я понял тему урока (!) - я не совсем понял (?) - мне сложно понять эту тему (?..) | Для того, чтобы закрепить полученные на уроке знания, необходимо выполнить домашнее задание. П.5 (стр.238), правило выучить. 1 уровень: Упр.17 (по учебнику); 2 уровень: записать 3-4 пословицы, в которых есть многозначные слова; 3уровень: составить небольшие юмористические рассказы, используя многозначные слова. |
| Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные : смыслообразование |
Название ресурса ИКТ | Тип, вид ресурса информационный | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР Приложения http://testedu.ru/test/russkij-yazyik/5-klass/test-odnoznachnyie-i-mnogoznachnyie-slova.html |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Отгадайте слово по его лексическому значению: 1. С помощью этого предмета открывается дверь. 2. Это дает нам чистую, прозрачную воду. 3. С его помощью отгадывают ответы к заданиям.
МОЛОДЦЫ!
Запишем лексическое значение одного многозначного слова: 1.Хлеб – всему голова 2. У каждого своя голова на плечах
Придумайте предложение со словом «шляпка»
Придумайте словосочетания с многозначным глаголом смотреть
Выпишите из толкового словаря лексическое значение слова «домино». Выберите одно из значений и составьте небольшой рассказ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 8 классе на тему: "Вводные слова и предложения. Обращения."
Систематизировать и обобщить знания по темам "Вводные слова и предложения", "Обращения"....
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме:"Закрепление по теме "Состав слова""
На уроке закрепления учитель различными приемами и методами формирует орфографическую зоркость, развивает мышление, речь, совершенствует знания учащихся о составе слова и его значимых частях....
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Слова с буквосочетаниями ши - жи, ча - ща, чу - щу"
Слова с буквосочетаниями ШИ - ЖИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ...
Урок по русскому языку в 11 классе на тему: "Исследование степени многозначности слова.Функции метафоры"
Урок представляет собой презентацию по теме, касающейся степени многозначности слова. Функции метафоры на примере текста В. Пикули рассмотрены очень глубоко и полно. Поможет при подготовке выпускников...
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Пунктуация при обращении. Слова-предложения и выделение междометий в речи".
Цель урока:Повторение и обобщение знаний учащихся о конструкциях, грамматически не связанных с предложением, формирование навыка грамотно пунктуационно оформлять указанные конструкции в письменной реч...
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ О ВВОДНЫХ СЛОВАХ. ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ»
Урок "Понятие о вводных словах. Группы вводных слов по значению" создан с применением технологии развития критического мышления. Учитель - проводник ученика, а не "транслятор" знаний...
конспект урока русского языка в 9 классе по теме "«Союзы и союзные слова, как средства связи придаточного предложения с главным»
Урок изучения новых знаний.В ходе урока использована презентация,которая позволила привлечь внимание учащихся к изучению нового материала,способствовала решению задач урока....