Комплексный анализ текста Ю.Бондарева "Звезда и земля"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Мальнова Елена Юрьевна

Комплексный анализ текста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл комплексный анализ текста23.82 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок.

Комплексный анализ  текста  (по тексту Ю.Бондарева «Звезда и Земля»)

Учитель русского языка: Мальнова Е.Ю.

Тип урока: исследовательский.

Оборудование: мультимедийная презентация, распечатанный текст для каждого ученика, опорные схемы.

Цели  урока:

  • Выявить языковые особенности текста;
  • Обозначить позицию автора;
  • Определить проблему текста.

Задачи урока:

Выяснить:

заголовок;

тему;

тип речи;  (смешанный , но  что преобладает?)

стиль;

опорные слова (выписать в черновик)

языковые средства автора.

Выделить важные мысли в частях (1, 2, 3…)

Выделить самую важную, основную, главную мысль.

Определить проблемы на основе важных мыслей.

Выбрать одну из проблем.

Определить заголовок к своему тексту.

Составить план к своему сочинению.

Определить позицию автора по отношению к главной проблеме.

Уточнить заголовок.

План  урока.

  1. Наша задача: - выяснить:
  • заголовок;
  • тему;
  • тип речи;  (смешанный – то, что преобладает)
  • стиль;
  • опорные слова (выписать в черновик)
  • языковые средства автора.
  1. Выделить важные мысли в частях (1, 2, 3…)

Выделить самую важную, основную, главную мысль.

  1. Определить проблемы на основе важных мыслей.

Выбрать одну из проблем.

Определить заголовок к своему тексту.

Составить план к своему сочинению.

  1. Определить позицию автора по отношению к главной проблеме.
  2. Уточнить заголовок.
  3. Д.з. подобрать аргументы к своему сочинению, написать сочинение.

Ход урока.

  1. Юрий Васильевич Бондарев один из немногих представителей «лейтенантской прозы», который все еще с нами, среди живущих. Родившийся в 1924 году он пережил Великую Отечественную войну, воюя в дивизионной артиллерии. Многим из нас известны фильмы, поставленные по его книгам, это и «Батальоны просят огня», и «Горячий снег», и «Берег». Также Бондарев был соавтором сценария к знаменитой на весь мир киноэпопее Юрия Озерова «Освобождение». Произведения автора были переведены более чем на 70 языков мира, а последний роман «Без милосердия» был издан автором в 2004 году. В настоящее время писатель живет и работает в Москве. Он являлся лауреатом Ленинской премии (1972 год), 2-х Государственных премий СССР (1974 и 1983 год – за свои романы «Берег» и «Выбор»), Государственной премии РСФСР (1975 год – за сценарий кинофильма «Горячий снег»), в 1984 году писатель стал Героем Социалистического Труда. Также он лауреат премий Александра Невского, Льва Толстого, В. К. Тредиаковского, международной премии имени М. Шолохова. Награжден золотой медалью А. А. Фадеева, орденом «Большая Звезда Дружбы народов» (Германия) и многими другими наградами иностранных государств. Юрий Васильевич – автор многих литературно-философских эссе, вошедших в книгу «Мгновения».
  2. Прочитаем  текст. При чтении используйте интонационные подчеркивания, выделения как отдельных слов, так и смысловых отрезков.
  3. Заголовок текста: «Звезда и Земля». Какой прием уже в названии использует автор?
  4. Тема текста: - Какое настроение преобладает в тексте?

- О чем этот текст? – о варварском отношении людей к Земле.

Тип речи: описание, рассуждение и повествование (смешанный, но преобладает какой? – рассуждение)

Стиль: публицистический – рассчитан на широкую аудиторию.

- Какие языковые средства выразительности бросаются в глаза?

Языковые средства автора. Синтаксические средства выразительности:

  • Риторические вопросы.   Приведите  примеры.
  • Ряды однородных членов: сойтись, остановиться и начать … исчезнет, рассыплется…лесов, рек, океанов…сотрясает, терзает и ранит…
  • градация: душит, отравляет, торопится убить…
  • Антитеза: Звезда и Земля,  вечность – это жизнь, миг – это разрушение, в этой несправедливости лежит закон строгой справедивости

Какие тропы использует автор при описании Звезды? А Земли?

Многочисленные эпитеты:  

Вечность и бесконечное пространство: мрак мироздания, угрожающий океан неизвестности, книга великого обновления, дыхание жизни, печальная глава мирового закона, стрелки вселенских часов…

Звезда -  равнодушная осенняя звезда, щупальца лучей, ледяные лапы безжизненных лучей, бесприютная, умершая звезда.

 Земля – уютный обжитой уголок, маленькая голубоватая пылинка, воздушный кораблик, прекрасная его плоть, светлый белопарусный корабль, живое тело со своим ритмом.

Метафоры: космато шевелила щупальцами лучей, законы уплотняли вечность в миг и миг растягивали в вечность, человек душит, отравляет Землю, полосовали ножами злобы и ненависти.

Олицетворения: высокомерная недосягаемость звезды…одиночество должна испытывать земля…равнодушная звезда

Лексические средства:

  • ряды синонимов: перехитрить, обмануть, обойти…его хрупкость, слабость, ограниченные запасы воды…
  • антонимы: начала и концы…
  • метонимия: человек редко задумывается…
  • лексический повтор: потом, потом…смерть, смерти…
  • Сравнения: патология, подобная насилию детей над матерью…
  • развернутое сравнение: и я представил нашу землю…
  • Перифраза: каждый из команды на этом кораблике…(это кто?)
  • Выражение чувства: с чувством восторга и страха…стало страшно…ужаснулся…надежда…смерть…уповают…оправдание…пока не поздно…вдохнул с освобождением…думал, усмехаясь…стало легче…

Морфологические средства языка:

  • Обилие причастных оборотов:
  • Глаголы чувства:

Давайте поделим текст на значимые смысловые отрезки. План текста.

  1. Поезд затерян в темных осенних пространствах

Ключевые слова:

Звезда среди космических пустынь

  1. Звезда во мраке мироздания.

Вечность – миг, жизнь - разрушение

  1. Страх за Землю.

Одиночество Земли, опасность, стрелки вселенских часов

  1. Человеку невозможно обойти судьбу.

Движение мирового времени, дыхание жизни

  1. Земля – это воздушный кораблик

Хрупкость, слабость, беспомощность, ножи злобы, самоубийцы

  1. Стоит ли думать об этом?

Путь корабля не бесконечен

  1. Надежда на «потом»

Временные удовольствия, патология

  1. Человек торопится убить землю и себя.

Душит, отравляет, неистовость алчного обогащения

  1. Земля – живое тело

Люди уповают на потом

  1. Свет звезды – как последнее напоминание о давно погасшей звезде.

Мертвый свет

  1. Пока не поздно – надо что-то делать всем нам.

Казалась умершей

  1. Возвращение в реальность.

Вздохнул с освобождением, думал, усмехаясь, стало легче

Важные мысли

Проблема

Беспомощность земли

Человек должен осознавать эту беспомощность.

Скоротечность века земли.

Ответственность людей.

Земля должна быть чистой.

Проблема очищения земли

Надо задумываться людям об этом.

Проблема безответственности, сиюминутной ответственности, беспечности

Основная мысль: надо думать об этом, чтобы спасти Землю.

Позиция автора:

Запись заголовка  своего сочинения:

План своего сочинения:

Д/З:  написать сочинение-рассуждение по тексту Ю.Бондарева.

Аргументы к сочинению:

Глобальные катастрофы.  Катастрофа в Чернобыле – предупреждение нам, людям. Фокусима.

В.П.Астафьев. «Прощание с Матерой», «Царь-рыба».

Н.Заболоцкий. «Колотушка» - единение с природой.

С.Есенин, А.Фет, Ф.Тютчев, А.Пушкин – любовь к родине, природе.

И.С.Тургенев. «Записки охотника».

Б.Шмелев. «Лето господне».

Б.Васильев. «Не стреляйте в белых лебедей».

Р.Бредбери. «И грянул гром».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ текста _ Работа по отрывку произведения Ю.Яковлева «Сердце земли»

ТИП УРОКА:Урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.ЦЕЛИ УРОКА:1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: работа с текстом, повторение сложных вопросов различных разделов языкознания; совершенствование ...

урок-исследование "Комплексный анализ текста" (по тексту Ю.Бондарева "Звезда и Земля")

Разработка открытого урока по комплексному анализу текста Ю.Бондарева "Звезда и земля"....

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 23. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

В данной презентации представлен теоретический блок: таблица по стилям речи.  Алгоритм работы над заданием, а также практика по текстам, разобранным в презентации "ЕГЭ по русскому языку. Зад...