Урок по теме "Предлог"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Федчун Светлана Владимировна

Обобщающий урок по теме "Предлог"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок и презентация771.68 КБ

Предварительный просмотр:

        Федчун Светлана Владимировна Краснодарский край               Каневской район МБОУ лицей

                   Урок русского языка в 7 классе.

Повторение и обобщение изученного по теме «Предлог».

Цели урока :1.Обучающая:                                                                                      1.Систематизировать знания  учащихся о предлогах.

2. Закрепить навыки правописания производных предлогов

3.Формировать умение верно определять принадлежность предлогов к стилям речи.

2.Развивающая:

Развивать внимание, память ,логическое мышление ,умение сравнивать, обобщать.

3.Воспитательная:

Вызвать интерес к урокам русского языка ,воспитывать любовь к родному

языку.

  Форма урока: урок-практикум

                        

                Ход урока:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

1.Организационный  момент.

2.Вступительное слово учителя.                                                                  

-Много слов в языке-сотни тысяч!А если прибавить к ним все формы рода, числа, падежа , времени, наклонения, вида, то получится неисчислимое  количество .Как разобраться с такой армией слов и их форм?

К счастью, есть у слов строгий командир  Морфология. Подаст команду:”                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 “Части  речи, становись!”-вмиг все слова построятся.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  .В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дается  такое определение

одной из частей речи:» ….-                                                                                                                                                                                                                            неизменяемая часть речи ,слово ,выражающее отношения между грамматически зависящими друг от друга словами внутри предложений»

-О какой части речи идет речь?

-Это предлог.

Интересно ,что предлогов в русском  языке не так много: около 200.Конечно,

имена  существительные, числительные, местоимения вполне самостоятель-

ные части речи.»Однако без нас не уедешь далеко»,-заметили бы  Предлоги.

-Действительно, как вы сможете обозначить отношение к месту? Какие предлоги  помогут?

(уехать в город),

-совместности

(делать с другом),

-приблизительности меры

(пройти с километр),

-причины

(не готов из-за болезни)

Таким образом, говоря о такой служебной части речи, как предлог, вы увидели, какую же службу они несут и как это делают.

        2.Составьте из данных слов предложения.

Усердней, с, каждым, днем, гляжу ,в, словарь.

В, его, столбцах, мелькают, искры, чувства.

-Объясните смысл этих слов.

        3.Обратимся вновь к «Словарю русского языка «С.И.Ожегова. Найдите

предлог  по.

-По-предлог с дат. п.Дается 13 значений предлога. В словарной статье нет объяснения слова, как у самостоятельных частей речи, так как предлог лишен лексического значения. Но без него не обойтись. Предлоги ,которые сотрудничают с именами давно, приобрели много значений. Так, предлогу на

приходится нести 33 значения,с-31.Производный предлог вдоль имеет всего одно значение.

        4.С одними предлогами  вы познакомились давно, а с предлогами, похожими на другие  части речи, в 7 классе.

Распределите приведенные предлоги в два столбика. Догадайтесь,  по какому

принципу .Дополните  по одному предлогу.

Благодаря ,в течение, в, для, насчет, над, несмотря на, с, ввиду ,вокруг, из-за, вроде, наподобие. в связи, через.

-Какие предлоги называются производными и непроизводными?

Выполните тесты.

1.Укажите производный предлог

а)в  б)по  в)около г)с

2.В каком ряду все предлоги непроизводные

а )в ,на ,из-за

б )за,  к, около

в)согласно, вопреки, перед

г)из-под ,вместо, наперекор

3.Укажите ряд ,в котором выделенное слово не является предлогом

1.впоследствии узнал

2.в течение нескольких лет

3.близ Новгорода

4.около дома

        Слово впоследствии  является наречием. Докажите. Разберите по составу.

5. Устная работа с сигнальными карточками. Игра»Светофор»

У каждого ученика 2 круга красного и зеленого цветов. Зеленый обозначает

«правильно»,красный –«неверно».

1.

2.Какую функцию выполняет предлог?

        1.связывает однородные члены предложения

        2.вносит различные оттенки

        3.выражает зависимость одних слов от других

        4.связывает простые предложения в составе сложного.

2.Все время моросило, вследствие этого на дорожках стояли лужи.

Вследствие -это

1.имя существительное

2.наречие.

3.производный предлог

4.составной предлог

6.Работа с текстом. Из данных предложений выпишите производные

предлоги.Звучит музыка С.Рахманинова.

1.Издавна новгородцы гордятся тем, что недалеко от их города, в имении

«Онег”, родился композитор Сергей Рахманинов.2.Он жил здесь в течение

нескольких лет.3.В продолжение всей жизни особенно любимой была бабушка.4.Благодаря Новгороду Рахманинов всю жизнь питал любовь

к суровой и скромной северной русской природе и к духу русской старины.

5Вследствие материальных затруднений Рахманиновы переехали в Петербург.6.Однако впоследствии летние поездки под Новгород совершались в течение  всей жизни композитора.

7.С бабушкой ,согласно ее желанию, Рахманинов ходил по городу, заслушивался колокольным звоном.

        1.вариант-из 1-3 предложения

        2 вариант -из 4,5

        3 вариант-из 6,7

7.Часто на письме допускаются ошибки в правописании производных предлогов. Вспомните правописание предлогов. Работа с таблицей.

                Предлоги пишите

Раздельно                                  Слитно

В виде                                        ввиду

В связи с                                         вроде

В течение                                        вследствие

В продолжение                                наподобие

В заключение                                 насчет

                                                Несмотря на

8.Объяснительный диктант.

1 ученик работает у доски:

Ввиду недостатка времени, вследствие непогоды, болеть в продолжение недели, наподобие кувшина, несмотря на усталость, имеет в виду,

в продолжение вечера, нечто вроде пещеры, в течение дня, вышли навстречу гостям, беспокоился насчет поездки, вместо благодарности.

5 учеников работают по карточкам.

Физминутка.

9.Знакомство с» правилом руки».Учащиеся запоминают 5 слов в определенной последовательности.

В течение

В продолжение

Вследствие

Наподобие

Впоследствии

7.Создание лингвистических сказок учениками 7 класса лицея.

Сказка»Талантливая семейка»

Жила-была дружная семейка. Братья В течение и В продолжение, сестрички

Вследствие и Наподобие и их мама Впоследствии.

        Братья любили сочинять стихи. Они разгуливали ,обнявшись, и пели:

        В течение, В продолжение

        Вносят значение времени.

        Спроси:»Как долго или когда?

        Конечное е  и раздельно всегда.

Это они хотели ,чтобы ребята верно записывали их имена. Вследствие

не отставала  от своих талантливых братьев и подпевала им:

        Вследствие - из-за,

        Ясно вполне, слитно

        Напишем конечное - е.

Сестричка наподобие не умела сочинять песен, но сравнивала себя с экзотическими насекомыми : я вроде бабочки, я вроде красивого мотылька.

        Мама думала:»Что же будет с моими детьми Впоследствии.?

Они такие живые, озорные, быстрые, творческие. Конечно, они станут поэтами,

артистами, музыкантами.

                                Непейпива Анна, лицей

Сказка о пяти музыкантах.

В волшебной стране Музыка жил- был вокально-инструментальный  ансамбль .Всех радовали братья-скрипачи В течение и В продолжение,

сестры-клавишницы Вследствие и Наподобие и вокалистка Впоследствии.

        В ансамбле  каждый занимался своим делом. В течение сочинял замечательную музыку, В продолжение писал прекрасные стихи . Вследствие  играла на аккордеоне, а Наподобие на фортепиано. Впоследствии  божественно пела, но она очень переживала ,что никто не писал музыку именно для нее.

        Однажды ,послушав мелодию других  музыкантов ансамбля, Впоследствии пошла к берегу реки. Она сидела под деревом и плакала.

Ее слеза случайно упала на корень дерева, и из него появилась флейта

Она была волшебной и могла сама играть прекрасную музыку. С тех пор

Впоследствии забыла о своем горе, и музыка ансамбля стала еще лучше,

чем прежде.                      Луценко Анна,7 ”А”,лицей

                Сказка”Страна Рукавичкино”

Жили-были в стране Рукавичкино  пять братьев. Четверо проживало в одном городе, потому что являлись производными предлогами. Самыми дружными были В течение и В продолжение, так как писались оба раздельно и имели значение времени. Когда брат В течение болел, то на работу вместо него выходил В продолжение .С ними по соседству в одном доме жили предлоги

Вследствие и Наподобие и писались одинаково: слитно и с буквой е на конце. Только их старший брат проживал в деревне, ведь он  был наречием, любил трудиться и поэтому чаще всего общался с глаголами.

Но изредка он ездил в гости к своему брату Вследствие ,их связывало слитное написание, но все же они внешне отличались. Наречие оканчивалось

на букву  и, было самостоятельной частью речи. Впоследствии все делал сам

и никому не служил. Вследствие  никогда не умел ничего делать самостоятельно, и его использовали только для связи слов в предложении.

Но это не мешало братьям жить дружно. Так они и жили-поживали, и добра

наживали.

                        Удод Елизавета,7  “А”,лицей

8.Выполните тест

1.В каком  ряду слово пишется раздельно

 А..в(  течение) промежутка времени

Б.(в ) следствие этого

В.(во)круг отдыхающих

Г.(не)смотря на риск

  1. В каком  ряду слово пишется раздельно

А.(в)место станции

Б.( в)виду скорого окончания плавания

В.( в)продолжение урока

Г.(на)подобие беседки

  1. В каком  ряду слово пишется раздельно

А.иметь(в)виду

Б.(на)счет похода

В.(не)смотря на жару

Г.(в)следствие непогоды

10.Для производных и непроизводных предлогов существуют определенные правила в речи. Одну и ту же ситуацию мы можем описать разными словами и конструкциями

Соедините синонимичные конструкции

Несколько дней                  следует иметь в виду

Из-за дождей                     в течение нескольких дней

Следует знать                     насчет ремонта

О ремонте                        вследствие дождей

Предлоги и стиль

Корней Иванович Чуковский вспоминал, что однажды старый человек

принес в издательство перевод сказки писателя Оскара Уайльда»Соловей и роза»,который заканчивался такими словами:  “За неимением красной розы

моя жизнь будет разбита”.Горький сказал ему, что канцелярский оборот за

неимением неуместен в романтической сказке. Старик согласился и написал по-другому:  “Ввиду отсутствия красной розы моя жизнь будет разбита.” Горький долго смеялся.

-Объясните, почему писатель рассмеялся?

Такие производные предлоги, как ввиду, насчет, вследствие и другие ,чаще всего употребляются в деловых текстах. Поэтому в обыденной и художественной речи они бывают иногда неуместны.

        -Какому стилю речи свойственно употребление предлогов : благодаря,

согласно, вопреки, ввиду, в течение, в продолжение, вследствие, в связи?

        -Официально-деловой стиль-язык деловых бумаг, различных документов. Задача официально-делового стиля-точная передача деловой

информации практического характера .Основное требование, предъявляемое

к деловым бумагам,-предельная точность.

11.Сконструируйте предложения в официально-деловом стиле, используя

словосочетания и производные предлоги.

Приказ директора школы

Запланированная поездка отменяется

Составление деловых бумаг.

Написать автобиографию, используя предлоги.

        Автобиография

Я, Иванов Сергей Петрович, родился  в 1997 году в Краснодаре.В2004 году

поступил в  школу ,в которой учился… четырех лет.По окончании начальной школы я переехал с родителями в Каневскую…переводом отца….приезд..в

Каневскую я был принят в СОШ%1,где…приказ…директора меня зачислили

в 5 класс.

…двух лет был старостой. Сейчас учусь в 7 классе.

  1. Иванов С.

12.Предлоги для вставок: в связи с, в течение, согласно, по ,в продолжение.

        -Что объединяет  предлоги благодаря ,согласно, вопреки, наперекор?

        -Эти предлоги сочетаются с дательным падежом.

        -Запомнить это правило поможет следующая фраза:»Согласно известному изречению, многие хорошие дела совершаются не благодаря (чему?),а вопреки (чему?) и наперекор(чему?).

Работа со словарями:

Благодаря и вопреки

Предлог благодаря употребляют, когда речь идет о причине, которая приводит к положительным последствиям, вопреки имеет антонимичное значение по отношению к благодаря.

Исправьте ошибки в предложениях:

1.Поезд ушел согласно расписания.

2.Благодаря сильным морозам  соревнования не состоялись.

3.Благодаря компаса туристы хорошо ориентировались.

4.Вопреки предсказания моего спутника, погода прояснилась.

Заключительное слово учителя.

13.Домашнее задание(на выбор)

1.Написать лингвистическую сказку о предлогах.

2.Составить кроссворд  по теме”Предлог»

3.Подготовить презентацию

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...