Комплексный анализ текста _ Работа по отрывку произведения Ю.Яковлева «Сердце земли»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

zoyechka66

ТИП УРОКА:Урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.

ЦЕЛИ УРОКА:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: работа с текстом, повторение сложных вопросов различных разделов языкознания; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к художественному стилю.

2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к матерям, воспитание чувства уважительного отношения к ним, чувства сыновней благодарности близким людям, умение вовремя осознать свои ошибки.

3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения задавать уточняющие вопросы; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ:

1. Систематичность и  последовательность обучения. Объединение в систему всех знаний учащихся на данном этапе изучения курса русского языка (организация контроля с учетом внутренних связей, существующих в структуре проверяемых знаний и умений; разбор слов по составу как основа систематизации изученного по морфемике; систематизация изученного по морфологии; синтаксический разбор предложения как основа систематизации изученного на данном этапе синтаксиса простого и сложного предложения).

2. Доступность (контроль базовых знаний и умений).

3. Индивидуализация обучения (учет психологических типов восприятия материала учащимися, а также качественных и количественных характеристик словарного запаса учащихся, дифференциация дидактического материала к заданиям).

4. Научность (опора на основные виды орфографической памяти).

5. Связь теории с практикой (организация процесса формирования орфографических умений на уровне слова, словосочетания, предложения).

ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКИЕ:

1. Структурно-семантический (задания на выяснение классификационных признаков разных частей речи).

2. Нормативно-стилистический (приведение доказательств принадлежности текста к художественному стилю).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komplex_analiz_teksta_9_klass.docx31.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок подготовки к ГИА в 9 классе

Тема урока: Комплексный анализ текста

Работа по отрывку произведения Ю.Яковлева «Сердце земли»

ТИП УРОКА:Урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.

ЦЕЛИ УРОКА:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: работа с текстом, повторение сложных вопросов различных разделов языкознания; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к художественному стилю.

2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к матерям, воспитание чувства уважительного отношения к ним, чувства сыновней благодарности близким людям, умение вовремя осознать свои ошибки.

3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения задавать уточняющие вопросы; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ:

1. Систематичность и  последовательность обучения. Объединение в систему всех знаний учащихся на данном этапе изучения курса русского языка (организация контроля с учетом внутренних связей, существующих в структуре проверяемых знаний и умений; разбор слов по составу как основа систематизации изученного по морфемике; систематизация изученного по морфологии; синтаксический разбор предложения как основа систематизации изученного на данном этапе синтаксиса простого и сложного предложения).

2. Доступность (контроль базовых знаний и умений).

3. Индивидуализация обучения (учет психологических типов восприятия материала учащимися, а также качественных и количественных характеристик словарного запаса учащихся, дифференциация дидактического материала к заданиям).

4. Научность (опора на основные виды орфографической памяти).

5. Связь теории с практикой (организация процесса формирования орфографических умений на уровне слова, словосочетания, предложения).

ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКИЕ:

1. Структурно-семантический (задания на выяснение классификационных признаков разных частей речи).

2. Нормативно-стилистический (приведение доказательств принадлежности текста к художественному стилю).

СТРУКТУРА УРОКА:

  1. Организационный этап.
  2. Этап проверки домашнего задания.
  3. Этап работы с текстом.
  4. Этап всесторонней проверки знаний (выполнение тестов).
  5. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  6. Подведение итогов урока.

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДАННОМ УРОКЕ:

  1. Устный и письменный.
  2. Фронтальный, групповой, индивидуальный.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.

  • Подготовка учащихся к работе на уроке.
  • Взаимное приветствие учителя и учащихся.
  • Визуальный контроль готовности к уроку.
  • Работа с журналом.

II. ЭТАП ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Мы сегодня на уроке будем работать с отрывком из рассказа Юрия Яковлева «Сердце Земли».  Сам писатель определял его жанр «поэма в прозе».

- Что мы знаем о писателе Ю.Яковлеве? (дома 1 ученик подготовил выступление, краткое сообщение о писателе Ю.Яковлеве)

Примерное выступление:

Я детский писатель и горжусь этим званием. Я люблю своих маленьких героев и своих маленьких читателей. Мне кажется, что между ними нет границы, и я как бы одним рассказываю о других. В детях я всегда стараюсь разгадать завтрашнего взрослого человека. Но и взрослый человек для меня начинается с детства.

                                                                                                       Ю. Яковлев

                 Юрий Яковлевич Яковлев родился в Ленинграде в семье служащих.    В 1940 году ушел в армию, и шесть лет Яковлев служил в армии, был зенитчиком, защищая Москву. Позднее он напишет мужественные и скорбные рассказы о войне: «Там, где стояла батарея», «Зимородок», «Сретенские ворота», «Тяжелая кровь». И в этих рассказах меньше всего говорится о боях и снарядах. Везде речь идет о человечности, о мужестве поступков и о трудном нравственном выборе: не смог друг убитого на войне солдата окончательно добить его мать известием о гибели сына («Сретенские ворота»). Не мог «мальчик с коньками» бросить умирающего человека, бывшего солдата, которому стало плохо на улице, хотя человек был незнакомый, а мальчик очень торопился на каток.

         В Литературный институт Юрий Яковлев пришел в солдатской шинели и окончил его в 1952 году. Ко времени окончания института он был уже автором нескольких поэтических сборников, членом Союза писателей. Прозаиком Юрий Яковлевич стал в 1960 году, написав рассказ «Станция Мальчики».

         Сюжеты его рассказов - знакомые эпизоды из жизни подростков. Герои - мальчишки (нередко и девочки) - «рыцари», правдоискатели («А Воробьев стекло не выбивал», «Всадник, скачущий над городом», «Рыцарь Вася», «Собирающий облака»). После «Рыцаря Васи» я прочитала и другие не менее человечные рассказы, но мальчик Вася, этот неуклюжий мечтатель, остался в моейпамяти.

         Рассказы Юрия Яковлева обращены не только к детям. В своих произведениях он осуждает бестактное отношение взрослых к первой любви («Гонение на рыжих»), жестокость по отношению к животным («Он убил мою собаку»).

         Очень много у писателя произведений о взаимоотношениях человека и животных. Он решительно проводит прямую линию от отношения человека к живой природе, к его характеру и душевным качествам. Писатель уверен, что доброта по отношению к живому существу и мужество - понятия одного ряда.

         Любимый жанр писателя - рассказ. Но он написал и сказку «Старый трамвай», где доживающий свой век трамвай, когда в этом есть нужда, один, без помощи вагоновожатого, отвозит людей туда, куда им обязательно нужно попасть. Были в его творчестве и публицистические произведения («Саманта»). Написаны сценарии к 15 полнометражным фильмам и к мультфильмам «Умка», «Белая шкурка», «Бабушкин зонтик».

      Герои Ю.Я.Яковлева – разные по возрасту и характеру, душевным наклонностям и увлечениям. Но их роднит одно – они не могут и дня прожить без дела, не могут равнодушно пройти мимо горя другого человека, всегда готовы ринуться в бой за справедливость и доброту. Изображая своих героев в разных жизненных ситуациях, писатель напоминает о том, что нельзя изменять дружбе, искать лёгких дорог, что нужно с детства готовить себя к «звёздному мигу» человеческой жизни. Он внушает святые понятия любви, дружбы, товарищества, помогает нам познать законы честности и справедливости. Поэтому нужно читать произведения Ю.Яковлева.

        - Слово учителя о писателе Ю.Яковлеве

  Да, Ю.Я. Яковлев – детский писатель. Задумываясь о детях, автор размышляет о будущем, о детской радости, о детском горе, о воспитании трудом, красотой, о важности примеров бескорыстия, благородства, о духовном здоровье. Писатель опирается на действительные эпизоды, случаи, происшествия, на все, к чему пристально присматривается и чутко прислушивается. 
С детства и до последних дней он был привязан к матери. В годы войны она погибла от голода в блокадном Ленинграде. Последний раз юноша видел ее в 1940 году у воинского эшелона, увозившего его на войну. Матери посвящена поэма в прозе «Сердце Земли». Именно отрывок из этого произведения я взяла для работы на сегодняшнем уроке.

- Чтение отрывка учителем

Вопросы  по тексту

- Как можно озаглавить текст? (Прости меня, мама...)

- Определите одну из проблем  текста (проблема позднего раскаяния).

- Как автор актуализирует проблему (вспоминает случай из жизни, свое детство, конец 20-х и начало 30-х годов)

- Что это было за время? (в стране голод:Он пришел голодный и усталый –  и назидательно требовал, в «один из суровых дней»)

- Определите стиль текста, аргументируйте свой ответ (художественный стиль, обилие языковых выразительных средств).

-Как вы понимаете заключительное предложение с обращением «Прости меня, родная!» (авторское обращение ко всем нам, чтобы не опоздать, успеть вовремя)

Вопросы по тексту в форме тестовых заданий:

  1. В каком (их) предложении (ях) выражена основная мысль автора?

А) 1         Б)21-24         В)25-29          Г)34-36

    2     Какое средство используется в предложениях 4-6?

    А) вводные слова и предложения       В) неполные предложения

    Б) лексические синонимы                     Г) риторический вопрос

   3   Замените слово «хлопнуть» в предложении «Тогда можно рассердиться и хлопнуть дверью" стилистически нейтральным синонимом:

а) хлопотать                                                 б)   демонстративно уйти

б) ударять                                                      в)  производить резкие звуки

Физкультминутка

Задания с кратким ответом

  1. Из предложений 16-18 выписать слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемой следующей после приставки буквой.
  2. Из предложений 12-15 выписать слово, где происходит озвончение согласного.
  3. Из предложения 17 выписать словосочетание со связью примыкание.
  4. Из предложения 10 выписать грамматическую основу.
  5. Среди предложений 30-36 отметьте номер сложносочиненного предложения.
  6. Номера запятых с какими цифрами обозначают запятые при сравнительном обороте:  Ты будешь думать о дне своего позора даже после смерти матери, (1) и эта мысль, (2) как незаживающая рана, (3) будет то затихать, (4) то пробуждаться.
  7. Из предложений 31-33 выпишите слово, обладающее следующими морфологическими признаками: действительное причастие прошедшего времени, совершенного вида.
  8. Из предложения 3 выпишите слово с орфограммой “Непроизносимая согласная в корне слова” .
  9. Какой вид подчинительной связи использован в словосочетании «суровых дней»? 

III. ЭТАП ВСЕСТОРОННЕЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ.

1. Задание на правописание приставок на –з (-с) (у доски 1 ученик)

Беззвучные слезы, можно рассердиться, вздрагивали плечи, не расслышал хлопнувшей двери, растаял мгновенно, разглядывает что-то, бесследно исчезнуть, избежать беды.

2. Разделите слова на 3 группы:(у доски 1 ученик)

- с приставками на з и с

- с приставкой с-

- без приставки

…бавить, ра…ница, ра…бавить, …дание, …бегать, бе…цветный, …дешний, ни…ший, во…ница, и…царапать, бе…предельный, …дороваться, …делать.

3. Конструкции предложений с союзомИ, знаки препинания в них. Охарактеризуйте предложения:

1.Она подошла к окну и, не оглядываясь, тихо сказала.

2. Я подумал, что она разглядывает что-то, и тоже подошел к окну.

3. Тогда можно рассердиться и хлопнуть дверью, но пройдут годы, и стыд настигнет тебя.

4. К утру дождь перестал и в воздухе запахло свежестью.

5. Селезень, поистративший свою весеннюю красоту и изрядно отощавший, кормится безо всякой опаски.

6. Рыбаки сидели на берегу озера, греясь у костра, и, не очень торопясь, вытаскивали рыбу из сетей.

7. Когда наступил вечер, небо сплошь заволокло тучами и пошел дождь.

4. Укажите, в каком слове допущена орфографическая ошибка.

До деревни оставалось всего (А) пол-километра, а (В) в дали (С) по-прежнему стеной стоит дубовый лес.

1)А 2)В 3)С 4)А+В 5)ошибок нет

Подведение итогов урока

  Вернемся к нашему тексту Ю.Яковлева, поэме в прозе «Сердце земли», посвященной Матери.  Она заканчивается так: «Я глажу траву Пискаревского кладбища. Я ищу сердце матери. Оно не может истлеть. Оно стало сердцем Земли». Герой приходит на могилу матери, трогает ладошкой. Сердце матери как сердце земли: все чувствует, понимает, может быть, простит.

- Всегда ли мы ласковы с мамами? А мамы как относятся к вам?

- Какой вывод для себя вы сделали, прочитав этот отрывок?

Звучит музыка

 Матери, как наиболее значимой личности в жизни практически каждого человека, посвящено множество произведений искусства.

Художники во все времена обращались к изображению матери, вкладывая в этот образ красоту и гармонию мира, самые возвышенные чувства и всю духовную силу человечества.

В литературе  еще М.Горький писал: « Прославим женщину – Мать, неиссякаемый источник все побеждающей жизни!»

И какие строки о ней создавались! Особенно в годы войны.

Двадцать дней и двадцать ночей

Он жить продолжал, удивляя врачей,

Но рядом с ним была его мать,

И смерть не могла его доломать.

Двадцать дней и двадцать ночей

Она не сводила с него очей.

Утром на двадцать первые сутки

Она заснула на полминутки.

И чтобы не разбудить ее,

Он сердце остановил свое… (Борис Лебедев(1911-1945)) 

Ребята, я желаю вам быть с матерями такими же внимательными и заботливыми, как они к вам относятся.

ЭТАП ИНФОРМАЦИИ УЧАЩИХСЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКТАЖ ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ.

Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение на одну из тем

«Самый дорогой мой человек»

«Если б не было тебя…»

«При солнышке тепло, при матери добро»

Подведение итогов работы в классе

Объявление оценок и работа с дневниками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ текста (по произведениям камчатских авторов)

Материалы для комплексного анализа текста разработаны на основе произведений камчатских писателей и поэтов....

Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.

Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире,  для закрепления навыков анализ текст...

урок-исследование "Комплексный анализ текста" (по тексту Ю.Бондарева "Звезда и Земля")

Разработка открытого урока по комплексному анализу текста Ю.Бондарева "Звезда и земля"....

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

урок русского языка в 9 классе «КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. Работа над тестовой частью ОГЭ».

ЦЕЛЬ урока: подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку. ЗАДАЧИ урока: 1)закрепление основных речеведческих понятий (тема текста, идея, основная мысль, стиль, тип речи), обобщение знани...