Проект по литературе в 5 классе по теме "В гостях у дедушки Крылова"
проект по литературе (5 класс) на тему
Данный проект вызывает интерес к чтению басен И. А. Крылова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_zashchita_proekta_v_5_klasse.docx | 57.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Новосельская основная общеобразовательная школа»
Урок-защита проекта по литературе в 5 классе
по теме:
«В гостях у дедушки Крылова»
Подготовила:
Учитель русского языка и литературы
Первушкина Антонина Васильевна
2016
Тип учебного занятия: урок-защита проекта.
Формы обучения: групповая, индивидуальная.
Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Технологии: дифференцированного подхода в обучении, развития творческих способностей учащихся, индивидуальной и коллективной проектной деятельности, самодиагностики результатов обучения.
Решаемые проблемы: как научиться выполнять индивидуальное задание в составе проектной группы?
Виды деятельности: формирование у учащихся деятельностных способностей
и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания; комплексное повторение; самостоятельная работа со сборниками басен (выразительное чтение произведений, нахождение главной мысли, морали басни, создание иллюстраций к басням, подбор книг к выставке); групповая работа (совместное создание презентации, написание статьи «О баснях дедушки Крылова», инсценировка басни), выставление оценок.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь применять навыки проектной деятельности в составе группы, отличать басни от других литературных жанров, знать структуру басни, понимать нравственный смысл басен, характер героев.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно отбирать тексты, перерабатывать информацию, составлять развернутое сообщение.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать
(в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; формировать ситуацию рефлексии
и самодиагностики.
Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочей группе с учетом конкретных учебно-познавательных задач при консультативной помощи учителя, уметь аргументировать свою точку зрения.
Личностные: испытывать желание осваивать новые виды деятельности, участвовать
в творческом, созидательном процессе; осознавать себя как индивидуальность
и одновременно как член общества; вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Актуальность проекта: на данном этапе развития человечество все чаще предпочитает получать информацию посредством интернета, в связи с чем не так уж и легко привлечь современного обучающегося к чтению классической литературы из-за отсутствия заинтересованности. Данный проект поможет вызвать интерес учеников к чтению классической литературы, в частности басен, а также поможет каждому учащемуся раскрыть свои творческие возможности и выразить свои мысли в удобной для него форме.
Цели и задачи: научить самостоятельно и охотно приобретать недостающие знания из разных источников; совершенствовать умение осознанно выразительно читать, находить главную мысль басни, мораль; способствовать развитию логического мышления, артистических способностей, памяти, внимания, речевой культуры, творческого воображения; содействовать формированию у учащихся навыков проектно-исследовательской деятельности, умения анализировать произведение, исследовать, делать вывод, выделять главное; активизировать и расширить словарный запас учащихся; обеспечить в ходе урока закрепление следующих понятий: басня, иносказание, мораль, "крылатые" слова; прививать нравственные ценности поведения, благородство помыслов и поступков, уважение, терпимость друг к другу, способствовать воспитанию интереса к предмету, культуры общения, творческой активности и воспитанию свободной личности, организуя такое учебно-воспитательное пространство, которое обеспечивает реализацию на практике принципа свободы, предоставляющего учащемуся реальную возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирования чувства ответственности за ее результаты.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, книги с баснями для выставки, рисунки и поделки учащихся.
Ход урока
Организационный момент.
Cлайд 1.
Здравствуйте, ребята, уважаемые коллеги, гости! Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей! Они пришли посмотреть, как мы умеем дружно и хорошо трудиться.
Давайте сделаем небольшую разминку, которая поможет нам настроится на рабочий лад. Повторяйте за мной.
Cлайд 2.
Разминка.
Мы внимательные!
Мы старательные!
Мы умные!
Мы добрые!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
Мотивация учебной деятельности.
. Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок-защита проекта. Перед вами выставка книг и ваших рисунков. Что же объединяет их?
Ответы уч-ся.
Cлайд 3. Ученик.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Совершенно верно, все эти книги написаны И. А. Крыловым. Нашим великим баснописцем. Эти произведения принесли ему всенародную любовь. Люди читали их и смеялись над своими пороками.
Иван Андреевич безраздельно царствует в басенном мире. Его басни читали в веке XIX и XX, читают их и сейчас, в XXI веке. И сегодня у нас есть замечательная возможность прикоснуться к творениям этого человека и побывать в гостях у дедушки Крылова.
Определение темы и цели урока.
Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?
Ответы уч-ся.
Какова же, по-вашему, будет тема нашего урока?
Ответы уч-ся.
Cлайд 4.
Ребята, а какие цели мы с вами ставили, начиная свою проектную деятельность?
- Узнать, что такое басня, мораль, иносказание (аллегория).
- Научиться находить нужный материал и использовать полученную информацию.
- Научиться работать в команде.
Cлайд 5.
Молодцы! А достигли ли мы поставленных целей, узнаем в конце нашего урока.
В течение нескольких недель вы исследовали жизнь и творчество великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова.
А кто такой баснописец?
Ответы уч-ся.
Что такое басня?
Басня – это короткий рассказ, чаще всего в стихотворной форме, в котором есть скрытый смысл.
Cлайд 6.
Чем она отличается от стихотворения? Назовите отличительные черты басни.
- интересный короткий занимательный сюжет;
- мало описаний;
- много диалогов;
- героев обычно несколько;
- героями являются животные, растения, вещи, птицы, рыбы;
- басни обычно пишутся в стихотворной форме;
- используется прием иносказания;
- в начале или в конце сформулирован вывод-мораль;
- высмеиваются человеческие пороки.
Какие же пороки высмеивают басни?
- лесть
- ложь
- глупость
- лень
- безнравственность
- невежество
- хвастовство
Чему учат басни?
- дружбе
- трудолюбию
- усердию
- честности
- доброте
- отзывчивости
- благородству
- благодарности
- добывать знания
Что такое мораль?
Ответы уч-ся.
Cлайд 7.
Верно.
Обычно басня состоит из 2-х частей:
1 часть – основная – называется повествование, т.е. рассказ о чем-либо.
2 часть – это поучительный вывод из басни, т.е. мораль.
Cлайд 8.
А еще, ребята, басня – это один из основных видов устного народного творчества – короткое стихотворное произведение. Слово «басня» произошло от древнего слова «баить» («говорить») и связано со словом «байка», что означает «сказка».
Как вы думаете, а до Крылова существовали баснописцы? Откуда к нам пришли басни?
Ответы уч-ся.
С древних времен существовали баснописцы. И И. А. Крылов начал писать басни не с пустого места. У него были хорошие учителя. Послушайте о них.
Cлайд 9.
Немного истории (рассказывает ученик).
Первым, кто стал использовать приём иносказания (аллегории), а иносказание – это когда изображают животных, а имеют в виду людей -- был Эзоп. Он жил в Древней Греции около 3000 лет назад. Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми, обладающими властью. Он рассказывал истории, которые якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что он выслеживает неприглядные поступки определённого человека.
До сих пор иносказательную речь называют Эзоповым языком.
Читая басни, мы будем учиться понимать Эзопов язык.
Многие басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря переводам Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.
За эти недели вы исследовали жизнь и творчество Ивана Андреевича. Давайте послушаем, что вы узнали о жизни дедушки Крылова.
Рассказ ученика о биографии Крылова.
Cлайд 10.
Семья была бедной, и Ваня Крылов не мог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. А позже (семья Крыловых жила тогда в Твери) довелось ему учиться «из милости». У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые их обучали разным наукам, и Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. После него ничего не осталось: ни денег, ни других ценностей. Только сундучок с книгами. Семья Крыловых и раньше была небогата, теперь же лишилась последних средств к существованию. 11-летнему Ване пришлось поступить на работу, да потихоньку читать книги, которые остались после отца. Это были арабские сказки, произведения русских писателей, русские сказки, стихи. Позже, в 1782 году, семья — Крылов с матерью и младшим братом Левушкой — перебралась в Петербург.
Здесь Иван продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором. Ему удалось выучить французский язык, а позже итальянский и греческий. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес. Басни Крылов начал писать позже. Впервые они напечатались, когда Крылову было 37 лет, и сразу всем понравились. О них много говорили. Многих удивляло странное имя, которым были подписаны басни: «Нави Волырк». Но если прочитать справа налево, сразу все становится понятным.
Итак,
Иван Андреевич прожил долгую жизнь, он умер в возрасте 75 лет и написал более 200 басен, обогатив русский язык крылатыми выражениями.
Крылатые выражения… А что это за выражения?
Во время общения с другими людьми нередко можно услышать такие слова, которые нельзя назвать простыми. Это слова какого-то литературного героя или героя фильма. Если эти слова известны многим, то они получают статус крылатого выражения.
Много таких крылатых выражений можно найти и в баснях Крылова. Мы их нередко употребляем в жизни и не задумываемся над тем, что это точно подметил в своих баснях И. А. Крылов. Приведите примеры крылатых выражений из басен, прочитанных вами дома.
Дети приводят примеры крылатых выражений из басен Крылова.
Молодцы, ребята!
Вы исследовали творчество дедушки Крылова. Так много ли произведений он написал? И к каким литературным жанрам он обращался?
Презентация уч-ка о творчестве И. Крылова.
Спасибо, …
Как видим, Иван Андреевич был очень талантливым. Но сегодня мы разговор продолжим, конечно же, о его баснях. Поиграем?
Cлайд 11.
ИГРА «НАЗОВИ БАСНЮ»
Готовясь к защите своего проекта, вы прочитали много басен Крылова. Проверим, знаете ли вы басни дедушки Крылова?
- Невежи судят точно так: В чём толку не поймут, то всё у них пустяк. («Петух и жемчужное зерно».
- Это, Щука, тебе наука, вперёд умнее быть и за мышами не ходить. («Щука и мыши»)
- Слона-то я и не приметил. («Любопытный»)
- Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться. («Зеркало и обезьяна»)
- Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона. («Слон и Моська»)
- Кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку. («Кукушка и петух»)
- А Васька слушает да ест. («Кот и повар»)
- А воз и ныне там. («Лебедь, рак и щука»)
- Ты всё пела? Это дело. Так поди же попляши! («Стрекоза и муравей)
- А я бы повару иному велел на стенке зарубить. Чтоб там речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить. («Кот и повар»)
Викторина показала, что вы любите басни Крылова. Слова этих басен стали «крылатыми», превратившись в пословицы и поговорки. А вы знаете, что «крыловский зверинец» иллюстрировали талантливые художники: Г. Манцыров, В. Казакова, Я. Губанов. Они удивительно метко передали облик и характеры крыловских героев. К каким басням они относятся? (Ответы учащихся).
Назовите басни, в которых действует Волк.
1. «Волк и Ягненок»
2. «Волк на псарне»
3. «Волк и Кот»
4. «Волк и Журавль»
5. «Волк и Пастух»
6. «Волк и Лисица»
7. «Волк и Волчонок»
8. «Волк и Кукушка»
***
«У сильного всегда бессильный виноват…»
Из какой басни слова?
Cлайд 12. Волк и ягнёнок
Назовите персонажей басни.
Кто, по вашему, здесь положительный герой, а кто - отрицательный?
Почему именно Волк отрицательный, а Ягненок – положительный персонаж?
Какие черты обычно олицетворяет Волк?
Какие черты присущи Ягненку?
Какова мораль басни, уловили ли вы ее?
Что осуждается в басне?
Сильный не имеет права вымещать свою злобу на слабом только потому, что он слабее его.
Какие строчки из этой басни стали сегодня употребляться как крылатое выражение?
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать…
У сильного всегда бессильный виноват…
Делу дать хотя законный вид и толк…
Cлайд 13.
А сейчас вспомним басню «Свинья под дубом».
Плоха силёнка без ума,
И плохо, если голова пуста.
Смотрите басню, думайте,
О чём она?
Инсценирование басни «Свинья под Дубом»
Дома вы должны были найти два слова, очень похожих друг на друга, и посмотреть в словаре их значения. Какие это слова?
Невежа и невежда.
А значения у этих слов одинаковые? (нет)
Невежа – грубый, невоспитанный человек.
Невежда-человек необразованный.
Cлайд 15.
Такие похожие слова называются паронимами.
Какой описывает Иван Андреевич Свинью?( глупая, невежественная, ленивая, недалекая, эгоистичная и думает только о собственном удовольствии.)
Опишите, как вы представляете себе других персонажей данной басни.
В каких строчках заключена мораль басни? В каких жизненных ситуациях можно использовать эти строки?
Мораль этой басни можно использовать, например, когда нерадивый ученик не хочет учиться, ругает школу и учебу, не понимая, что он пользуется тем, что сделано с помощью науки. Свинья не желает понять, откуда берутся желуди.
Какое явление жизни аллегорически описывается в басне? Свинья не понимает, что желуди, которые она ест, растут на Дубе. Из-за своего невежества она начинает подрывать корни Дуба, т.е. разрушать то, что дает ей пищу.
Такие ситуации в жизни, ребята, могут происходить очень часто. О них и идет речь в поговорке: «Рубить сук, на котором сидишь».
Иван Андреевич Крылов умел писать интересно и смешно. Многие персонажи его басен вызывают у нас улыбку. Как вы думаете, случайно ли вводит Крылов в действие басен комические эпизоды?
Почему названия животных автор писал с заглавной буквы?
Их названия Крылов писал с заглавной буквы, подразумевая в них не животных, а людей.
Мы с вами знаем, что басни были написаны более 200 лет назад. Зачем же вам, детям 21-го века, в век мобильной связи, компьютеризации изучать творчество Крылова, его басни?
Да потому что и сейчас есть человеческие пороки. И его басни как никогда актуальны. Мы должны научиться смотреть на себя со стороны и стараться избавиться от своих недостатков.
Сейчас ещё одна басня.
Вглядитесь в эти лица,
Узнайте в них себя,
Когда совместно вы берётесь за дела. Басня «Квартет»
Слайд16
Вопрос зрителям: «Какие слова из этой басни стали крылатыми?
- Чтоб музыкантом быть , так надобно уменье…
- А вы , друзья. как ни садитесь …
Кого высмеивает Крылов в этой басне? Да всех болтунов, способных только на слова, а не на дело.
Итак, мы с вами сегодня побывали в гостях у дедушки Крылова. Его басни учат людей узнавать самих себя, помогают обнаружить недостатки и подсказывают, как можно от них избавиться. Иван Андреевич учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни. Познакомиться с новой басней Крылова – значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.
______________________________________________________________________
Обсудим теперь, что сделано хорошо, а что не удалось реализовать. Получилось ли у нас все так, как было запланировано?
Подумайте, почему получилось не все, что было запланировано. Что нужно учесть
при выполнении следующих проектов?
С какими трудностями столкнулись при подготовке к уроку?
Довольны ли результатом своей работы?
Оцените результат работы.
Кто на уроке был самым активным?
Кто заслужил отличные оценки и почему?
Хотели бы продолжить проектную деятельность или нет? Если да, то в какой форме?
Слайд 16
Домашнее задание.
1 вар. – написать сочинение-миниатюру «Моя любимая басня дедушки Крылова» или «Почему я люблю читать басни» (каждому ребенку раздаются листочки с распечатанным образцом сочинения).
У меня много любимых героев басен дедушки Крылова. Но больше всего мне нравится его басня «________» , так как там говорится о том, что____________ (кратко рассказать о событиях, связанных с героями басни). Мне особенно нравится ___________, потому что ________________. Мне бы очень хотелось ____________________________.
2 вар.- сочинить свою басню.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Сокровищница мудрости народной
В них людям открывалась до конца,
И голос их, прямой и благородный,
К добру и правде призывал сердца.
Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и Родина его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по литературе "В гостях у дедушки Крылова"
На занятии учащиеся познакомятся с малоизвестными фактами из жизни И.А. Крылова, с отрывком из комедии "Урок дочкам". Также они инсценируют басни, примут участие в конкурсе знатоков басен И.А. Крылова...
Внеклассное мероприятие. В гостях у дедушки Крылова.5 класс
Внеклассное мероприятие. В гостях у дедушки Крылова.5 класс...
Литературная гостиная "В гостях у дедушки Крылова"
Цели:1. Расширить знания детей о жизни и творчестве И.А. Крылова; провести командный конкурс на знание басен И.А. Крылова; обобщить знания учащихся об особенностях басни ...
Урок литературы в 5 классе "В гостях у дедушки Крылова"
Материал урока поможет учащимся систематизировать знания по творчеству Крылова....
Литературный праздник "В гостях у дедушки Крылова"
Внеклассное мероприятие для 5-6 классов по басням И.А.Крылова...
Урок - концерт "В гостях у дедушки Крылова" (ИНСЦЕНИРОВАНИЕ БАСЕН ) 5 класс для начальной школы
Изучение басен Крылова И.А. вызывает всегда повышенный интерес у учащихся 5-х классов. Они с удовольствием их читают, декламируют и желают выступить с ними на сцене. 5 в классу было предложено на выбо...
В гостях у дедушки Крылова (урок-концерт)
Крылов - самый народный поэт, превзошедший всех баснописцев....