Урок по русскому языку в 11 классе на тему: "Исследование степени многозначности слова.Функции метафоры"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему
Урок представляет собой презентацию по теме, касающейся степени многозначности слова. Функции метафоры на примере текста В. Пикули рассмотрены очень глубоко и полно. Поможет при подготовке выпускников к ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.ppt | 1.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: Анализ текста. Исследование степени многозначности слова. Функции метафоры .
Назывной план Несерьезное дело «Чирикают перышком» Собственная творческая лаборатория Литература - титанический труд Величие и красота истории Генеалогия и русский портрет Ответ на любой вопрос Тяжкий крест Счастье Любить свой народ
Назывной план Несерьезное дело «Чирикают перышком» Литература- титанический труд Собственная творческая лаборатория Величие и красота истории Генеалогия и русский портрет Ответ на любой вопрос Счастье Тяжкий крест Любить свой народ
Задание № 1 Определите, какое утверждение соответствует точке зрения автора . Писательский труд- занятие в свое удовольствие История- единственная основа при создании произведения Любимая работа- это часть жизни Назначение писателя- любить народ и служить ему всей своей жизнью
Лингвистическая картина текста № 1 Вводное слово № 2- 5 Прямая речь «Чирикают перышком» Вводное слово Риторическое восклицание Фигура умолчания № 6 Безличное предложение № 7 Вставная конструкция Однородные члены Вводное слово Противопоставление ( антитеза ) «поденщина» № 8 Вставная конструкция Деепричастный оборот № 10 Однородные члены Вводное слово № 11 Риторический вопрос Вводное слово № 13 Однородные члены № 14 Однородные члены № 17 Вводное слово № 21 Деепричастный оборот № 22 Вводное слово № 23 Однородные члены « веер » № 25 Деепричастие Однородные члены № 26-27 Прямая речь № 28 СПП Однородные члены «работа- жизнь» № 29 Деепричастный оборот Вводное слово № 31 СПП. Если---то Встал на эту стезю № 32 Однородные члены
Задание № 2 Какую стилистическую функцию выполняет вставная конструкция в предложении № 8 Дополнительное пояснение; уточнение; Поправка, оговорка Добавочное сведение Попутное замечание
Задание № 3 Определите, в каком предложении используются контекстные антонимы 1- (1) 2-(7) 3-(9) 4-(10)
Задание № 4 В каком предложении используются эпитеты? 1-(1) 2-(7) 3-(13) 4-(25)
Лингвистическая картина текста № 1 Вводное слово № 2- 5 Прямая речь «Чирикают перышком» Вводное слово Риторическое восклицание Фигура умолчания № 6 Безличное предложение № 7 Вставная конструкция Однородные члены Вводное слово Противопоставление ( антитеза ) «поденщина» № 8 Вставная конструкция Деепричастный оборот № 10 Однородные члены Вводное слово № 11 Риторический вопрос Вводное слово № 13 Однородные члены № 14 Однородные члены № 17 Вводное слово № 21 Деепричастный оборот № 22 Вводное слово № 23 Однородные члены « веер » № 25 Деепричастие Однородные члены № 26-27 Прямая речь № 28 СПП Однородные члены «работа- жизнь» № 29 Деепричастный оборот Вводное слово № 31 СПП. Если---то Встал на эту стезю № 32 Однородные члены
Переносное значение слова Эпитеты Олицетворение Метафоры Метонимия Сравнение Перифраза Литота Гипербола и др.
Степень многозначности слова Функции метафоры Номинативная ( метафора названиях) Информативная ( метафорическая информация) Мнемоническая ( метафора и запоминание) Стилеобразующая ( метафора в художественном произведении) Текстообразующая ( метафора и текст) Жанрообразующая ( метафора и жанр) Эвристическая ( метафора в научных открытиях) Объяснительная ( метафора и понимание) Эмоционально-оценочная ( метафора и оценка) Аутосуггетивная ( метафора и самовнушение) Кодирующая ( метафора и код) Конспирирующая ( метафора и тайна) Игровая ( метафора юмор) Ритуальная ( метафора и обряд) Этическая ( метафора и воспитание )
Номинативная функция ( метафора в названиях) Названия растений Эстетика быта «Спящие» метафоры. Венерин башмачок пастушья сумка Мать- и -мачеха
Жанрообразующая функция ( метафора и жанр) В загадках В пословицах В поговорках Народные приметы ( метафора ситуации)
Эмоционально-оценочная функция ( метафора и оценка)
Игровая функция ( метафора и юмор) В художественных произведениях В разговорной речи В семейной речи В детской речи
Ритуальная функция ( метафора и обряд) В поздравлениях В приветствиях При выражении соболезнования, сочувствия
Вывод Назначение метафоры: 1- Особая выразительность 2- Эмоциональность 3- Создание образности, компактности в плане языковых средств.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока по русскому языку 5 класс тема "Однозначные и многозначные слова"
Урок с исполльзованием ЭОР.Объяснение нового материала сопровождается коллекцией интерактивных иллюстраций, на этапе закрепления предлагается тест.В приложении № 2 указана гиперсылка на ресурс ,обеспе...
Разработка урока по русскому языку в условиях реализации ФГОС "Однозначные и многозначные слова"
Данный урок проводитсяя в 5 классе по программе, изучается в разделе "Лексика"....
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
технологическая карта урока по русскому языку 5 класс " Однозначные и многозначные слова"
Урок проведен в 5 классе. Урок открытия новых знаний....
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...