Комплексный анализ текста _ Работа по отрывку произведения Ю.Яковлева «Сердце земли»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме
ТИП УРОКА:Урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: работа с текстом, повторение сложных вопросов различных разделов языкознания; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к художественному стилю.
2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к матерям, воспитание чувства уважительного отношения к ним, чувства сыновней благодарности близким людям, умение вовремя осознать свои ошибки.
3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения задавать уточняющие вопросы; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ:
1. Систематичность и последовательность обучения. Объединение в систему всех знаний учащихся на данном этапе изучения курса русского языка (организация контроля с учетом внутренних связей, существующих в структуре проверяемых знаний и умений; разбор слов по составу как основа систематизации изученного по морфемике; систематизация изученного по морфологии; синтаксический разбор предложения как основа систематизации изученного на данном этапе синтаксиса простого и сложного предложения).
2. Доступность (контроль базовых знаний и умений).
3. Индивидуализация обучения (учет психологических типов восприятия материала учащимися, а также качественных и количественных характеристик словарного запаса учащихся, дифференциация дидактического материала к заданиям).
4. Научность (опора на основные виды орфографической памяти).
5. Связь теории с практикой (организация процесса формирования орфографических умений на уровне слова, словосочетания, предложения).
ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКИЕ:
1. Структурно-семантический (задания на выяснение классификационных признаков разных частей речи).
2. Нормативно-стилистический (приведение доказательств принадлежности текста к художественному стилю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komplex_analiz_teksta_9_klass.docx | 31.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок подготовки к ГИА в 9 классе
Тема урока: Комплексный анализ текста
Работа по отрывку произведения Ю.Яковлева «Сердце земли»
ТИП УРОКА:Урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: работа с текстом, повторение сложных вопросов различных разделов языкознания; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к художественному стилю.
2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к матерям, воспитание чувства уважительного отношения к ним, чувства сыновней благодарности близким людям, умение вовремя осознать свои ошибки.
3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения задавать уточняющие вопросы; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ:
1. Систематичность и последовательность обучения. Объединение в систему всех знаний учащихся на данном этапе изучения курса русского языка (организация контроля с учетом внутренних связей, существующих в структуре проверяемых знаний и умений; разбор слов по составу как основа систематизации изученного по морфемике; систематизация изученного по морфологии; синтаксический разбор предложения как основа систематизации изученного на данном этапе синтаксиса простого и сложного предложения).
2. Доступность (контроль базовых знаний и умений).
3. Индивидуализация обучения (учет психологических типов восприятия материала учащимися, а также качественных и количественных характеристик словарного запаса учащихся, дифференциация дидактического материала к заданиям).
4. Научность (опора на основные виды орфографической памяти).
5. Связь теории с практикой (организация процесса формирования орфографических умений на уровне слова, словосочетания, предложения).
ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКИЕ:
1. Структурно-семантический (задания на выяснение классификационных признаков разных частей речи).
2. Нормативно-стилистический (приведение доказательств принадлежности текста к художественному стилю).
СТРУКТУРА УРОКА:
- Организационный этап.
- Этап проверки домашнего задания.
- Этап работы с текстом.
- Этап всесторонней проверки знаний (выполнение тестов).
- Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- Подведение итогов урока.
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДАННОМ УРОКЕ:
- Устный и письменный.
- Фронтальный, групповой, индивидуальный.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.
- Подготовка учащихся к работе на уроке.
- Взаимное приветствие учителя и учащихся.
- Визуальный контроль готовности к уроку.
- Работа с журналом.
II. ЭТАП ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Мы сегодня на уроке будем работать с отрывком из рассказа Юрия Яковлева «Сердце Земли». Сам писатель определял его жанр «поэма в прозе».
- Что мы знаем о писателе Ю.Яковлеве? (дома 1 ученик подготовил выступление, краткое сообщение о писателе Ю.Яковлеве)
Примерное выступление:
Я детский писатель и горжусь этим званием. Я люблю своих маленьких героев и своих маленьких читателей. Мне кажется, что между ними нет границы, и я как бы одним рассказываю о других. В детях я всегда стараюсь разгадать завтрашнего взрослого человека. Но и взрослый человек для меня начинается с детства.
Ю. Яковлев
Юрий Яковлевич Яковлев родился в Ленинграде в семье служащих. В 1940 году ушел в армию, и шесть лет Яковлев служил в армии, был зенитчиком, защищая Москву. Позднее он напишет мужественные и скорбные рассказы о войне: «Там, где стояла батарея», «Зимородок», «Сретенские ворота», «Тяжелая кровь». И в этих рассказах меньше всего говорится о боях и снарядах. Везде речь идет о человечности, о мужестве поступков и о трудном нравственном выборе: не смог друг убитого на войне солдата окончательно добить его мать известием о гибели сына («Сретенские ворота»). Не мог «мальчик с коньками» бросить умирающего человека, бывшего солдата, которому стало плохо на улице, хотя человек был незнакомый, а мальчик очень торопился на каток.
В Литературный институт Юрий Яковлев пришел в солдатской шинели и окончил его в 1952 году. Ко времени окончания института он был уже автором нескольких поэтических сборников, членом Союза писателей. Прозаиком Юрий Яковлевич стал в 1960 году, написав рассказ «Станция Мальчики».
Сюжеты его рассказов - знакомые эпизоды из жизни подростков. Герои - мальчишки (нередко и девочки) - «рыцари», правдоискатели («А Воробьев стекло не выбивал», «Всадник, скачущий над городом», «Рыцарь Вася», «Собирающий облака»). После «Рыцаря Васи» я прочитала и другие не менее человечные рассказы, но мальчик Вася, этот неуклюжий мечтатель, остался в моейпамяти.
Рассказы Юрия Яковлева обращены не только к детям. В своих произведениях он осуждает бестактное отношение взрослых к первой любви («Гонение на рыжих»), жестокость по отношению к животным («Он убил мою собаку»).
Очень много у писателя произведений о взаимоотношениях человека и животных. Он решительно проводит прямую линию от отношения человека к живой природе, к его характеру и душевным качествам. Писатель уверен, что доброта по отношению к живому существу и мужество - понятия одного ряда.
Любимый жанр писателя - рассказ. Но он написал и сказку «Старый трамвай», где доживающий свой век трамвай, когда в этом есть нужда, один, без помощи вагоновожатого, отвозит людей туда, куда им обязательно нужно попасть. Были в его творчестве и публицистические произведения («Саманта»). Написаны сценарии к 15 полнометражным фильмам и к мультфильмам «Умка», «Белая шкурка», «Бабушкин зонтик».
Герои Ю.Я.Яковлева – разные по возрасту и характеру, душевным наклонностям и увлечениям. Но их роднит одно – они не могут и дня прожить без дела, не могут равнодушно пройти мимо горя другого человека, всегда готовы ринуться в бой за справедливость и доброту. Изображая своих героев в разных жизненных ситуациях, писатель напоминает о том, что нельзя изменять дружбе, искать лёгких дорог, что нужно с детства готовить себя к «звёздному мигу» человеческой жизни. Он внушает святые понятия любви, дружбы, товарищества, помогает нам познать законы честности и справедливости. Поэтому нужно читать произведения Ю.Яковлева.
- Слово учителя о писателе Ю.Яковлеве
Да, Ю.Я. Яковлев – детский писатель. Задумываясь о детях, автор размышляет о будущем, о детской радости, о детском горе, о воспитании трудом, красотой, о важности примеров бескорыстия, благородства, о духовном здоровье. Писатель опирается на действительные эпизоды, случаи, происшествия, на все, к чему пристально присматривается и чутко прислушивается.
С детства и до последних дней он был привязан к матери. В годы войны она погибла от голода в блокадном Ленинграде. Последний раз юноша видел ее в 1940 году у воинского эшелона, увозившего его на войну. Матери посвящена поэма в прозе «Сердце Земли». Именно отрывок из этого произведения я взяла для работы на сегодняшнем уроке.
- Чтение отрывка учителем
Вопросы по тексту
- Как можно озаглавить текст? (Прости меня, мама...)
- Определите одну из проблем текста (проблема позднего раскаяния).
- Как автор актуализирует проблему (вспоминает случай из жизни, свое детство, конец 20-х и начало 30-х годов)
- Что это было за время? (в стране голод:Он пришел голодный и усталый – и назидательно требовал, в «один из суровых дней»)
- Определите стиль текста, аргументируйте свой ответ (художественный стиль, обилие языковых выразительных средств).
-Как вы понимаете заключительное предложение с обращением «Прости меня, родная!» (авторское обращение ко всем нам, чтобы не опоздать, успеть вовремя)
Вопросы по тексту в форме тестовых заданий:
- В каком (их) предложении (ях) выражена основная мысль автора?
А) 1 Б)21-24 В)25-29 Г)34-36
2 Какое средство используется в предложениях 4-6?
А) вводные слова и предложения В) неполные предложения
Б) лексические синонимы Г) риторический вопрос
3 Замените слово «хлопнуть» в предложении «Тогда можно рассердиться и хлопнуть дверью" стилистически нейтральным синонимом:
а) хлопотать б) демонстративно уйти
б) ударять в) производить резкие звуки
Физкультминутка
Задания с кратким ответом
- Из предложений 16-18 выписать слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемой следующей после приставки буквой.
- Из предложений 12-15 выписать слово, где происходит озвончение согласного.
- Из предложения 17 выписать словосочетание со связью примыкание.
- Из предложения 10 выписать грамматическую основу.
- Среди предложений 30-36 отметьте номер сложносочиненного предложения.
- Номера запятых с какими цифрами обозначают запятые при сравнительном обороте: Ты будешь думать о дне своего позора даже после смерти матери, (1) и эта мысль, (2) как незаживающая рана, (3) будет то затихать, (4) то пробуждаться.
- Из предложений 31-33 выпишите слово, обладающее следующими морфологическими признаками: действительное причастие прошедшего времени, совершенного вида.
- Из предложения 3 выпишите слово с орфограммой “Непроизносимая согласная в корне слова” .
- Какой вид подчинительной связи использован в словосочетании «суровых дней»?
III. ЭТАП ВСЕСТОРОННЕЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ.
1. Задание на правописание приставок на –з (-с) (у доски 1 ученик)
Беззвучные слезы, можно рассердиться, вздрагивали плечи, не расслышал хлопнувшей двери, растаял мгновенно, разглядывает что-то, бесследно исчезнуть, избежать беды.
2. Разделите слова на 3 группы:(у доски 1 ученик)
- с приставками на з и с
- с приставкой с-
- без приставки
…бавить, ра…ница, ра…бавить, …дание, …бегать, бе…цветный, …дешний, ни…ший, во…ница, и…царапать, бе…предельный, …дороваться, …делать.
3. Конструкции предложений с союзомИ, знаки препинания в них. Охарактеризуйте предложения:
1.Она подошла к окну и, не оглядываясь, тихо сказала.
2. Я подумал, что она разглядывает что-то, и тоже подошел к окну.
3. Тогда можно рассердиться и хлопнуть дверью, но пройдут годы, и стыд настигнет тебя.
4. К утру дождь перестал и в воздухе запахло свежестью.
5. Селезень, поистративший свою весеннюю красоту и изрядно отощавший, кормится безо всякой опаски.
6. Рыбаки сидели на берегу озера, греясь у костра, и, не очень торопясь, вытаскивали рыбу из сетей.
7. Когда наступил вечер, небо сплошь заволокло тучами и пошел дождь.
4. Укажите, в каком слове допущена орфографическая ошибка.
До деревни оставалось всего (А) пол-километра, а (В) в дали (С) по-прежнему стеной стоит дубовый лес.
1)А 2)В 3)С 4)А+В 5)ошибок нет
Подведение итогов урока
Вернемся к нашему тексту Ю.Яковлева, поэме в прозе «Сердце земли», посвященной Матери. Она заканчивается так: «Я глажу траву Пискаревского кладбища. Я ищу сердце матери. Оно не может истлеть. Оно стало сердцем Земли». Герой приходит на могилу матери, трогает ладошкой. Сердце матери как сердце земли: все чувствует, понимает, может быть, простит.
- Всегда ли мы ласковы с мамами? А мамы как относятся к вам?
- Какой вывод для себя вы сделали, прочитав этот отрывок?
Звучит музыка
Матери, как наиболее значимой личности в жизни практически каждого человека, посвящено множество произведений искусства.
Художники во все времена обращались к изображению матери, вкладывая в этот образ красоту и гармонию мира, самые возвышенные чувства и всю духовную силу человечества.
В литературе еще М.Горький писал: « Прославим женщину – Мать, неиссякаемый источник все побеждающей жизни!»
И какие строки о ней создавались! Особенно в годы войны.
Двадцать дней и двадцать ночей
Он жить продолжал, удивляя врачей,
И смерть не могла его доломать.
Двадцать дней и двадцать ночей
Она не сводила с него очей.
Утром на двадцать первые сутки
Она заснула на полминутки.
И чтобы не разбудить ее,
Он сердце остановил свое… (Борис Лебедев(1911-1945))
Ребята, я желаю вам быть с матерями такими же внимательными и заботливыми, как они к вам относятся.
ЭТАП ИНФОРМАЦИИ УЧАЩИХСЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКТАЖ ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ.
Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение на одну из тем
«Самый дорогой мой человек»
«Если б не было тебя…»
«При солнышке тепло, при матери добро»
Подведение итогов работы в классе
Объявление оценок и работа с дневниками
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный анализ текста (по произведениям камчатских авторов)
Материалы для комплексного анализа текста разработаны на основе произведений камчатских писателей и поэтов....
Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.
Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире, для закрепления навыков анализ текст...
урок-исследование "Комплексный анализ текста" (по тексту Ю.Бондарева "Звезда и Земля")
Разработка открытого урока по комплексному анализу текста Ю.Бондарева "Звезда и земля"....
Комплексный анализ текста Ю.Бондарева "Звезда и земля"
Комплексный анализ текста...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
урок русского языка в 9 классе «КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. Работа над тестовой частью ОГЭ».
ЦЕЛЬ урока: подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку. ЗАДАЧИ урока: 1)закрепление основных речеведческих понятий (тема текста, идея, основная мысль, стиль, тип речи), обобщение знани...