Урок по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку по теме
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого урока по русскому языку
Обобщающий урок по теме: «Главные члены предложения»
Цели урока: закрепить и систематизировать знания по теме «Главные члены предложения», умение определять подлежащее и сказуемое; способствовать формированию умения применять теоретические знания на практике, логично и последовательно излагать свою мысль; способности к самопознанию, контролю; воспитывать любовь к родному краю; способствовать формированию интереса к предмету, уверенности в своих силах, желания добиться больших результатов;
Тип урока: обобщение и систематизация полученных знаний
Средства обучения: таксономия Блума, ТРО
Ход урока:
І Организационный момент. Психологический настрой.
- Ребята, сейчас мы выполним упражнение «Барометр настроения», с целью определения вашего настроения. Сначала дайте толкование слова «барометр» (ответы уч-ся). Молодцы, итак начнем. Чем ближе руки будут соприкасаться друг с другом, тем хуже ваше настроение. Чем шире расстояние между рук, тем лучше ваше настроение. Покажите, пожалуйста, какое сейчас у вас настроение. Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.
ІІ Целеполагание. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний
- Сегодня на уроке мы закрепим знания по теме «Главные члены предложения»
- Скажите, какие цели урока вы поставите перед собой?
- Чтобы закрепить свои знания и умения мы постараемся подняться по шести ступенькам. На каждой ступеньке нас ожидает определенное задание. Чтобы подняться на новую ступеньку мы должны правильно выполнить задание. Сегодня мы будем работать по маршрутному листу.
По мере выполнения заданий вы будете отмечать баллы в индивидуальном оценочном листе.
Будем подниматься по лесенке вверх от легкого к сложному.
Итак, 1 ступенька – Знание
На данном этапе мы определим, на сколько вы усвоили изученный материал, и предлагаю вам игру «Мнемотурнир». Работаем в парах. Я предлагаю вам 3 вопроса. Проверьте себя по эталону и оцените согласно критериев. Запишите свои баллы в оценочный лист.
№ зад. | Незаконченное предложение | Ответы | Степень уверенности | Оценка прав. |
3 | І) … обычно выражается … или … в именительном падеже. ІІ) … обычно выражается … | І) 1)__________________ 2)____________________ 3)____________________ ІІ)1)__________________ 2)____________________ | ||
2 | І) …. – это главный член предложения, который отвечает на вопросы… или … ІІ) … связано с … и отвечает на вопросы: … предмет? … предмет? или … предмет? | І) 1)__________________ 2)____________________ 3)____________________ ІІ)1)__________________ 2)____________________ 3)____________________ 4)____________________ 5)____________________ | ||
1 | Главные члены предложения …и …. | 1)_________________ 2)_________________ |
2 ступенька – Понимание
На данном этапе мы повторим изученные понятия, а именно правильно определять главные члены предложения. Работаем индивидуально. Я предлагаю вам текст с разноуровневыми заданиями. Ваша задача выполнить задания от простого к сложному. Далее осуществить самопроверку и записать свои баллы в оценочный лист.
3 ступенька – Применение
На данном этапе мы закрепим изученные понятия и применим теоретические знания на практике. Вам предлагаются разноуровневые задания. Ваша задача выполнить задания от простого к сложному. Далее осуществить самопроверку и записать свои баллы в оценочный лист.
4 ступенька – Анализ
На данном этапе мы закрепим способы выражения главных членов предложения. Далее осуществим самопроверку. Запишите свои баллы в оценочный лист.
5 ступенька – Синтез
Составить синквейн для каждого варианта разное слово. Оцените себя согласно критериям и результат отразите в оценочном листе.
6 ступенька – Оценка
На последнем этапе мы подсчитываем баллы, которые вы получали в течение урока, и соотнесите их с оценкой. Чтобы подвести итог урока я предлагаю вам игру «Шкала мнений».
7. Подведение итогов урока. До свидания!
Таксономическая карта к уроку по теме:
«Главные члены предложения» - 5 класс
Название этапа | Задания | Баллы | Уровни заданий |
З Н А Н И Е | Микроцель: повторить знания, необходимые для закрепления данной темы Метод – поисковый Форма обучения- индивидуальная Баллы – 5 Время – 5 мин. Система- ученик- ученик | ||
Мнемотурнир. | 5 | Выполнить задание №3 | |
4 | Выполнить задание №2 | ||
3 | Выполнить задание №1 | ||
П О Н И М А Н И Е | Микроцель:1) Знания - повторить изученные понятия, 2) Умения – правильно определять главные члены предложения Метод – проблемно-поисковый Время: 7 мин. Форма обучения: индивидуальная Баллы: 5 Система- ученик- текст | ||
Выборочный диктант Ожила земля. Радует нас чудное пение птиц. Быстро кружат в воздухе ласточки. На лету они пьют воду, ловят мошек. Я люблю смотреть на птиц.
| 5 | Спиши. Подчеркни главные члены предложения. Укажи, чем выражены главные члены предложения? | |
4 | Спиши. Подчеркни главные члены предложения. Поставь к ним вопрос. | ||
3 | Спиши. Подчеркни главные члены предложения. | ||
П Р И М Е Н Е Н И Е | Микроцель:1) Знания – закрепить способы выражения главных членов предложения. 2) Умения – применять теоретические знания на практике. Метод – проблемно-поисковый Время:15 мин. Форма обучения: индивидуально-дифференцированная Баллы: 5 Система- ученик- текст | ||
Творческий диктант Пришла, зазеленела, прилетели, запели. | 5 | Составь и запиши три-четыре предложения о весне, используя данные слова. Подчеркни главные члены предложения. Обозначь, чем они выражены | |
… весна. Подул теплый … … первые цветы. Громче зазвенели … Слова для справок: ручьи, наступила, зацвели, ветер. | 4 | Спиши, вставляя пропущенные слова. Подчеркни главные члены предложения. Обозначь, чем они выражены | |
Высоко на старой березе сидел любопытный скворец. Он с интересом наблюдал за детьми под деревом. | 3 | Спиши. Подчеркни главные члены предложения. | |
А Н А Л И З | Микроцель:1) Знания – закрепить способы выражения главных членов предложения 2) Умения – правильно определять грамматическую основу Метод – проблемно-поисковый Время:5 мин. Форма обучения: индивидуальная Баллы: 5 Система- ученик- текст | ||
Распределительный диктант Вот так весна выдалась в Казахстане. Пришли щедрые, тёплые дожди. В небе медленно плыли груды облаков. Они посылали людям свежесть и спасительную тень | 5 | Выполнить задание №3 | |
4 | Выполнить задание №2 | ||
3 | Выполнить задание №1 | ||
С И Н Т Е З | Микроцель:1) Знания – систематизировать знания о главных членах предложения 2) Умения – раскрывать тему через составления синквейна. Метод – творческий Время: 8мин. Форма обучения: индивидуальная Баллы: 5 Система- ученик- памятка | ||
Составьте «Синквейн» | 5б. – если соблюдены пять пунктов; 4б. – 4 пункта; 3б. – 3 пункта; и т.д. | Задания по вариантам 1вар. – подлежащее 2 вар.- сказуемое | |
О Ц Е Н К А | Микроцель: обобщить знания по теме Метод – интерактивный Время: 3 мин. Форма обучения: коллективная игра Баллы: 5 Система- ученик- игровой бланк | ||
Игра «Шкала мнений» - Играют ли важную роль главные члены предложения в нашей речи? - Нужно ли изучать главные члены предложения? (Почему?) - Довольно ли вы своими знаниями? (Учащиеся аргументируют свои мнения. Потом учитель собирает общее мнение класса ) | Критерии: 23-25б. – «5» 18-22б. – «4» 13-17б.– «3» 12 и меньше – «2» | В О П Р О С Ы
нет может да быть (конечно) |
Таксономическая карта к уроку по теме:
«Главные члены предложения» - 5 класс
Название этапа | Задания | Баллы | Уровни заданий |
З Н А Н И Е | Мнемотурнир. | ||
5 | Выполнить задание №3 | ||
4 | Выполнить задание №2 | ||
3 | Выполнить задание №1 | ||
П О Н И М А Н И Е |
| ||
Выборочный диктант Ожила земля. Радует нас чудное пение птиц. Быстро кружат в воздухе ласточки. На лету они пьют воду, ловят мошек. Я люблю смотреть на птиц.
| 5 | Спиши. Подчеркни главные члены предложения. Укажи, чем выражены главные члены предложения? | |
4 | Спиши. Подчеркни главные члены предложения. Поставь к ним вопрос. | ||
3 | Спиши. Подчеркни главные члены предложения. | ||
П Р И М Е Н Е Н И Е | |||
Творческий диктант Пришла, зазеленела, прилетели, запели. | 5 | Составь и запиши три-четыре предложения о весне, используя данные слова. Подчеркни главные члены предложения. Обозначь, чем они выражены | |
… весна. Подул теплый … … первые цветы. Громче зазвенели … Слова для справок: ручьи, наступила, зацвели, ветер. | 4 | Спиши, вставляя пропущенные слова. Подчеркни главные члены предложения. Обозначь, чем они выражены | |
Высоко на старой березе сидел любопытный скворец. Он с интересом наблюдал за детьми под деревом. | 3 | Спиши. Подчеркни главные члены предложения. | |
А Н А Л И З | |||
Распределительный диктант Вот так весна выдалась в Казахстане. Пришли щедрые, тёплые дожди. В небе медленно плыли груды облаков. Они посылали людям свежесть и спасительную тен | 5 | Выполнить задание №3 | |
4 | Выполнить задание №2 | ||
3 | Выполнить задание №1 | ||
С И Н Т Е З | |||
Составьте «Синквейн» | 5б. – если соблюдены пять пунктов; 4б. – 4 пункта; 3б. – 3 пункта; и т.д. | Задания по вариантам 1вар. – подлежащее 2 вар.- сказуемое | |
О Ц Е Н К А | |||
Игра «Шкала мнений» - Играют ли важную роль главные члены предложения в нашей речи? - Нужно ли изучать главные члены предложения? (Почему?) - Довольно ли вы своими знаниями? (Учащиеся аргументируют свои мнения. Потом учитель собирает общее мнение класса ) | Критерии: 23-25б. – «5» 18-22б. – «4» 13-17б.– «3» 12 и меньше – «2» | В О П Р О С Ы нет может да быть (конечно) |
Таксономическая карта к уроку по теме:
«Главные члены предложения» - 5 класс
Название этапа | Задания | Баллы | Уровни заданий |
З Н А Н И Е | Время – 5 мин. | ||
Мнемотурнир. (Работа в парах) | Критерии: 5б. – 5 в 4б. – 4 в. 3б. – 3 в. 2б. – 2 в. 1б. – 1 в. | Задания одинакового уровня | |
П О Н И М А Н И Е | Время: 7 мин | ||
Выборочный диктант Птицы Деревья освободились от снежного плена. Показалось солнце. Ожила земля. Радует нас чудное пение птиц. Быстро кружат в воздухе ласточки. На лету они пьют воду, ловят мошек. Я люблю смотреть на птиц.
| 5 | Спиши. Подчеркни главные члены предложения. Укажи, чем выражены главные члены предложения? | |
4 | Спиши. Подчеркни главные члены предложения. Поставь к ним вопрос. | ||
3 | Спиши. Подчеркни главные члены предложения. | ||
П Р И М Е Н Е Н И Е | Время:15 мин. | ||
Творческий диктант Пришла, зазеленела, прилетели, запели. | 5 | Составь и запиши три-четыре предложения о весне, используя данные слова. Подчеркни главные члены предложения. Обозначь, чем они выражены | |
… весна. Подул теплый … … первые цветы. Громче зазвенели … Слова для справок: ручьи, наступила, зацвели, ветер. | 4 | Спиши, вставляя пропущенные слова. Подчеркни главные члены предложения. Обозначь, чем они выражены | |
Высоко на старой березе сидел любопытный скворец. Он с интересом наблюдал за детьми под деревом. | 3 | Спиши. Подчеркни главные члены предложения. | |
А Н А Л И З | Время: 5 мин. | ||
Распределительный диктант Распредели слова: 1) Слова, обозначающие предмет 2) Слова, обозначающие действие предмета Пришел весенний месяц март. Светит яркое солнце. Вот-вот зажурчат веселые ручьи. | Критерии: 5б. – 6 слов 4б. – 5 слов 3б.-4-3 слов 2б.-2-1 слов | Задания одинакового уровня | |
С И Н Т Е З | Время: 8мин. | ||
Составьте «Синквейн» | 5б. – если соблюдены пять пунктов; 4б. – 4 пункта; 3б. – 3 пункта; и т.д. | Задания по вариантам 1вар. – подлежащее 2 вар.- сказуемое | |
О Ц Е Н К А | Время: 3 мин. | ||
Игра «Шкала мнений» - Играют ли важную роль главные члены предложения в нашей речи? - Нужно ли изучать главные члены предложения? (Почему?) - Довольно ли вы своими знаниями? (Учащиеся аргументируют свои мнения. Потом учитель собирает общее мнение класса ) | Критерии: 23-25б. – «5» 18-22б. – «4» 13-17б.– «3» 12 и меньше – «2» | В О П Р О С Ы
нет может да быть (конечно) |
№ воп. | Незаконченное предложение | Ответы |
3 | І) … обычно выражается … или … в именительном падеже. ІІ) … обычно выражается … | І) 1)__Подлежащее_________ 2)___существительным__________ 3)_________местоимением_______ ІІ)1)___Сказуемое_______________ 2)_____глаголом_______________ |
2 | І) …. – это главный член предложения, который отвечает на вопросы… или … ІІ) … связано с … и отвечает на вопросы: … предмет? … предмет? или … предмет? | І) 1)___Подлежащее_______________ 2)________Кто?____________ 3)____________Что?________ ІІ)1)______________Сказуемое 2)_____подлежащим_______________ 3)___Что делает_________________ 4)_____Что сделал_______________ 5)________Что будет делать____________ |
1 | Главные члены предложения …и …. | 1)___Подлежащее______________ 2)______________Сказуемое___ |
№ воп. | Незаконченное предложение | Ответы |
3 | І) … обычно выражается … или … в именительном падеже. ІІ) … обычно выражается … | І) 1)__Подлежащее_________ 2)___существительным__________ 3)_________местоимением_______ ІІ)1)___Сказуемое_______________ 2)_____глаголом_______________ |
2 | І) …. – это главный член предложения, который отвечает на вопросы… или … ІІ) … связано с … и отвечает на вопросы: … предмет? … предмет? или … предмет? | І) 1)___Подлежащее_______________ 2)________Кто?____________ 3)____________Что?________ ІІ)1)______________Сказуемое 2)_____подлежащим_______________ 3)___Что делает_________________ 4)_____Что сделал_______________ 5)________Что будет делать____________ |
1 | Главные члены предложения …и …. | 1)___Подлежащее______________ 2)______________Сказуемое___ |
№ зад | Задания | ||
3. | Способы выражения | ||
Сущ. в им. | Мест. в им. | Глагол | |
весна дожди Облака | они | выдалась пришли плыли посылали | |
2. | Существительные | Отметьте + , те которые являются подлежащим | |
Весна Казахстане дожди облака людям свежесть тень | + + + | ||
1. | Подлежащее | Сказуемое | |
Весна дожди облака они | Выдалась пришли плыли посылали |
№ зад | Задания | ||
3. | Способы выражения | ||
Сущ. в им. | Мест. в им. | Глагол | |
весна дожди Облака | они | выдалась пришли плыли посылали | |
2. | Существительные | Отметьте + , те которые являются подлежащим | |
Весна Казахстане дожди облака людям свежесть тень | + + + | ||
1. | Подлежащее | Сказуемое | |
Весна дожди облака они | Выдалась пришли плыли посылали |
5 | Ожила(гл) земля (сущ), радует (гл) пение(сущ), кружат (гл) ласточки (сущ), они (мест) пьют (гл), они(мест) ловят(гл), я (мест) люблю (гл). |
4 | Ожила( что сделала?) земля (что?), радует (что делает?) пение(что?),, кружат (что делают?) ласточки (кто?), они (кто?) пьют (что делают?), они(кто?) ловят(что делают?), я (кто?) люблю (что делаю?). |
3 | Ожила земля, радует пение, кружат ласточки, они пьют, они ловят, я люблю. |
5 | Ожила(гл) земля (сущ), радует (гл) пение(сущ), кружат (гл) ласточки (сущ), они (мест) пьют (гл), они(мест) ловят(гл), я (мест) люблю (гл). |
4 | Ожила( что сделала?) земля (что?), радует (что делает?) пение(что?),, кружат (что делают?) ласточки (кто?), они (кто?) пьют (что делают?), они(кто?) ловят(что делают?), я (кто?) люблю (что делаю?). |
3 | Ожила земля, радует пение, кружат ласточки, они пьют, они ловят, я люблю. |
5 | Ожила(гл) земля (сущ), радует (гл) пение(сущ), кружат (гл) ласточки (сущ), они (мест) пьют (гл), они(мест) ловят(гл), я (мест) люблю (гл). |
4 | Ожила( что сделала?) земля (что?), радует (что делает?) пение(что?),, кружат (что делают?) ласточки (кто?), они (кто?) пьют (что делают?), они(кто?) ловят(что делают?), я (кто?) люблю (что делаю?). |
3 | Ожила земля, радует пение, кружат ласточки, они пьют, они ловят, я люблю. |
5 | Ожила(гл) земля (сущ), радует (гл) пение(сущ), кружат (гл) ласточки (сущ), они (мест) пьют (гл), они(мест) ловят(гл), я (мест) люблю (гл). |
4 | Ожила( что сделала?) земля (что?), радует (что делает?) пение(что?),, кружат (что делают?) ласточки (кто?), они (кто?) пьют (что делают?), они(кто?) ловят(что делают?), я (кто?) люблю (что делаю?). |
3 | Ожила земля, радует пение, кружат ласточки, они пьют, они ловят, я люблю. |
5 | Ожила(гл) земля (сущ), радует (гл) пение(сущ), кружат (гл) ласточки (сущ), они (мест) пьют (гл), они(мест) ловят(гл), я (мест) люблю (гл). |
4 | Ожила( что сделала?) земля (что?), радует (что делает?) пение(что?),, кружат (что делают?) ласточки (кто?), они (кто?) пьют (что делают?), они(кто?) ловят(что делают?), я (кто?) люблю (что делаю?). |
3 | Ожила земля, радует пение, кружат ласточки, они пьют, они ловят, я люблю. |
5 | Пришла(гл) весна.(сущ). Зазеленела(гл) трава.(сущ). Прилетели(гл)птицы.(сущ) Запели(гл) соловьи.(сущ) |
4 | Наступила (гл) весна.(сущ) Подул(гл) теплый ветер. .(сущ) Зацвели (гл) первые цветы.(сущ). Громче зазвенели(гл) ручьи. .(сущ)
|
3 | Высоко на старой березе сидел любопытный скворец. Он с интересом наблюдал за детьми под деревом. |
5 | Пришла(гл) весна.(сущ). Зазеленела(гл) трава.(сущ). Прилетели(гл)птицы.(сущ) Запели(гл) соловьи.(сущ) |
4 | Наступила (гл) весна.(сущ) Подул(гл) теплый ветер. .(сущ) Зацвели (гл) первые цветы.(сущ). Громче зазвенели(гл) ручьи. .(сущ)
|
3 | Высоко на старой березе сидел любопытный скворец. Он с интересом наблюдал за детьми под деревом. |
5 | Пришла(гл) весна.(сущ). Зазеленела(гл) трава.(сущ). Прилетели(гл)птицы.(сущ) Запели(гл) соловьи.(сущ) |
4 | Наступила (гл) весна.(сущ) Подул(гл) теплый ветер. .(сущ) Зацвели (гл) первые цветы.(сущ). Громче зазвенели(гл) ручьи. .(сущ)
|
3 | Высоко на старой березе сидел любопытный скворец. Он с интересом наблюдал за детьми под деревом. |
5 | Пришла(гл) весна.(сущ). Зазеленела(гл) трава.(сущ). Прилетели(гл)птицы.(сущ) Запели(гл) соловьи.(сущ) |
4 | Наступила (гл) весна.(сущ) Подул(гл) теплый ветер. .(сущ) Зацвели (гл) первые цветы.(сущ). Громче зазвенели(гл) ручьи. .(сущ)
|
3 | Высоко на старой березе сидел любопытный скворец. Он с интересом наблюдал за детьми под деревом. |
5 | Пришла(гл) весна.(сущ). Зазеленела(гл) трава.(сущ). Прилетели(гл)птицы.(сущ) Запели(гл) соловьи.(сущ) |
4 | Наступила (гл) весна.(сущ) Подул(гл) теплый ветер. .(сущ) Зацвели (гл) первые цветы.(сущ). Громче зазвенели(гл) ручьи. .(сущ)
|
3 | Высоко на старой березе сидел любопытный скворец. Он с интересом наблюдал за детьми под деревом. |
І Организационный момент. Психологический настрой.
- Ребята, сейчас мы выполним упражнение «Барометр настроения», с целью определения вашего настроения. Сначала дайте толкование слова «барометр» (ответы уч-ся). Молодцы, итак начнем. Чем ближе руки будут соприкасаться друг с другом, тем хуже ваше настроение. Чем шире расстояние между рук, тем лучше ваше настроение. Покажите, пожалуйста, какое сейчас у вас настроение. Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Обобщающий урок-игра по русскому языку по теме «Глагол».
Тип урока - нестандартный, групповая игра "Знатоки"....
Урок по русскому языку. « Язык словами силен, или тайны русского слова» (Урок- путешествие с применением игровых форм для систематизации и обобщения знаний по теме «Причастие »)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средн...
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
Урок по русскому языку: Русский язык – один из развитых языков мира
Урок вводно-ознакомительный, направлен на расширение представления о русском языке, еего силе и возможностях....
Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"
Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...