РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК. ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ»
элективный курс по русскому языку (10, 11 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса «Современный русский язык. Орфография и пунктуация» предназначена для учащихся 11 класса общеобразовательных школ. Объём программы - 70 часов учебной нагрузки в год. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.
Цели программы:
· повышение грамотности учащихся;
· развитие культуры письменной речи;
- повторение и углубление содержания учебного материала, изученного в 5-9 классах;
- обеспечение дополнительной подготовки к итоговой аттестации в формате ЕГЭ;
- оказание психологической поддержки старшеклассникам в подготовке к экзамену в новой форме.
Цели и содержание программы соотнесены с целями и задачами модернизации российского образования в условиях профильной школы, требованиями государственного стандарта по русскому языку, опираются на официально-нормативную базу новой формы итоговой аттестации учащихся.
Задачи:
× обобщить знания о языке как системе (знания по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису);
× развивать орфографическую и пунктуационную грамотность;
× формировать устойчивые навыки нормативной речи;
× развивать умения анализировать текст: проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста;
× совершенствовать речевую деятельность учащихся.
Содержательный компонент программы определяется обязательным минимумом содержания обучения в предметной области «русский язык» и представляет самые трудные и наименее изученные разделы программы. Большое количество часов отводится на повторение морфологии, в том числе функционального аспекта раздела (орфографии), на углубление и систематизацию знаний и умений учащихся по разделам синтаксиса и пунктуации.
Разделы «Развитие речи», «Культура речи» предполагают работу по речеведению и текстоведению. Главное внимание уделяется вопросам понимания и информационной переработки текстов разных стилей и типов речи. Подготовка учащихся к выполнению задания 27 (сочинение-рассуждение) получает теоретическое обоснование и сопровождается обязательной практической реализацией. Успешная реализация программы поможет старшеклассникам обобщить и систематизировать знания, совершенствовать важнейшие практические умения и навыки, обеспечит психологическую поддержку при подготовке к итоговой аттестации в формате ЕГЭ.
Совместная деятельность учителя и учащихся направлена на формирование универсальных учебных умений и навыков, что способствует успешной подготовке учащихся по другим общеобразовательным предметам.
Программа элективного курса предполагает использование активных форм организации деятельности учащихся, коллективного способа обучения, применение игровых технологий, дискуссии. За время обучения учащиеся выполняют разные виды работ: занимаются анализом и обработкой текста, созданием собственных текстов; выполняют тестовые задания и др.
Итоговый контроль в конце первого и второго года обучения предусматривает проверку сформированности практических умений и навыков. В качестве проверочного материала возможно использование контрольных измерительных материалов открытого сегмента ФЦТ или сборников по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Элективный курс «Современный русский язык. Орфография и пунктуация» поможет поднять общекультурный уровень современного школьника, чтобы он мог продолжить обучение в образовательном учреждении высшей школы, владея новыми информационными коммуникационными технологиями. В связи с этим большое внимание на занятиях должно уделяться формированию коммуникативных общеучебных умений, обеспечивающих результативность интерактивного общения (электронная почта, электронная конференция, чат, обмен файлами и др.).
В результате обучения старшеклассники получат возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений и навыков, способов деятельности, которые связаны с речемыслительными способностями и обеспечивают информационно-коммуникативную деятельность: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности адекватно поставленной цели; развернутое обоснование своей позиции с приведением аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста; овладение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т.п.
Ученики должны научиться:
· соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, правописные, этикетные)
осуществлять речевой самоконтроль;
· оценивать свою речь и чужую с точки зрения её правильности, находить речевые и грамматические ошибки и исправлять их;
совершенствовать и редактировать свой текст;
- создавать текст сочинения-рассуждения, учитывая основные критерии;
- анализировать текст, уметь его интерпретировать;
- уметь высказывать свою точку зрения и приводить аргументы из художественных произведений.
Для создания естественных условий для совершенствования речевых навыков предлагается использовать такую форму обучения как семинар, так как подготовка к такой форме урока предполагает, что ученик самостоятельно и последовательно проходит все этапы подготовки речевого высказывания. Кроме того, целесообразным представляется в практике обучения использовать различные тренинговые занятия и практикумы.
Данный курс нацеливает на развитие и совершенствование навыков осмысленного выбора вида чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, что вооружит старшеклассников способностью свободно ориентироваться в текстах, представленных в печатном и электроном формате, а также умением читать различные графики, таблицы и схемы. Предполагается, что в процессе обучения будут активно использоваться интернет-ресурсы, т.к. именно чтение различных видов текста, в том числе и гипертекстовых, обеспечивает результативное использование форм дистанционного обучения и позволяет учащемуся осуществлять эффективную коммуникацию в нашу информационную эпоху.
Таким образом, в результате обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений и навыков, способов деятельности, которые связаны с речемыслительными способностями и обеспечивают информационно-коммуникативную деятельность:
- целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание её достоверности адекватно поставленной цели;
- развернутое обоснование своей позиции с приведением аргументов;
· осмысленный выбор чтения в соответствии с поставленной целью;
- оценка и редактирование текста,
- овладение основными видами публичных выступлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_sovremennyy_russkiy_yazyk_10-11_klass.docx | 69.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ульдургинская сош»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК. ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ»
11 КЛАСС
на 2019 – 2020 учебный год
автор программы:
Дамбаева Д.Ц.
учитель русского языка и литературы
1 квалификационная категория
2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………………………………………………………………………..3
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ…………………………………………………………………………………………………………..4
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В 11 КЛАССЕ, 1 полугодие…………………..…………………………………………………….--------------------------------------------------------------------1.5
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В 11 КЛАССЕ..……………………….………………………………………………..7
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН, 11 КЛАСС… 1 полугодие……………………………………………………………………………………….-----------------------------------------------------.8
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН, 11 КЛАСС…………………………………………………………………………………………..9
Календарно-тематическое планирование……………………………………………………………………………………....--------------.10
Календарно-тематическое планирование, 11 класс………………………………………………………………………………………17
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………23
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса «Современный русский язык. Орфография и пунктуация» предназначена для учащихся 11 класса общеобразовательных школ. Объём программы - 70 часов учебной нагрузки в год. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.
Цели программы:
- повышение грамотности учащихся;
- развитие культуры письменной речи;
- повторение и углубление содержания учебного материала, изученного в 5-9 классах;
- обеспечение дополнительной подготовки к итоговой аттестации в формате ЕГЭ;
- оказание психологической поддержки старшеклассникам в подготовке к экзамену в новой форме.
Цели и содержание программы соотнесены с целями и задачами модернизации российского образования в условиях профильной школы, требованиями государственного стандарта по русскому языку, опираются на официально-нормативную базу новой формы итоговой аттестации учащихся.
Задачи:
- обобщить знания о языке как системе (знания по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису);
- развивать орфографическую и пунктуационную грамотность;
- формировать устойчивые навыки нормативной речи;
- развивать умения анализировать текст: проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста;
- совершенствовать речевую деятельность учащихся.
Содержательный компонент программы определяется обязательным минимумом содержания обучения в предметной области «русский язык» и представляет самые трудные и наименее изученные разделы программы. Большое количество часов отводится на повторение морфологии, в том числе функционального аспекта раздела (орфографии), на углубление и систематизацию знаний и умений учащихся по разделам синтаксиса и пунктуации.
Разделы «Развитие речи», «Культура речи» предполагают работу по речеведению и текстоведению. Главное внимание уделяется вопросам понимания и информационной переработки текстов разных стилей и типов речи. Подготовка учащихся к выполнению задания 27 (сочинение-рассуждение) получает теоретическое обоснование и сопровождается обязательной практической реализацией. Успешная реализация программы поможет старшеклассникам обобщить и систематизировать знания, совершенствовать важнейшие практические умения и навыки, обеспечит психологическую поддержку при подготовке к итоговой аттестации в формате ЕГЭ.
Совместная деятельность учителя и учащихся направлена на формирование универсальных учебных умений и навыков, что способствует успешной подготовке учащихся по другим общеобразовательным предметам.
Программа элективного курса предполагает использование активных форм организации деятельности учащихся, коллективного способа обучения, применение игровых технологий, дискуссии. За время обучения учащиеся выполняют разные виды работ: занимаются анализом и обработкой текста, созданием собственных текстов; выполняют тестовые задания и др.
Итоговый контроль в конце первого и второго года обучения предусматривает проверку сформированности практических умений и навыков. В качестве проверочного материала возможно использование контрольных измерительных материалов открытого сегмента ФЦТ или сборников по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Элективный курс «Современный русский язык. Орфография и пунктуация» поможет поднять общекультурный уровень современного школьника, чтобы он мог продолжить обучение в образовательном учреждении высшей школы, владея новыми информационными коммуникационными технологиями. В связи с этим большое внимание на занятиях должно уделяться формированию коммуникативных общеучебных умений, обеспечивающих результативность интерактивного общения (электронная почта, электронная конференция, чат, обмен файлами и др.).
В результате обучения старшеклассники получат возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений и навыков, способов деятельности, которые связаны с речемыслительными способностями и обеспечивают информационно-коммуникативную деятельность: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности адекватно поставленной цели; развернутое обоснование своей позиции с приведением аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста; овладение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т.п.
Ученики должны научиться:
- соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, правописные, этикетные)
осуществлять речевой самоконтроль; - оценивать свою речь и чужую с точки зрения её правильности, находить речевые и грамматические ошибки и исправлять их;
совершенствовать и редактировать свой текст; - создавать текст сочинения-рассуждения, учитывая основные критерии;
- анализировать текст, уметь его интерпретировать;
- уметь высказывать свою точку зрения и приводить аргументы из художественных произведений.
Для создания естественных условий для совершенствования речевых навыков предлагается использовать такую форму обучения как семинар, так как подготовка к такой форме урока предполагает, что ученик самостоятельно и последовательно проходит все этапы подготовки речевого высказывания. Кроме того, целесообразным представляется в практике обучения использовать различные тренинговые занятия и практикумы.
Данный курс нацеливает на развитие и совершенствование навыков осмысленного выбора вида чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, что вооружит старшеклассников способностью свободно ориентироваться в текстах, представленных в печатном и электроном формате, а также умением читать различные графики, таблицы и схемы. Предполагается, что в процессе обучения будут активно использоваться интернет-ресурсы, т.к. именно чтение различных видов текста, в том числе и гипертекстовых, обеспечивает результативное использование форм дистанционного обучения и позволяет учащемуся осуществлять эффективную коммуникацию в нашу информационную эпоху.
Таким образом, в результате обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений и навыков, способов деятельности, которые связаны с речемыслительными способностями и обеспечивают информационно-коммуникативную деятельность:
- целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание её достоверности адекватно поставленной цели;
- развернутое обоснование своей позиции с приведением аргументов;
- осмысленный выбор чтения в соответствии с поставленной целью;
- оценка и редактирование текста,
- овладение основными видами публичных выступлений.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА В 11 КЛАССЕ( 1 полугодие)
Особенности письменного общения (2ч)
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.
Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли, ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата, возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т.д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения, конспекты, планы, рефераты и т.п. Возникновение и развитие письма как средства общения.
Орфография (33 ч)
Орфография как система правил правописания (2 ч)
Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания. Роль орфографии в письменном общении людей, её возможности для более точной передачи смысла речи.
Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже –
через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой – нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).
Правописание морфем (18 ч)
Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.
Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.
Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.
Группы корней с чередованием гласных: 1) -кос-// -кас-, -лаг-// -лож-, -бер- // -бир, -тер- // -тир-, -стел- // -стил- и др. (зависимость от глагольного суффикса а); 2) -раст- // -рос-, -скак- // -скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гор- // -гар-, -твар- // -твор, -зор- // -зар-, -клан- // -клон- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере//ре, ело//ле.
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска – дощатый, очки – очечник).
Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон).
Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на –з, -с – фонетический принцип; 2) все остальные приставки – морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок пре-, при-.
Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.
Типичные суффиксы имён существительных и их написание. Различение суффиксов -чик-, -щик- со значением лица. Суффиксы -ек-, -ик-, -ец-, -иц- со значением уменьшительности.
Типичные суффиксы прилагательных и их написание. Различение на письме суффиксов -ив-, -ев-, -к-, -ск-. Особенности образования сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.
Типичные суффиксы глагола и их написание. Различение на письме глагольных суффиксов -ова-, -ева-, -ыва-, -ива-. Написание суффикса -е-, -и- в глаголах с приставкой обез-// обес-; -ться и –тся в глаголах.
Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени.
Правописание н и нн в кратких и полных формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных и глаголов.
Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.
Различение окончаний -е, -и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание и, ы после ц; употребление разделительных ъ, ь.
Правописание согласных на стыке морфем, написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написание слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов.
Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.
Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.
Прием поморфемной записи слов.
Слитные, дефисные и раздельные написания (11ч)
Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.
Орфограммы связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни и слова ни (частицы, союза).
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождение некоторых наречий.
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.
Образование и написание сложных слов (существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных образованных слиянием и созвучных словосочетаний (многообещающий – много обещающий).
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
Работа со словарем «Слитно или раздельно?».
Написание строчных и прописных букв (2ч)
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.
Работа со словарем «Строчная или прописная?»
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА В 11 КЛАССЕ(2 полугодие)
Тема 1. Повторение пройденного в 10 классе.
Единицы языка. Разделы и принципы русской орфографии. Орфограмма. Орфографическая ошибка. Виды орфограмм. Условия выбора орфограмм. Орфографическое правило. (1 час)
Тема 2. Пунктуация.
Назначение пунктуации. Единица русской пунктуации. Знаки препинания и их функции.
Условия выбора знаков препинания. Знаки завершения, разделения, выделения. (24 часа)
Тема 3. Культура речи.
Выбор языковых средств. Литературный язык и его нормы. Языковая норма и языковая ошибка. Произносительные нормы. Лексические нормы. Морфологические нормы. Синтаксические нормы. Виды языковых ошибок. Словари правильности русской речи. ( 7 часов)
Тема 4. Повторение и систематизация пройденного. (1 час)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН,10 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Особенности письменного общения | 4 |
2 | Орфография как система правил правописания | 4 |
4 | Правописание корней | 12 |
5 | Правописание приставок | 6 |
6 | Правописание суффиксов | 12 |
7 | Правописание окончаний | 6 |
8 | Слитные, дефисные и раздельные написания | 22 |
9 | Написание строчных и прописных букв | 4 |
Итого | 70 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН, 11 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Повторение пройденного в 10 классе | 4 |
2 | Синтаксис и пунктуация | 48 |
3 | Культура речи | 12 |
4 | Обучение сочинению | 6 |
Итого | 70 ч |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 11 КЛАСС (1 полугодие)
№ п/п | Содержание раздела, темы | Количество часов | Форма контроля | Требования к уровню подготовки обучающихся | Элементы содержания | Домашнее задание | Даты проведения | |
план (учебная неделя) | факт | |||||||
Особенности письменного общения | 4 | |||||||
1 | Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. | 2 | Доклады, выступления | Знать особенности речевого общения | Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. | Индивидуальные задания, презентации, сообщения | 1 | |
2 | Речевая ситуация. | 2 | Комплексный анализ текста | Уметь оценивать речевую ситуация, вбирать языковые средства | Речевая ситуация. Формы речевого общения. Формы письменных высказываний. | Задание по группам | 2 | |
Орфография | ||||||||
Орфография как система правил правописания | 4 | |||||||
3 | Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания. | 2 | Семинар | Знать разделы правописания | Орфография и пунктуация как разделы русского правописания. | Индивидуальные задания, презентации, сообщения | 3 | |
4 | Некоторые сведения из истории русской орфографии. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации. | 2 | Доклады, выступления | Уметь делать доклады по теме урока | Основные принципы русской орфографии | Задание на сайте РЕШУ ЕГЭ | 4 | |
Правописание морфем | 36 | |||||||
Правописание корней | ||||||||
5 | Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. | 2 | Доклады, выступления | Знать соответствующие правила, уметь их применять | Гласные и согласные корня, правила | Индивидуальные задания, презентации, сообщения | 5 | |
6 | Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах. | 2 | Практикум | Знать соответствующие правила, уметь их применять | Правописание гласных корня | Задание на сайте ФИПИ | 6 | |
7 | Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и ь в корне после приставок). | 2 | Индивид. сообщения | Знать соответствующие правила, уметь их применять | ы и ь в корне после приставок | Индивидуальные задания, презентации, сообщения | 7 | |
8 | Группы корней с чередованием гласных | 2 | Практикум | Знать соответствующие правила, уметь их применять | Группы корней с чередованием гласных | Задание на сайте ФИПИ | 8 | |
9 | Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. | 2 | Индивид. сообщения | Знать соответствующие правила, уметь их применять | Правописание согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных | Задание на сайте РЕШУ ЕГЭ | 9 | |
10 | Правописание иноязычных словообразовательных элементов. | 2 | Практикум | Знать соответствующие правила, уметь их применять | Правописание иноязычных словообразовательных элементов | Индивидуальные задания, презентации, сообщения | 10 | |
Правописание приставок | ||||||||
11 | Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания. | 2 | Доклады, выступления | Знать принципы деления приставок на группы, исключения | Правописание приставок, соотносимых с разными принципами написания | Задание на сайте ФИПИ | 11 | |
12 | Приставки на з/с- фонетический принцип написания. | 2 | Практикум | Знать о фонетическом принципе написания | Приставки на з/с- фонетический принцип написания | Задание на сайте ФИПИ | 12 | |
13 | Все остальные приставки ( русские и иноязычные по происхождению)- морфологический принцип написания. | 2 | Индивид. сообщения | Знать соответствующие правила, уметь их применять | морфологический принцип написания приставок | Индивидуальные задания, презентации, сообщения | 13 | |
Правописание суффиксов | ||||||||
14 | Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. | 2 | Доклады, выступления | Знать соответствующие правила, уметь их применять | Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи | Задание на сайте ФИПИ | 14 | |
15 | Типичные суффиксы имен существительных и их написание. | 2 | Практикум | Знать соответствующие правила, уметь их применять | Типичные суффиксы имен существительных и их написание | Задание на сайте ФИПИ | 15 | |
16 | Типичные суффиксы прилагательных и их написание | 2 | Практикум | Знать соответствующие правила, уметь их применять | Типичные суффиксы прилагательных и их написание | Индивидуальные задания, презентации, сообщения | 16 | |
17 | Типичные суффиксы глагола и их написание. | 2 | Доклады, выступления | Знать соответствующие правила, уметь их применять | Типичные суффиксы глагола и их написание | Задание на сайте ФИПИ | 17 | |
18 | Образование причастий с помощью специальных суффиксов. | 2 | Индивид. сообщения | Знать соответствующие правила, уметь их применять | Правописание суффиксов причастий | Задание на сайте РЕШУ ЕГЭ | 18 | |
19 | Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов. | 2 | Индивид. сообщения | Знать соответствующие правила, уметь их применять | Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий | Индивидуальные задания, презентации, сообщения | 19 | |
Правописание окончаний | ||||||||
20 | Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи. | 2 | Доклады, выступления | Знать соответствующие правила, уметь их применять | Правописание окончаний слов разных частей речи | Задание на сайте ФИПИ | 20 | |
21 | Различение окончаний –е и –и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. | 2 | Доклады, выступления | Знать соответствующие правила, уметь их применять | Правописание личных окончаний глаголов | Задание на сайте РЕШУ ЕГЭ | 21 | |
22 | Комплексный анализ текста | 2 | Доклады, выступления | Знать соответствующие правила, уметь их применять | Работа с текстом | Индивидуальные задания, презентации, сообщения | 22 | |
Слитные, дефисные и раздельные написания | 22 | |||||||
23 | Система правил данного раздела правописания. | 2 | Доклады, выступления | Знать соответствующие правила, уметь их применять | Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания | Задание на сайте ФИПИ | 23 | |
24 | Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. | 2 | Индивид. сообщения | Знать соответствующие правила, уметь их применять | Правописание омонимичных частей речи | Задание на сайте РЕШУ ЕГЭ | 24 | |
25 | Грамматико- семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с различными частями речи. | 2 | Доклады, выступления | Знать соответствующие правила, уметь их применять | Грамматико- семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с различными частями речи | Индивидуальные задания, презентации, сообщения | 25 | |
26 | Грамматико- орфографические отличия приставки и предлога. | 2 | Индивид. сообщения | Знать соответствующие правила, уметь их применять | Грамматико- орфографические отличия приставки и предлога | Задание на сайте ФИПИ | 26 | |
27 | Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях. | 2 | Знать соответствующие правила, уметь их применять | Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях | Задание на сайте РЕШУ ЕГЭ | |||
28 | Особенности написания производных предлогов. | 2 | Практикум | Знать соответствующие правила, уметь их применять | Особенности написания производных предлогов | Индивидуальные задания, презентации, сообщения | 27 | |
29 | Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов от созвучных сочетаний слов. | 2 | Индивид. сообщения | Знать соответствующие правила, уметь их применять | Отличия союзов от созвучных сочетаний слов | Задание на сайте ФИПИ | 28 | |
30 | Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). | 2 | Практикум | Знать соответствующие правила, уметь их применять | Образование и написание сложных слов | Индивидуальные задания, презентации, сообщения | 29 | |
31 | Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний. | 2 | Доклады, выступления | Знать соответствующие правила, уметь их применять | Отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний | Индивидуальные задания, презентации, сообщения | 30 | |
32 | Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи. | 2 | Практикум | Знать соответствующие правила, уметь их применять | Дефис при написании знаменательных и служебных частей речи | Задание на сайте ФИПИ | 31 | |
33 | Слитные, дефисные и раздельные написания в русском языке. | 2 | Конференция | Знать соответствующие правила, уметь их применять | Слитные, дефисные и раздельные написания в русском языке | Задание на сайте РЕШУ ЕГЭ | 32 | |
Написание строчных и прописных букв | 4 | |||||||
34 | Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы. | 2 | Доклады, выступления | Знать соответствующие правила, уметь их применять | Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы | Индивидуальные задания, презентации, сообщения | 33 | |
35 | Написание сочинения по критериям ЕГЭ | 2 | Создание собственного текста | Уметь писать сочинение по критериям ЕГЭ | Анализ текста, работа с критериями написания сочинения | Сочинение | 34-35 | |
Итого | 70 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 11 КЛАССЕ ( 2 полугодие)
№ | Тема | Кол-во часов | Форма контроля | Требования к уровню подготовки обучающихся | Элементы содержания | Домашнее задание | Дата проведения | ||||||
Повторение пройденного в 10 классе (4 ч) | |||||||||||||
1 | Повторение пройденного в 10 классе | 2 | Тест | Знать разделы языкознания, принципы русской орфографии | Разделы языкознания, принципы русской орфографии | Индивидуальные задания, презентации, сообщения | По плану (учебная неделя) | По факту | |||||
2 | Входящий контроль | 2 | Диагностическая работа. | Знать соответствующие правила, уметь их применять | Материал, изученный в 10 классе | Работа над ошибками | 1 | ||||||
Синтаксис и пунктуация (48 ч) | |||||||||||||
3 | Смысловой отрезок как носитель информации и как единица пунктуации. Виды смысловых отрезков: слово, словосочетание, предложение. | 2 | Индивид. сообщения | Знать единицы синтаксиса | Виды смысловых отрезков: слово, словосочетание, предложение. | Индивидуальные задания, презентации, сообщения | 2 | ||||||
4 | Синтаксическое оформление смысловых отрезков. Пунктуационная норма и пунктуационная ошибка. | 2 | Практическая работа | Знать понятия «пунктуационная норма» и «пунктуационная ошибка» | Синтаксическое оформление смысловых отрезков | Задание на сайте ФИПИ | 3 | ||||||
5 | Знаки препинания и их функции: завершение, выделение, разделение. | 2 | Доклады, выступления | Знать знаки препинания и их функции | Знаки препинания и их функции | Задание на сайте ФИПИ | 4 | ||||||
6 | Принципы русской пунктуации. | 2 | Практическая работа | Знать принципы русской пунктуации | Принципы русской пунктуации | Индивидуальные задания, презентации, сообщения | 5 | ||||||
7 | Грамматические и смысловые приметы (признаки) смысловых отрезков, требующие выделения знаками препинания. | 2 | Практикум | Знать принципы русской пунктуации, уметь о них рассказывать | Грамматические и смысловые признаки смысловых отрезков, требующие выделения знаками препинания | Задание на сайте ФИПИ | 6 | ||||||
8 | Условия выбора знаков препинания в предложении и тексте. | 2 | Контрольная работа | Знать условия выбора знаков препинания в предложении и тексте | Условия выбора знаков препинания в предложении и тексте | Задание на сайте РЕШУ ЕГЭ | 7 | ||||||
9 | Знаки завершения в изолированном предложении и тексте. | 2 | Практикум | Знать знаки завершения, уметь их правильно ставить и объяснять | Знаки завершения | Индивидуальные задания, презентации, сообщения | 8 | ||||||
10 | Условия выбора знаков завершения. | 2 | Практическая работа | Знать знаки завершения, уметь их правильно ставить и объяснять | Знаки завершения | Индивидуальные задания, презентации, сообщения | 9 | ||||||
11 | Опознавательные признаки смыслового отрезка, требующие применения знаков завершения. | 2 | Доклады, выступления | Знать опознавательные признаки смыслового отрезка, требующие применения знаков завершения. | Знаки завершения | Задание на сайте ФИПИ | 10 | ||||||
12 | Виды пунктуационных правил, регулирующих выбор знаков завершения. | 2 | Практикум | Знать соответствующие правила, уметь их применять | Виды пунктуационных правил, регулирующих выбор знаков завершения | Задание на сайте РЕШУ ЕГЭ | 11 | ||||||
13-14 | Трудные случаи в применении пунктуационных правил, регулирующих выбор знаков препинания | 4 | Тест | Знать соответствующие правила, уметь их применять | Трудные случаи в применении пунктуационных правил, регулирующих выбор знаков препинания | Индивидуальные задания, презентации, сообщения | 12-13 | ||||||
15 | Виды дополнительной информации в простом предложении. | 2 | Зачетный практикум | Знать о видах дополнительной информации в простом предложении | Виды дополнительной информации в простом предложении | 14 | |||||||
16 | Смысловые отрезки простого предложения, несущие дополнительную информацию. | 2 | Доклады, выступления | Знать о смысловых отрезках простого предложения, несущих дополнительную информацию | Смысловые отрезки простого предложения, несущие дополнительную информацию | Задание на сайте ФИПИ | 15 | ||||||
17 | Знаки препинания, используемые для выделения смысловых отрезков, несущих дополнительную информацию. | 2 | Индивид. сообщения | Знать соответствующие правила, уметь их применять | Знаки препинания, используемые для выделения смысловых отрезков, несущих дополнительную информацию | Задание на сайте РЕШУ ЕГЭ | 16 | ||||||
18 | Опознавательные признаки смысловых отрезков, требующих применения знаков выделения. Условия выбора знаков выделения. | 2 | Доклады, выступления | Знать соответствующие правила, уметь их применять | Условия выбора знаков выделения | Индивидуальные задания, презентации, сообщения | 17 | ||||||
19 | Названия (виды) пунктуационных правил, регулирующих выбор знаков выделения. | 2 | Практикум | Знать соответствующие правила, уметь их применять | Условия выбора знаков выделения | Задание на сайте ФИПИ | 18 | ||||||
20 | Трудные случаи в применении пунктуационных правил, регулирующих выбор знаков препинания. | 2 | Тест | Знать соответствующие правила, уметь их применять | Трудные случаи в применении пунктуационных правил, регулирующих выбор знаков препинания | Задание на сайте РЕШУ ЕГЭ | 19 | ||||||
21 | Смысловые отрезки предложения и текста, требующие разделения знаками препинания; их синтаксическое оформление. | 2 | Практикум | Знать соответствующие правила, уметь их применять | Трудные случаи в применении пунктуационных правил, регулирующих выбор знаков препинания. | Индивидуальные задания, презентации, сообщения | 20 | ||||||
22 | Грамматико-смысловые значения, возникающие между смысловыми отрезками, разделяемыми знаками препинания. | 2 | Практикум | Знать соответствующие правила, уметь их применять | Условия выбора знаков препинания | Задание на сайте ФИПИ | 21 | ||||||
23 | Знаки препинания, используемые для разделения смысловых отрезков в предложении и тексте. | 2 | Практикум | Знать соответствующие правила, уметь их применять | Условия выбора знаков препинания | Индивидуальные задания, презентации, сообщения | 22 | ||||||
24 | Опознавательные признаки смысловых отрезков, разделяемых знаками препинания. Условия выбора знаков препинания. | 2 | Доклады, выступления | Знать соответствующие правила, уметь их применять | Условия выбора знаков препинания | Индивидуальные задания, презентации, сообщения | 23 | ||||||
25 | Виды пунктуационных правил, регулирующих выбор знаков разделения. | 2 | Доклады, выступления | Знать соответствующие правила, уметь их применять | Условия выбора знаков препинания | Задание на сайте ФИПИ | 24 | ||||||
26 | Трудные случаи в применении пунктуационных правил, регулирующих выбор знаков. | 2 | Практическая работа | Знать соответствующие правила, уметь их применять | Условия выбора знаков препинания | Задание на сайте РЕШУ ЕГЭ | 25 | ||||||
Культура речи (12 ч) | |||||||||||||
27 | Культура речи: правильность и уместность выбора языковых средств. | 2 | Контрольный тест | Уметь выбирать языковые средства в соответствии с речевой ситуацией | Культура речи: правильность и уместность выбора языковых средств | Индивидуальные задания, презентации, сообщения | 26 | ||||||
28 | Современный литературный язык и его нормы. | 2 | Тест | Знать нормы языка, соблюдать их в устной и письменной речи | Нормы современного русского языка | Задание на сайте РЕШУ ЕГЭ | 27 | ||||||
29 | Виды языковых ошибок. Анализ ошибок. | 2 | Комплексное собеседование | Уметь исправлять языковые ошибки | Виды языковых ошибок | 28 | |||||||
30 | Ученые-лингвисты, внесшие значительный вклад в разработку проблем культуры речи. | 2 | Индивид. сообщения | Уметь делать доклады, выступать публично по теме урока | Ученые-лингвисты, внесшие значительный вклад в разработку проблем культуры речи | Индивидуальные задания, презентации, сообщения | 29 | ||||||
31 | Речевое мастерство. Выбор языковых средств речи (в соответствии с темой, замыслом, стилем, адресатом (получателем)). | 2 | Создание собственного текста | Уметь выбирать языковые средства в соответствии с речевой ситуацией | Выбор языковых средств речи (в соответствии с темой, замыслом, стилем, адресатом) | Творческая работа по выбору | 30 | ||||||
Обучение сочинению (8 ч) | |||||||||||||
32 | Роль выдающихся писателей, поэтов, ученых, общественных деятелей в становлении русского литературного мастерства. | 2 | Создание собственного | Уметь писать сочинения по критериям ЕГЭ | Роль выдающихся писателей, поэтов, ученых, общественных деятелей в становлении русского литературного мастерства | Индивидуальные задания, презентации, сообщения | 31 | ||||||
33 | Написание сочинения по критериям ЕГЭ | 2 | Создание собственного текста | Уметь редактировать написанное | Критерии написания сочинения | Сочинение | 32 | ||||||
34 | Написание сочинения по критериям ЕГЭ | 2 | Создание собственного | Знать критерии написания сочинения | Критерии написания сочинения | Редактирование сочинения | 33 | ||||||
35 | Итоговый урок. | 2 | Практическая работа | Уметь редактировать написанное | Критерии написания сочинения | Редактирование сочинения | 34-35 | ||||||
Итого | 70 ч |
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная литература
для учителя | для учащихся |
1. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень) 2. Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы: основной курс, элективные курсы/(авт.-сост. С.И. Львова). – М.: Мнемозина, 2008 3. Русский язык. 10-11классы.Учебник для общеобразовательных учреждений. Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина, М., «Русское слово»,2008 4. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык». 10-11классы. Книга для учителя. М., «Русское слово», 2008. 5. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. —М., Просвещение, 2004. 6. Русский язык. 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений филол. профиля / В.В. Бабайцева. — М.: Дрофа, 2006. 7. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/ Н.А.Сенина А.Г. Нарушевич, «Легион», 2012. | 1.Русский язык. 10-11классы.Учебник для общеобразовательных учреждений. Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина, М., «Русское слово»,2009. 2. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл. для общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. —М., Просвещение, 2004. 3. Русский язык. 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений филол. профиля / В.В. Бабайцева. — М.: Дрофа, 2006. 4. Сенина Н.А. Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ:Части А, В и С (модели сочинений). 10-11 классы. – Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2011. |
Дополнительная литература | |
1. Виноградов В Проблемы русской стилистики. М.,1988. 2. Горшков Л.И. Русская словесность М.,1996. 3.Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 1984. 4.Безменова Н.А. Теория и практика риторики массовой коммуникации. – М., 1989. 5.Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. – М., 1983 6.Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М., 1997. 7.Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. – М., 1989. 8.Иванова С.Ф. Искусство диалога, или Беседы о риторике. – М., 1992. 9.Ивин А.А. Основы теории аргументации. М., 1997. 10.Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. – М., 1998. 11.Культура русской речи/ Под ред. Л.К. Граудиной Е.Н. Ширяева. – М., 1998. 12.Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. – М., 1986. 13.Ладыженская Т.А. Риторика в школе и в жизни. – М., 2001. 14.Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учителя. – М., 1991. 15.Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. – М., 2002. 16.Сопер П.Л. Основы искусства речи. М., 1995 17.Стернин И.А. Коммуникативные ситуации. – Воронеж, 1993. 18.Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи: курс лекций. – М., 2004. 19.Уайтсайд Р. О чем говорят лица. – СПб., 1996. | 1.Баранов А.Н. Я вас слушаю. – М., 1990. 2.Вагаков Д. Риторика. – М., 2001. 3.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М., 1989. 4.Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М., 1983 5.Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюзько М.В. и др. Умеете ли вы общаться? – М., 1991. 6.Кохтев Н.Н. Риторика. – М., 1994. 7.Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учащихся. – М., 1992. 8.Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. – М., 2002. 9.Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М., 1991. 10.Розенталь Д.Э. А как сказать лучше? – М., 1988 11.Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? – М., 1983 12.Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989. |
Экранно-звуковые пособия | |
- электронный репетитор «Русский язык» (система обучающих тестов); - обучающая программа “Фраза”; - репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия); - электронный учебник «Русский язык Кирилла и Мефодия. 11 класс» - электронные тесты ФЦИОР. | |
Цифровые образовательные ресурсы | |
1. Федеральный портал «Российское образование» http://edu.ru 2.Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/window 3.Российский общеобразовательный портал http://school.edu.ru 4.Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru 5.Коллекция «Диктанты - русский язык» Российского общеобразовательного портала http://language.edu.ru 6. Культура письменной речи http://www.gramma.ru 7. Филологический портал Philology.ru http://www.philology.ru | |
Технические средства обучения и средства ИКТ | |
1.Ученические столы 2-х местные с комплектом стульев; 2.Стенды, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования; 3.Доска с подсветкой; 4.Компьютер, 5.Цифровой проектор; 6.Принтер, сканер. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"
Данный элективный курс будет полезен учащимся старших классов при подготовке к ЕГЭ. Курс рассчитан на 68 часов( по 34 часа в 10 и 11 классах)....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"
Данный элективный курс является продолжением предыдущего материала на моей странице.(Элективный курс по русскому языку в 10 классе) ....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса "Русское правописание: орфография и пунктуация" (34 часа)
Рабочая программа курса составлена на основе авторской программы С.И.Львовой (68 часов) с учётом необходимости подготовки к ЕГЭ - 2015. Учебный материал распределён в соответствии с тематикой уроков р...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Орфография – основа грамотного письма»
Программа элективного курса "Орфография - основа грамотного письма" составлена на основе стандартов основного общего образования. Цель курса: расширить знания учащихся о языке, обогатить словарный зап...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Орфография – основа грамотного письма»
Программа элективного курса "Орфография - основа грамотного письма" составлена на основе стандартов основного общего образования. Цель курса: расширить знания учащихся о языке, обогатить словарный зап...
Рабочая программа элективного курса "Современный русский язык. Орфография и пунктуация" для 10-11 класса
Цели и содержание программы "Современный русский язык. Орфография и пунктуация" для 10-11 классов соотнесены с целями и задачами модернизации российского образования в условиях профиль...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные случаи орфографии и пунктуации русского языка».
Данный курс имеет цель помочь учащимся разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, ликвидировать пробелы в навыках правописания у старшеклассников. Школьники должны понять и усвоить сущнос...