Урок русского языка по теме "Эпистолярный жанр – письмо".
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Эпистолярный жанр – письмо.
Цель: Обучение написанию письма.
Задачи:
- убедить учащихся в необходимости и важности умения писать письма;
- формировать навыки написания письма;
- ознакомить с примерами эпистолярного жанра, используя образцы переписки из жизни выдающихся людей;
- воспитывать культуру письменной речи.
Оборудование: «Словарь русского языка» С. И. Ожегова, компьютер, электронная презентация.
Ход урока.
- Вступительное слово учителя.
Задача нашего сегодняшнего урока необычна: «Учимся писать письма». Почему? Зачем? Нужно ли это? (На предыдущем уроке учащиеся письменно отвечали на вопросы: 1) Приходят ли в ваш дом письма, поздравления-открытки? 2) Получаете ли письма вы? От кого? Интересны ли они? 3) А сами письма пишете? Почему?) Проанализировав ответы на предложенные вам вопросы, прихожу к выводу: эта проблема вам не интересна (за редким исключением): проще общаться по телефону, писать и получать SMS.
К сожалению, наше поколение практически разучилось писать письма. Мы забыли, когда в последний раз опускали конверт в почтовый ящик. А вы этого действительно не умеете. Виноваты ли в этом современные технологии и средства связи? Они, конечно, очень удобны, совершенны: и Интернет, и телефоны… И отказываться от них не имеет смысла.
Но давайте посмотрим на эту проблему с другой стороны. А задумывались ли вы, что техника делает наше общение шаблонным, сухим, невыразительным? Это беспокоит специалистов в области языка и педагогики.
Иное дело – письмо на бумаге! Умение писать его – это благородное древнее искусство, которое, к сожалению, утрачено нами.
А как любили и умели писать письма наши соотечественники, как тщательно подбирали слова, с каким уважением относились к тому, кому писали. Такие письма сокращали расстояния, давали возможность хоть на короткое время приблизить дорогого, родного человека, были очень содержательными, в какой-то степени даже формировали характер человека. Письма были похожи на дневники: человек глубоко задумывается над содержанием написанного, старается быть более понятым и принятым. Это не требует особой подготовки. Если настроен писать, то, сам того не замечая, находишь неожиданные, яркие обороты, предложения. И постепенно делаешься грамотнее, умнее. Ручка и бумага, кажется, помогают вскрыть твои потаённые резервы – а они есть у каждого.
Письма нужны не только адресатам, но и самим вам. С их помощью обмениваемся энергией, переживаниями, делимся радостями. Письмо – это таинство души и сердца, пронизанное вашим теплом. Разве техника способна на это?
Учитесь писать письма! Давайте будем соучастниками возрождения искусства эпистолярного сочинительства.
- Знакомство с понятием «эпистолярный жанр».
Уметь писать хорошие содержательные письма – это искусство. Письмо – один из жанров литературного творчества. Жанр письма принято называть эпистолярным. Помните, что письмо – это отражение вашей культуры, вашей воспитанности. В старину научиться искусству писать письма помогала специальная книга «Письмовник».
- Словарная работа.
Слайд №1. Задание: выписать однокоренные слова к названию книги «Письмовник»:
письмо, подпись, писать, писк, писулька, записка, пистолет, письмоносец, писарь, письмоводитель, эпистолярный.
- Какие слова не выписали? Почему? (Писк, пистолет. Все остальные имеют общий смысл – умение писать.)
- Объясните значение слов: письмоносец (почтальон), письмоводитель (переписчик), письмовник книга для обучения написанию писем), писулька (маленькое письмо).
- Найдите в словаре значение слов адресат (отправитель), адресант (получатель).
- Обучение написанию письма.
1) Что же значит слово «письмо»? Обратимся к толковому словарю.
- Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь.
- Умение писать.
- Система графических знаков для передачи запечатления речи.
В наше время не издаются никакие рекомендации, правила, образцы для письменного общения с близкими. Поэтому будем учиться писать письма у замечательных художников слова – писателей, поэтов. Образцы этого искусства и сам процесс письма вы уже встречали в художественных произведениях. Вспомните их. (А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», Л. Н. Толстой «Война и мир»,
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», А. Куприн «Гранатовый браслет» и многие другие). В их творчестве, как и в жизни, встречаются письма разных жанров.
Слайд №2. Письмо деловое, дружеское, письмо-поддержка, просьба, поздравление, рекомендация, объяснение в любви.
Особое место занимают письма с фронта. Слайд №3. Фотографии фронтовиков. Их письма близким. Во многих семьях хранятся эти треугольники – письма-клятвы, исповеди, обещания. Это единственная ниточка, связывающая родные души и любящие сердца. А сколько стихов и песен в форме письма было написано в годы Великой Отечественной войны!
Прослушивание в записи стихотворения К. Симонова «Жди меня».
2) Эпистолярный роман «М. Цветаева – Б. Пастернак».
Настоящей школой для нас является личная переписка классиков. А они писали много. Их эпистолярное наследие тщательно собирается, хранится и изучается. Для нас, читателей, их письма, дневники – живые уроки «слога».
Обратимся к эпистолярному наследию двух талантливых людей – Марины Цветаевой и Бориса Пастернака. Слайд №3. Фотографии поэтов.
Обратите внимание, как письмо позволяет человеку раскрыться, отражает его характер, обнажает черты, не видимые в повседневной жизни. Именно поэтому эти художники слова ценили форму общения – письма.
Судьба распорядилась так, что, живя в одном городе, они были едва знакомы (две случайные встречи). И лишь после отъезда Цветаевой за границу обретают друг друга в письмах и стихах. Это стало настоящей дружбой, содружеством и истинной любовью. Их письма – автопортреты без прикрас и искажений.
Слайд №4. Фрагменты писем Марины Цветаевой и Бориса Пастернака. Прослушивание писем (приложение 1).
3) Построение письма
Приложение 1
14.VI. 22. Москва.
Дорога Марина Ивановна!
Сейчас я с дрожью в голосе стал читать брату Ваше – «Знаю, умру на заре, на которой из двух» - и был рад, как чужим, перебит волною подкатывавшего рыдания…
Вы – не ребёнок, дорогой, золотой, несравненный мой поэт, и, надеюсь, понимаете, что это в наши дни означает, при обилии поэтов и поэтесс не только тех, о которых ведомо лишь профсоюзу… но при обилии даже неопороченных дарований, подобных Маяковскому, Ахматовой…
…Ты объективна, ты главным образом талантлива – гениальна…
Важно то, чем ты занимаешься. Важно то, что ты строишь мир, венчающийся загадкой гениальности. В твои дни, при тебе, эта крыша растворена небом, живой синевой над городом, где ты живёшь, по этому покрытию будут ходить люди и будет земля других эпох.
…Ты мне напомнила о нашем боге, обо мне самом, о детстве, о той моей струне, которая склоняла меня всегда смотреть на роман как на учебник… и на лирику как этимологию чувства…
Какой ты большой. Дьявольски большой артист, Марина!
…Сильнейшая любовь, на какую я способен, только часть моего чувства к тебе. Я уверен, что никого никогда ещё так, но и это только часть. Ведь это не ново, ведь это сказано уже где-то в письмах у меня к тебе…
26-го мая 1926г., среда.
Здравствуй, Борис. Шесть утра, всё веет и дует. Я только что бежала по аллейке к колодцу и всем телом, встречающим ветер, здоровалась с тобой. У крыльца я остановилась, подняв голову навстречу тебе. Так я живу с тобой, утра и ночи.
Да, ты не знаешь. У меня есть стихи к тебе, недоконченные несколько, взывание к тебе во мне, ко мне во мне.
Отрывок:
…В каждой строчке: стой!
В каждой точке – клад.
- Око! – светом к тебе расслаиваюсь,
Расхожусь. Тоской
На гитарный лад
Перестраиваюсь,
Перекраиваюсь…
…Недавно у меня был чудный день, весь во имя твоё. Не расставалась до позднего часа. Не верь «холодкам». Между тобой и мною такой сквозняк…
Будь здоров. Обнимаю, родной.
М.
А теперь определимся, как оформляется письмо, из каких композиционных частей оно состоит.
Слайд № 5. I часть этикетная – установка контакта с адресатом.
Это, конечно же, обращение. Во взаимоотношениях людей именно эти слова(или даже одно слово) играют первостепенную роль. Это, прежде всего имя. Как много оно может сказать о том, кто и кому пишет. Например, сравните: Антонина Сергеевна, Антонина, Тоня, Тося, Тонька, Тонечка, Тонюся, Тонюшка и т. д. А если ещё сопроводить эти имена прилагательными? Например, Уважаемая Анна Сергеевна! Или – Дорогая Анна Сергеевна?
Полные формы личных имён и их краткие варианты передают и возрастной статус, и официальную и неофициальную сферу общения, эмоции и оценки – отношение пишущего: хвалить, восторгаться, насмехаться, унизить, возвысить и т. д.
Слайд № 6. Письмо К. С. Станиславского А. А. Блоку.
Глубокоуважаемый Александр Александрович! Как я рад Вашему письму! (искреннее уважение, благодарность).
Слайд № 7. II часть – основная. Привлечь внимание; рассказ о чём-либо, сообщение каких-либо сведений, вопросы к собеседнику и ответы на его вопросы и т. д.
Слайд № 8. Продолжение чтения начатого письма.
Спасибо за память. За честь и доверие. Смогу ли я оправдать его? Хочу ли видеть Вас и говорить с Вами? Конечно, очень хочу. Дело в том. Что на этой неделе я уезжаю в Москву и вернусь лишь в субботу. Очень хотел бы видеть Вас у себя.
Слайд № 9. III часть этикетная – прощание: официальное, скромное, эмоциональное, раскрывающее взаимоотношения адресата и адресанта; дата написания. Указание даты принято считать знаком уважения к адресату. В жизни она может сыграть важные роли.
Слайд № 10. Продолжение чтения письма.
Сердечно и искренно преданный Вам К. Алексеев. 19 апреля 1913г. Петербург
Слайд № 11. IV часть (возможна). P.S. - постскриптум (с лат. «после написанного») приписка к оконченному и подписанному письму).
Слайд № 12. Завершение чтения письма.
P.S. 22-го понедельник – свободен весь день до 11 час. Вечера.
Письмо – это эпизод человеческой жизни, к которому через какое – то время интересно вернуться. Это попытка объяснить себя окружающим и самому себе. Фрагменты писем, прозвучавшие на уроке, помогут вам в создании собственных. Надеюсь, вам захочется этого.
Вы – кадеты, одиннадцатиклассники. Живёте вдали от семьи, близких, может быть, и девушки, которая ждёт вас. А скоро уйдёте в большую жизнь, кто-то будет служить в армии. Как им будет приятно ваше письмо! (А не звонок, не SMS). Поверьте этому!
Предлагаю ещё два образца писем.
- Матери поэта В. В. Маяковского
- Любимой. Письмо недавно ушедшего из жизни актёра
А. Пороховщикова жене Ирине.
Проанализируйте композиции писем. Какие элементы письма вы увидели?
Слайд № 13. Фотокопии писем. Прослушивание в записи (Приложение 2).
- Подведение итогов и домашнее задание.
Закончить урок хочется отрывком из письма учёного-академика Д. С. Лихачёва школьникам: «…чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо писать! Нельзя обставить себя хорошими рекомендациями, как писать, и сразу писать правильно и хорошо ничего не выйдет. Поэтому пишите письма друзьям… В момент их написания вы не только учитесь писать – вы невольно отчитываетесь в своей жизни, обдумываете то, что с вами было и как вы поступили… свободно. С известной долей юмора написанное письмо другу характеризует вас не меньше, чем ваша устная речь. Через письмо дайте почувствовать себя, своё расположение к симпатичному вам человеку».
- Научил ли вас чему-нибудь наш сегодняшний урок? Напишите свой ответ-письмо (другу, учителю, родителям…).
Приложение 2
Дорогая моя милая и родная мамочка.
Видите, какой у Вас хороший сын: всем вообще не пишет, некоторым пишет, но на маленьких листочках, а Вам на большом и во весь разворот. Меня очень беспокоит, что Вы летом без дачи и без отдыха.
В Одессе я заходил к Мише Киселёву. Он просил Вам передать, что рад был бы видеть Вас и Олю и Люду в Одессе.
Как Вы смотрите на это дело? Не поехать ли Вам недели на две?
Я живу обыкновенно. Немного работаю – читаю лекции, пишу. А в промежутках стараюсь здороветь, загорать и полнеть, на радость моей милой и любимой мамочке.
Надеюсь недели через две, через три быть в Москве, а то без меня дела, должно быть, никак не двигаются.
Надеюсь недели через две, через три быть в Москве, а то без меня дела, должно быть, никак не двигаются.
Дорогая мамочка, черкните мне – Ялта, гостиница «Россия».
Целую очень Людочку и Оличку и поздравляю Оличку со всеми праздниками, которые приходятся на именинный и рождённый июль месяц.
Целую Вас крепко, дорогая мамочка.
Любящий Вас Ваш
Володя
15/ VII – 26г.
Солнышко моё! Любимая моя Ирочка! Вот уж двадцать лет мы вместе в этом сложном мире. Спасибо тебе за твою преданность и неземную Любовь. Нравственная высота твоего чувства ко мне, твоя чистота – неизмеримы.
Жизнь нанесла мне тяжёлый удар. Ушла мама. Я должен был упасть, а только пошатнулся.
Сила твоей Любви, как мощная стена, возникла рядом. И я смог на неё опереться. Я счастливый человек! У меня есть мама, любимая, ребёнок. А зовут их всех вместе Ира! Вся моя жизнь принадлежит тебе навечно. Разлучить нас не сможет не только смерть. Но и Бог! Ты святая! Трудно быть рядом, но я стараюсь! Горжусь тобой. Целую тебя в глазки 10000 раз. Твой Саша. P.S. Будь спокойна. Я всегда рядом.
Использованная литература
- Журнал «Русский язык в школе» 1995, №1, стр.36 – 39
- Журнал «Русский язык в школе» 1996, №5, стр.80 – 84
- Владимир Маяковский. Собрание сочинений в 12 томах, М, 1978, т. 12,
стр. 146 -147
- Газета «Комсомольская правда», 25. 04. 2012, стр. 15
- Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном», М., 1985
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе "Письмо - одно из средств коммуникативного общения"
В процессе урока ребята знакомятся со структурой письма, правилами эпистолярного этикета....
Урок русского языка в 5 классе "Письмо - одно из средств коммуникативного общения"
Данный урок знакомит ребят со структурой письма, правилами эпистолярного этикета....
Урок русского языка в 9 классе по теме "Эпистолярный жанр в литературе. Сочинение в форме письма"
Урок развития речи в 9 классе. Тема: Эпистолярный жанр в литературе. Сочинение в форме письма.Цель: а) познакомить с историей эпистолярного жанра...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Письмо"
Презентация предназначена для проведения урока развития речи в 5 классе по теме "Письмо"...
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе "Письмо ветерану Великой Отечественной войны"
Аннотация и пояснения к уроку: Преподавание ведётся по программе под редакцией Т.А. Ладыженской. УМК: Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. Т.А...
Урок русского языка на тему: "Жанры деловой речи"
Цели: систематизировать знания об официально-деловом стиле; закрепить основные понятия путем тренировочных упражнений...
Развитие критического мышления на уроках русского языка через чтение и письмо.Подготовка к ОГЭ.
Данный материал может использоваться на уроке русского языка в 9 классе при подготовке Основного Государственного Экзамена.Работа с текстом....