Урок развития речи. Тема урока: Эпистолярный жанр. Особенности письма.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Литовченко Татьяна Михайловна

Цели урока: познакомить обучающихся с эпистолярным жанром — со структурой письма и его этикетными особенностями; научить выдерживать письмо в одном стиле и в рамках одной тематики; способствовать формированию словарного запаса, определённого на основе содержания языкового минимума эпистолярного жанра; совершенствовать орфоэпические, орфографические и пунктуационные  навыки учащихся в  русской речи в процессе составления текстов. Прививать  интерес к изучению текстов письма. Воспитывать культуру письма.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл epistolyarnyy_zhanr._osobennosti_pisma.docx35.96 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи.

Тема урока:  Эпистолярный жанр. Особенности письма

 

Цели урока: познакомить обучающихся с эпистолярным жанром — со структурой письма и его этикетными особенностями; научить выдерживать письмо в одном стиле и в рамках одной тематики; способствовать формированию словарного запаса, определённого на основе содержания языкового минимума эпистолярного жанра; совершенствовать орфоэпические, орфографические и пунктуационные  навыки учащихся в  русской речи в процессе составления текстов. Прививать  интерес к изучению текстов письма. Воспитывать культуру письма.

Оборудование:  мультимедийный проектор, А. Конан Дойл «Тайна пляшущих человечков», Р. Киплинг «Как было написано письмо», тексты писем для каждой микро группы, словарь В. Даль.

I Организационный момент

II Актуализация знаний 

1. Речевая разминка (слайд № 3)

Письмо

Само

Никуда не пойдет,

Но в ящик его опусти —

Оно пробежит,

Пролетит,

Проплывет

Тысячи верст пути.

Нетрудно письму

Увидеть свет:

Ему

Не нужен билет.

На медные деньги

Объедет мир

Заклеенный пассажир.

(С. Маршак)

— Из какого стихотворения С. Маршака взят этот отрывок? («Почта»)

— Что создает стремительность движения письма? (Глаголы: пробежит, пролетит, проплывет.)

— Расставьте логические ударения в каждой строке и прочитайте отрывок выразительно.

2. Работа в микро группах

    Записать всё, что вы знаете о письме (1-2 мин)

III Постановка целей 

 — Каждому человеку в жизни предстоит отправить немало писем — деловых, поздравительных, личных. Но всегда ли мы знаем, как правильно писать письмо?

Цель нашего урока — познакомиться с эпистолярным жанром и его этикетными особенностями, узнать, в чем разница между деловым и неофициальным письмом.

IV Введение новых знаний и первичное их усвоение

1.Работа со Словарем иностранных слов, нахождение слов и раскрытие их значения: эпистола, эпистолярный, адресат, адрес, адресант.

Эпистола (греч.) — уст. письмо, послание. Эпистолярный (греч.) — свойственный письмам, написанный в форме писем, состоящий из писем.

Адресат (нем.) — получатель, лицо, которому адресовано почтовое отправление, телеграмма.

Адрес (фр.) — местожительство определенного лица или местонахождение учреждения, предприятия, организации и т.д.; обозначение местожительства или местонахождения на почтовом отправлении.

Адресант (нем.) — отправитель, лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление.

- Запомните значение этих слов, с ними нам предстоит работать на уроке.

2   Работа в личных словарях учащихся  (запись новых слов и их значений) (слайд №4)

V Обобщение и систематизация знаний

1 История письма

За несколько тысячелетий существования письменности люди употребляли для письма разнообразные материалы. Они высекали надписи на скалах и каменных плитах, вырезали их на костях, чертили знаки на глиняных дощечках, а позже — на металлических, бронзовых, свинцовых. На юге писали на пальмовых листьях, а в древнем Новгороде в ХII—ХV вв. писали на бересте. Примерно 5 тысяч лет тому назад в качестве материала для письма стали применять папирус — тропический тростник. Позже был найден более прочный и долговечный материал — специально выделанная кожа молодых животных — пергамент, название которому было дано по названию города Пергама в Сирии. Бумага — одно из великих изобретений человечества — сначала, в V в., появилась в Китае, а затем, в ХII—ХVII вв., в государствах Европы.

2. — Знаете ли вы, из чего изготовлялись первые письма? (Из глины, морских ракушек, из веревок различной длины.)

— Несколько позднее появилось пиктографическое письмо, т. е. письмо рисунками.

— Вспомните, разгадка какой детективной истории была связана с письмами в рисунках? (Артур Конан Дойл «Тайна пляшущих человечков».)

Дома вы должны были прочитать сказку известного вам писателя Редьярда Киплинга «Как было написано письмо?».

Объясните:

 Почему смогла произойти такая необычная история с Таффи, которую еще звали «Девочка-которую-нужно-хорошенько отшлепать-за-то-что-она-такая-шалунья»?

Какое великое открытие смогла сделать эта маленькая девочка?

З. Как вы понимаете следующую фразу:  Написать письмо — это только полдела, нужно еще уметь его прочитать»?

- Прошло время, и люди научились писать и посылать друг другу письма при помощи почтальонов, которые сначала ходили пешком, перемещались на ходулях, потому что на улицах старинных городов была непролазная грязь, затем ездили в специальных почтовых каретах в европейских странах и на ямских тройках в России.

VI Оперирование знаниями и овладение способами деятельности в новой ситуации

 - Для того чтобы письмо дошло до адресата, очень важно, чтобы адрес на конверте был написан правильно.

- Что такое индекс? Знаете ли вы, что обозначают шесть цифр, входящих в него? (Первые три обозначают область, город, три другие — почтовое отделение.)

- Каков порядок написания адреса в нашей стране?

- Теперь запишем памятку по правильному оформлению адреса (памятка, слайд №5)

1. Город или другой населенный пункт.

2. Область, район.

3. Улица (площадь, проспект, переулок).

4. Дом №, корпус №, квартира №.

5. Фамилия, имя, отчество адресата.

- Помните, что фамилия, имя, отчество адресата должны употребляться в дательном падеже, а адресанта — в родительном падеже.

Если письмо адресовано семье, то фамилия ставится во множественном числе.

Обратите внимание на знаки препинания при написании адреса. (Образец написания адреса, слайд №6)

Куда:  Пашково                                                   Куда: г. Пенза,

Пензенской обл.,                                                   ул. Суворова, д.6, кв. 20.

Земетчинского района,                                       Кому: Никулину Петру Ивановичу

ул. Чехова, д.20, кв.1.        

Кому: Ивановой Татьяне Федоровне

_____________________________________________________________________________

                                       

440018 г. Пенза,                                                    410040 г. Саратов,

ул. Суворова, д.6, кв.20,                                       ул. Посадского, д. 136, кв. 100,

Петрова Ивана Кузьмича                                        Алексеева Николая  Борисовича

- Напишите правильно свой домашний адрес. (Взаимопроверка в микро группах, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция)

VII Контроль усвоения изученного и овладение способами действий

1 Работа в группах, исправление ошибок в подписывании конвертов

 - Герой, какого рассказа отправил письмо по следующему адресу:  На деревню дедушке?  Кто автор рассказа? Какие ошибки в оформлении адреса допустил мальчик?

- Каждый день в редакции детских журналов и газет приходят письма от ребят, в которых они рассказывают о своей жизни. Некоторые письма остаются невостребованными. Но почему? Как должен выглядеть адрес на конверте, чтобы почтальон смог в срок доставить корреспонденцию?

г. Москва,                                                            ул. Пятницкая,

ул. Чехова,                                                        дом 25,

«Трамвай»                                                        « Колобок»

- Вы уже знаете, что важно не только написать правильно адрес, но и само письмо.

2 Работа с текстом письма (слайд №7)

- Давайте вместе прочитаем стихотворение Г. Кружкова «Письмо в редакцию». Как вы думаете, правильно ли написано письмо? Какими языковыми средствами достигается юмористический эффект данного послания?

Письмо в редакцию

Нижеподписавшийся

волка повстречал,

вышеупомянутый

громко зарычал.

А вокруг все цветики —

 Просто благодать.

По причине этого

Жалко пропадать.

Нижеподписавшийся

Крикнул: «Караул!»

И на полной скорости

К речке драпанул.

Вышеупомянутый

Голодом томим,

В том же направлении

Кинулся за ним.

К счастью, тут охотничек

Мимо проходил,

Каковой впоследствии

Волка застрелил.

Нижеподписавшийся

Просит за спасение

Выразить охотничку

Это поздравление.

(Г. Кружков)

- Какие стили намеренно смешаны в письме?

- Приведите примеры слов и оборотов, относящихся к официально-деловому, разговорному, художественному стилям.

3 Типы писем ( слайд №8, 9, 10)

 - Существует два основных типа писем — деловые, официальные, и частные, неофициальные.

Как правило, письмо состоит из трех частей:

1. Зачин.

2. Информационная часть.

3. Концовка.

Письмо начинается приветствием к адресату. Форму обращения определяет отношение между людьми, состоящими в переписке. После приветствия и обращения следует текст письма, в котором может содержаться сообщение, пожелание, благодарность, извинение, жалоба, просьба, приглашение. В конце письма обычно помещают слова прощания и уверения в уважении, дружбе и любви. Информацию, которую вы забыли на писать в письме, можно поместить под знаком РS (Роst  Skгiрtum), что означает после написанного»

4 Работа в микро группах

 - Перед вами письма великих русских писателей — И.С. Тургенева, А.П. Чехова, Н.В. Гоголя. Прочитайте их. Обратите внимание на структуру этих писем и речевые обороты, используемые в них.

Текст № 1

И.С. Тургенев — Полине Виардо

Спасское, 1868

Кругом было восхитительно красиво; и если вы когда-нибудь приедете в Спасское, я поведу вас к этой скамье. Две  великолепные сосны редкой породы растут вплотную друг к другу... посреди хорошенькой лужайки; за ними сквозь свисающие ветви берез виден пруд, или, вернее, спасское озеро... Вы увидите, это очень красиво. Там есть соловьи, которые, к несчастью, больше не поют, малиновки, дрозды, иволги, горлицы, зяблики, щеголята и множество воробьев и ворон; это несмолкаемый гомон, к которому издали примешивается пение перепелов во ржи...

Текст №2

Н. В.  Гоголь

Из письма к М.И. Гоголь

1830

Часто наводит на меня тоску мысль, что, может быть, долго еще не удастся мне увидеться с вами. Как бы хотелось мне, хотя на мгновение оторваться от душных стен столицы и подышать хотя на мгновение воздухом деревни! Но неумолимая судьба истребляет даже надежду на то. Как подумаю о будущем лете, теперь даже томительная грусть  залегает в душу. Вы помните, я думаю, как я всегда рвался в это время на вольный воздух...

Текст №3

А.С. Киселеву

22 марта. Мелихово

Милый обманщик, если бы ВЫ знали, с каким нетерпением мы ждали Вас, то препятствия, помешавшие ехать к нам, показались бы Вам сушим пустяком. Как Вы нас разочаровали!

Приехав на Лопасню, нужно нанимать ямщика в Мелихово. Цена ямщику 1 р., а 1 р. 25 к. — красная цена. Если же предварительно напишете, то можем выслать своих пегасов, ибо оных имеем и всячески стараемся, чтобы они не ели овса даром. Дорога  от станции — 9 верст, все время идет лесом. Оврагов и круч нет, кругом тишь, гладь да божья благодать. Есть одна речка по пути, да и та воробью по колено; говорят, мост есть...

Какая холодная, однако, эта весенняя теплота. Сегодня у нас утром было 8 градусов холода.

Привет всем Вашим и всему милому Бабкину, которое в тысячу раз симпатичнее нашего Мелихова...

До  свидания!

Ваш А. Чехов

Текст №4

Письмо И.К. Воробьёва

(оригинал – см. приложение)                                                                                                                                                                                                                                

5 Составление таблицы  ( слайд №11)

 — Чтобы вам было легче писать письма, составим таблицу «Структура письма и речевые формулы, используемые в них»

Основные

части письма

Содержание

Речевые формулы письма

Зачин

1. Место и дата написания

2. Приветствие

З. Обращение

Здравствуйте! Добрый  день! Шлю тебе привет! Приветствую тебя! дорогой  (милый, любимый, родной мой). Имя и все его формы. Друг, мамочка и т.д.

Информацион-

ная

часть

Основная информация, которую нужно изложить

Хочется сообщить...

Я хотел бы рассказать...

Вот некоторые новости...

Нет ничего нового...

 Ты спрашиваешь, что у нас

 нового?

Концовка

1. Итоговые фразы:

просьба писать; предположение, что переписка будет регулярной; благодарности;

приветы и прощание; уверения в уважении, дружбе, любви

2. Подпись

3. Р$

С (глубоким, искренним)

 уважением...

Уважающий Вас...

 Ваш (а, и)...

Всегда ваш (а, и) …

Любящий тебя...

До  свидания! До скорого свидания! Всего хорошего!

6 Правила написания письма

 — для  того, чтобы друзьям было приятно получать ваши письма, запомните некоторые правила их написания:

— обязательно указывай дату и место написания письма;

— избегай употребления грубых и бранных слов, кличек;

— не употребляй оборотов: «Жду ответа, как соловей лета», « Лети с приветом, вернись с ответом», «Желаю тебе цыганского веселья, кавказского долголетья».

 VIII Определение и разъяснение домашнего задания (слайд № 12)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 8 классе "Ты пишешь письмо мне..."

Писание писем – самый распространённый вид речевой деятельности каждого грамотного человека, тренировка в умении связно и чётко излагать свои мысли, передавать чувства....

Учебная презентация к уроку развития речи в 5 классе "Такие разные письма"

Учебная презентация "Такие разные письма" содержит иллюстративный и текстовый материал для вариативного использования на уроках развития речи, риторики в 5 классе. С помощью данного материала можно вы...

Урок развития речи "Сочинение-описание в жанре лирической миниатюры"

Урок развития речи для 5 класса рассчитан на 2 часа. В ходе него даётся понятие о жанре лирической миниатюры, выясняются секреты написания миниатюры, выявляются выразительные средства языка. На уроке ...

Урок развития речи в 5 классе: "Здравствуйте, вам письмо"

Цели: 1. Развитие речи учащихся.     2. Обучение написанию письма.     3. Тренировка навыка создания текста письма....

Урок развития речи в 8 классе «Правила написания письма»

В наше время отмирает эпистолярный жанр. Это грустно не только из-за того, что мы лишаемся литературно-художественных, публицистических свидетельств нашей эпохи, но и просто не умеем общаться друг с д...

Урок развития речи в 6 классе «Как писать письмо?»

Тип урока: деловое сотрудничество (учитель – ученик).Вид урока: развитие речи.Оборудование: рабочие тетради, тетради для творческих работ, толковые словари С.И. Ожегова, мультимедиапроектор...