Урок по теме "Предлог"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Федчун Светлана Владимировна Краснодарский край Каневской район МБОУ лицей
Урок русского языка в 7 классе.
Повторение и обобщение изученного по теме «Предлог».
Цели урока :1.Обучающая: 1.Систематизировать знания учащихся о предлогах.
2. Закрепить навыки правописания производных предлогов
3.Формировать умение верно определять принадлежность предлогов к стилям речи.
2.Развивающая:
Развивать внимание, память ,логическое мышление ,умение сравнивать, обобщать.
3.Воспитательная:
Вызвать интерес к урокам русского языка ,воспитывать любовь к родному
языку.
Форма урока: урок-практикум
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово учителя.
-Много слов в языке-сотни тысяч!А если прибавить к ним все формы рода, числа, падежа , времени, наклонения, вида, то получится неисчислимое количество .Как разобраться с такой армией слов и их форм?
К счастью, есть у слов строгий командир Морфология. Подаст команду:” “Части речи, становись!”-вмиг все слова построятся. .В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дается такое определение
одной из частей речи:» ….- неизменяемая часть речи ,слово ,выражающее отношения между грамматически зависящими друг от друга словами внутри предложений»
-О какой части речи идет речь?
-Это предлог.
Интересно ,что предлогов в русском языке не так много: около 200.Конечно,
имена существительные, числительные, местоимения вполне самостоятель-
ные части речи.»Однако без нас не уедешь далеко»,-заметили бы Предлоги.
-Действительно, как вы сможете обозначить отношение к месту? Какие предлоги помогут?
(уехать в город),
-совместности
(делать с другом),
-приблизительности меры
(пройти с километр),
-причины
(не готов из-за болезни)
Таким образом, говоря о такой служебной части речи, как предлог, вы увидели, какую же службу они несут и как это делают.
2.Составьте из данных слов предложения.
Усердней, с, каждым, днем, гляжу ,в, словарь.
В, его, столбцах, мелькают, искры, чувства.
-Объясните смысл этих слов.
3.Обратимся вновь к «Словарю русского языка «С.И.Ожегова. Найдите
предлог по.
-По-предлог с дат. п.Дается 13 значений предлога. В словарной статье нет объяснения слова, как у самостоятельных частей речи, так как предлог лишен лексического значения. Но без него не обойтись. Предлоги ,которые сотрудничают с именами давно, приобрели много значений. Так, предлогу на
приходится нести 33 значения,с-31.Производный предлог вдоль имеет всего одно значение.
4.С одними предлогами вы познакомились давно, а с предлогами, похожими на другие части речи, в 7 классе.
Распределите приведенные предлоги в два столбика. Догадайтесь, по какому
принципу .Дополните по одному предлогу.
Благодаря ,в течение, в, для, насчет, над, несмотря на, с, ввиду ,вокруг, из-за, вроде, наподобие. в связи, через.
-Какие предлоги называются производными и непроизводными?
Выполните тесты. 1.Укажите производный предлог а)в б)по в)около г)с 2.В каком ряду все предлоги непроизводные а )в ,на ,из-за б )за, к, около в)согласно, вопреки, перед г)из-под ,вместо, наперекор 3.Укажите ряд ,в котором выделенное слово не является предлогом 1.впоследствии узнал 2.в течение нескольких лет 3.близ Новгорода 4.около дома Слово впоследствии является наречием. Докажите. Разберите по составу. |
5. Устная работа с сигнальными карточками. Игра»Светофор»
У каждого ученика 2 круга красного и зеленого цветов. Зеленый обозначает
«правильно»,красный –«неверно».
1.
2.Какую функцию выполняет предлог? 1.связывает однородные члены предложения 2.вносит различные оттенки 3.выражает зависимость одних слов от других 4.связывает простые предложения в составе сложного. |
2.Все время моросило, вследствие этого на дорожках стояли лужи. Вследствие -это 1.имя существительное 2.наречие. 3.производный предлог 4.составной предлог |
6.Работа с текстом. Из данных предложений выпишите производные
предлоги.Звучит музыка С.Рахманинова.
1.Издавна новгородцы гордятся тем, что недалеко от их города, в имении
«Онег”, родился композитор Сергей Рахманинов.2.Он жил здесь в течение
нескольких лет.3.В продолжение всей жизни особенно любимой была бабушка.4.Благодаря Новгороду Рахманинов всю жизнь питал любовь
к суровой и скромной северной русской природе и к духу русской старины.
5Вследствие материальных затруднений Рахманиновы переехали в Петербург.6.Однако впоследствии летние поездки под Новгород совершались в течение всей жизни композитора.
7.С бабушкой ,согласно ее желанию, Рахманинов ходил по городу, заслушивался колокольным звоном.
1.вариант-из 1-3 предложения
2 вариант -из 4,5
3 вариант-из 6,7
7.Часто на письме допускаются ошибки в правописании производных предлогов. Вспомните правописание предлогов. Работа с таблицей.
Предлоги пишите
Раздельно Слитно
В виде ввиду
В связи с вроде
В течение вследствие
В продолжение наподобие
В заключение насчет
Несмотря на
8.Объяснительный диктант.
1 ученик работает у доски:
Ввиду недостатка времени, вследствие непогоды, болеть в продолжение недели, наподобие кувшина, несмотря на усталость, имеет в виду,
в продолжение вечера, нечто вроде пещеры, в течение дня, вышли навстречу гостям, беспокоился насчет поездки, вместо благодарности.
5 учеников работают по карточкам.
Физминутка.
9.Знакомство с» правилом руки».Учащиеся запоминают 5 слов в определенной последовательности.
В течение
В продолжение
Вследствие
Наподобие
Впоследствии
7.Создание лингвистических сказок учениками 7 класса лицея.
Сказка»Талантливая семейка»
Жила-была дружная семейка. Братья В течение и В продолжение, сестрички
Вследствие и Наподобие и их мама Впоследствии.
Братья любили сочинять стихи. Они разгуливали ,обнявшись, и пели:
В течение, В продолжение
Вносят значение времени.
Спроси:»Как долго или когда?
Конечное е и раздельно всегда.
Это они хотели ,чтобы ребята верно записывали их имена. Вследствие
не отставала от своих талантливых братьев и подпевала им:
Вследствие - из-за,
Ясно вполне, слитно
Напишем конечное - е.
Сестричка наподобие не умела сочинять песен, но сравнивала себя с экзотическими насекомыми : я вроде бабочки, я вроде красивого мотылька.
Мама думала:»Что же будет с моими детьми Впоследствии.?
Они такие живые, озорные, быстрые, творческие. Конечно, они станут поэтами,
артистами, музыкантами.
Непейпива Анна, лицей
Сказка о пяти музыкантах.
В волшебной стране Музыка жил- был вокально-инструментальный ансамбль .Всех радовали братья-скрипачи В течение и В продолжение,
сестры-клавишницы Вследствие и Наподобие и вокалистка Впоследствии.
В ансамбле каждый занимался своим делом. В течение сочинял замечательную музыку, В продолжение писал прекрасные стихи . Вследствие играла на аккордеоне, а Наподобие на фортепиано. Впоследствии божественно пела, но она очень переживала ,что никто не писал музыку именно для нее.
Однажды ,послушав мелодию других музыкантов ансамбля, Впоследствии пошла к берегу реки. Она сидела под деревом и плакала.
Ее слеза случайно упала на корень дерева, и из него появилась флейта
Она была волшебной и могла сама играть прекрасную музыку. С тех пор
Впоследствии забыла о своем горе, и музыка ансамбля стала еще лучше,
чем прежде. Луценко Анна,7 ”А”,лицей
Сказка”Страна Рукавичкино”
Жили-были в стране Рукавичкино пять братьев. Четверо проживало в одном городе, потому что являлись производными предлогами. Самыми дружными были В течение и В продолжение, так как писались оба раздельно и имели значение времени. Когда брат В течение болел, то на работу вместо него выходил В продолжение .С ними по соседству в одном доме жили предлоги
Вследствие и Наподобие и писались одинаково: слитно и с буквой е на конце. Только их старший брат проживал в деревне, ведь он был наречием, любил трудиться и поэтому чаще всего общался с глаголами.
Но изредка он ездил в гости к своему брату Вследствие ,их связывало слитное написание, но все же они внешне отличались. Наречие оканчивалось
на букву и, было самостоятельной частью речи. Впоследствии все делал сам
и никому не служил. Вследствие никогда не умел ничего делать самостоятельно, и его использовали только для связи слов в предложении.
Но это не мешало братьям жить дружно. Так они и жили-поживали, и добра
наживали.
Удод Елизавета,7 “А”,лицей
8.Выполните тест
1.В каком ряду слово пишется раздельно
А..в( течение) промежутка времени
Б.(в ) следствие этого
В.(во)круг отдыхающих
Г.(не)смотря на риск
- В каком ряду слово пишется раздельно
А.(в)место станции
Б.( в)виду скорого окончания плавания
В.( в)продолжение урока
Г.(на)подобие беседки
- В каком ряду слово пишется раздельно
А.иметь(в)виду
Б.(на)счет похода
В.(не)смотря на жару
Г.(в)следствие непогоды
10.Для производных и непроизводных предлогов существуют определенные правила в речи. Одну и ту же ситуацию мы можем описать разными словами и конструкциями
Соедините синонимичные конструкции
Несколько дней следует иметь в виду
Из-за дождей в течение нескольких дней
Следует знать насчет ремонта
О ремонте вследствие дождей
Предлоги и стиль
Корней Иванович Чуковский вспоминал, что однажды старый человек
принес в издательство перевод сказки писателя Оскара Уайльда»Соловей и роза»,который заканчивался такими словами: “За неимением красной розы
моя жизнь будет разбита”.Горький сказал ему, что канцелярский оборот за
неимением неуместен в романтической сказке. Старик согласился и написал по-другому: “Ввиду отсутствия красной розы моя жизнь будет разбита.” Горький долго смеялся.
-Объясните, почему писатель рассмеялся?
Такие производные предлоги, как ввиду, насчет, вследствие и другие ,чаще всего употребляются в деловых текстах. Поэтому в обыденной и художественной речи они бывают иногда неуместны.
-Какому стилю речи свойственно употребление предлогов : благодаря,
согласно, вопреки, ввиду, в течение, в продолжение, вследствие, в связи?
-Официально-деловой стиль-язык деловых бумаг, различных документов. Задача официально-делового стиля-точная передача деловой
информации практического характера .Основное требование, предъявляемое
к деловым бумагам,-предельная точность.
11.Сконструируйте предложения в официально-деловом стиле, используя
словосочетания и производные предлоги.
Приказ директора школы
Запланированная поездка отменяется
Составление деловых бумаг.
Написать автобиографию, используя предлоги.
Автобиография
Я, Иванов Сергей Петрович, родился в 1997 году в Краснодаре.В2004 году
поступил в школу ,в которой учился… четырех лет.По окончании начальной школы я переехал с родителями в Каневскую…переводом отца….приезд..в
Каневскую я был принят в СОШ%1,где…приказ…директора меня зачислили
в 5 класс.
…двух лет был старостой. Сейчас учусь в 7 классе.
- Иванов С.
12.Предлоги для вставок: в связи с, в течение, согласно, по ,в продолжение.
-Что объединяет предлоги благодаря ,согласно, вопреки, наперекор?
-Эти предлоги сочетаются с дательным падежом.
-Запомнить это правило поможет следующая фраза:»Согласно известному изречению, многие хорошие дела совершаются не благодаря (чему?),а вопреки (чему?) и наперекор(чему?).
Работа со словарями:
Благодаря и вопреки
Предлог благодаря употребляют, когда речь идет о причине, которая приводит к положительным последствиям, вопреки имеет антонимичное значение по отношению к благодаря.
Исправьте ошибки в предложениях:
1.Поезд ушел согласно расписания.
2.Благодаря сильным морозам соревнования не состоялись.
3.Благодаря компаса туристы хорошо ориентировались.
4.Вопреки предсказания моего спутника, погода прояснилась.
Заключительное слово учителя.
13.Домашнее задание(на выбор)
1.Написать лингвистическую сказку о предлогах.
2.Составить кроссворд по теме”Предлог»
3.Подготовить презентацию
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...