Урок письма на тему "Письмо как эпистолярный жанр"
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) по теме

Ракитина Светлана Петровна

Учебно-методический материал предназначен для уроков развития речи по русскому языку. Пакет содержит учебную информацию в доступном, популяризованном для учащихся виде. Знакомит учащихся с  письмом как одной из разновидностей письменной речи, историей и правилами строения письма. Содержит план учебной деятельности: как овладеть способами познавательной, исследовательской, коммуникативной, моделирующей деятельности. Таким образом, учебно-методический пакет помогает раскрыть учителю содержание темы, обозначить проблемы и пути их решения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок письма на тему: «Письмо как эпистолярный жанр» Учитель русского языка и литературы Ракитина Светлана Петровна 9 класс. Русский язык. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сухо-Сарматская средняя общеобразовательная школа Неклиновского района Ростовской области

Слайд 2

О, где ты, стиль эпистолярный? Где вы, альбомы, дневники?

Слайд 3

-Кто автор этих слов? -К кому они обращены, кому адресованы? -Как называется этот жанр? -А не припомните ли вы еще произведения этого жанра у А.С.Пушкина? Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен -Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз.

Слайд 4

Предмет нашего разговора – письмо как эпистолярный жанр. Мы поговорим о строении традиционного (бумажного) письма, его особенностях, о ставшем таким далеким и забытым жанре, как эпистолярный. Обратимся к словарю. Итак, тема нашего урока: «Письмо как эпистолярный жанр». Вступление

Слайд 5

Имеет ли право эпистолярный жанр на своё существование? Проблема

Слайд 6

Письмо относится к эпистолярному жанру. В переводе с латинского, « эпистола » - письмо, писание, послание. В словаре В.И. Даля письмо определяется как «грамотка, уведомленье, сообщение на бумаге, лист, письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица к другому». В словаре С.И. Ожегова письмо определяется как «написанный текст, для сообщения чего-нибудь кому-нибудь». Адресат Тот, кто пишет письмо. Адресант Тот, кому предназначено письмо. Для справки

Слайд 7

Эпистолярная литература - переписка, изначально задуманная или позднее осмысленная как художественная или публицистическая проза, предполагающая широкий круг читателей. Древнейший жанр эпистолярной литературы - послание История письма

Слайд 8

Послание - большое стихотворение, в котором поэт, как бы беседуя с адресатом, высказывает свои суждения по какому-либо важному вопросу. Античная литература Древнерусская литература «Послание к Пизонам » Горация Литература XVIII-XIX века послания В. Жуковского к Филалету , И. Батюшкову, П. Вяземскому; Н. М. Карамзина, И. Дмитриева, К. Батюшкова, А. Фета и др. Послание – древнейший жанр монологической поэзии Послание – эпистолярно-публицистический жанр Послания царя Ивана Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь, «Послание к некоему другу» монаха Антония Подольского Послание – лирический жанр

Слайд 9

XVII-XVIII вв. форма эпистолярной литературы используется как способ придания непосредственности интеллектуальному общению. (“Письма провинциала” Б. Паскаля, переписка Вольтера, “Письма к сыну” Ф. Честерфилда). Известны очерково-документальные “Письма русского путешественника” Н.М. Карамзина и письма из Франции Д.И. Фонвизина П.И. Панину. Опыт и форма эпистолярной литературы использованы в художественной повести “Бедные люди” Ф.М. Достоевского. История письма

Слайд 10

Современные формы переписки сложились около двухсот лет тому назад. Их родина – Англия. Оттуда ведут своё начало основные правила – этикет составления корреспонденции. История письма

Слайд 11

Формы писем Традиционная (бумажная) Электронная (по электронной почте)

Слайд 12

Рамочная структура традиционного (бумажного) письма 1. Обращение. 2. Текст письма. 3. Заключительные формулы вежливости. 4. Подпись отправителя. 5. Дата.

Слайд 13

Перед вами письма А. С. Пушкина к жене. -Какие обращения использует поэт? Запишите. Болдино. 9 сентября 1830 год. «Моя дорогая, моя милая Наталья Николаевна, я у ваших ног, чтобы поблагодарить вас и просить прощения за причиненное вам беспокойство. Ваше письмо прелестно, оно вполне меня успокоило. Мое пребывание здесь затянулось вследствие одного совершенно непредвиденного обстоятельства...» Болдино. 11 октября 1833 год. «Мой ангел, одно слово: съезди к Плетневу и попроси его, чтоб он к моему приезду велел переписать из Собрания законов (годов 1774 и 1775) все указы, относящиеся к Пугачеву. Не забудь...» Петербург. 28 апреля 1834 год. «Ну, женка! Насилу дождались мы от тебя письма. По моему расчету ты должна была приехать в Москву в великий четверг (так и вышло), и целые девять дней не было от тебя известия. Тетка перепугалась. ..Слава богу! Ты приехала, ты и Маша здоровы, Сашке лучше, вероятно, он совсем выздоровел.» Обращение - вещь тонкая, связанная с нашей общей культурой, воспитанием, образованием, и характеризует оно не столько того, к кому мы обращаемся (адресата), сколько нас самих. Разнообразие обращений к адресатам - показатель не только нашей вежливости, но и богатства чувств и изобретательности. - Используя слова: уважаемый, дорогой, милый - составьте небольшие письма, записки. Помните: После обращения ставится восклицательный знак или точка. Если письмо за границу - запятая или двоеточие).

Слайд 14

Текст письма «Нельзя писать в пустоту. Работая, надо представлять себе того милого человека, которому ты рассказываешь все лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце. Тогда придут сильные и свежие слова». К.Г.Паустовский В чём смысл слов К. Г. Паустовского? Создавая текст письма, помните, что он, как и всё письмо в целом, должен быть оформлен аккуратным разборчивым почерком. Начало текста пишется с заглавной буквы. Логически законченные части письма необходимо оформлять в абзацы. Соблюдать расстояние между строчками и абзацами

Слайд 15

Помните заключительную формулу вежливости и подпись лучше написать справа, внизу. Закончи письмо пожеланием здоровья, успехов или выражениями: «До скорой встречи», «Всего доброго» и т.д. Заключительная формула вежливости (так же, как и обращение) зависит от того, в каких отношениях вы находитесь с адресатом .

Слайд 16

К сведению Дату не следует обозначать цифрами (10.11.2005). Дело в том, что в США первая цифра обозначает месяц, а в Англии первая цифра обозначает число. Следует написать 10 ноября 2005 г.

Слайд 17

Лингвистические особенности письма 1. В письме используется особый вид монолога - диалогический, то есть рассчитанный только на двоих: адресата и адресанта. Повествование ведется в одном лице с преобладанием прямой речи. Обращение к конкретному адресату и наличие местоимений второго лица. Обязательны также элементы рамочной структуры (приветствие, обращение к адресату, прощание, подпись адресанта, дата). 2. Часто бывает необходимо поблагодарить адресата за что - либо: за поздравление, подарок, помощь. В русском речевом этикете существует ряд формул благодарности: Спасибо Вам (тебе), Большое (огромное) спасибо; Благодарю Вас (тебя), я хочу поблагодарить Вас (тебя); Мне хочется выразить Вам (тебе) свою благодарность (признательность); Позвольте Вас поблагодарить. 3. Письмо обладает характером исповедальности . Это особый вид исповеди - это исповедь перед своим Я. Личные письма не предназначены для чтения другими людьми, кроме адресата. Они рассчитаны на понимание и сопереживание, поэтому предполагают определенную искренность, некоторую недоговоренность.

Слайд 18

С. Есенин «Письмо матери» А. Ахматова «Ты письмо моё, милый, не комкай» Послушайте письма, написанные нашими поэтами – классиками. Найдите в этих стихах признаки писем

Слайд 19

Несмотря на достижения технического прогресса, эпистолярный жанр имеет право на существование. Письмо – это не просто бездушный носитель информации, оно может много рассказать о своём авторе: его настроении, характере. Получать письма в конверте – большое удовольствие. Но этому искусству нужно учиться. Не развита устная речь – не воспользуешься письменной. Заключение

Слайд 20

Домашнее задание Напишите письмо незнакомому другу и расскажите ему о своем родном селе Андреево-Мелентьево .

Слайд 21

Рефлексия Закончите предложения: -Сегодня на уроке я узнал (а) … -Меня удивило…



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к уроку

Предмет: русский язык.

Межпредметные связи: литература, музыка.

Класс: 9

Форма проведения урока: беседа, демонстрация, исследование.

Тип урока: комбинированный.

Время проведения: 1 академический час (45 минут).

           Презентация предназначена для уроков развития речи по русскому языку. Пакет содержит учебную информацию в доступном, популяризованном для учащихся виде. Знакомит учащихся с  письмом как одной из разновидностей письменной речи, историей и правилами строения письма. Содержит план учебной деятельности: как овладеть способами познавательной, исследовательской, коммуникативной, моделирующей деятельности. Таким образом, учебно-методический пакет помогает раскрыть учителю содержание темы, обозначить проблемы и пути их решения. 

Образовательные цели:

     познакомить учащихся с историей возникновения письма, рамочной структурой писем,

     получить навыки оформления письма. 

Развивающие цели:

    развивать у учащихся умение  писать интересные  и  содержательные  письма в соответствии с правилами,

     развивать творческие способности учащихся в ходе написания писем,

     развивать устную и письменную речь учащихся в ходе выполнения познавательной, исследовательской, проблемно-поисковой, коммуникативной, моделирующей деятельности на уроке.

Воспитательные цели:

     воспитывать у учащихся культуру письменной речи, интерес  к эпистолярному жанру.

Материалы и оборудование: класс ИКТ.

Основополагающий вопрос: имеет ли эпистолярный жанр право на своё существование?

Вопросы темы урока:

  • Что такое письмо?

     -   Какова история возникновения письма?

  • Какие формы писем существуют?
  • Как  правильно оформить традиционное (бумажное) письмо?

    -    Какие лингвистические особенности имеет письмо?

    -   Имеет ли эпистолярный жанр право на своё существование?



Предварительный просмотр:

План проведения занятия

Подготовительный этап:

    Подготовка материалов для проведения демонстрации.

Этап обучения:

     Вступительное слово учителя. Используя эпиграф к уроку и отрывок из стихотворения  А. С. Пушкина «19 октября», учитель подводит учащихся к теме и цели урока, ставит перед ними проблему.

     Беседа с демонстрацией презентации «Письмо как эпистолярный жанр»

     Осмысление нового материала: объяснение учителем правил оформления традиционных (бумажных) писем на основе рамочной структуры письма, выступления учащихся о лингвистических особенностях писем, подведение к самостоятельной исследовательской и моделирующей деятельности, решению проблемного вопроса.  

Заключительный этап:

       Коллективное обсуждение проблемного вопроса: имеет ли право эпистолярный жанр на своё существование?

Домашнее задание:

       Написать письмо незнакомому другу и рассказать  ему о своем родном селе Андреево-Мелентьево.

Рефлексия:

     Закончите предложения:

     -Сегодня на уроке я узнал (а) …

     -Меня удивило…



Предварительный просмотр:

Рабочая тетрадь учащегося 9 ____ класса для изучения темы «Письмо как эпистолярный жанр»

Письмо как эпистолярный жанр.

  1. Словарная работа.

 Письмо –     ____________________________________________________________

 Эпистола –  __________________________________________________________

Адресат –   __________________________________________________________

Адресант – __________________________________________________________

Эпистолярная литература -  

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Послание –

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Формы писем

Формы писем

        _____________                             ____________

  1. Рамочная структура традиционного письма

Рамочная структура традиционного письма

1

2

3

4

5

  1. Наблюдение за употреблением обращений в письмах.

Выпишите обращения из писем: ______________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Моделирование собственного письма, записки.

Используя слова: уважаемый, дорогой, милый - составьте небольшие письма, записки.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Исследование писем поэтов – классиков на предмет признаков письма в их стихотворениях.

№ признака

Стихотворение С. Есенина «Письмо матери»

Стихотворение А. Ахматовой «Ты письмо моё, милый, не комкай»

1

2

3

4

5

6

Вывод

  1. Имеет ли право эпистолярный жанр на своё существование?

Вывод: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Рабочая тетрадь учащегося 9 ____ класса для изучения темы «Письмо как эпистолярный жанр»

Письмо как эпистолярный жанр.

  1. Словарная работа.

Письмо – это написанный текст, для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.

Эпистола – письмо, писание, послание.

Адресат – тот, кто пишет письмо.

Адресант – тот, кому предназначено письмо.

Эпистолярная литература - переписка, изначально задуманная или позднее осмысленная как художественная или публицистическая проза, предполагающая широкий круг читателей.

Послание - большое стихотворение, в котором поэт, как бы беседуя с адресатом, высказывает свои суждения по какому-либо важному вопросу.

  1. Формы писем

Формы писем

        Традиционная                                Электронная

  1. Рамочная структура традиционного письма

Рамочная структура традиционного письма

1

Обращение

2

Текст письма

3

Заключительные формулы вежливости

4

Подпись отправителя

5

Дата

  1. Наблюдение за употреблением обращений в письмах.

Выпишите обращения из писем: моя дорогая, моя милая Наталья Николаевна; мой ангел; ну, жёнка.

  1. Моделирование собственного письма, записки.

Используя слова: уважаемый, дорогой, милый - составьте небольшие письма, записки.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Исследование писем поэтов – классиков на предмет признаков письма в их стихотворениях.

№ признака

Стихотворение С. Есенина «Письмо матери»

Стихотворение А. Ахматовой «Ты письмо моё, милый, не комкай»

1

Обращение: моя старушка.

Обращение: милый, друг.

2

Адресат: С. Есенин.

Адресат: А. Ахматова.

3

Адресант: мать Есенина.

Адресант: любимый человек.

4

Жанр: послание.

Жанр: послание.

5

Исповедальный характер. Искренность.

Исповедальный характер.Искренность.

6

Особый вид монолога – диалогический.

Особый вид монолога – диалогический.

Вывод

Стихотворение - письмо

Стихотворение - письмо

  1. Имеет ли право эпистолярный жанр на своё существование?

Вывод: несмотря на достижения технического прогресса, эпистолярный жанр имеет право на существование. Письмо – это не просто бездушный носитель информации, оно может много рассказать о своём авторе: его настроении, характере. Получать письма в конверте – большое удовольствие. Но этому искусству нужно учиться. Не развита устная речь – не воспользуешься письменной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письмо.Сочинение эпистолярного жанра. Урок развития речи

Разработка урока развития речи. Одной из основных задач этого урока является воспитание у учащихся интереса к письму как средству передачи информации, документу эпохи, благодаря которому осуществляетс...

Его величество эпистолярный жанр (урок письма)

В папке имеется конспект урока, рабочая тетрадь ученика с заданичми и памятками, две презентации, ксожалению, нет места для звуковых и видеофайлов. Во второй презентации был темный фон, поэтому т...

Урок на тему «Разговорный стиль речи. Особенности письма как эпистолярного жанра (частное письмо)»

На  уроке  учащиеся знакомятся   с особенностями эпистолярного жанра....

урок-письмо« Этот интересный эпистолярный жанр письма» по русскому языку

Цели урока:обучения: познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра, правилами написания письма;развития: развивать  интерес учащихся к эпистолярному жанру, привитие культуры пись...

Урок развития речи. Тема урока: Эпистолярный жанр. Особенности письма.

Цели урока: познакомить обучающихся с эпистолярным жанром — со структурой письма и его этикетными особенностями; научить выдерживать письмо в одном стиле и в рамках одной тематики; способствоват...

Методическая разработка "Конспект урока". Тема: «Что такое письмо и каковы законы эпистолярного жанра?"

Урок на тему: "Что такое письмо и каковы законы эпистолярного жанра?". Материал рекомендован для перподавания русского языка, а также в рамках реализации программ допобразования....