Урок развития речи. Тема урока: Эпистолярный жанр. Особенности письма.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Цели урока: познакомить обучающихся с эпистолярным жанром — со структурой письма и его этикетными особенностями; научить выдерживать письмо в одном стиле и в рамках одной тематики; способствовать формированию словарного запаса, определённого на основе содержания языкового минимума эпистолярного жанра; совершенствовать орфоэпические, орфографические и пунктуационные навыки учащихся в русской речи в процессе составления текстов. Прививать интерес к изучению текстов письма. Воспитывать культуру письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
epistolyarnyy_zhanr._osobennosti_pisma.docx | 35.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи.
Тема урока: Эпистолярный жанр. Особенности письма
Цели урока: познакомить обучающихся с эпистолярным жанром — со структурой письма и его этикетными особенностями; научить выдерживать письмо в одном стиле и в рамках одной тематики; способствовать формированию словарного запаса, определённого на основе содержания языкового минимума эпистолярного жанра; совершенствовать орфоэпические, орфографические и пунктуационные навыки учащихся в русской речи в процессе составления текстов. Прививать интерес к изучению текстов письма. Воспитывать культуру письма.
Оборудование: мультимедийный проектор, А. Конан Дойл «Тайна пляшущих человечков», Р. Киплинг «Как было написано письмо», тексты писем для каждой микро группы, словарь В. Даль.
I Организационный момент
II Актуализация знаний
1. Речевая разминка (слайд № 3)
Письмо
Само
Никуда не пойдет,
Но в ящик его опусти —
Оно пробежит,
Пролетит,
Проплывет
Тысячи верст пути.
Нетрудно письму
Увидеть свет:
Ему
Не нужен билет.
На медные деньги
Объедет мир
Заклеенный пассажир.
(С. Маршак)
— Из какого стихотворения С. Маршака взят этот отрывок? («Почта»)
— Что создает стремительность движения письма? (Глаголы: пробежит, пролетит, проплывет.)
— Расставьте логические ударения в каждой строке и прочитайте отрывок выразительно.
2. Работа в микро группах
Записать всё, что вы знаете о письме (1-2 мин)
III Постановка целей
— Каждому человеку в жизни предстоит отправить немало писем — деловых, поздравительных, личных. Но всегда ли мы знаем, как правильно писать письмо?
Цель нашего урока — познакомиться с эпистолярным жанром и его этикетными особенностями, узнать, в чем разница между деловым и неофициальным письмом.
IV Введение новых знаний и первичное их усвоение
1.Работа со Словарем иностранных слов, нахождение слов и раскрытие их значения: эпистола, эпистолярный, адресат, адрес, адресант.
Эпистола (греч.) — уст. письмо, послание. Эпистолярный (греч.) — свойственный письмам, написанный в форме писем, состоящий из писем.
Адресат (нем.) — получатель, лицо, которому адресовано почтовое отправление, телеграмма.
Адрес (фр.) — местожительство определенного лица или местонахождение учреждения, предприятия, организации и т.д.; обозначение местожительства или местонахождения на почтовом отправлении.
Адресант (нем.) — отправитель, лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление.
- Запомните значение этих слов, с ними нам предстоит работать на уроке.
2 Работа в личных словарях учащихся (запись новых слов и их значений) (слайд №4)
V Обобщение и систематизация знаний
1 История письма
За несколько тысячелетий существования письменности люди употребляли для письма разнообразные материалы. Они высекали надписи на скалах и каменных плитах, вырезали их на костях, чертили знаки на глиняных дощечках, а позже — на металлических, бронзовых, свинцовых. На юге писали на пальмовых листьях, а в древнем Новгороде в ХII—ХV вв. писали на бересте. Примерно 5 тысяч лет тому назад в качестве материала для письма стали применять папирус — тропический тростник. Позже был найден более прочный и долговечный материал — специально выделанная кожа молодых животных — пергамент, название которому было дано по названию города Пергама в Сирии. Бумага — одно из великих изобретений человечества — сначала, в V в., появилась в Китае, а затем, в ХII—ХVII вв., в государствах Европы.
2. — Знаете ли вы, из чего изготовлялись первые письма? (Из глины, морских ракушек, из веревок различной длины.)
— Несколько позднее появилось пиктографическое письмо, т. е. письмо рисунками.
— Вспомните, разгадка какой детективной истории была связана с письмами в рисунках? (Артур Конан Дойл «Тайна пляшущих человечков».)
Дома вы должны были прочитать сказку известного вам писателя Редьярда Киплинга «Как было написано письмо?».
Объясните:
Почему смогла произойти такая необычная история с Таффи, которую еще звали «Девочка-которую-нужно-хорошенько отшлепать-за-то-что-она-такая-шалунья»?
Какое великое открытие смогла сделать эта маленькая девочка?
З. Как вы понимаете следующую фразу: Написать письмо — это только полдела, нужно еще уметь его прочитать»?
- Прошло время, и люди научились писать и посылать друг другу письма при помощи почтальонов, которые сначала ходили пешком, перемещались на ходулях, потому что на улицах старинных городов была непролазная грязь, затем ездили в специальных почтовых каретах в европейских странах и на ямских тройках в России.
VI Оперирование знаниями и овладение способами деятельности в новой ситуации
- Для того чтобы письмо дошло до адресата, очень важно, чтобы адрес на конверте был написан правильно.
- Что такое индекс? Знаете ли вы, что обозначают шесть цифр, входящих в него? (Первые три обозначают область, город, три другие — почтовое отделение.)
- Каков порядок написания адреса в нашей стране?
- Теперь запишем памятку по правильному оформлению адреса (памятка, слайд №5)
1. Город или другой населенный пункт.
2. Область, район.
3. Улица (площадь, проспект, переулок).
4. Дом №, корпус №, квартира №.
5. Фамилия, имя, отчество адресата.
- Помните, что фамилия, имя, отчество адресата должны употребляться в дательном падеже, а адресанта — в родительном падеже.
Если письмо адресовано семье, то фамилия ставится во множественном числе.
Обратите внимание на знаки препинания при написании адреса. (Образец написания адреса, слайд №6)
Куда: Пашково Куда: г. Пенза,
Пензенской обл., ул. Суворова, д.6, кв. 20.
Земетчинского района, Кому: Никулину Петру Ивановичу
ул. Чехова, д.20, кв.1.
Кому: Ивановой Татьяне Федоровне
_____________________________________________________________________________
440018 г. Пенза, 410040 г. Саратов,
ул. Суворова, д.6, кв.20, ул. Посадского, д. 136, кв. 100,
Петрова Ивана Кузьмича Алексеева Николая Борисовича
- Напишите правильно свой домашний адрес. (Взаимопроверка в микро группах, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция)
VII Контроль усвоения изученного и овладение способами действий
1 Работа в группах, исправление ошибок в подписывании конвертов
- Герой, какого рассказа отправил письмо по следующему адресу: На деревню дедушке? Кто автор рассказа? Какие ошибки в оформлении адреса допустил мальчик?
- Каждый день в редакции детских журналов и газет приходят письма от ребят, в которых они рассказывают о своей жизни. Некоторые письма остаются невостребованными. Но почему? Как должен выглядеть адрес на конверте, чтобы почтальон смог в срок доставить корреспонденцию?
г. Москва, ул. Пятницкая,
ул. Чехова, дом 25,
«Трамвай» « Колобок»
- Вы уже знаете, что важно не только написать правильно адрес, но и само письмо.
2 Работа с текстом письма (слайд №7)
- Давайте вместе прочитаем стихотворение Г. Кружкова «Письмо в редакцию». Как вы думаете, правильно ли написано письмо? Какими языковыми средствами достигается юмористический эффект данного послания?
Письмо в редакцию
Нижеподписавшийся
волка повстречал,
вышеупомянутый
громко зарычал.
А вокруг все цветики —
Просто благодать.
По причине этого
Жалко пропадать.
Нижеподписавшийся
Крикнул: «Караул!»
И на полной скорости
К речке драпанул.
Вышеупомянутый
Голодом томим,
В том же направлении
Кинулся за ним.
К счастью, тут охотничек
Мимо проходил,
Каковой впоследствии
Волка застрелил.
Нижеподписавшийся
Просит за спасение
Выразить охотничку
Это поздравление.
(Г. Кружков)
- Какие стили намеренно смешаны в письме?
- Приведите примеры слов и оборотов, относящихся к официально-деловому, разговорному, художественному стилям.
3 Типы писем ( слайд №8, 9, 10)
- Существует два основных типа писем — деловые, официальные, и частные, неофициальные.
Как правило, письмо состоит из трех частей:
1. Зачин.
2. Информационная часть.
3. Концовка.
Письмо начинается приветствием к адресату. Форму обращения определяет отношение между людьми, состоящими в переписке. После приветствия и обращения следует текст письма, в котором может содержаться сообщение, пожелание, благодарность, извинение, жалоба, просьба, приглашение. В конце письма обычно помещают слова прощания и уверения в уважении, дружбе и любви. Информацию, которую вы забыли на писать в письме, можно поместить под знаком РS (Роst Skгiрtum), что означает после написанного»
4 Работа в микро группах
- Перед вами письма великих русских писателей — И.С. Тургенева, А.П. Чехова, Н.В. Гоголя. Прочитайте их. Обратите внимание на структуру этих писем и речевые обороты, используемые в них.
Текст № 1
И.С. Тургенев — Полине Виардо
Спасское, 1868
Кругом было восхитительно красиво; и если вы когда-нибудь приедете в Спасское, я поведу вас к этой скамье. Две великолепные сосны редкой породы растут вплотную друг к другу... посреди хорошенькой лужайки; за ними сквозь свисающие ветви берез виден пруд, или, вернее, спасское озеро... Вы увидите, это очень красиво. Там есть соловьи, которые, к несчастью, больше не поют, малиновки, дрозды, иволги, горлицы, зяблики, щеголята и множество воробьев и ворон; это несмолкаемый гомон, к которому издали примешивается пение перепелов во ржи...
Текст №2
Н. В. Гоголь
Из письма к М.И. Гоголь
1830
Часто наводит на меня тоску мысль, что, может быть, долго еще не удастся мне увидеться с вами. Как бы хотелось мне, хотя на мгновение оторваться от душных стен столицы и подышать хотя на мгновение воздухом деревни! Но неумолимая судьба истребляет даже надежду на то. Как подумаю о будущем лете, теперь даже томительная грусть залегает в душу. Вы помните, я думаю, как я всегда рвался в это время на вольный воздух...
Текст №3
А.С. Киселеву
22 марта. Мелихово
Милый обманщик, если бы ВЫ знали, с каким нетерпением мы ждали Вас, то препятствия, помешавшие ехать к нам, показались бы Вам сушим пустяком. Как Вы нас разочаровали!
Приехав на Лопасню, нужно нанимать ямщика в Мелихово. Цена ямщику 1 р., а 1 р. 25 к. — красная цена. Если же предварительно напишете, то можем выслать своих пегасов, ибо оных имеем и всячески стараемся, чтобы они не ели овса даром. Дорога от станции — 9 верст, все время идет лесом. Оврагов и круч нет, кругом тишь, гладь да божья благодать. Есть одна речка по пути, да и та воробью по колено; говорят, мост есть...
Какая холодная, однако, эта весенняя теплота. Сегодня у нас утром было 8 градусов холода.
Привет всем Вашим и всему милому Бабкину, которое в тысячу раз симпатичнее нашего Мелихова...
До свидания!
Ваш А. Чехов
Текст №4
Письмо И.К. Воробьёва
(оригинал – см. приложение)
5 Составление таблицы ( слайд №11)
— Чтобы вам было легче писать письма, составим таблицу «Структура письма и речевые формулы, используемые в них»
Основные части письма | Содержание | Речевые формулы письма | |
Зачин | 1. Место и дата написания 2. Приветствие З. Обращение | Здравствуйте! Добрый день! Шлю тебе привет! Приветствую тебя! дорогой (милый, любимый, родной мой). Имя и все его формы. Друг, мамочка и т.д. | |
Информацион- ная часть | Основная информация, которую нужно изложить | Хочется сообщить... Я хотел бы рассказать... Вот некоторые новости... Нет ничего нового... Ты спрашиваешь, что у нас нового? | |
Концовка | 1. Итоговые фразы: просьба писать; предположение, что переписка будет регулярной; благодарности; приветы и прощание; уверения в уважении, дружбе, любви 2. Подпись 3. Р$ | С (глубоким, искренним) уважением... Уважающий Вас... Ваш (а, и)... Всегда ваш (а, и) … Любящий тебя... До свидания! До скорого свидания! Всего хорошего! |
6 Правила написания письма
— для того, чтобы друзьям было приятно получать ваши письма, запомните некоторые правила их написания:
— обязательно указывай дату и место написания письма;
— избегай употребления грубых и бранных слов, кличек;
— не употребляй оборотов: «Жду ответа, как соловей лета», « Лети с приветом, вернись с ответом», «Желаю тебе цыганского веселья, кавказского долголетья».
VIII Определение и разъяснение домашнего задания (слайд № 12)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 8 классе "Ты пишешь письмо мне..."
Писание писем – самый распространённый вид речевой деятельности каждого грамотного человека, тренировка в умении связно и чётко излагать свои мысли, передавать чувства....
Учебная презентация к уроку развития речи в 5 классе "Такие разные письма"
Учебная презентация "Такие разные письма" содержит иллюстративный и текстовый материал для вариативного использования на уроках развития речи, риторики в 5 классе. С помощью данного материала можно вы...
Урок развития речи "Сочинение-описание в жанре лирической миниатюры"
Урок развития речи для 5 класса рассчитан на 2 часа. В ходе него даётся понятие о жанре лирической миниатюры, выясняются секреты написания миниатюры, выявляются выразительные средства языка. На уроке ...
Конспект урока развития речи. Описание природы в жанре лирической миниатюры.
Урок разработан в форме творческой мастерской...
Урок развития речи в 5 классе: "Здравствуйте, вам письмо"
Цели: 1. Развитие речи учащихся. 2. Обучение написанию письма. 3. Тренировка навыка создания текста письма....
Урок развития речи в 8 классе «Правила написания письма»
В наше время отмирает эпистолярный жанр. Это грустно не только из-за того, что мы лишаемся литературно-художественных, публицистических свидетельств нашей эпохи, но и просто не умеем общаться друг с д...
Урок развития речи в 6 классе «Как писать письмо?»
Тип урока: деловое сотрудничество (учитель – ученик).Вид урока: развитие речи.Оборудование: рабочие тетради, тетради для творческих работ, толковые словари С.И. Ожегова, мультимедиапроектор...