Литературная гостиная "В гостях у дедушки Крылова"
план-конспект урока по русскому языку по теме
Цели:
1. Расширить знания детей о жизни и творчестве И.А. Крылова; провести командный конкурс на знание басен И.А. Крылова; обобщить знания учащихся об особенностях басни как жанра; учить понимать язык басен, иносказательный смысл, мораль; пополнять и расширять словарный запас учащихся.
2. Развивать чуткость к мудрому слову, чувство юмора, творческие способности (выразительное чтение басен в лицах, инсценировка); активный познавательный интерес; умение работать в команде.
3. Воспитывать интерес к родному языку, любовь и уважение к русской литературе, гордость за тех её деятелей, чьё творчество вошло в золотой фонд русской литературы; моральную устойчивость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_krylovu.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели:
- Расширить знания детей о жизни и творчестве И.А. Крылова; провести командный конкурс на знание басен И.А. Крылова; обобщить знания учащихся об особенностях басни как жанра; учить понимать язык басен, иносказательный смысл, мораль; пополнять и расширять словарный запас учащихся.
- Развивать чуткость к мудрому слову, чувство юмора, творческие способности (выразительное чтение басен в лицах, инсценировка); активный познавательный интерес; умение работать в команде.
- Воспитывать интерес к родному языку, любовь и уважение к русской литературе, гордость за тех её деятелей, чьё творчество вошло в золотой фонд русской литературы; моральную устойчивость.
Оборудование:
- портрет И.А. Крылова
- фотография памятника И.А. Крылову
- иллюстрации к басням Крылова
- выставка рисунков к басням
- карточки к конкурсу №6 «Узнай басню по морали» с записью морали из басен Крылова (4шт)
- карточки к конкурсу №7 «Узнай слово» (2шт)
- элементы костюмов к басням, выбранным для инсценировки.
- карточки к конкурсу №9 «Кроссворд» (2шт).
- чёрный ящик (содержание: зеркальные очки, зеркало, гроздь винограда, лист)
- жетоны.
- выставка книг с баснями И.А. Крылова.
«Мудрец игривый и глубокий…»
Семибратова И. В.
- Дорогие ребята-члены команд и болельщики! Уважаемые гости! Добро пожаловать в нашу литературную гостиную, в гости к дедушке Крылову.
- Сегодня мы обратимся к творчеству этого великого русского баснописца, прозаика, драматурга, журналиста. И. А. Крылов – признанный всеми истинно народный поэт России.
***
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
(Михаил Исаковский,
ст. посвящено юбилею Крылова)
- Творчество И. А. Крылова высоко оценил Н. В. Гоголь: «Ни один из поэтов не умел сделать свою мысль так ощутительною и выражаться так доступно всем, как Крылов. Поэт и мудрец слились в нём воедино».
Интересные факты из биографии Крылова (сообщения учеников).
- Жизнь И. А. Крылова и его путь в литературу не были лёгкими. Сын бедного офицера он рано узнал нужду и лишения. Ему не было и десяти лет, когда после смерти отца ему пришлось заботиться о пропитании семьи. Чтобы поддержать мать и маленького брата, Крылов вынужден был поступить на службу. С этого возраста началась его трудовая жизнь.
- О систематическом образовании нечего было и думать. Только книги, которые мальчик поглощал в огромном количестве, были источником его знаний.
- В наследство от отца Крылов получил сундучок, в котором были книги. Этим сундучком все очень дорожили, но Крылову пришлось продать и сундучок, и книги, чтобы выручить хоть немного денег. С первой получки он купил такие же книги.
- Своё образование Иван Крылов дополнил домашними уроками и самообразованием. Ещё в детстве проявились его исключительные способности, настойчивость, природный ум, любознательность.
- Он самостоятельно выучил французский, немецкий и итальянский языки, хорошо разбирался в математике, неплохо рисовал. К тому же был очень музыкален, играл на скрипке и знал теорию музыки.
Один из его знакомых писал, что в этом человеке были заложены зародыши всех талантов, всех видов искусств.
Ещё в детстве И. А. Крылов начал писать стихи. В начале литературной деятельности увлечённо создавал трагедии, комедии, эпиграммы, пьесы для театра, статьи для журналов. В 1798 г. выпускал оригинальный сатирический журнал «Почта духов», а позже журнал «Зритель».
Но самым любимым жанром в литературе для Крылова стала басня. Именно басни принесли Крылову известность и всенародную любовь и славу. Ещё при жизни автора его басни пользовались большой популярностью не только в России, но и были переведены на польский, французский, английский, немецкий, датский, монгольский языки.
«Басни Крылова – сокровищница…русского остроумия и юмора, русского разговорного языка»
(В. Белинский)
- Взгляните на портрет И. А. Крылова. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Таким же проницательным, мудрым и добрым запечатлен баснописец в бронзе. В Санкт-Петербурге в Ленинском саду сооружён памятник И. А. Крылову (скульптор Клодт). На высоком постаменте – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружён в 1855 г. на народные деньги, которые собрали по всей России.
- Почему же наш народ так высоко чтит память о великом баснописце? Чем хороши его басни? В чём их ценность?
* Басни Крылова помогают людям посмотреть на себя со стороны, обнаружить недостатки и подсказывают, как от них избавиться.
* Они учат мудрости жизни.
«Его притчи – составляют книгу мудрости самого народа».
Н. В. Гоголь
* Они обогащают нас знанием родного языка.
«Кто хочет изучить язык русский вполне, тот должен познакомиться с Крыловым».
Виссарион Белинский
Сегодня мы проводим конкурс знатоков басен Крылова. В конкурсе участвуют две команды.
- Представление команд
- Разминка
- Назовите имя первого баснописца, жившего в Греции в VI веке до нашей эры (Эзоп)
- Басни какого французского баснописца переводил Крылов? (Лафонтен)
- Какую фразу произнёс юный Пушкин, обращаясь к Лафонтену, после прочтения басен Крылова? («Дивись! Ты побеждён!») Да, действительно, Крылов довёл жанр басни до совершенства
- Ряд своих произведений Крылов писал под псевдонимом. Какой псевдоним у него был? (Нави Волырк)
- Сколько басен написал Иван Андреевич Крылов за свою жизнь? (200 с лишним и объединил их в 9 книг. Они вошли в «золотой фонд» русской литературы)
- Как называлась его первая оригинальная басня? («Ларчик»)
- Узнай героя басни
- Кто из героев басен Крылова сказал:
«Не оставь меня, кум милый!» (Стрекоза)
«Постойте ж, я сыскал секрет!» (Осёл)
«Ведь это дереву вредит…» (Ворон)
«Поди ж, приятель, убирайся,
Да берегись: вперёд ты мне не попадайся» (волк, «Волк и журавль»)
«Куда оно? Такая вещь пустая!» (Петух)
«Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на неё хоть чуть была похожа» (Обезьяна)
«Гляди же, как теперь раздуюсь я широко» (Лягушка)
«Чем кумушек считать, трудится
Не лучше ль на себя, Кума, оборотиться» (Медведь)
«А проку на волос нет в них» (Мартышка)
- Узнай басню
- В какой басне:
«Голодная лиса-кума залезла в сад» («Лиса и виноград»)
«Бедняжка в западне и рвался, и метался» («Чиж и Голубь»)
«Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться» («Волк и Ягнёнок»)
«Волк ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню» («Волк на псарне»)
«Пыхтела да пыхтела, и кончила моя затейница на том, что лопнула и околела» («Волк и Лягушка»)
«Навозну кучу разрывая,
Петух нашёл жемчужное зерно» («Петух и жемчужное зерно»)
- Поэтическая страничка (возможна помощь болельщиков)
- Прочтите наизусть басню Крылова (по одной от каждой команды)
Задание команде соперников:
- Объясните, как понимаете нравоучительный смысл басни.
- Узнай басню по морали (Каждая команда получает по 2 карточки с записью морали из басен, зачитывает их вслух, а соперники угадывают название басни)
«К несчастью то ж бывает у людей :
Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он её ещё и гонит» («Мартышка и очки»)
«У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.» («Волк и ягнёнок»)
«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.» («Лебедь, Щука и Рак»)
«Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученья
И все учёные труды
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.» («Свинья под дубом»)
«Невежи судят точно так:
В чём толку не поймут,
То всё у них пустяк.» («Петух и жемчужное зерно»)
- Найди слово
- Вставьте пропущенные слова в названия басен (команды получают карточки).
Первая команда
«Мартышка и …», «… и Моська», «Осёл и …», «Лисица и …», «Листы и …»,
Вторая команда
«Стрекоза и …», «… и Лисица», «Щука и …», «Лягушка и …», «Кот и …»
- Инсценирование басен (домашнее задание)
- Кроссворд (Каждая команда получает листок с кроссвордом).
- Кто смеялся «вперёд чужой беде»?
- Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.
- У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»?
- Она осталась без завтрака благодаря своей глупости.
- Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?
- Один из героев, которые «везти с поклажей воз взялись»
- Кого «по улицам водили, как будто напоказ»?
- Викторина для болельщиков
- Продолжите строки из басен:
«Кто виноват из них кто прав, - судить не нам;…» (да только воз и ныне там)
«Ай, Моська, знать она сильна, …» (что лает на слона)
«Что я совсем без драки …» (могу попасть в большие забияки)
«Чем Кумушек считать, трудиться …» (не лучше ль на себя, Кума, оборотиться)
«Достали нот, баса, альта, две скрипки, и сели на лужок под липки - …» (пленять своим искусством свет)
- Какие животные являются героями басен Крылова?
Ворона | Крыса | Муравей | Синица | Филин |
Вол | Кукушка | Медведь | Свинья | ягнёнок |
Волк | Куры | Мышь | Соловей | |
Голубь | Лебедь | Орёл | Собака | |
Гусь | Лев | Осёл | Стрекоза | |
Журавль | Лисица | Петух | Рак | |
Козёл | Лягушка | Пчела | Щука | |
Кот | Мартышка | Слон | Чиж |
- Чёрный ящик
Внимание! Чёрный ящик.
- Здесь находится предмет, который героиня басни Крылова «с пол дюжины себе достала»
- С помощью этого предмета можно увидеть, «что это там за рожа»
- При виде этого предмета «у Кумушки глаза и зубы разгорелись»
- Здесь находится один из тех, о которых Крылов сказал так: «в прекрасный летний день, бросая по долине тень, они на дереве с Земфирами шептались…» (лист)
- Назови порок
Крылов говорил:
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать».
- Что такое пороки? (отрицательные черты характера)
- Как понимаете выражение Крылова? (покритиковать, изобличить, обнажить, поговорить о пороках с иронией)
- Какие человеческие пороки можете назвать? – перекличка команд (лесть, глупость, жадность, невежество, трусость, зазнайство, самоуверенность, зависть, хвастовство, лень, лживость и др.)
Задание №1: определите и назовите, какие пороки Крылов «пощипал» в баснях «Стрекоза и Муравей» (праздность, безделье, безрассудство и бессердечие) и «Ворона и Лисица» (хитрость, лесть и глупость).
Задание №2: В какой басне, на ваш взгляд, Крылов осуждает зависть («Лягушка и Вол»), а в какой невежество («Свинья под дубом», «Мартышка и очки», «Петух и жемчужное зерно»)?
Язык басен Крылова отличается простотой, ясностью и народной образностью. Используя меткое русское слово и добрый мягкий юмор, Крылов достиг такого совершенства в языке, что многие выражения и отдельные фразы из его басен стали, в свою очередь, народными пословицами и поговорками.
- Узнайте басню по крылатому крыловскому выражению:
- «А Васька слушает да ест» («Кот и Повар»)
- «Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак»)
- «Спой, Светик, не стыдись!» («Ворона и Лисица»)
- «Хоть видит око, да зуб неймёт» («Лисица и виноград»)
- «Сильнее кошки зверя нет!» («Мышь и Крыса»)
Заключительное слово:
И. А. Крылов дожил до глубокой старости. Своей жизнью и творчеством он показал образец истинного патриота, гражданина, образованнейшего и талантливейшего человека своего времени, мудреца.
«Честь, слава и гордость русской литературы,- говорил о нём Белинский,- он имеет право сказать: «Я знаю Русь, и Русь меня знает».
Жюри подводит итоги конкурса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по литературе "В гостях у дедушки Крылова"
На занятии учащиеся познакомятся с малоизвестными фактами из жизни И.А. Крылова, с отрывком из комедии "Урок дочкам". Также они инсценируют басни, примут участие в конкурсе знатоков басен И.А. Крылова...
Внеклассное мероприятие. В гостях у дедушки Крылова.5 класс
Внеклассное мероприятие. В гостях у дедушки Крылова.5 класс...
Урок литературы в 5 классе "В гостях у дедушки Крылова"
Материал урока поможет учащимся систематизировать знания по творчеству Крылова....
Литературный праздник "В гостях у дедушки Крылова"
Внеклассное мероприятие для 5-6 классов по басням И.А.Крылова...
Проект по литературе в 5 классе по теме "В гостях у дедушки Крылова"
Данный проект вызывает интерес к чтению басен И. А. Крылова...
Урок - концерт "В гостях у дедушки Крылова" (ИНСЦЕНИРОВАНИЕ БАСЕН ) 5 класс для начальной школы
Изучение басен Крылова И.А. вызывает всегда повышенный интерес у учащихся 5-х классов. Они с удовольствием их читают, декламируют и желают выступить с ними на сцене. 5 в классу было предложено на выбо...
В гостях у дедушки Крылова (урок-концерт)
Крылов - самый народный поэт, превзошедший всех баснописцев....